Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АРМ – активные раздаточные материалы (Hand-outs)

Поиск

Практическое занятие №1

«Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования»

Цель работы: раскрыть основные содержание науки экологии, ее задачи, историю развития и значение на современном этапе

Ход работы:

Выпишите значение, цели и задачи экологии

Перечислите основные методы экологии

Создайте таблицу «Основные этапы развития экологии»

Одна из основных концепций экологии - это представление о том, что организмы, населяющую данную местность находится в тесных взаимоотношениях между собой и окружающей средой.

Основная задача ЭКОЛОГИИ- это изучение взаимоотношения той или иной группы организмов с окружающей средой, под последней мы понимаем как физические факторы (климат, место обитания), так и живые организмы.

В целом основная задача курса формированию общих основ системного взгляда на природные и техногенные процессы, как базы для оптимизации деятельности и поведения человека в окружающем мире с целью поиска путей относительно стабильного, а в дальнейшем и устойчивого развития общества, к чему призвала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявщаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году

 

4. Постройте структурную схему современной экологии.

5. Установите взаимосвязь между направлениями прикладной экологии (Схема 1)

 

 

Прикладная экология
Экологический мониторинг
Атмосферы, гидросферы, литосферы, Биомониторинг и т.п.
Физических, химических, геохимических, радиационных, биологических и т.п.
Медицинская экология (концерогеназа)
Технологическая, санитарно-производственная, инженерно-строительная, экономическая и т.п.
Экология эксремальных ситуации
Промышленная экология
Военное и пр.
Промышленное
Промысловое
Сельскохозяйственное
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Экология воздействий

 


Схема 1

 

6.. На основе созданной вами таблицы сделайте вывод о связях с системе: человек-среда-экология

 

Литература

Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.

Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы: "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.

 

 

Практическая работа №2

«Основные среды жизни и их характеристики»

1. Изучение влияния абиотических факторов на организм

Цель работы: выяснить, оказывают ли влияние абиотические факторы на организм.

Материал и оборудование:черенки колеуса; цветочные горшки.

Ход работы

Укорените четыре одинаковыхчеренка колеуса, взятых с одного

растения. В качесиве черенков используйте боковые побеги с тремя узлами. С двух нижних узлов листья удалите, а на верхнем узле оставьте. Черенки колеуса хорошо укореняются в воде при комнатной температуре. Когда корни достигнут длины 2 см, черенки пересажтвают в керамические горшки, заполненные почвой, а 3 и 4 – плодородной, богатой перегноем почвой. Черенки в горшках 1-и 3 размещают у окна, желательно южной экспозицией необходима дополнительная подсветка электролампами. Черенки в горшках 2 и 4 на расстоянии 3-4 м от окна. Первые три дня все черенки поливают обильно, а затем-черенки в горшках 1 и з поливают умеренно, по мере высыхания кома почвы.

Ведите наблюдение за ростом и развитием растений. Результаты

наблюдений каждую неделю заносите в таблицу

Таблица Влияние различных абиотических факторов на рост и развитие черенков колеуса

Наблюдаемые результаты Варианты опыта Примечание
       
Высота растения          
Число листьев          
Размер листьев          
Окраска листьев          

Через шесть недель наблюдений сделайте вывод.

 

Объясните распределение характерной растительности в зависимости от влажности и температуры по следующей схеме?

 

Природные зоны Температура повышение / понижение Годовое количество осадков увеличение / уменьшение
Тундра    
Пустыня (холодный климат)    
Хвойный лес    
Пустыня (умеренный климат)    
Степь    
Лесостепь    
Листопадный лес    
Пустыня (жаркий климат    
Тропический лес    

 

Назовите другие абиотические факторы, благодаря которым различаются условия среды (микроклиматические).

Приведите примеры влияния рельефа, ветра, почв на распределение температуры и влажности.

В чем проявляется влияние кислотности (рН), солености, насыщенности почвы или водоема кислородом на состояние экосистем?

