Тема 20. Международные природоохранные организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 20. Международные природоохранные организации



План занятия:

Природоохранная компетенция ООН и ее главных органов.

Международно-правовые основы структуры и деятельности Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Вопросы сохранения окружающей среды в деятельности МАГАТЭ.

Литература:

Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2004. Гл. XXV.

Виноградов С.В. Международное право и охрана атмосферы. М., 1987.

Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

Мировой океан и международное право: защита и сохранение морской среды. М., 1990.

Молодцова Е.С. Охрана окружающей среды и международное регулирование мирной ядерной деятельности. М., 2000.

Сперанская Л.В. Международное право окружающей среды. М., 1995.

Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986.

Шишко А.А. Предупреждение трансграничного загрязнения (международно-правовые проблемы). Киев, 1990.

 

В настоящее время понимание остроты и необходимости решения экологических проблем, всё в большей степени начинающих носить глобальный характер, осознаны практически во всех странах мира. Их универсальность и взаимообусловленность позволяют вырабатывать общие предложения и меры, независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития. Сбалансированное развитие человечества - путь к решению современных экологических проблем. Иными словами человечество должно научиться «жить по средствам», использовать природные ресурсы, не подрывая их вкладывать деньги, образно выражаясь в «страховку» - финансировать программы, направленные на предотвращение катастрофических последствий собственной деятельности. В настоящее время практически во всех развитых странах мира разработаны, приняты и действуют национальные программы охраны окружающей среды. Вначале реализация этих программ была направлена на ликвидацию последствий накопленного загрязнения, а меры, предусмотренные в них, касались прежде всего негативных итогов производственной деятельности и почти не касались первопричин деградации окружающей среды.
Государственное вмешательство в природопользование в развитых странах имеет довольно ощутимый характер. Созданы иерархические системы управления, в которых выделяют цели природоохранной политики, её объекты, а также уровни осуществления. В основу проведения экологической политики и ее финансирования в большинстве развитых странах был положен принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, который достигается путем установления стандартов на загрязнение различного рода. Переход к этим стандартам обеспечивается соответствующей налоговой политикой, носящий как карательный, так и щадящий, стимулирующий характер, использованием дотаций, льготного кредитования, введением в практику систем торговли загрязнениями или платежей за их нормативный и сверхнормативный уровни, штрафы.
В настоящее время важно сохранить все положительное из этого опыта, имея в виду то обстоятельство, что в течение ближайших лет страны с переходной экономикой будут испытывать серьезные ограничения в средствах, которые можно было бы использовать для прямых природоохранных мероприятий. В условиях сложного социально – экономического положения всегда будет существовать соблазн экономии на природозащитных затратах. Во многих развивающихся странах разработано законодательство, учреждены государственные органы по окружающей среде, стали создаваться программы сохранения экосистем, повышения их биопродуктивности, разрабатываются стандарты и нормы загрязнения.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды насчитывает пока лишь 25-летнюю историю. До середины 60-х гг. XX в. вопрос защиты окружающей среды рассматривался лишь в локальных масштабах, на уровне отдельных источников загрязнения. Между тем, упускались глобальные причины и следствия пагубного воздействия на природу. К началу 70-х годов стало достаточно очевидно, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты. Задача сохранения человека стала носить, таким образом, интернациональный характер. Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было вложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП.

Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете управляющих. В качестве первоочередных на ближайшую перспективу названы 7 направлений:
1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды;
2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;
3) океаны;
4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;
5) энергия;
6) образование, профессиональная подготовка;
7) торговля, экономика, технология.

