Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система платежей в области природопользованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В систему платежей в области природопользования в России включаются: 1) платежи за пользование ресурсами; - за воспроизводство и охрану природных ресурсов (осуществляемых государством или специализированными организациями); - платежи за загрязнение окружающей природной среды; - компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества. Платежи за природные ресурсы - это денежное возмещение общественных затрат на изыскание, сохранение, восстановление используемого природного ресурса. Они имеют двойственную роль. 1. Уровень платежей за природные ресурсы должен взаимодействовать с рыночными ценами на ресурс и реагировать на изменение конъюнктуры рынка, т. е. подчиняться закону спроса и предложения, или соответствовать кадастровым оценкам ресурсов. 2. Платежи за пользование природными ресурсами должны служить эффективным рычагом управления и способствовать целям ресурсосбережения и охраны окружающей среды. То есть на рыночном уровне установление размера платы должно учитывать экологические и экономические результаты использования природных ресурсов в этих регионах. Плата за природные ресурсы устанавливается на основе их экономической оценки. Современная система платежей за природные ресурсы начала формироваться в 1970-е годы. В числе первых появились такие элементы, как «попенная плата» в лесной промышленности, плата за водные и земельные ресурсы. В это же время стали применяться штрафные санкции за нерациональное использование ресурсов. Принцип платности использования ресурсов был закреплен как основополагающий в Законе «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г. Платное природопользование было введено с целью рационального и комплексного использования природных ресурсов; улучшения охраны окружающей среды; выравнивания социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов; формирования специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов. Основными факторами формирования платы за природные ресурсы являются отношения собственности на природные ресурсы, издержки на их воспроизводство и рентообразующий характер использования природных ресурсов.
Система платежей за природные ресурсы подразумевает: виды и формы платы, методы определения размера отдельных видов (форм) платы, порядок установления, изъятия и использования платы Выделяют следующие различные по своей экономической природе виды платы за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные ресурсы и др.): за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плательщиками являются предприятия, объединения, организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности. Плата за право пользования природными ресурсами - это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом. Взимается в составе налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством. Базовые нормативы платы устанавливаются государственными органами управления в виде отчислений из стоимости ежегодного нормативного объема добычи (изъятия) природных ресурсов и части дополнительной прибыли, полученной при использовании относительно лучших по качеству и местоположению источников природных ресурсов. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы (т. е. платежи за природные ресурсы являются налогами) и регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации (2001г.). Кроме того, платежи за природные ресурсы регламентируются следующими законами: «Водный кодекс Российской Федерации», «Лесной кодекс Российской Федерации», «О плате за пользование водными объектами», «О плате за землю», «О недрах», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О животном мире», «О соглашениях о разделе продукции» и др., а также постановлениями Правительства России, нормативными актами Министерства по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов. Плата за нерациональное использование природных ресурсов - это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования. Нормативы штрафной платы устанавливаются в кратном размере исходя из величины недополученной прибыли.
Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов - компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платы является формой возмещения затрат на осуществление этой деятельности. При определении размеров данного вида платежей обходимо учитывать затраты на воспроизводство природного ресурса, организацию системы контроля и мониторинга состояния природного ресурса, особенности охраны конкретных видов природных ресурсов от отрицательных последствий хозяйственной деятельности. Нормативы платы определяются по возобновимым природным ресурсам исходя из затрат на их восстановление и охрану, по невозобновимым ресурсам - на основе подсчета затрат на их выявление оценку и подготовку к использованию. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции. В современных условиях плата за природные ресурсы выполняет фискальную и воспроизводственную функции. Платежи за природные ресурсы распределяются между всеми уровнями управления: федеральным, субъектами Федерации и местными органами. Пропорции при распределении платежей устанавливаются в зависимости от договоренностей, социально-экономических и природных условий территории. В последние годы проявилась тенденция к агрегированию, укрупнению платежей за природные ресурсы путем объединения принципиально различных видов (платы за право пользования, платы за воспроизводство и охрану, рентной платы) в один вид - плату за пользование без ее структуризации в целях последующего обоснованного распределения между бюджетами разных уровней. Платежи за загрязнение окружающей среды в экономическом отношении представляют собой особый вид налогообложения. Это форма денежного возмещения экономического ущерба от загрязнения компонентов природной среды. Однако нельзя рассматривать плату за загрязнение как полную компенсацию наносимого экологического ущерба т.к. не определена полностью величина ущерба от загрязнения, поэтому полный экономический ущерб от загрязнения окружающей среды всегда больше платежей за загрязнение; внесение платежей не освобождает хозяйствующего субъекта от возмещения причиненного ущерба. Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования. В основе современной системы платежей лежат методика определения экономической эффективности природоохранных мероприятий, оценка экономического ущерба и методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства. Согласно этим документам рассматривались два методических подхода к расчету платы: - плату определяют исходя из расчета суммы полного экономического ущерба, нанесенного в результате загрязнения окружающей среде (либо ущерба, нанесенного только в результате превышения установленных нормативов);
- плата включает затраты на осуществление природоохранных мероприятий. Поскольку определение экономического ущерба сопряжено с рядом методических трудностей, предпочтение отдавалось второму подходу. В 1990 г. началось проведение экономического эксперимента по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования. При этом ставились следующие цели: - отработать методические подходы к определению размеров и порядок взимания платы за загрязнение окружающей среды; - определить фактические размеры платежей за загрязнение; - установить источники выплат и направления расходования собранных средств. В результате была создана система внебюджетных экологических фондов, которые аккумулировали средства от поступления платежей. Предприятия стали утверждать нормативы воздействия на окружающую среду - ПДВ (ПДС), а также находить средства на проведение природоохранных мероприятий. В 1992 г. вступил в действие Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», который закрепил введение платы за загрязнение и другие виды воздействия: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов. Следующий этап развития экономического механизма введения платежей за загрязнение связан с утверждением нормативов платы выбросы загрязняющих веществ. В методике определения нормативов платы были заложены следующие принципы: - плата должна носить единый межотраслевой характер (вне зависимости от отраслевой принадлежности предприятия); - плата зависит от массы и состава выбросов; - плата вносится за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах; - при оплате учитывается региональная экологическая специфика (ассимиляционный потенциал природной среды); - плата должна выполнять стимулирующую функцию (побуждать предприятия к осуществлению природоохранных мероприятий); - порядок взимания платы должен носить законодательный характер. В результате было введено два норматива платы: за ПДВ и за превышение ПДВ (в кратном размере). Платежи осуществлялись за счет прибыли предприятий. Суммарная величина платежа за загрязнение определялась следующими факторами: - общей массой выбросов (сбросов, отходов); - структурой выбросов и агрессивностью ингредиентов по отношению к природной среде; - соблюдением установленных нормативов ПДВ (ПДС); - структурой загрязняющих веществ по активности их воздействия на население;
- уровнем использования ресурсосберегающих технологий; - проведением природоохранных мероприятий в заданных объемах и в установленные сроки; - эффективностью использования действующего природоохранного оборудования. Третий этап в развитии экономического механизма взимания платы за загрязнение связан с утверждением порядка определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Документ был дополнен нормативно-методическими материалами по применению базовых нормативов платы, порядку взимания платы с учетом коэффициентов инфляции. В это время на всех уровнях управления природопользованием и охраной окружающей среды возникли специальные отделы по экономическому механизму природопользования. Плата взимается с предприятий, организаций, других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности следующие виды воздействия на окружающую среду: - выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; - сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (в том числе через канализационные системы), а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; - размещение отходов. В ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) плата за негативное воздействие на окружающую среду стала определяться специальным законодательством РФ (Водный кодекс, Земельный кодекс и др.), т. е. данный Закон не имеет прямого действия при определении платы за ресурсы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.41.251 (0.009 с.) |