ТОП 10:

Финансирование природоохранной деятельности



 

В основе современной системы финансирования природоохранной деятельно­сти лежит плановая система охраны природы, которая опиралась на систему цен­трализованного планирования экономики. На основе планов-заданий определя­лась потребность в финансовых и материально-технических ресурсах, т.е. система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования - цен­трализованного распределения материально-технических ресурсов.

Основным источником средств на природоохранные мероприятия являлся го­сударственный бюджет, хотя были и другие источники: бюджеты регионов, сред­ства министерств и ведомств, собственные средства предприятия. Такая система была неэффективной - средств на решение экологических задач из госбюджета выделялось недостаточно, так как эти задачи не были приоритетными. Однако существенное достоинство этой системы заключалось в ее регулярности.

Введение в 1989-1990 гг. таких экономических методов регулирования охраны окружающей среды и природопользования, как платежи за использование при­родных ресурсов и плата за загрязнение, позволило сформировать базу новой сис­темы финансирования природоохранной деятельности.

Финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет следующих источников средств:

- бюджеты всех уровней;

- средства предприятий, учреждений и организаций;

- внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды;

- фонды экологического страхования;

- кредиты банков;

- средства населения (в том числе добровольные взносы иностранных юриди­ческих лиц и граждан).

Собственные средства предприятий формируются за счет прибыли хозяйст­вующих субъектов. Текущие затраты на проведение природоохранных мероприя­тий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестои­мость продукции предприятий.

Внебюджетные целевые поресурсные фонды созданы для исключения оста­точного принципа выделения средств на выполнение мероприятий по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов. В 1990-х годах были сформированы следующие внебюджетные фонды: воспроизводства минерально­сырьевой базы, воспроизводства, охраны и защиты лесов, восстановления и охра­ны водных объектов.

Внебюджетные экологические фонды как элемент системы поддержки инве­стиций в охрану окружающей среды были созданы для финансирования неотлож­ных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и др.

Государственные внебюджетные экологические фонды были созданы для централизованного финансирования капиталовложений на охрану окружающей среды.

В России экологический фонд был создан в 1990 г. при Государственном ко­митете РСФСР по экологии и природопользованию. Формирование экологиче­ских фондов субъектов Федерации, городов и районов совпало с проведением эксперимента (1989-1990 гг.) по введению платежей за загрязнение окружающей природной среды (всего в эксперименте участвовало около 50 регионов). Эти пла­тежи стали основным источником формирования экологических фондов (первые фонды были созданы в тех регионах, которые участвовали в эксперименте). К концу 1990-х годов внебюджетные экологические фонды были созданы во всех субъектах Федерации. Экологические фонды не только аккумулировали плату за­грязнение, но и концентрировали средства других финансовых источников для осуществления инвестиционной природоохранной деятельности и стимулирова­ния природопользователей на проведение этой деятельности.

В соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) существовала единая трехуровневая система внебюджетных государст­венных экологических фондов. На верхнем уровне - федеральный экологический фонд, на среднем - фонды субъектов федерации, на нижнем уровне - районные и городские фонды.

Главная цель создания внебюджетных экологических фондов: формирование автономной, независимой от госбюджета, структуры для централизованного фи­нансирования природоохранной деятельности. При этом важно отметить, что средства фондов дополняют бюджетные средства и средства предприятий- природопользователей (собственные и заемные).

Задачи экологических фондов:

- финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспече­ние экологической безопасности населения;

- мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы;

- экономическое стимулирование рационального природопользования, вне­дрения экологически чистых технологий;

- содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Источники формирования экологических фондов:

- платежи предприятий, объединений и организаций за выбросы и сбросы за­грязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

- штрафные платежи за аварийные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи за сверхнормативное и нерациональное использование (потери) природ­ных ресурсов;

- средства, взыскиваемые по искам для возмещения ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства в результате хозяй­ственной деятельности предприятий;

- средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности других юридических лиц;

- добровольные взносы предприятий, учреждений, общественных организа­ций и граждан (в том числе поступления от иностранных юридических и физиче­ских лиц).

Доля платежей за загрязнение окружающей среды, согласно существующей практике, составляла в приходной части фондов около 80-85%.

