Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансирование природоохранной деятельности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В основе современной системы финансирования природоохранной деятельности лежит плановая система охраны природы, которая опиралась на систему централизованного планирования экономики. На основе планов-заданий определялась потребность в финансовых и материально-технических ресурсах, т.е. система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования - централизованного распределения материально-технических ресурсов. Основным источником средств на природоохранные мероприятия являлся государственный бюджет, хотя были и другие источники: бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, собственные средства предприятия. Такая система была неэффективной - средств на решение экологических задач из госбюджета выделялось недостаточно, так как эти задачи не были приоритетными. Однако существенное достоинство этой системы заключалось в ее регулярности. Введение в 1989-1990 гг. таких экономических методов регулирования охраны окружающей среды и природопользования, как платежи за использование природных ресурсов и плата за загрязнение, позволило сформировать базу новой системы финансирования природоохранной деятельности. Финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет следующих источников средств: - бюджеты всех уровней; - средства предприятий, учреждений и организаций; - внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды; - фонды экологического страхования; - кредиты банков; - средства населения (в том числе добровольные взносы иностранных юридических лиц и граждан). Собственные средства предприятий формируются за счет прибыли хозяйствующих субъектов. Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятий. Внебюджетные целевые поресурсные фонды созданы для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение мероприятий по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов. В 1990-х годах были сформированы следующие внебюджетные фонды: воспроизводства минеральносырьевой базы, воспроизводства, охраны и защиты лесов, восстановления и охраны водных объектов. Внебюджетные экологические фонды как элемент системы поддержки инвестиций в охрану окружающей среды были созданы для финансирования неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и др. Государственные внебюджетные экологические фонды были созданы для централизованного финансирования капиталовложений на охрану окружающей среды. В России экологический фонд был создан в 1990 г. при Государственном комитете РСФСР по экологии и природопользованию. Формирование экологических фондов субъектов Федерации, городов и районов совпало с проведением эксперимента (1989-1990 гг.) по введению платежей за загрязнение окружающей природной среды (всего в эксперименте участвовало около 50 регионов). Эти платежи стали основным источником формирования экологических фондов (первые фонды были созданы в тех регионах, которые участвовали в эксперименте). К концу 1990-х годов внебюджетные экологические фонды были созданы во всех субъектах Федерации. Экологические фонды не только аккумулировали плату загрязнение, но и концентрировали средства других финансовых источников для осуществления инвестиционной природоохранной деятельности и стимулирования природопользователей на проведение этой деятельности. В соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) существовала единая трехуровневая система внебюджетных государственных экологических фондов. На верхнем уровне - федеральный экологический фонд, на среднем - фонды субъектов федерации, на нижнем уровне - районные и городские фонды. Главная цель создания внебюджетных экологических фондов: формирование автономной, независимой от госбюджета, структуры для централизованного финансирования природоохранной деятельности. При этом важно отметить, что средства фондов дополняют бюджетные средства и средства предприятий- природопользователей (собственные и заемные). Задачи экологических фондов: - финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения; - мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы; - экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрения экологически чистых технологий; - содействие в развитии экологического воспитания и образования. Источники формирования экологических фондов: - платежи предприятий, объединений и организаций за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; - штрафные платежи за аварийные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи за сверхнормативное и нерациональное использование (потери) природных ресурсов; - средства, взыскиваемые по искам для возмещения ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства в результате хозяйственной деятельности