По мере развития деятельности организации число приоритетных направлений может возрастать. В частности, в число приоритетных направлений уже выдвигаются проблемы кодификации и унификации международного и внутреннего экологического законодательства.
Если в 70-е гг. наиболее передовые страны лишь разворачивались в сторону охраны окружающей среды, то в 80-е гг. мир перешел к активному решению экологических проблем. Благодаря строительству очистных сооружений и введению жестких экологических стандартов страны стали меньше загрязнять воздух и воду. В частности, за минувшие двадцать лет в таких крупнейших реках Европы, как Дунай и Рейн, значительно уменьшилось содержание токсичных веществ.
Раньше бытовало мнение, будто экономика и экология — антиподы, то есть бурное развитие экономики явно влечет за собой разрушение биосферы. С середины 80-х гг. пришло понимание, что законодательные ограничения способны примирить экологию с экономикой при условии, что они дают преимущество прогрессивным природосберегающим и энергоэффективным технологиям. В условиях такого регулирования экономика в целом и промышленность, строительство в частности начинают перестраиваться на новый, экологичный стиль развития12.
Итогом этого этапа стало проведение в 1992 г. конференции в Бразилии, в Рио-де-Жанейро, на которой была принята программа под названием «Повестка дня на XXI-й век». Важность конференции заключалась в том, что на ней окончательно сформировалась концепция «устойчивого развития человечества», то есть прогресс не во вред будущим поколениям и природе. Ее девиз звучал очень красноречиво: «Наш последний шанс спасти планету».
Но скоро стало понятно: такие проблемы, как изменения климата, стоят настолько остро, что требуют принятия скорейших мер. И в декабре 1997 г. в Японии при участии более чем 120 стран был принят Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Этот документ распределил обязательства развитых индустриальных стран по ограничению выбросов парниковых газов и стал первым глобальным шагом по противодействию изменению климата. Цель ставилась не очень амбициозная — в период с 2008 по 2012 гг. снизить совокупный уровень выбросов на 7%. Россия также присоединилась к данном протоколу. И хотя документ до сих пор не подписан США, но и в этой стране со сверхразвитой экономикой есть свои программы по снижению выбросов парниковых газов.
Охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под эгидой ООН, имеющие статус. автономных:
ЮНЕСКО выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой;
ФАО имеет своей целью улучшения производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии;
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов;
ЮНИДО содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;
МАГАТЕ разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов. Всё более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация как Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ) созданный в начале 90- х гг., этот фонд предназначен помогать в основном развивающимся странам для решения таких экологических проблем, которые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФа участвуют три международных структуры: Программа ООН по окружающей среде;
Программа ООН по развитию и Всемирный Банк. В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.
Важным аспектом международного сотрудничества является возможность оказания в его рамках финансовой помощи со стороны ряда международных организаций национальным правительствам для реализации эколого-экономических программ. Эта помощь представляется, как правило, в виде займов и кредитов. Среди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Фонд ЮНЕП и др.
Международное сотрудничество в области природопользования за последние 20 лет претерпело существенные изменения. Прежде всего они касаются расширения географии, втягивания в этот процесс новых регионов и стран, изменения форм и методов взаимодействия, перехода от договоренностей по охране или воспроизводству отдельных видов ресурсов к постановке глобальных задач. В основе этих тенденций лежит понимание всемирного характера эколого-экономических проблем, обостряющихся в современных условиях, а также осознание того факта, что решаться эти проблемы могут только совместными усилиями.
Развитие международного сотрудничества в деле природоохраны облегчает универсальность многих аспектов природопользования и выработка общих принципов действия для достижения желаемых целей. Переход к устойчивому развитию – глобальный, мировой процесс и все государства должны двигаться к нему едиными усилиями и общим путем.

Международные организации влияют на развитие международно-правовых систем через участие в процессе правообразования. Правообразование (формирование права) – объемная категория, включающая в себя несколько этапов: а) познание социальных факторов, вызывающих необходимость появления правовой нормы; 6) формирование правила поведения, составляющего содержание правовой нормы; в) признание этого правила в качестве обязательного и соответственно защищенного мерами международно-правового принуждения. При этом следует отметить, что в международном праве оформление правила поведения может проходить как письменно (договор), так и в виде определенной практики участников международных отношений. Практическая взаимосвязь международных актов всегда основывается на уже существующем праве, но при этом может охватывать новые аспекты международной жизни, еще не затронутые правом. Из практики может возникнуть новое правило правового характера или этого не произойдет. Хрестоматийным примером здесь можно назвать практику, сложившуюся в ООН, при которой воздержание при голосовании в Совете Безопасности, если оноисходит от постоянного члена, не рассматривается как применение права «вето».

Международные организации участвуют в процессе правообразования через два вида деятельности – правотворчество и правоприменение. Изучение правотворческой функции межправительственных организаций было приоритетной темой доктринальных исследований последних десятилетий. В этих исследованиях поднимались многие проблемы правообразования с участием международных организаций. При этом подчеркивалось, что при реализации своей правообразующей функции межправительственная организация может выступать, во-первых, в роли вспомогательного органа в правотворческой деятельности государств.

В качестве вспомогательного органа международный институт выступает при выработке проектов международных конвенций (в том числе и при кодификации основных институтов и отраслей международного публичного и международного частного права). Во-вторых, международная организация может участвовать в правообразовании и как основной субъект правотворчества и правоприменения. Последнее становится возможным при: а) заключении международных договоров; 6) принятии нормоустановительных решений; в) выработке рекомендаций для участников международных отношений.