Расходование средств экологических фондов должно иметь исключительно целевую направленность - только на цели, связанные с природоохранной дея­тельностью. Основными направлениями использования средств экологических фондов являются:

- выделение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возвратной основе;

- вложение средств в формирование начального капитала предприятий, созда­ваемых для производства продукции природоохранного назначения;

- долевое участие в финансировании проектов, что стимулирует вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов;

- выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

При этом средства экологических фондов распределялись следующим образом:

60 % - на реализацию природоохранных мероприятий местного значения;

30 % - регионального значения;

10 % - федерального значения.

Ядро системы экологических фондов - Федеральный экологический фонд Рос­сийской Федерации (ФЭФ), созданный по постановлению Правительства РФ. Ос­новная цель деятельности фонда - разработка и реализация федеральных и меж­региональных программ и привлечение для этого средств территорий, предпри­ятий, организаций и других возможных источников. Правление фонда устанавли­вает приоритетные направления инвестиционной политики:

- разработка государственных и федеральных программ,

- создание нормативно-правовой базы природопользования,

- проектирование и развитие особо охраняемых территорий,

- финансовая поддержка международного сотрудничества, проводимого в рамках межгосударственных соглашений.

Территориальные экологические фонды (ТЭФ) - второй и третий уровень сис­темы государственных внебюджетных экофондов. Формирование системы ТЭФ осуществлялось следующим образом:

- предприятия перечисляют платежи за загрязнения, экологические налоги и штрафы в местный экологический фонд;

- местный фонд делает отчисления по фиксированным ставкам в вышестоя­щий региональный фонд (межобластной, федеральный), а также осуществляет расчеты с аналогичными фондами соседних территорий по поводу трансгранич­ных загрязнений. Ставки отчислений устанавливаются в результате переговоров между держателями фондов с учетом конкретной экологической и экономической ситуации;

- организации и граждане могут перечислять на счет ТЭФ добровольные взносы;

- ТЭФ размещают экологические займы среди населения.

Перспективы развития территориальных экологических фондов были связаны с предоставлением им права кредитования природоохранной деятельности в ре­гионах и постепенном превращении их в коммерческие экологические банки, хранящие экологические платежи и штрафы предприятий и других природополь­зователей. Основная цель создания этих структур - развитие экологической ин­фраструктуры, формирование рынка экологических работ и услуг.

В 2000 г. система территориальных экологических фондов была упразднена. Средства от платежей за загрязнение окружающей среды были переданы в дохо­ды региональных и местных бюджетов. Одной из причин ликвидации системы экологических фондов послужили случаи нецелевого использования средств эко­логических фондов (на строительство дорог, гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам, оплату коммунальных услуг).

В нынешних условиях значительно возрастает роль предприятий, которые яв­ляются основными исполнителями природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами. Таким образом, финансовое обес­печение природоохранной деятельности основывается на создании обособленных экологических фондов предприятий.

Экологический фонд предприятия (ЭФП) создается в виде специального счета в местном отделении государственного или коммерческого банка, обслуживаю­щего предприятие. Прежде всего, он формируется на экологически опасных пред­приятиях. Источниками формирования ЭФП являются:

- амортизационные отчисления по природоохранным объектам и сооружениям;

- платежи за загрязнение окружающей среды в пределах норм;

- штрафные платежи за превышение норм загрязнения;

- платежи на цели воспроизводства (восстановления) расходуемых природных ресурсов (рентные платежи), вносимые предприятиями, когда они восстанавли­вают эти ресурсы за счет собственных средств или банковских кредитов (в том числе отчисления в фонд возмещения стоимости геолого-разведочных работ);

- целевые субсидии (субвенции, дотации) и кредиты на осуществление приро­доохранных мероприятий, получаемые на конкурсной основе из средств бюджета, территориальных внебюджетных экологических фондов для снижения вредных воздействий предприятий на окружающую среду;

- кредиты государственных и коммерческих банков;

- доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств ЭФП;

- прибыль предприятия, включая экономию по выплате налога на прибыль при ее использовании на финансирование природоохранных нужд.