предприятий; - средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности других юридических лиц; - добровольные взносы предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан (в том числе поступления от иностранных юридических и физических лиц). Доля платежей за загрязнение окружающей среды, согласно существующей практике, составляла в приходной части фондов около 80-85%. Расходование средств экологических фондов должно иметь исключительно целевую направленность - только на цели, связанные с природоохранной деятельностью. Основными направлениями использования средств экологических фондов являются: - выделение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возвратной основе; - вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения; - долевое участие в финансировании проектов, что стимулирует вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов; - выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов. При этом средства экологических фондов распределялись следующим образом: 60 % - на реализацию природоохранных мероприятий местного значения; 30 % - регионального значения; 10 % - федерального значения. Ядро системы экологических фондов - Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ), созданный по постановлению Правительства РФ. Основная цель деятельности фонда - разработка и реализация федеральных и межрегиональных программ и привлечение для этого средств территорий, предприятий, организаций и других возможных источников. Правление фонда устанавливает приоритетные направления инвестиционной политики: - разработка государственных и федеральных программ, - создание нормативно-правовой базы природопользования, - проектирование и развитие особо охраняемых территорий, - финансовая поддержка международного сотрудничества, проводимого в рамках межгосударственных соглашений. Территориальные экологические фонды (ТЭФ) - второй и третий уровень системы государственных внебюджетных экофондов. Формирование системы ТЭФ осуществлялось следующим образом: - предприятия перечисляют платежи за загрязнения, экологические налоги и штрафы в местный экологический фонд; - местный фонд делает отчисления по фиксированным ставкам в вышестоящий региональный фонд (межобластной, федеральный), а также осуществляет расчеты с аналогичными фондами соседних территорий по поводу трансграничных загрязнений. Ставки отчислений устанавливаются в результате переговоров между держателями фондов с учетом конкретной экологической и экономической ситуации; - организации и граждане могут перечислять на счет ТЭФ добровольные взносы; - ТЭФ размещают экологические займы среди населения. Перспективы развития территориальных экологических фондов были связаны с предоставлением им права кредитования природоохранной деятельности в регионах и постепенном превращении их в коммерческие экологические банки, хранящие экологические платежи и штрафы предприятий и других природопользователей. Основная цель создания этих структур - развитие экологической инфраструктуры, формирование рынка экологических работ и услуг. В 2000 г. система территориальных экологических фондов была упразднена. Средства от платежей за загрязнение окружающей среды были переданы в доходы региональных и местных бюджетов. Одной из причин ликвидации системы экологических фондов послужили случаи нецелевого использования средств экологических фондов (на строительство дорог, гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам, оплату коммунальных услуг). В нынешних условиях значительно возрастает роль предприятий, которые являются основными исполнителями природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами. Таким образом, финансовое обеспечение природоохранной деятельности основывается на создании обособленных экологических фондов предприятий. Экологический фонд предприятия (ЭФП) создается в виде специального счета в местном отделении государственного или коммерческого банка, обслуживающего предприятие. Прежде всего, он формируется на экологически опасных предприятиях. Источниками формирования ЭФП являются: - амортизационные отчисления по природоохранным объектам и сооружениям; - платежи за загрязнение окружающей среды в пределах норм; - штрафные платежи за превышение норм загрязнения; - платежи на цели воспроизводства (восстановления) расходуемых природных ресурсов (рентные платежи), вносимые предприятиями, когда они восстанавливают эти ресурсы за счет собственных средств или банковских кредитов (в том числе отчисления в фонд возмещения стоимости геолого-разведочных работ); - целевые субсидии (субвенции, дотации) и кредиты на осуществление природоохранных мероприятий, получаемые на конкурсной основе из средств бюджета, территориальных внебюджетных экологических фондов для снижения вредных воздействий предприятий