Что делают для восстановления нарушенных человеком экосистем?

В роли лимитирующих факторов могут выступать как биотические факторы, так и абиотические, взаимодействующие с биотическими:

Ї повышение влажности ускоряет рост деревьев, которые, затеняя травы, приводят к их гибели;

Ї распространение растений зависит от насекомых, грибов-паразитов, которые питаются растениями;

Ї вторжение новых видов (интродукция) ожесточает конкуренцию за пищу с основными видами (аборигенами);

Ї массовое размножение вредителей растений приводит к их вымиранию.

 

Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям – абиотические, биотические и антропогенные: хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды.
(Ответ: абиотические факторы – влажность воздуха, температура воздуха, свет, давление воздуха, соленость воды; биотические факторы – паразитизм, конкуренция, хищничество; антропогенные факторы – вырубка лесов, строительство зданий, выброс углекислого газа заводом.)

 

Благодаря созданию для себя микрклимата люди могут жить и работать в разных температурных условиях, вплоть до антарктической зимы или космической стужи. Значит ли это, что температура не является фактором, ограничивающим деятельность человечества?

 

Литература

Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.

Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы: "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.

 

 

Практическое занятие №3

«Популяция как форма существования вида и ее основные критерии»

 

Цель работы: познакомить учащихся с простейшими методами подсчета плотности популяции на основе знаний о популяции и критериях вида.

Материал и оборудование: рулетка или другой инструмент для определения площади.

Ход работы

Метод полного учета особей популяции (применяется для подсчета крупных и хорошо заметных объектов).

Выберите два вида деревьев, растущих на участке вблизи учебного корпуса. Подсчитайте число деревьев каждого вида.

Вычислите площадь участка.

Подсчитайте плотность для каждого вида деревьев.

Метод пробных площадок.

Выберите произвольно 5 площадок (1м х 1м) в разных частях участка.

Определите видовой состав травянистых растений. Подсчитайте число растений одного вида на площадке.

Подсчитайте плотность растений одного вида на каждой площадке. Сравните плотность растений каждого вида на разных участках и соотнесите результаты с условиями обитания.

Перенесите результаты подсчетов на всю площадь изучаемого участка.

Сделайте вывод по работе.

 

Практическая работа Экология популяций (демэкология)

Плотность популяции

Представьте себе, что вы живете в горах и являетесь одним из 200 людей, которые живут на площади в 1000 кмІ. Разделите число людей на число квадратных километров. Плотность населения составит 2 человека на 1 кмІ. Можно также вычислить, какая площадь приходится на одного человека. В нашем примере это будет 1000:200=5 кмІ на человека

а. Предположим, что население большого города 7 млн. человек, а площадь 300 кмІ. Какова плотность населения на 1 кмІ?

б. Вы можете использовать эту формулу, чтобы вычислить плотность населения в вашей аудитории, доме, квартире.

Моя аудитория ______________ кв.м.

Количество студентов плюс преподаватель __________ чел.

Аудитории вмещает _________ человек на 1 кв. м.

 

Задания:

1.Вычислите плотность популяции в вашем аквариуме, разделив его объем на число улиток.

 

2. Почему ученые считают, что демографический взрыв на юге может привести к катастрофическим экологическим последствиям для всей планеты?

3. В 70-х гг. ХIХ в. на Вест-Индийские острова были завезены 9 мангустов для борьбы с расплодившимися крысами – вредителями плантаций сахарного тростника. Зверьки прижились и стали размножаться. Со временем количество мангустов возросло до сотен тысяч. Крыс стало меньше, однако вместе с ними стали исчезать местные виды лягушек, птиц, ящериц, крабов. На этом фоне значительно размножились насекомые, питающиеся сахарным тростником. Как вы думаете, почему люди не получили ожидаемого эффекта от акклиматизации мангустов и повышения урожайности тростника? Почему численность мангустов резко возросла? Почему размножились насекомые, питающиеся сахарным тростником?