Основные направления расходования средств ЭФП:

- природоохранные нужды (например, строительство и реконструкция пыле­газоочистных установок и пр.);

- осуществление компенсационных расчетов с другими предприятиями, а также юридическими лицами и гражданами (приобретение дополнительных квот на загрязнение, прямая компенсация нанесенного ущерба);

- финансирование технологической реконструкции основных производствен­ных процессов предприятия (в той мере, в которой такое совершенствование при­водит к снижению экологической нагрузки на окружающую среду);

- временно свободная часть средств может быть использована для финанси­рования других хозяйственных нужд предприятия или храниться в банке на депо­зитном счете.

Общественные фонды охраны окружающей среды образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. Эти фонды создаются общественными экологическими объе­динениями, профессиональными союзами РФ и расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Порядок образования и использования указанных фондов определяется общественными объединениями, учредившими данные фонды.

На практике спектр привлекаемых средств из различных каналов разнообраз­нее. Источниками финансирования природоохранной деятельности могут быть различные сочетания средств бюджетов всех уровней, собственных средств пред­приятий, внебюджетные поресурсные и экологические фонды, кредиты банков, займы в иностранной валюте, средства населения.

Особую группу составляют фонды экологического страхования (или Фонды экологической безопасности), создаваемые государственными или частными фи­нансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предпри­ятиям, учреждениям и гражданам в случае причинения им серьезного ущерба из­менениями в окружающей среде, которые квалифицируются как экологические кризисные ситуации, экологические катастрофы или экологические бедствия. Эти фонды являются потенциальными источниками финансировали экологических программ и мероприятий по охране окружающей пои родной среды.

Использование собранных средств на финансирование природохранной дея­тельности характеризуется целевой направленностью на проведение природо­охранных мероприятий.

В бюджетах всех уровней финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ выделяется отдельной строкой и обеспечивается матери­ально-техническими ресурсами.

В общем объеме средств финансирования природоохранных мероприятий особое внимание уделяется доле капиталовложений - средств, направляемых на создание природоохранных фондов. Объемы капиталовложений природоохранно­го значения дифференцируются по регионам и по объектам охраны.

Сегодня политику инвестирования природоохранной деятельности следует строить на основе собственных средств предприятий и организаций, средств эко­логических фондов, а также привлекая средства различных инвесторов.

Следует отметить, что формирование механизма финансирования природополь­зования и охраны окружающей среды в России имеет ряд проблемных аспектов.

Распоряжение средствами всех возможных источников финансового обеспе­чения природоохранной деятельности регионов России находится в компетенции различных структурных единиц управления (территориальные органы исполни­тельной власти, комитеты по охране природы, руководство предприятий, поре­сурсные комитеты и т. д.). Практика свидетельствует о нескоординированности действий территориальных органов при инвестировании природоохранных меро­приятий из различных источников финансирования, что приводит к дублирова­нию материальных, трудовых и денежных средств.

При решении проблемы финансирования природоохранной деятельности тер­риторий необходимо сформировать нормативную базу для обоснования потреб­ностей в финансовых ресурсах отдельных регионов для восстановления и охраны природно-ресурсного потенциала.

Для обеспечения экологической безопасности населения, существующих про­изводств, отдельных видов деятельности, сооружений и т. д. целесообразно соз­дание страховых фондов на предприятиях.

Возможность использования кредитов отечественных банков (внутренних кредитов) на финансирование природоохранных мероприятий ограничена в связи с чрезмерно высокой ставкой процента по кредитам. Использование льготных кредитов в этой сфере не находит поддержки государства.

Для формирования устойчивой системы финансирования природоохранной сферы в России необходимо сформировать финансово-кредитный механизм управления природопользованием, включающий:

- систему финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды из средств бюджетов различных уровней;

- развитую систему экологических фондов, инновационных экологических фондов, экологических фондов предприятий;

- систему федеральных и региональных экологических банков, специальных банков для реализации крупных экологических программ и проектов;

- привлечение средств за счет фондов экологического страхования,

- использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды;

- систему льготных экологических инвестиционных кредитов.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите цели и задачи финансово-кредитного механизма охраны окру­жающей среды и рационального природопользования?

2. Каковы источники финансирования природоохранной деятельности?

3. В чем заключается сущность экологических фондов? Охарактеризуйте виды экологических фондов?

4. Проанализируйте динамику финансирования природоохранных мероприятий по основным источникам?