на окружающую среду; - кредиты государственных и коммерческих банков; - доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств ЭФП; - прибыль предприятия, включая экономию по выплате налога на прибыль при ее использовании на финансирование природоохранных нужд. Основные направления расходования средств ЭФП: - природоохранные нужды (например, строительство и реконструкция пылегазоочистных установок и пр.); - осуществление компенсационных расчетов с другими предприятиями, а также юридическими лицами и гражданами (приобретение дополнительных квот на загрязнение, прямая компенсация нанесенного ущерба); - финансирование технологической реконструкции основных производственных процессов предприятия (в той мере, в которой такое совершенствование приводит к снижению экологической нагрузки на окружающую среду); - временно свободная часть средств может быть использована для финансирования других хозяйственных нужд предприятия или храниться в банке на депозитном счете. Общественные фонды охраны окружающей среды образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. Эти фонды создаются общественными экологическими объединениями, профессиональными союзами РФ и расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Порядок образования и использования указанных фондов определяется общественными объединениями, учредившими данные фонды. На практике спектр привлекаемых средств из различных каналов разнообразнее. Источниками финансирования природоохранной деятельности могут быть различные сочетания средств бюджетов всех уровней, собственных средств предприятий, внебюджетные поресурсные и экологические фонды, кредиты банков, займы в иностранной валюте, средства населения. Особую группу составляют фонды экологического страхования (или Фонды экологической безопасности), создаваемые государственными или частными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам в случае причинения им серьезного ущерба изменениями в окружающей среде, которые квалифицируются как экологические кризисные ситуации, экологические катастрофы или экологические бедствия. Эти фонды являются потенциальными источниками финансировали экологических программ и мероприятий по охране окружающей пои родной среды. Использование собранных средств на финансирование природохранной деятельности характеризуется целевой направленностью на проведение природоохранных мероприятий. В бюджетах всех уровней финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами. В общем объеме средств финансирования природоохранных мероприятий особое внимание уделяется доле капиталовложений - средств, направляемых на создание природоохранных фондов. Объемы капиталовложений природоохранного значения дифференцируются по регионам и по объектам охраны. Сегодня политику инвестирования природоохранной деятельности следует строить на основе собственных средств предприятий и организаций, средств экологических фондов, а также привлекая средства различных инвесторов. Следует отметить, что формирование механизма финансирования природопользования и охраны окружающей среды в России имеет ряд проблемных аспектов. Распоряжение средствами всех возможных источников финансового обеспечения природоохранной деятельности регионов России находится в компетенции различных структурных единиц управления (территориальные органы исполнительной власти, комитеты по охране природы, руководство предприятий, поресурсные комитеты и т. д.). Практика свидетельствует о нескоординированности действий территориальных органов при инвестировании природоохранных мероприятий из различных источников финансирования, что приводит к дублированию материальных, трудовых и денежных средств. При решении проблемы финансирования природоохранной деятельности территорий необходимо сформировать нормативную базу для обоснования потребностей в финансовых ресурсах отдельных регионов для восстановления и охраны природно-ресурсного потенциала. Для обеспечения экологической безопасности населения, существующих производств, отдельных видов деятельности, сооружений и т. д. целесообразно создание страховых фондов на предприятиях. Возможность использования кредитов отечественных банков (внутренних кредитов) на финансирование природоохранных мероприятий ограничена в связи с чрезмерно высокой ставкой процента по кредитам. Использование льготных кредитов в этой сфере не находит поддержки государства. Для формирования устойчивой системы финансирования природоохранной сферы в России необходимо сформировать финансово-кредитный механизм управления природопользованием, включающий: - систему финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды из средств бюджетов различных уровней; - развитую систему экологических фондов, инновационных экологических фондов, экологических фондов предприятий; - систему федеральных и региональных экологических банков, специальных банков для реализации крупных экологических программ и проектов; - привлечение средств за счет фондов экологического страхования, - использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды; - систему льготных экологических инвестиционных кредитов.
