Установление размера платы за загрязнение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установление размера платы за загрязнение



 

Размер платы за загрязнение основан на принципе компенсации нанесенного ущерба.

В практике, как правило, ориентируются на показатели качества окружающей среды: норматив предельно допустимой концентрации отдельных загрязнителей (ПДК) и рассчитанную на основе ПДК величину предельно допустимых выбросов (ПДВ) как допустимый уровень загрязнения.

Поэтому плата за выбросы должна соответствовать предельным природо­охранным издержкам при воздействии на окружающую среду с соблюдением величин ПДВ.

В соответствии с экономическим оптимумом загрязнения окружающей среды: если объем выбросов меньше ПДВ, очистка оказывается выгоднее (дешевле), чем внесение платы за загрязнение. Превышение значения ПДВ будет невыгодно, по­скольку затраты на очистку окажутся выше, чем плата за загрязнение.

Для определения величины платежей установлены базовые нормативы платы за загрязнение.

Норматив платы - часть величины годового удельного экономического ущерба от загрязнения, предназначенной на возмещение затрат по предотвраще­нию воздействия выбросов загрязняющих веществ на реципиентов и достижение допустимого уровня загрязнения.

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пре­делах допустимых нормативов выбросов (сбросов) и показателей относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для природной среды и здоровья населения.

Базовые нормативы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода 4-го класса токсичности показате­лей, учитывающих классы токсичности отходов.

Показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества рассчитываются как величина, обратная предельно допустимой концентрации данного вещества в атмосферном воздухе или водном объекте.

Базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу от стационарных и пере­движных источников установлены по 217 видам загрязняющих веществ и диффе­ренцируются в пределах допустимых нормативов. Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты ус­тановлены по 198 загрязняющим вредным веществам.

Коэффициенты экологической ситуации состояния атмосферного воздуха ус­тановлены по 11 экономическим районам. Коэффициенты состояния водных объ­ектов установлены по бассейнам морей (Балтийского, Каспийского, Азовского, Черного, Белого, Баренцева), а также бассейнам Тихого и Ледовитого океанов.

Базовые нормативы платы ежегодно умножаются на коэффициенты индекса­ции с учетом инфляции, а также корректируются с помощью коэффициентов эко­логической ситуации, которые учитывают суммарное воздействие, оказываемое выбросами, сбросами и размещением отходов загрязняющих веществ на данной территории. Основой этих коэффициентов является показатель степени загрязне­ния и деградации природной среды на территории экономического района.

Коэффициенты экологической ситуации могут быть увеличены решением ор­ганов исполнительной власти субъектов Федерации:

- для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедст­вия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, на территории национальных парков, заповедников, в эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции (до двух раз);

- для природопользователей, осуществляющих выбросы в атмосферу городов и промышленных центров - на 20 %.

Основным документом, регламентирующим порядок определения размеров платежей за загрязнение, являются «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды».

Инструктивно-методические указания (ИМУ) предусматривают взимание пла­тежей за загрязнение атмосферы передвижными и стационарными источниками, водных объектов и за размещение отходов. При этом размеры платежей зависят от того, «укладывается» ли предприятие в установленные нормативы ПДВ (ПДС), временно согласованных выбросов/сбросов ВСВ (ВСС), размещения отходов.

В ИМУ устанавливаются:

- принципы определения базовых нормативов платы за выбросы/сбросы за­грязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов;

- порядок определения дифференцированных ставок платы за загрязнение ОС;

- порядок расчета платы за загрязнение ОС;

- порядок определения массы загрязнений, поступающих в ОС;

- порядок корректировки размеров платежей с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий;

- порядок понижения размеров платы за загрязнение ОС или освобождение от нее отдельных природопользователей;

- порядок регулирования нормативов платы за загрязнение ОС с учетом изме­нения уровня цен;

- порядок перечисления платежей за загрязнение ОС.

Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от вы­полнения мероприятий по охране ОС, а также уплаты штрафных санкций за эко­логические правонарушения и возмещение вреда, причиненного загрязнением ОС народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.

Установлены два вида базовых нормативов платы:

- за нормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (в пределах ПДВ, ПДС);

- за сверхнормативные (сверхлимитные) выбросы.

Таким образом, в России используется система двухставочного платежа: плата за выбросы, осуществленные в пределах установленного норматива и плата за сверхнормативные выбросы (в размере пятикратной ставки за нормативные вы­бросы).

Удельные размеры платы при использовании различных видов топлива приве­дены в табл. 8.

Таблица 8 Удельная плата для различных видов топлива, руб./т или куб.м
Бензин этилированный АИ 93 38,0
А 76 72 25,0
Бензин неэтилированный АИ 93 10,0
А 76, 72 11,0
Дизельное топливо 21,0
Сжатый природный газ 9,0
Сжиженный газ 11,0

 

При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за вы­бросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации (среднегодовой пробег, расход топлива т. д.). Размеры годовых платежей приве­дены в табл. 9.