5. Какова эколого-экономическая сущность платежей в природопользовании?

6. Охарактеризуйте систему платежей за природные ресурсы. Каковы формы и ви­ды платы?

7. Каковы принципы установления налогов и платежей за загрязнение окру­жающей среды?

8. Охарактеризуйте систему платежей за загрязнение окружающей среды?

9. В чем заключается влияние платежей за загрязнение окружающей среды на экономические результаты деятельности предприятия?

10. Какие льготы закреплены в налоговом законодательстве для юридических лиц, осуществляющих природоохранную деятельность?

11. В чем сущность ускоренной амортизации основных фондов природоохранно­го назначения?

12. Что подразумевает ценовая политика на экологически чистую продукцию?

13. В чем состоит основная идея продажи прав на загрязнение?

14. На чем базируется механизм продажи прав на загрязнение?


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Земельный кодекс РФ от 25.10.01 № 136-ФЗ.

2. Водный кодекс РФ от 16.10.95 (с изменениями и дополнениями от

30.12.2001) .

3. Лесной кодекс РФ от 29.01.97 № 22-ФЗ (с изменениями и дополнениями от

30.12.2001)

4. Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01 2002 г. № 7-ФЗ

5. Акишин, А.С. Управление природоохранной деятельностью и охрана окру­жающей среды / А.С. Акишин. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.

6. Бобылев, С.Н. Эффективность природоохранных мероприятий / С.Н. Бобы­лев. - М.: Наука, 1990.

7. Бобылев, С.Н. Экономика природопользования / С.Н. Бобылев, А.Ш. Ход- жаев. - М.: ТЕИС, 1997.

8. Временная методика определения предотвращенного экологического ущер­ба. М.: Госкомэкологии России, 1999.

9. Голуб, А.А. Экономика природных ресурсов / А.А. Голуб, Е.Б. Струкова. - М.: Аспект-Пресс, 1998.

10. Даванков, А.Ю. Социально-экономическая оценка природно-техногенных комплексов / А.Ю. Даванков - Екатеринбург: Уро РАН, 1998. - 238с.

11. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. М., 1993.

12. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. М., 1996.

13. Лемешев, М.Я. Региональное природопользование: на пути к гармонии / М.Я. Лемешев, Н.В. Чепурных, Н.П. Юрина. - М., 1986.

14. Лукьянчиков, Н.Н., Экономика и организация природопользования / Н.Н. Лукьянчиков, И.М. Потравный. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

15. Макар, С.В. Основы экономики природопользования / С.В. Макар. - М.: ИМПиЭ, 1998.

16. Макконнелл, К. Экономикс: В 2 т. / К. Макконнелл, С. Брю. - М.: ИНФРА-М, 2003.

17. Мороков, В.В. Платежи за природопользование: справочное пособие и комментарии / В.В. Мороков, РАН Уральское отделение Инст-т экономики. - Екатеринбург, 1993.

18. Моткин, Г.А. Основы экологического страхования / Г.А. Моткин. - М.: Наука, 1996.

19. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по охране окру­жающей среды и развитию. М.: Прогресс, 1989.

20. Нестеров, П.М. Экономика природопользования и рынок / П.М. Нестеров, А.П. Нестеров. М.: ЮНИТИ, 1997.

21. Одум, Ю. Основы экологии / Ю. Одум, М.: Мир, 1975.

22. Пахомова, Н.В. Экономика природопользования и охраны окружающей среды / Н.В. Пахомова, Рихтер К.К. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

23. Платежи за пользование природными ресурсами. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.

24. Пыльнева, Т.Г. Природопользование: учебное пособие для вузов / Т.Г. Пыльнева, ВЗФЭИ. - М.: Финстатинформ, 1997.

25. Реймерс, Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс.

- М.: Мысль, 1990.

26. Седов, В.В. Основы экономической теории: Вопросы эколого-устойчивого развития экономики: Учебное пособие. / В.В. Седов. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т., 2005.

27. Седов, В.В. Экономика и экология. Учебное пособие / В.В. Седов. - Челя­бинск: Челяб. гос. ун-т, 1995.

28. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI в. / Под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева. - М.: Экономика, 2002.

29. Сухорукова, С.М. Экономика и экология / С.М. Сухорукова. - М.: Высшая школа, 1988.

