ТОП 10:

Система платежей в области природопользования



 

В систему платежей в области природопользования в России включаются:

1) платежи за пользование ресурсами;

- за воспроизводство и охрану природных ресурсов (осуществляемых госу­дарством или специализированными организациями);

- платежи за загрязнение окружающей природной среды;

- компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества.

Платежи за природные ресурсы - это денежное возмещение общественных затрат на изыскание, сохранение, восстановление используемого природного ресурса.

Они имеют двойственную роль.

1. Уровень платежей за природные ресурсы должен взаимодействовать с ры­ночными ценами на ресурс и реагировать на изменение конъюнктуры рынка, т. е. подчиняться закону спроса и предложения, или соответствовать кадастровым оценкам ресурсов.

2. Платежи за пользование природными ресурсами должны служить эффек­тивным рычагом управления и способствовать целям ресурсосбережения и охра­ны окружающей среды. То есть на рыночном уровне установление размера платы должно учитывать экологические и экономические результаты использования природных ресурсов в этих регионах.

Плата за природные ресурсы устанавливается на основе их экономической оценки. Современная система платежей за природные ресурсы начала формиро­ваться в 1970-е годы. В числе первых появились такие элементы, как «попенная плата» в лесной промышленности, плата за водные и земельные ресурсы. В это же время стали применяться штрафные санкции за нерациональное использование ресурсов.

Принцип платности использования ресурсов был закреплен как основопола­гающий в Законе «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г. Платное природопользование было введено с целью рационального и комплексного ис­пользования природных ресурсов; улучшения охраны окружающей среды; вырав­нивания социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов; формирования специальных фондов финансирования по ох­ране и воспроизводству природных ресурсов.

Основными факторами формирования платы за природные ресурсы являются отношения собственности на природные ресурсы, издержки на их воспроизводст­во и рентообразующий характер использования природных ресурсов.

Система платежей за природные ресурсы подразумевает: виды и формы платы, методы определения размера отдельных видов (форм) платы, порядок установле­ния, изъятия и использования платы

Выделяют следующие различные по своей экономической природе виды пла­ты за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, живот­ный мир, рекреационные ресурсы и др.): за право пользования природными ре­сурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плательщиками являются предприятия, объединения, организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую сре­ду, вне зависимости от форм собственности.

Плата за право пользования природными ресурсами - это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресур­сом. Взимается в составе налогов, арендной платы или в иных формах, преду­смотренных законодательством. Базовые нормативы платы устанавливаются го­сударственными органами управления в виде отчислений из стоимости ежегодно­го нормативного объема добычи (изъятия) природных ресурсов и части дополни­тельной прибыли, полученной при использовании относительно лучших по каче­ству и местоположению источников природных ресурсов.

Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в со­став налоговой системы (т. е. платежи за природные ресурсы являются налогами) и регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации (2001г.). Кроме того, платежи за природные ресурсы регламентируются следующими за­конами: «Водный кодекс Российской Федерации», «Лесной кодекс Российской Федерации», «О плате за пользование водными объектами», «О плате за землю», «О недрах», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О животном мире», «О соглашениях о разделе продукции» и др., а также постановлениями Правительства России, нормативными актами Министерства по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов.

Плата за нерациональное использование природных ресурсов - это форма эко­номической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования. Нормативы штрафной платы устанавливаются в кратном размере исходя из величины недополученной прибыли.

Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов - компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану от­дельных видов природных ресурсов. Этот вид платы является формой возмеще­ния затрат на осуществление этой деятельности. При определении размеров дан­ного вида платежей обходимо учитывать затраты на воспроизводство природного ресурса, организацию системы контроля и мониторинга состояния природного ресурса, особенности охраны конкретных видов природных ресурсов от отрица­тельных последствий хозяйственной деятельности. Нормативы платы определя­ются по возобновимым природным ресурсам исходя из затрат на их восстановле­ние и охрану, по невозобновимым ресурсам - на основе подсчета затрат на их вы­явление оценку и подготовку к использованию. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

В современных условиях плата за природные ресурсы выполняет фискальную и воспроизводственную функции. Платежи за природные ресурсы распределяют­ся между всеми уровнями управления: федеральным, субъектами Федерации и местными органами. Пропорции при распределении платежей устанавливаются в зависимости от договоренностей, социально-экономических и природных усло­вий территории. В последние годы проявилась тенденция к агрегированию, ук­рупнению платежей за природные ресурсы путем объединения принципиально различных видов (платы за право пользования, платы за воспроизводство и охра­ну, рентной платы) в один вид - плату за пользование без ее структуризации в це­лях последующего обоснованного распределения между бюджетами разных уровней.