При выработке любого из нормативных документов международная организация должна действовать в соответствии со своей нормотворческой компетенцией, т. е. в рамках тех полномочий, которыми она обладает согласно международному праву. Правотворческая компетенция международных организаций носит индивидуальный характер, и каждая из них имеет право на нормотворчество при особых условиях в специальных, только ей присущих видах и формах и лишь в соответствии с целями и задачами, определенными ее уставом.

Так, Венская конвенция 1986 года о праве договоров между государствами и международными организациями предусматривает, что «правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется соответствующими правилами этих организаций (ст. 6). В ст. 2 этой же Конвенции раскрывается понятие «правила организации», в которые включаются учредительные акты организации, соответствующие решения и резолюции, а также их установившаяся практика.

Согласно правилам, к примеру, межправительственных организаций системы ООН их правотворческая компетенция должна базироваться на положениях их учредительных документов (уставов) и может реализоваться лишь в соответствии с процессуальными требованиями, выработанными в этих организациях (уставы и Правила процедуры).

Критерием в разграничении компетенции структурных подразделений международного учреждения должны служить внутренние правила международной организации. Анализ практики организаций системы ООН позволяет сделать вывод о том, что договорная компетенция все в большей степени перераспределяется в пользу исполнительных органов.

Не менее важным является и вопрос распределения компетенции органов международного учреждения по поводу принятия решений, обязательных для государств-членов.

Уставы межправительственных организаций предусматривают, что подобные решения могут выноситься двумя органами – высшим и исполнительным. Наиболее широкая компетенция в этом вопросе принадлежит высшему (пленарному) органу.

 

Тестовые вопросы:

 

1.Стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии:
А. между экономикой и производством;
В. между обществом и природой;
С.между людьми, экономикой и производством;
Д. между людьми, экономикой и обществом;
Е. между людьми и обществом, и политикой.

2. В каком году был закрыт Семипалатинский ядерный испытательный полигон:
А. В 1988 г.
В. В 1995 г.
С. В 1985 г.
D. В 1991 г.
Е. В 1992 г.

3. Программа ООН по вопросам образования, науки и культуры:
А. ЮНЕП
В. ВОЗ
С. МКОСР
D. ЮНЕСКО
Е. ВВФ

4. Основная цель создания «Гринпис»:
А. Включение широких масс населения в ряды экологов
В. Борьба с загрязнением Мирового океана радиоактивными отходами
С. Борьба с загрязнением Мирового океана нефтью
D. Борьба с браконьерами
Е. Борьба за чистый воздух

5. Вопросы, решаемые Базельской конвенцией:
А. «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удале-нием»
В. «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду»
С. «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчерпания»
D. «О биоразнообразии»
Е. «Об изменении климата»

6.Международная некоммерческая организация, занимающаяся освещением проблем сохранения биоразнообразия планеты:
А. МАГАТЭ;
В. ФАО;
С. ЮНЕП;
Д. МСОП;
Е. ЮНЕСКО.

7.Программа ООН, основной целью которой является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды:
А.МОТ;
В. ЮНЕСКО;
С. ЮНЕП;
Д. МАГАТЭ;
Е. ГОФ

8.Программа ООН, основной целью которой является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды: А.МОТ; В. ЮНЕСКО; С. ЮНЕП; Д.МАГАТЭ; Е.ГОФ. 9.Киотский протокол был составлен на конференции ООН в Японии в: А.1992 году; В. 1995 году; С.1997 году; Д.1998 году; Е.1999 году. 10.Сколько стран подписало Киотский протокол? А.37; В. 64; С. 94; Д.124; Е.117.

 

Кейс-стади

Тема кейса:

Добывающие отрасли промышленности – благо или проклятие?

Объем – 2 часа Составитель – ст. преподаватель Алиева А.Я.

Цель – Повысить информированность студентов о возможном негативном воздействии Кашаганского нефтяного месторождения на окружающую среду, проанализировать влияния нефтедобывающей отрасли промышленности на экологическую проблему государства.

Задачи: Охарактеризовать работу нефтяного месторождения на примере Кашаганского нефтяного месторождения.

2.Выявить особенности воздействия нефтяной отрасли на окружающую среду (на биоразнообразие Каспийского моря).