Контрольные вопросы и задания 1. Назовите цели и задачи финансово-кредитного механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования? 2. Каковы источники финансирования природоохранной деятельности? 3. В чем заключается сущность экологических фондов? Охарактеризуйте виды экологических фондов? 4. Проанализируйте динамику финансирования природоохранных мероприятий по основным источникам? 5. Какова эколого-экономическая сущность платежей в природопользовании? 6. Охарактеризуйте систему платежей за природные ресурсы. Каковы формы и виды платы? 7. Каковы принципы установления налогов и платежей за загрязнение окружающей среды? 8. Охарактеризуйте систему платежей за загрязнение окружающей среды? 9. В чем заключается влияние платежей за загрязнение окружающей среды на экономические результаты деятельности предприятия? 10. Какие льготы закреплены в налоговом законодательстве для юридических лиц, осуществляющих природоохранную деятельность? 11. В чем сущность ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения? 12. Что подразумевает ценовая политика на экологически чистую продукцию? 13. В чем состоит основная идея продажи прав на загрязнение? 14. На чем базируется механизм продажи прав на загрязнение? БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Земельный кодекс РФ от 25.10.01 № 136-ФЗ. 2. Водный кодекс РФ от 16.10.95 (с изменениями и дополнениями от 30.12.2001). 3. Лесной кодекс РФ от 29.01.97 № 22-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30.12.2001) 4. Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01 2002 г. № 7-ФЗ 5. Акишин, А.С. Управление природоохранной деятельностью и охрана окружающей среды / А.С. Акишин. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. 6. Бобылев, С.Н. Эффективность природоохранных мероприятий / С.Н. Бобылев. - М.: Наука, 1990. 7. Бобылев, С.Н. Экономика природопользования / С.Н. Бобылев, А.Ш. Ход- жаев. - М.: ТЕИС, 1997. 8. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба. М.: Госкомэкологии России, 1999. 9. Голуб, А.А. Экономика природных ресурсов / А.А. Голуб, Е.Б. Струкова. - М.: Аспект-Пресс, 1998. 10. Даванков, А.Ю. Социально-экономическая оценка природно-техногенных комплексов / А.Ю. Даванков - Екатеринбург: Уро РАН, 1998. - 238с. 11. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. М., 1993. 12. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. М., 1996. 13. Лемешев, М.Я. Региональное природопользование: на пути к гармонии / М.Я. Лемешев, Н.В. Чепурных, Н.П. Юрина. - М., 1986. 14. Лукьянчиков, Н.Н., Экономика и организация природопользования / Н.Н. Лукьянчиков, И.М. Потравный. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 15. Макар, С.В. Основы экономики природопользования / С.В. Макар. - М.: ИМПиЭ, 1998. 16. Макконнелл, К. Экономикс: В 2 т. / К. Макконнелл, С. Брю. - М.: ИНФРА-М, 2003. 17. Мороков, В.В. Платежи за природопользование: справочное пособие и комментарии / В.В. Мороков, РАН Уральское отделение Инст-т экономики. - Екатеринбург, 1993. 18. Моткин, Г.А. Основы экологического страхования / Г.А. Моткин. - М.: Наука, 1996. 19. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по охране окружающей среды и развитию. М.: Прогресс, 1989. 20. Нестеров, П.М. Экономика природопользования и рынок / П.М. Нестеров, А.П. Нестеров. М.: ЮНИТИ, 1997. 21. Одум, Ю. Основы экологии / Ю. Одум, М.: Мир, 1975. 22. Пахомова, Н.В. Экономика природопользования и охраны окружающей среды / Н.В. Пахомова, Рихтер К.К. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 23. Платежи за пользование природными ресурсами. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. 24. Пыльнева, Т.Г. Природопользование: учебное пособие для вузов / Т.Г. Пыльнева, ВЗФЭИ. - М.: Финстатинформ, 1997. 25. Реймерс, Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. - М.: Мысль, 1990. 26. Седов, В.В. Основы экономической теории: Вопросы эколого-устойчивого развития экономики: Учебное пособие. / В.В. Седов. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т., 2005. 27. Седов, В.В. Экономика и экология. Учебное пособие / В.В. Седов. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1995. 28. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI в. / Под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева. - М.: Экономика, 2002. 29. Сухорукова, С.М. Экономика и экология / С.М. Сухорукова. - М.: Высшая школа, 1988. 30. Указ Президента Российской Федерации № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996. 31. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: учебное пособие / под ред. Ю.Б. Осипова, Е.М. Львовой. - М.: Литературное агентство «Варяг», 1996. 32. Хильченко, Н.В. Методические рекомендации по совершенствованию системы платности за загрязнение окружающей среды / Н.В. Хильченко. - Екатеринбург: УрО РАН, 2001 33. Чапек, В.Н. Экономика природопользования / В.Н. Чапек. - М.: ПРИОР, 2000. 34. Чепурных, Н.В. Экономика природопользования: эффективность, ущербы, риски / Н.В. Чепурных, А.Л. Новоселов, Л.В. Дунаевский. - М.: Наука, 1998. 35. Экологические фонды: теория и практика: учебное пособие / под ред. А.А. Аверченкова. - М.: Радио и связь: Рихея, 1995. 36. Экология и экономика природопользования / под ред. проф. Э.В. Гирусо- ва. - М.: ЮНИТИ, 1998. 37. Экономика природопользования: Аналитические и нормативно- методические материалы. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. - М.: Минприроды России, 1994. 38. Экономика природопользования: учебник / под ред. Т.С. Хачатурова. - М.: Изд-во МГУ, 1991. 39. Яндыганов, Я.Я. Экономика природопользования / Я.Я. Яндыганов. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2006. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ адаптация - способность организмов приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Для каждого вида организмов существует своя определенная амплитуда приспособительных возможностей, выход за пределы которой губителен для их существования. Адаптивные границы могут быть расширены направленным воздействием на организмы, но все же в сравнительно узких пределах, задаваемых наследственными свойствами, присущими тому или иному виду. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ (АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ, УПУЩЕННАЯ ВЫГОДА) - в экономике природопользования позволяет оценить природный объект (ресурс), имеющий заниженную или вообще не имеющий рыночную цену, через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного объекта или ресурса в других целях. амортизация - постепенное перенесение стоимости основных фондов на производимый с их помощью продукт или услугу. анализ «выгоды - затраты» - основной экономический подход при принятии решения о целесообразности реализации проекта, инвестиционной программы и т.д. Сопоставление выгод и затрат позволяет оценить эффективность проекта. Может быть реализован в вычислении чистой современной (приведенной) стоимости, отношения выгоды - затраты, внутренней ставки окупаемости. анализ «затраты - эффективность» - уделяет основное внимание минимизации затрат на достижение цели. Обычно используется для экологических и социальных проектов, в которых выгоды от достижения цели сложно оценить или идентифицировать. Главное - найти такой вариант развития, который бы минимизировал затраты для достижения заранее поставленной цели. антропогенное загрязнение - загрязнение среды, возникающее в результате хозяйственной деятельности человека. аренда - основанное на договоре срочное и возмездное пользование имуществом, необходимым арендатору для осуществления хозяйственной либо иной деятельности. ассимиляционный потенциал природной среды - способность природной среды воспринимать различные антропогенные воздействия в определенных масштабах без изменения своих основных свойств в неопределенно длительной перспективе. Ассимиляционная способность природной среды представляет собой специфичный природный ресурс; а учитывая глобальные масштабы воздействия на природную среду, возникает понятие ограниченности или дефицитности ассимиляционного потенциала природной среды. безопасность экологическая - 1) совокупность действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде, отдельным людям и человечеству; 2) комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающих экологический баланс на Земле и в любых ее регионах на уровне, к которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово (может без серьезных ущербов адаптироваться) человечество. Может быть рассмотрена в глобальных, региональных, локальных и условно точечных рамках, в том числе в пределах государств и их любых подразделений. водные ресурсы - запасы поверхностных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы. возмещение вреда окружающей природной среде - возмещение потерь в природе, затраты на воспроизводство природных ресурсов и оздоровление окружающей природной среды. возобновление природных ресурсов (для возобновимых) - их естественное восстановление со временем или культивирование. Многие природные ресурсы количественно возобновимы, но качественно не могут быть заменены. воспроизводство природных ресурсов - искусственное поддержание природных ресурсов, направленное на восполнение и увеличение природных ресурсов или усиление