30. Указ Президента Российской Федерации № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996.

31. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: учебное пособие / под ред. Ю.Б. Осипова, Е.М. Львовой. - М.: Литературное агентство «Варяг», 1996.

32. Хильченко, Н.В. Методические рекомендации по совершенствованию сис­темы платности за загрязнение окружающей среды / Н.В. Хильченко. - Екатерин­бург: УрО РАН, 2001

33. Чапек, В.Н. Экономика природопользования / В.Н. Чапек. - М.: ПРИОР, 2000.

34. Чепурных, Н.В. Экономика природопользования: эффективность, ущербы, риски / Н.В. Чепурных, А.Л. Новоселов, Л.В. Дунаевский. - М.: Наука, 1998.

35. Экологические фонды: теория и практика: учебное пособие / под ред. А.А. Аверченкова. - М.: Радио и связь: Рихея, 1995.

36. Экология и экономика природопользования / под ред. проф. Э.В. Гирусо- ва. - М.: ЮНИТИ, 1998.

37. Экономика природопользования: Аналитические и нормативно- методические материалы. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. - М.: Минприроды России, 1994.

38. Экономика природопользования: учебник / под ред. Т.С. Хачатурова. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

39. Яндыганов, Я.Я. Экономика природопользования / Я.Я. Яндыганов. - Ека­теринбург: Изд-во УрГУ, 2006.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

адаптация - способность организмов приспосабливаться к меняющимся ус­ловиям окружающей среды. Для каждого вида организмов существует своя опре­деленная амплитуда приспособительных возможностей, выход за пределы кото­рой губителен для их существования. Адаптивные границы могут быть расширены направленным воздействием на организмы, но все же в сравнительно узких преде­лах, задаваемых наследственными свойствами, присущими тому или иному виду.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ (АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ, УПУЩЕННАЯ ВЫГО­ДА) - в экономике природопользования позволяет оценить природный объект (ре­сурс), имеющий заниженную или вообще не имеющий рыночную цену, через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использова­нии данного объекта или ресурса в других целях.

амортизация - постепенное перенесение стоимости основных фондов на про­изводимый с их помощью продукт или услугу.

анализ «выгоды - затраты» - основной экономический подход при принятии решения о целесообразности реализации проекта, инвестиционной программы и т.д. Сопоставление выгод и затрат позволяет оценить эффективность проекта. Может быть реализован в вычислении чистой современной (приведенной) стои­мости, отношения выгоды - затраты, внутренней ставки окупаемости.

анализ «затраты - эффективность» - уделяет основное внимание минимиза­ции затрат на достижение цели. Обычно используется для экологических и соци­альных проектов, в которых выгоды от достижения цели сложно оценить или идентифицировать. Главное - найти такой вариант развития, который бы миними­зировал затраты для достижения заранее поставленной цели.

антропогенное загрязнение - загрязнение среды, возникающее в результате хозяйственной деятельности человека.

аренда - основанное на договоре срочное и возмездное пользование имуществом, необходимым арендатору для осуществления хозяйственной либо иной деятельности.

ассимиляционный потенциал природной среды - способность природной среды воспринимать различные антропогенные воздействия в определенных масштабах без изменения своих основных свойств в неопределенно длительной перспективе. Ассимиляционная способность природной среды представляет со­бой специфичный природный ресурс; а учитывая глобальные масштабы воздейст­вия на природную среду, возникает понятие ограниченности или дефицитности ассимиляционного потенциала природной среды.

безопасность экологическая - 1) совокупность действий, состояний и про­цессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде, отдельным людям и чело­вечеству; 2) комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающих экологи­ческий баланс на Земле и в любых ее регионах на уровне, к которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово (может без серь­езных ущербов адаптироваться) человечество. Может быть рассмотрена в гло­бальных, региональных, локальных и условно точечных рамках, в том числе в пределах государств и их любых подразделений.

водные ресурсы - запасы поверхностных вод, находящихся в водных объек­тах, которые используются или могут быть использованы.

возмещение вреда окружающей природной среде - возмещение потерь в природе, затраты на воспроизводство природных ресурсов и оздоровление окру­жающей природной среды.

возобновление природных ресурсов (для возобновимых) - их естественное восстановление со временем или культивирование. Многие природные ресурсы количественно возобновимы, но качественно не могут быть заменены.