3.Определить возможные пути снижения неблагоприятного воздействия на окружающую среду нефтегазовых проектов.

 

Форма проведения - игра

 

Работа над кейсом осуществляется в 3 этапа:
1. Индивидуальная работа обучаемых с материалами кейса.
2.Работа в малых группах
3. Презентация и экспертиза результатов работы малых групп на общей дискуссии.

Рекомендации по анализу кейса

Ознакомьтесь с ситуацией

Определите значительные факторы

Анализируйте ваши значительные факторы

Определите центральный вопрос

Оцените каждую альтернативу и выберите лучшую как ваш рекомендуемый курс действий

Определите основу для вашего выбора

Действующие лица:

Профессор М.Диаров - Директор научного центра по изучению региональных экологических проблем, Института нефти и газа, г. Атырау

Е.Boros - менеджер компании Agip КСО

НПО - представители неправительственных организаций

4. Адлетбек Бекеев - первый заместитель председателя Комитета экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды (МООС) Республики Казахстан.

 

На открытом в 2002 году Кашаганском нефтяном месторождении первоначально планировалась добыча 1,5 млн. баррелей нефти в день вплоть до 2020 года. Добыча в таком объеме сделала бы его одним из самых больших месторождений мира, а Казахстан-одной из ведущих мировых нефтедобывающих стран. Однако из-за особого химического состава казахстанской нефти (очень высокое содержание серы и др. токсических примесей, таких как меркаптан) и тяжелых условий освоения месторождения (включая очень высокое давление нефти, суровый климат и расположение вблизи моря) оно может в результате оказывать катастрофическое влияние на хрупкую экосистему Каспийского моря. А также на людей живущих в этом регионе.

По этим причинам разработка Кашаганского нефтяного месторождения привлекла пристальное внимание международных и местных неправительственных организаций. Ознакомительная поездка НПО собрала многочисленные достоверные доказательства уменьшения биологического разнообразия Северного Каспия за последние несколько лет.

В мае 2009 г. лишь на Казахском побережье Северного Каспия были найдены мертвыми свыше 2000 осетров и других видов рыб и свыше 300 морских млекопитающих. О болезнях рыб, делающих их непригодными для продажи, сообщали также моряки из села Дамба (расположенного вдоль реки Урал, вблизи Атырау): подобные свидетельства были собраны в селе Баутино. Некоторые местные жители сообщают о значительном уменьшении рыбного промысла в последнее десятилетие как в Атырауской, так и в Мангистауской областях. Это касается не только находящихся под угрозой исчезновения разновидностей каспийских осетровых рыб, подобных белуге, занесенной в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов, для которой северная часть Каспийского моря остается одним из последних районов нереста, но и многих других ценных в торговом отношении видов.

Общее уменьшение рыбных запасов также подтверждено руководителями Атырауского регионального отдела Министерства охраны окружающей среды и профессором М.Диаровым из научного центра региональных экологических проблем Атырауского института нефти и газа. Очевидно, что уменьшение популяции рыб имеет значительное влияние, отражающее зависимость местного населения от рыбной ловли (например в селе Дамба в рыболовецких хозяйствах занято вплоть до 45% населения из 2500 человек).

Это касается и разновидностей каспийских тюленей, находящихся под угрозой вымирания и внесенные в Красную книгу, Северный Каспий для которых является ареалом размножения. В Баутино очевидцы упоминали о нескольких десятках мертвых тюленей найденных на берегу Мангистауского региона Северного Каспия.

Основываясь на свидетельствах жителей села Баутино, профессор М.Диаров связал этот феномен с Кашаганским проектом. Согласно сообщениям местного населения и контролю проекта со стороны НПО, очень вероятно, что каспийские тюлени и другие виды морских животных ежедневно отравляются сернокислыми соединениями и другими загрязняющими веществами Кашаганского нефтяного месторождения, которые ежедневно выбрасываются в Каспийское море со времени начала его разработки.

Как сообщает профессор М.Диаров, добыча 1 тонны нефти в Кашагане будет сопутствовать 110 кг серы, которая не представляет опасности в кристаллической форме, но может становиться чрезвычайно опасной, оставленная открытой. Она меняет химическую структуру. Сера является главной причиной кислотных дождей.

Северокаспийская нефть содержит около 40% токсических загрязняющих веществ, которые могут оказывать сильное влияние на экологию и здоровье людей. Меркаптаны (метилмеркаптан и этилмеркаптан) принадлежат к наиболее опасным загрязняющим веществам, содержащимся в Кашаганской нефти. Удаление меркаптанов из сырой нефти после ее добычи является, по вполне понятным причинам, наиболее важным вопросом. По словам профессора М.Диарова, концентрация меркаптана 0,001 мг/м3 может быть смертельной для человека.