полезных свойств природных объектов, совокупность научных, организационных, экономических и технических мер. воспроизводство среды, окружающей человека - комплекс мероприятий и их научное обеспечение, направленное на поддержание параметров среды жизни человека в пределах, благоприятных для его существования. восстановление земель - возврат землям существовавшего ранее плодородия, нарушенного прошлой деятельностью человека или природными процессами. вред окружающей природной среде экологический - негативные изменения состояния окружающей природной среды, выразившиеся в загрязнении окружающей природной среды, истощении ее ресурсов, разрушении экологических систем, нарушении обмена веществ и энергии, гармонического развития общества и природы. Разновидность экологического вреда - вред антропологический, причиненный здоровью человека, его генетической программе, генофонду всего человечества. вред окружающей природной среде экономический - негативные изменения состояния природной среды в результате загрязнения, истощения, разрушения природных экологических связей, причинившие ущерб имущественным интересам природопользователя. выброс вредных веществ - выброс во внешнюю среду загрязняющих веществ каким-либо источником. ВЫБРОС ВРЕМЕННО СОГЛАСОВАННЫЙ (ЛИМИТ СБРОСА ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ веществ) - предельная масса загрязняющих веществ, разрешенная к сбросу в течение определенного периода времени (как правило, календарного года). Устанавливается органами государственного экологического контроля в целях минимизации воздействия (управления воздействием) на окружающую среду. государственное регулирование экономики - воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем. Включает различные формы: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное и административное. деградация окружающей природной среды - ухудшение свойства природной среды в результате разрушения или существенного нарушения экологических связей в природе, вызванное деятельностью человека, проводимой без учета законов развития природы. дифференциальная рента - дополнительная прибыль (повышение рентабельности эксплуатации), возникающая в результате более благоприятного местоположения используемого природного ресурса или большей легкости его извлечения. Различают дифференциальную ренту I, связанную с различиями в географическом положении и богатством источника ресурса, и дифференциальную ренту II, возникающую при добавочных затратах, позволяющих более интенсивно эксплуатировать ресурс. дотации - безвозмездная финансовая помощь с целью компенсации повышенных издержек, потерь, обеспечения прибыльности убыточным предприятиям, погашения ценовой разницы. В рыночной экономике размеры и направление дотаций строго ограничиваются теми сферами, которые не могут эффективно регулироваться рыночным механизмом на основе самоокупаемости. емкость окружающей природной среды - способность природы претерпевать социально-экономическую нагрузку без существенного нарушения выполняемых ею функций. загрязнение - миграция в среду нехарактерных для нее физико-химических и биолого-информационных компонентов. загрязнение окружающей природной среды - физико-химическое и биологическое изменение качества окружающей природной среды в результате деятельности человека, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на природу и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира. загрязнитель - множество агентов физико-химического и другого характера, расселенных в окружающей среде в нежелательных для каких-либо целей количествах. затраты природоохранные - совокупность издержек на поддержание качества окружающей среды, активизацию деятельности отраслей экономики и укрепление природно-ресурсного потенциала. землепользование - 1) порядок, условия и формы эксплуатации земель; 2) совокупность земельных участков, эксплуатируемых землепользователем. зона рекреационная - часть окружающей среды, используемая населением для отдыха и туризма. зона санитарно-защитная - полоса, отделяющая промышленное предприятие от селитебной территории (населенного пункта). зона чрезвычайной экологической ситуации - официально объявленные государством части территории (город, область, край, регион), на которых обозначились признаки деградации окружающей природной среды, где имеет место резкое увеличение заболеваемости и смертности населения, превышающее во много раз средние показатели. зона экологического бедствия - официально объявленные государством части территории (город, область, край, регион), на которых обозначились признаки полного разрушения экологических систем природы, глобального загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почв, полного истощения водных, растительных, животных ресурсов и установлен высокий уровень заболеваемости и смертности населения. издержки экологические общественного производства - затраты на мероприятия, снижающие выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую предприятие среду (строительство очистных сооружений, совершенствование технологии, изменение состава исходных материалов и т. п.), а также на мероприятия, не снижающие выброс, но влияющие на степень их воздействия на природу (строительство высоких труб, разбавление, захоронение отходов, установление санитарных зон вокруг предприятий и т.