воспроизводство природных ресурсов - искусственное поддержание при­родных ресурсов, направленное на восполнение и увеличение природных ресур­сов или усиление полезных свойств природных объектов, совокупность научных, организационных, экономических и технических мер.

воспроизводство среды, окружающей человека - комплекс мероприятий и их научное обеспечение, направленное на поддержание параметров среды жизни человека в пределах, благоприятных для его существования.

восстановление земель - возврат землям существовавшего ранее плодородия, нарушенного прошлой деятельностью человека или природными процессами.

вред окружающей природной среде экологический - негативные изменения состояния окружающей природной среды, выразившиеся в загрязнении окру­жающей природной среды, истощении ее ресурсов, разрушении экологических систем, нарушении обмена веществ и энергии, гармонического развития общества и природы. Разновидность экологического вреда - вред антропологический, при­чиненный здоровью человека, его генетической программе, генофонду всего че­ловечества.

вред окружающей природной среде экономический - негативные изменения состояния природной среды в результате загрязнения, истощения, разрушения природных экологических связей, причинившие ущерб имущественным интере­сам природопользователя.

выброс вредных веществ - выброс во внешнюю среду загрязняющих веществ каким-либо источником.

ВЫБРОС ВРЕМЕННО СОГЛАСОВАННЫЙ (ЛИМИТ СБРОСА ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ веществ) - предельная масса загрязняющих веществ, разрешенная к сбросу в те­чение определенного периода времени (как правило, календарного года). Уста­навливается органами государственного экологического контроля в целях мини­мизации воздействия (управления воздействием) на окружающую среду.

государственное регулирование экономики - воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обес­печения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, ре­шения экологических и социальных проблем. Включает различные формы: бюд­жетно-налоговое, кредитно-денежное и административное.

деградация окружающей природной среды - ухудшение свойства природной среды в результате разрушения или существенного нарушения экологических связей в природе, вызванное деятельностью человека, проводимой без учета зако­нов развития природы.

дифференциальная рента - дополнительная прибыль (повышение рентабель­ности эксплуатации), возникающая в результате более благоприятного местопо­ложения используемого природного ресурса или большей легкости его извлече­ния. Различают дифференциальную ренту I, связанную с различиями в географи­ческом положении и богатством источника ресурса, и дифференциальную ренту

II, возникающую при добавочных затратах, позволяющих более интенсивно экс­плуатировать ресурс.

дотации - безвозмездная финансовая помощь с целью компенсации повы­шенных издержек, потерь, обеспечения прибыльности убыточным предприятиям, погашения ценовой разницы. В рыночной экономике размеры и направление до­таций строго ограничиваются теми сферами, которые не могут эффективно регу­лироваться рыночным механизмом на основе самоокупаемости.

емкость окружающей природной среды - способность природы претерпевать социально-экономическую нагрузку без существенного нарушения выполняемых ею функций.

загрязнение - миграция в среду нехарактерных для нее физико-химических и биолого-информационных компонентов.

загрязнение окружающей природной среды - физико-химическое и биологи­ческое изменение качества окружающей природной среды в результате деятель­ности человека, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на природу и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.

загрязнитель - множество агентов физико-химического и другого характера, рас­селенных в окружающей среде в нежелательных для каких-либо целей количествах.

затраты природоохранные - совокупность издержек на поддержание качества окружающей среды, активизацию деятельности отраслей экономики и укрепление природно-ресурсного потенциала.

землепользование - 1) порядок, условия и формы эксплуатации земель; 2) со­вокупность земельных участков, эксплуатируемых землепользователем.

зона рекреационная - часть окружающей среды, используемая населением для отдыха и туризма.

зона санитарно-защитная - полоса, отделяющая промышленное предпри­ятие от селитебной территории (населенного пункта).

зона чрезвычайной экологической ситуации - официально объявленные го­сударством части территории (город, область, край, регион), на которых обозна­чились признаки деградации окружающей природной среды, где имеет место рез­кое увеличение заболеваемости и смертности населения, превышающее во много раз средние показатели.