Платежи за загрязнение окружающей среды в экономическом отношении представляют собой особый вид налогообложения. Это форма денежного возме­щения экономического ущерба от загрязнения компонентов природной среды.

Однако нельзя рассматривать плату за загрязнение как полную компенсацию наносимого экологического ущерба т.к. не определена полностью величина ущерба от загрязнения, поэтому полный экономический ущерб от загрязнения ок­ружающей среды всегда больше платежей за загрязнение; внесение платежей не освобождает хозяйствующего субъекта от возмещения причиненного ущерба.

Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности при­родопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования.

В основе современной системы платежей лежат методика определения эконо­мической эффективности природоохранных мероприятий, оценка экономического ущерба и методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства. Согласно этим документам рассматривались два мето­дических подхода к расчету платы:

- плату определяют исходя из расчета суммы полного экономического ущер­ба, нанесенного в результате загрязнения окружающей среде (либо ущерба, нане­сенного только в результате превышения установленных нормативов);

- плата включает затраты на осуществление природоохранных мероприятий.

Поскольку определение экономического ущерба сопряжено с рядом методиче­ских трудностей, предпочтение отдавалось второму подходу. В 1990 г. началось проведение экономического эксперимента по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования. При этом ставились следующие цели:

- отработать методические подходы к определению размеров и порядок взи­мания платы за загрязнение окружающей среды;

- определить фактические размеры платежей за загрязнение;

- установить источники выплат и направления расходования собранных средств.

В результате была создана система внебюджетных экологических фондов, ко­торые аккумулировали средства от поступления платежей. Предприятия стали ут­верждать нормативы воздействия на окружающую среду - ПДВ (ПДС), а также находить средства на проведение природоохранных мероприятий.

В 1992 г. вступил в действие Закон РСФСР «Об охране окружающей природ­ной среды», который закрепил введение платы за загрязнение и другие виды воз­действия: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и дру­гие виды загрязнения в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.

Следующий этап развития экономического механизма введения платежей за загрязнение связан с утверждением нормативов платы выбросы загрязняющих веществ. В методике определения нормативов платы были заложены следующие принципы:

- плата должна носить единый межотраслевой характер (вне зависимости от отраслевой принадлежности предприятия);

- плата зависит от массы и состава выбросов;

- плата вносится за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах;

- при оплате учитывается региональная экологическая специфика (ассимиля­ционный потенциал природной среды);

- плата должна выполнять стимулирующую функцию (побуждать предпри­ятия к осуществлению природоохранных мероприятий);

- порядок взимания платы должен носить законодательный характер.

В результате было введено два норматива платы: за ПДВ и за превышение ПДВ (в кратном размере). Платежи осуществлялись за счет прибыли предприятий.

Суммарная величина платежа за загрязнение определялась следующими факторами:

- общей массой выбросов (сбросов, отходов);

- структурой выбросов и агрессивностью ингредиентов по отношению к при­родной среде;

- соблюдением установленных нормативов ПДВ (ПДС);

- структурой загрязняющих веществ по активности их воздействия на население;

- уровнем использования ресурсосберегающих технологий;

- проведением природоохранных мероприятий в заданных объемах и в уста­новленные сроки;

- эффективностью использования действующего природоохранного оборудования.

Третий этап в развитии экономического механизма взимания платы за загряз­нение связан с утверждением порядка определения платы за загрязнение окру­жающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздей­ствия. Документ был дополнен нормативно-методическими материалами по при­менению базовых нормативов платы, порядку взимания платы с учетом коэффи­циентов инфляции.

В это время на всех уровнях управления природопользованием и охраной ок­ружающей среды возникли специальные отделы по экономическому механизму природопользования.

Плата взимается с предприятий, организаций, других юридических лиц неза­висимо от их организационно-правовых форм и формы собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных граждан, которым предостав­лено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности следующие виды воздействия на окру­жающую среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (в том числе через канализационные системы), а также любое подземное разме­щение загрязняющих веществ;

- размещение отходов.

В ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) плата за негативное воз­действие на окружающую среду стала определяться специальным законодатель­ством РФ (Водный кодекс, Земельный кодекс и др.), т. е. данный Закон не имеет прямого действия при определении платы за ресурсы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.011 с.)