п.). интенсивность природопользования - уровень использования природных ресурсов и эффективность его для целей устойчивого развития территории. интернализация экстерналий - в экономике процесс превращения внешних экстернальных издержек во внутренние. Один из возможных путей учета общественных интересов состоит в наложении специального налога на загрязнителей, по величине равного экстернальным издержкам. В теории он получил название налога Пигу, или пигувианского налога. информация в природопользовании - совокупность данных о количественном, качественном и динамическом (прошлом, настоящем и будущем) состоянии природных ресурсов и экосистем, их взаимосвязи и потребности для существующей (а также прогнозируемой) формы хозяйства, развития культуры и жизни человечества. инфраструктура - комплекс сооружений, зданий, учреждений, обслуживающих сферу материального производства и население. использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. источник загрязнения - 1) точка выброса загрязняющего вещества; 2) хозяйственный или природный объект, производящий загрязняющее вещество; 3) регион, откуда поступает загрязняющее вещество (при дальнем и трансграничном переносе); 4) внерегиональный фон загрязнений, накопленных в среде (напр., в воздушной - углекислый газ, в водной - их кислотность и т. п.). истощение окружающей природной среды - полное или частичное прекращение функции природных объектов или природы в целом вследствие антропогенного воздействия на природу. кадастры природных систем - совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической, экономической (а иногда и лечебно-оздоровительной) оценок. Различают кадастры: земельный, водный, лесной, месторождений полезных ископаемых, животного мира (отдельно по рыбам и по наземным животным), природно-заповедных объектов, лечебнооздоровительных ресурсов природы. Структуру и порядок введения (кадастров) устанавливают компетентные органы государства. качество окружающей природной среды - степень соответствия природных условий потребностям людей или других живых организмов. комплексное использование природных ресурсов - углубление их переработки и увеличение выхода готовой продукции на единицу использованных ресурсов. кризис экологический - напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития произво- дительньж сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы. Может быть рассмотрен как устойчивое нарушение равновесия между обществом и природой, проявляющееся в деградации окружающей среды, с одной стороны, и неспособности государственных управленческих структур, правоохранительных органов выйти из создавшегося состояния и восстановить равновесие общества и природы - с другой стороны. критический природный капитал - необходимые для жизни природные блага, которые невозможно заменить искусственным путем: ландшафты, редкие виды растений и животных, озоновый слой, глобальный климат и т. д. Критический природный капитал необходимо сохранять при любых вариантах экономического развития. Остальная часть природного капитала - возобновимые природные ресурсы и часть невозобновимых конечных природных ресурсов - может быть заменена искусственным (нефть, газ, уголь на солнечную энергию и т. д.). кумуляция загрязнителей - совокупное сложение вредных эффектов влияния и воздействия загрязнителей. лимит (в области охраны окружающей природной среды) - предельное количество выемки, потребления, использования природного ресурса, выброса, сброса вредных веществ в окружающую природную среду. Устанавливается органами охраны окружающей природной среды в целях охраны природы, рационального использования ее ресурсов, предупреждения вредных воздействий на нее. лицензия (в области охраны окружающей природной среды) - разрешение, выдаваемое органами охраны окружающей среды природопользователю на выемку, потребление, использование природного ресурса, выбросы, сбросы, размещение вредных веществ с указанием способов контроля за охраной и рациональным использованием природных ресурсов. лицензия на загрязнение - оплачиваемое разрешение на выброс определенного количества вредных жидких или газообразных отходов заранее оговоренного или юридиче
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.93 (0.016 с.) |