Таблица 9 Годовая плата за транспортное средство, тыс. руб./год за 1 транспортное средство
Легковой автомобиль 2,7
Грузовой автомобиль и автобус с бензиновым ДВС 1,4
Автомобили, работающие на газовом топливе 4,0
Грузовой автомобиль и автобус с дизельным ДВС 2,5
Строительно-дорожные машины и с/х техника 0,5
Пассажирский тепловоз 16,2
Грузовой тепловоз 21,4
Маневровый тепловоз 2,5
Пассажирское судно 15,0
Грузовое судно 20,0
Вспомогательный флот 6,0

 

При использовании для обезвреживания отработавших газов двигателя пере­движного источника устройств нейтрализации к платежам применяются пони­жающие коэффициенты.

- для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо - 0,05;

- для остальных транспортных средств - 0,1.

Источники платы за загрязнение окружающей природной среды:

- себестоимость продукции - в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС);

- прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов.

Кроме того, при невыполнении требований по оформлению документов (раз­решений на выброс, сброс) весь объем загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитный, и предприятие должно выплачивать как платежи, так и штрафы из оставшейся в его распоряжении прибыли.


При взимании платежей за загрязнение предусмотрены льготы, которые играют стимулирующую роль для предприятия. Эти льготы не имеют самостоятельного значения, а реализуются при налогообложении доходов, имущества предприятий.

Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы» используются следую­щие виды льгот: изъятие из налогооблагаемой базы определенных объектов, ос­вобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, налоговый кредит

Таким образом, из налогооблагаемой прибыли предприятия исключаются суммы:

- реинвестируемые внутри предприятия на природоохранные нужды или ис­пользуемые на финансирование долевого участия в строительстве и эксплуатации региональных объектов экологической инфраструктуры;

- взносов в экологические фонды.

При налогообложении имущества предприятия исчисляемая для целей налого­облагаемая база уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов природоохранного назначения. А для малых предприятий при приобретении при­родоохранного оборудования, проведении ими научно-исследовательских и кон­структорских работ используется инвестиционный налоговый кредит в размере 10% цены закупленного и введенного в действие оборудования, изготовленного в России, в котором стоимость закупленных за пределами страны составляющих не превышает 40% общей стоимости.

Практически предприятия осуществляют следующие действия в связи с пла­тежами за загрязнение:

- плановые и фактические расчеты платежей поквартально и в целом за год (расчеты могут уточняться по окончании планового периода в сторону как увели­чения, так и снижения в зависимости от фактических затрат);

- планирование и учет природоохранных затрат;

- согласование и утверждение расчетов платежей в природоохранных органах;

- отчеты перед природоохранными органами и налоговой службой.

Средства от платежей за загрязнение (плата за нормативные и сверхнорматив­ные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов) перечисляются в бесспорном порядке в доходы бюджетов всех уровней, в том числе:

- 90 % в доход бюджетов федерального, регионального и местного уровней (10, 20, 60 %) соответственно;

- 10 % - в доход федерального бюджета для финансирования деятельности органов государственного управления в области охраны окружающей среды.

Контроль за правильностью расчетов и поступлением средств от платежей за загрязнение в территориальные бюджеты осуществляют специально уполномо­ченные территориальные подразделения по охране окружающей природной сре­ды; за поступлением 10 % в доход федерального бюджета - Госналогслужба со­вместно с территориальными органами охраны природы.

В случае занижения предприятием размеров платежей в бюджет с него взы­скивается из прибыли вся сумма заниженных или сокрытых платежей, а также штраф (основанием является акт о выявленных нарушениях, составляемый кон­тролирующими органами). В случае несвоевременного поступления средств взы­скивается пеня (процент от суммы платежа за каждый день просрочки). Излишние платежи, поступившие в результате неправильного их начисления, подлежат воз­врату по письменному заявлению предприятия в течение 30 дней с даты его по­ступления или зачету в счет будущих периодов.

Если платежи за загрязнение окружающей среды сверх установленных пре­дельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли, остаю­щейся в распоряжении предприятия, то контролирующие органы ставят вопрос о приостановке или прекращении деятельности этого предприятия.

Таким образом, значение платежей за загрязнение заключается в стимулиро­вании предприятий к самостоятельному осуществлению природоохранных меро­приятий, а также в аккумулировании средств для их проведения.

Перспективы развития экономического механизма взимания платы за загряз­нение окружающей среды определяются следующими направлениями:

- развитием природоохранного законодательства, в том числе по упорядоче­нию использования льгот по платежам за загрязнение;

- формированием рыночных институтов природопользования, дополняющих систему правового и административно-экономического механизма;

- введением действенной системы контроля над незарегистрированными ис­точниками загрязнения;

- введением новых видов платежей с учетом региональных особенностей хо­зяйственной деятельности, а также технологических особенностей производства, например взимание платы за загрязнение почв, особенно в районах интенсивного земледелия; взимание платежей за особо опасные виды загрязнения;

- усовершенствованием механизма индексации базовых ставок в соответст­вии с прогнозируемым уровнем инфляции.

С экономической точки зрения плата за загрязнение окружающей среды и дру­гие виды воздействия на нее является платой за пользование ассимиляционным потенциалом природной среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.019 с.)