зона экологического бедствия - официально объявленные государством части территории (город, область, край, регион), на которых обозначились при­знаки полного разрушения экологических систем природы, глобального загрязне­ния атмосферного воздуха, водоемов, почв, полного истощения водных, расти­тельных, животных ресурсов и установлен высокий уровень заболеваемости и смертности населения.

издержки экологические общественного производства - затраты на меро­приятия, снижающие выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую предприятие среду (строительство очистных сооружений, совершенствование технологии, изменение состава исходных материалов и т. п.), а также на меро­приятия, не снижающие выброс, но влияющие на степень их воздействия на при­роду (строительство высоких труб, разбавление, захоронение отходов, установле­ние санитарных зон вокруг предприятий и т.п.).

интенсивность природопользования - уровень использования природных ресурсов и эффективность его для целей устойчивого развития территории.

интернализация экстерналий - в экономике процесс превращения внешних экстернальных издержек во внутренние. Один из возможных путей учета общест­венных интересов состоит в наложении специального налога на загрязнителей, по величине равного экстернальным издержкам. В теории он получил название нало­га Пигу, или пигувианского налога.

информация в природопользовании - совокупность данных о количествен­ном, качественном и динамическом (прошлом, настоящем и будущем) состоянии природных ресурсов и экосистем, их взаимосвязи и потребности для существую­щей (а также прогнозируемой) формы хозяйства, развития культуры и жизни че­ловечества.

инфраструктура - комплекс сооружений, зданий, учреждений, обслуживаю­щих сферу материального производства и население.

использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, во­влечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

источник загрязнения - 1) точка выброса загрязняющего вещества; 2) хозяй­ственный или природный объект, производящий загрязняющее вещество; 3) реги­он, откуда поступает загрязняющее вещество (при дальнем и трансграничном пе­реносе); 4) внерегиональный фон загрязнений, накопленных в среде (напр., в воз­душной - углекислый газ, в водной - их кислотность и т. п.).

истощение окружающей природной среды - полное или частичное прекра­щение функции природных объектов или природы в целом вследствие антропо­генного воздействия на природу.

кадастры природных систем - совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической, экономической (а иногда и лечебно-оздоровительной) оценок. Различают кадастры: земельный, водный, лесной, месторождений полезных ископаемых, животного мира (отдель­но по рыбам и по наземным животным), природно-заповедных объектов, лечебно­оздоровительных ресурсов природы. Структуру и порядок введения (кадастров) устанавливают компетентные органы государства.

качество окружающей природной среды - степень соответствия природных условий потребностям людей или других живых организмов.

комплексное использование природных ресурсов - углубление их перера­ботки и увеличение выхода готовой продукции на единицу использованных ре­сурсов.

кризис экологический - напряженное состояние взаимоотношений между че­ловечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития произво- дительньж сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурс­но-экологическим возможностям биосферы. Может быть рассмотрен как устой­чивое нарушение равновесия между обществом и природой, проявляющееся в де­градации окружающей среды, с одной стороны, и неспособности государствен­ных управленческих структур, правоохранительных органов выйти из создавше­гося состояния и восстановить равновесие общества и природы - с другой сторо­ны.

критический природный капитал - необходимые для жизни природные бла­га, которые невозможно заменить искусственным путем: ландшафты, редкие ви­ды растений и животных, озоновый слой, глобальный климат и т. д. Критический природный капитал необходимо сохранять при любых вариантах экономического развития. Остальная часть природного капитала - возобновимые природные ре­сурсы и часть невозобновимых конечных природных ресурсов - может быть за­менена искусственным (нефть, газ, уголь на солнечную энергию и т. д.).

кумуляция загрязнителей - совокупное сложение вредных эффектов влияния и воздействия загрязнителей.

лимит (в области охраны окружающей природной среды) - предельное ко­личество выемки, потребления, использования природного ресурса, выброса, сброса вредных веществ в окружающую природную среду. Устанавливается орга­нами охраны окружающей природной среды в целях охраны природы, раци­онального использования ее ресурсов, предупреждения вредных воздействий на нее.

лицензия (в области охраны окружающей природной среды) - разрешение, выдаваемое органами охраны окружающей среды природопользователю на выем­ку, потребление, использование природного ресурса, выбросы, сбросы, размеще­ние вредных веществ с указанием способов контроля за охраной и рациональным использованием природных ресурсов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.025 с.)