(Ответ: акклиматизированные мангусты в новых условиях получили более емкую среду, чем на родине. На островах не было значимых регуляторов их численности, в результате чего она значительно выросла. Мангусты стали потреблять не только крыс, но и других животных (чаще более доступных), которые, в свою очередь, были естественными врагами насекомых – вредителей сахарного тростника.)

 

4.Более стабильную динамику численности какие виды имеют:

а) с простой возрастной структурой;

б) со сложной возрастной структурой;

в) с переменной возрастной структурой.

(Ответ: б.)

5.Из приведенных примеров выберите те, которые описывают случаи, когда на новых территориях виды-вселенцы, не встретив врагов-регуляторов, давали взрыв численности: американский клен в Европе, колорадские жуки в Европе, кролики в Австралии, волнистые попугайчики в Европе, кукуруза в Европе, домовые воробьи в Америке, канадская элодея в Европе, канадская голубая ель в Старом Свете.

6. Постройте график изменения заготовок шкурок зайца-беляка на севере европейской части России последовательно за 27 лет (объем

заготовок приводится в баллах).

Баллы: 2, 1, 2, 3, 3, 4, 5, 15, 30, 80, 100, 60, 55, 0, 1, 1, 1, 2, 8, 90, 100, 100, 130, 10, 2, 1, 2.

Сколько лет длится один цикл в динамике численности зайца-беляка?

 

Литература

Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.

Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы: "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.

Ишмухамедова Н. Изучение курса: «Познание мира с основами экологии».-Алматы, 2000.– 112 с

 

 

Практическое занятие №4

Круговорот основных биогенных элементов в экосистеме.

Цель работы:закрепить понятия геологический (большой круговорот, биологический (малый) круговорот, биогеохимические циклы, биогенная миграция вещества.

 

Какие полезные ископаемые вещества являются продуктами

жизнедеятельности организмов в прошлом (приведите не менее 7 примеров)?

 

 

Заполните прямоугольники схемы круговорота углерода в природе следующими компонентами:

углекислый газ атмосферы, растения, травоядные животные, сжигание топлтва человеком, бактерии и грибы, осадочные карбонатовые породы, хищники, вулканическая деятельность.

 

Назовите процессы, в ходе которых углерод в виде углекислого

газа (СО2) поступает в атмосферу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Составьте схему круговорота азота в биосфере.

 

8. Решение экологических задач

Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет около 1100 млрд.т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд.т. углерода. Примерно столько же его выделяет в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы (атомный весь углерода – 12, кислорода – 16)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Литература

Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.

Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы: "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.

Ишмухамедова Н. Изучение курса: «Познание мира с основами экологии».-Алматы, 2000.– 112 с

 

 

Практическое занятие №5

Средомодифицирующая роль экосистем и проблема восстановления нарушенных экосистем.

Цель занятия: усвоить понятие экосистемы и ее средообразующей функции (заключается в преобразовании физико-химических параметров среды в результате процессов жизнедеятельности).

 

Цель работы:выявить, влияет ли среда обитания на строение организма.

 

1. Рассмотрите трех представителей растительного мира: ксерофит суккулент (кактус, алоэ), гидрофит (элодея), гигрофит –живущий при повышенной влажности почвы и воздуха (паоротник, монстера). При этом:

а) отметьте особенности внешнего строения, характерные для этих растенй;

б) из курса биологии вспомните, какие особенности внутренного строения предлагаемых растений связаны с условиями обитания.

3. Сделайте вывод по работе.

 

Решите экологические задачи

 

1. На территории, окружающей взрослую плодоносящую ель, число всходов маленьких елочек может достигать 700–900 штук на 10 м2. Через двадцать лет на этой площади останутся 2–3 молодые ели. Почему большая часть елочек погибнет? Объясните биологическое значение подобного явления.
2. Бактерии способны очень быстро размножаться. Каждые полчаса путем деления из одной клетки образуются две. Если одну бактерию поместить в идеальные условия с обилием пищи, то за сутки ее потомство должно составить 248= 281474976710 700 клеток. Такое количество бактерий заполнит 0,25-литровый стакан. Какое время должно пройти, чтобы бактерии заняли объем 0,5 л?