Необходимо отметить что сотрудники отдела «охраны окружающей среды» компании Agip КСО провели свое расследование и привели свои факты гибели тюленей. По мнению менеджера компании Agip КСО Е.Boros причиной гибели тюленей является чума в сочетании с пастереллезом и сальмонеллезом, спровоцированная ослаблением иммунной системы в результате хронического токсикоза, недоедания, нарушения условий зимовки. Также анализ данных прошлых лет, показывает, что чаще весной и реже летом и осенью, к концу лактационного периода или в стадии сиваря, погибает часть ослабленных и истощенных детенышей тюленей. До стадии зрелости доживает всего 5-7% истощенных сиварей. По многолетним данным, общая гибель приплода по разным причинам за лактационный и линочный периоды (30 января – 10 марта) составляет от10-15% до 30%. Большая часть приплода тюленей погибает от механического повреждения между льдинами, от истощения и из-за нападения пернатых хищников. Таким образом они выразили свое несогласие с мнениями профессора М.Диарова и НПО

А профессор М.Диаров, и НПО считают, что причиной гибели животных является неправильное хранение и переработка серы, меркаптана, т.е прямое воздействие нефтедобывающей компании Agip КСО на экосистему Каспия.

На Каспийском море необходимо организовать систему государственного экологического мониторинга. Об этом корреспонденту Kazakhstan Today сообщил первый заместитель председателя Комитета экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды (МООС) Республики Казахстан Адлетбек Бекеев. "Освоение бассейна Каспийского моря - это очень большой болезненный вопрос. Потому что, с одной стороны, очень богатый ресурс - замкнутое водное пространство, а с другой - крупные мировые компании. Они, правда, не добывают, готовятся к добыче. Здесь есть много спорных моментов", - сказал А. Бекеев.
По его словам, на Каспийском море необходима система государственного мониторинга. "Когда будет налажен четкий мониторинг, приборы будут фиксировать, не человек, не отдельная организация. А не так, как сегодня иностранные компании, - отдельно взятые организации нанимают - считает представитель МООС РК.

 

Ваша задача заключается в том, чтобы помочь разработать правильные пути решения данной проблемы.

Почему вы считаете это решение наиболее подходящим в данной ситуации?

 

 

Технологическая карта организации и проведения деловой игры

1 –й этап

«Круглый стол»

 

Цель: обсуждение проблемы: негативного воздействия Кашаганского нефтяного месторождения на окружающую среду, требующего всестороннего анализа.

Как правило перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется за круглым столом, в ней могут принять участие 15-20 человек.

 

2-й этап

Деловая игра «Эстафета»

Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов данной темы в малых группах с последующим анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.

Алгоритм дискуссии:

Группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе бумаги с вопросом (проблемой).

затем каждый такой лист передается по часовой стрелке следующей группе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом листе. Процедура повторяется столько раз сколько предложено вопросов, проблем и сколько создано групп.

По окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения и решений.

группы озвучивают результаты своей работы.

подводятся итоги, анализируется работа групп студентами и преподавателем.

 

Справка

Каспийское море — самый крупный закрытый водоем на планете с уникальной экосистемой, в том числе 400 эндемическими видами.

Воды Каспия омывают пять стран — Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркменистан и Россию. Департамента энергетики США оценил ресурсы Каспийского региона в 100–200 миллиардов баррелей нефти и 7.9 триллионов кубометров газа.

Лидером по доказанным запасам каспийской нефти и объему ее добычи является Казахстан. На последующих позициях - Азербайджан и Туркменистан. Иран на Каспии добычу углеводородов не ведет.

Перечень вопросов к игре «Эстафета»

Как охарактеризовать экологически рациональное природопользование и производство?

Мониторинг экологической обстановки Северного Каспия?

Основные направления деятельности экологических служб?

Какую же роль в улучшении экологической обстановки Каспийского моря может играть предпринимательская деятельность?

Как меняется уровень Каспийского моря?

Какие факторы являются угрозой биоразнообразию Каспийского моря?

Экономические и законодательные меры, направленные на сохранение биоразнообразия Каспийского моря?

Цель Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция), разработанная при содействии Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП)

Какие обязательства берут на себя правительства стран участниц Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.09 с.)