а) одни сутки

б) двое суток;

в) один час;

г) полчаса.

 

3. Если любой вид способен к беспредельному росту численности, почему же существуют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения организмы?

 

Литература

Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.

Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы: "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.

Ишмухамедова Н. Изучение курса: «Познание мира с основами экологии».-Алматы, 2000.– 112 с

 

 

Практическое занятие №6

Строение биосферы и ее границы.

Цель: Усвоение студентами понятия биосферы как тесно взаимосвязанной единой экологической системы земного шара, характеризующейся целостностью и относительной устойчивостью, выявление факторов, определяющих границы биосферы, знание о живом веществе, эволюции биосферы по пути ноосферы,

 

Докажите, что биосфера есть глобальная экосистема и отличается от других экосистем только масштабом, используя знания, полученные при изучении законов организации экологических систем.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

Правильный ответ подчеркните:

Жан Батист Ламарк, Луи Пастер, Василий Васильевич Докучаев, Алексей Николаевич Северцев, Владимир Николаевич Сукачев, Владимир Иванович Вернадский, Николай Иванович Вавилов.

Нарисуйте и отметьте границы биосферы (верхнюю и нижнюю).

 

Литература

Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.

Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы: "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.

Ишмухамедова Н. Изучение курса: «Познание мира с основами экологии».-Алматы, 2000.– 112 с

 

 

Практическое занятие №7

Основополагающая роль учения о ноосфере В.И. Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития.

Цель: Усвоение студентами понятия биосферы как тесно взаимосвязанной единой экологической системы земного шара, характеризующейся целостностью и относительной устойчивостью, выявление факторов, определяющих границы биосферы, знание о живом веществе, эволюции биосферы по пути ноосферы,

Ход работы: В задание СРС№ роль учения о ноосфере В.И. Вернадского прочитайте текст и выполните следующее:

Ответьте на вопросы письменно

В каком году В.И.Вернадский впервые поставил вопрос о границах биосферы?

Есть ли на него однозначный ответ? Обоснуйте свой ответ.

Какие же физико-химические условия наиболее благоприятны для существования жизни?

Дайте свое определение «живое вещество»

Перечислите основные биогеохимические функции живого вещества, запишите их в тетрадь

 

Литература

Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.

Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы: "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.

Ишмухамедова Н. Изучение курса: «Познание мира с основами экологии».-Алматы, 2000.– 112 с

 

 

Практическое занятие №8

Модель устойчивого общества, его признаки и принципы функционирования.

Цель: научить студентов творчески строить модели устойчивого общества

Ход работы:

Какое общество будет устойчивым?

Нарисуйте собственную модель устойчивого общества

Обоснуйте свой ответ и сделайте выводы

Используйте в данной работе СРС№ Деятельность Казахстанской ассоциации природопользователей для устойчивого развития за 2008 год.

 

Литература

Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.

Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы: "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.

Ишмухамедова Н. Изучение курса: «Познание мира с основами экологии».-Алматы, 2000.– 112 с

 

 

Практическое занятие №9

Проблема обеспеченности человеческого общества природными курсами.

Цель: дать понятие ограниченности ресурсов, развить экологическое мышление.

Подготовьте статьи из газет и журналов по теме «Проблема обеспеченности человеческого общества природными курсами»

Подготовьте статьи о безотходном производстве, биопереработке отходов

Примерный прогноз нефти в Каспийском море и др.

Составьте свою стратегию действий в условиях краткосрочного перехода на энергосберегающий режим

Предложите свой план и нарисуйте схему

 

Литература

Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.

Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы: "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.

Ишмухамедова Н. Изучение курса: «Познание мира с основами экологии».-Алматы, 2000.– 112 с

 

Практическое занятие №10

Окружающая среда и здоровье населения.

Цель: Формировать представление о современном экологическом состоянии окружающей среды и ознакомить с регионами экологического риска, научить защищать окружающую среду, воспитать экологическое мышление.

Ответьте на вопросы:

Вы курите?

Принесет ли вред Вам сигарета, оставленная непотушенной на остановке?

В Вашем регионе есть теплоэлектростанции, ощущаете ли Вы вред от их работы?

Далеко ли от Вашего места жительства заводы (кирпичные, цементно-бетонные и др промышленные предприятия). Вы ощущаете их вред?

Как часто вы болеете ОРВИ, аллергическими заболеваниями?

Используя хлорные отбеливатели, думаете ли Вы о рыбах, которые живут в реках со сточными водами

Посмотрите в лекции 10 карту Казахстана и зоны риска

К какой зоне относится Ваш регион проживания. Почему?

Как вы можете защитить себя от неблагоприятных влияний окружающей среды.

Сделайте выводы

 

 

Литература

Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.

Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы: "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.

Ишмухамедова Н. Изучение курса: «Познание мира с основами экологии».-Алматы, 2000.– 112 с

 

 

Практическое занятие №11

Международные конвенции и договоры по глобальным экологическим проблемам современности.

Цель: воспитать экологическое мышление.

Составьте таблицу: Специализированные учреждения ООН в сфере охраны ОС их деятельность

Смотрите СРС № Международное сотрудничество

Какие действия принимают нашимправительсвом и неправительственными организациями в сфере экологизации общества?

Сделайте выводы

 

Литература

Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.

Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы: "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.

Ишмухамедова Н. Изучение курса: «Познание мира с основами экологии».-Алматы, 2000.– 112 с

 

 

Практическое занятие №12

Заповедные территории Республики Казахстан

 

Оценка загрязненности атмосферного воздуха на территории по состоянию хвои сосны обыкновенной

Цель: определить чистоту атмосферы путем биоиндикации.

Материалы и оборудование: хвои сосны с боковых побегов.

Ход работы

В незагрязненных лесных экосистемах основная масса хвои сосны здорова, но имеет повреждений и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна и некротические точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. В загрязненной атмосфере появляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои сосны.

На рисунке показаны различные варианты состояния хвои сосны.

 

Рис. Повреждение и усыхание хвои сосны: 1 —хвоинки

без пятен; 2, 3 — с черными и желтыми пятнами; 4—6 —

хвоинки сусыханием

 

Методика индикации чистоты атмосферы по хвое сосны состоит в следующем. С нескольких боковых побегов в средней части кроны 5-10 деревьев сосны в 15-20 летнем возрасте отбирают 200-300 пар хвоинок второго и третьего года жизни.

Анализ хвои - Вся хвоя делится на три части (неповрежденная хвоя, хвоя с пятнами и хвоя с признаками усыхания) и подчитывается количество хвоинок в каждой группе. Данные заносятся в рабочую таблицу с указанием даты отбора проб на каждом ключевом участке. Обработанные данные вносятся в таблицу экопаспорта.

Полученные результаты сравниваются с результатами прошлых лет по данным экопаспорта. Делается вывод об изменении загрязнения атмосферы.

 

Литература

Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.

Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы: "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.

Ишмухамедова Н. Изучение курса: «Познание мира с основами экологии».-Алматы, 2000.– 112 с

 

Практическое занятие №13

Качество природной среды и здоровье населения.

 

Цель: развить экологическое мышление

На карте (лекция10) рассмотрите экологические зоны, дополнительно применяйте газетные статьи печатных изданий РК

Составьте таблицу-качество природной среды и здоровье населения

Поля таблицы: экологическая зона, причина, болезни, причина болезни

На основе составленной таблицы сделайте выводы

 

Литература

Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.

Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы: "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.

Ишмухамедова Н. Изучение курса: «Познание мира с основами экологии».-Алматы, 2000.– 112 с

 

 

Практическое занятие №14

Проблемы «третьего мира». Преодоление отсталости - актуальная проблема устойчивого развития.

 

Цель: развитие и воспитание экологического сознания

Посмотрите текст СРС № ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 1 ГОД

Перечислите основные пункты кодекса

Как повлияло его принятие на общество- перечислите изменения.Запишите Вами озвученное в тетрадь.

Повлияло ли это на международную деятельность Казахстана и как?

Сделайте выводы

 

Литература

Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.

Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы: "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.

Ишмухамедова Н. Изучение курса: «Познание мира с основами экологии».-Алматы, 2000.– 112 с

 

Глоссарий

Абиотическая среда (от греч. «а» и «bioticos»- живой) – совокупность неорганических условий обитания организмов.

Автотрофы (от греч. «autos» - сам, «trophe» - питание) – организмы, способные питаться неорганическими соединениями.

Адаптация (от греч. «adapto» - прилаживаю) – приспособление строения и функций организма к условиям существования.

Аменсализм – форма взаимодействия, при которой одна популяция подавляет другую, но сама не испытывает отрицательного влияния.

Антропогенный – вызванный человеческой деятельностью, связанный с деятельностью человека.

Антропоцентризм (от греч. «anthropos» - человек, «kenton» - центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель мироздания.

Ареал (от греч. «area» - площадь) – область распространения данного таксона (вид, род, семейство) в природе.

Аутэкология – раздел экологии, изучающий взаимодействие отдельных организмов и видов со средой обитания.

Биогеохимические циклы – круговороты веществ; обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий циклический характер.

Биогеоценоз – экологическая система, которая включает сообщества разных видов в определенных геологических условиях.

Биологическая разнообразие – количество живых организмов, видов и экосистем.

Биомасса – суммарная масса особей вида, группы видов, отнесенная к площади или объему местообитания.

Биосфера (от греч. «bios» - жизни, «sphire» - шар) – оболочка Земли, в которой живое взаимодействует с неживым.

Биотоп – пространство, которое занимает биоценоз.

Биоценоз (от греч. «bios» - жизнь, «koinos» общий) – совокупность популяций, приспособленных к совместному обитанию на данной территории.

Вид – естественная биологическая единица, всех членов которой связывает участие в общем генофонде.

Гербициды – химические веществ, используемые для борьбы с растениями – вредителями сельского хозяйства.

Гетеротрофы (от греч. «heteros» - иной, «trophe» - питание) – организмы, питающиеся растениями и животными.

Глобальный (от греч. «globus» - шар) – охватывающий всю Землю.

Гуманизм (от греч. «humanus» человечный) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности.

Деградация (от фр. «degradation» - ступень) – ухудшение состояния, утрата качеств.

Демография (от греч. «demos» - народ, «grapho» - пишу) наука о народонаселении.

Дефолианты – химические вещества, вызывающие опадение листьев растений.

Дивергенция – усиление различий между близкородственными видами.

Живое вещество – совокупность всех существующих в данный момент организмов.

Загрязняющие вещества – поступающие в среду обитания вещества, которое приводят к нарушению функционирования экосистем.

Заказчик – охраняемая территория, в которой выполнение функции охраны природы сочетается с ограниченной хозяйственной деятельностью.

Заповедник (от «повеление») – охраняемая территория, в которой запрещена хозяйственная деятельность.

Индустриальная общество (от лат. «industria» - деятельность) – стадия развития общества, одной из основных характеристик которой является промышленное, товарное машинное производство.

Инсектициды – химические вещества, используемые для борьбы с вредными насекомыми.

Информация – мера неоднородности распределения материи.

Кислотные дожди – дожди, содержащие окислы азота и двуокись серы.

Комменсализм – форма взаимодействия, при которой пользу получает одна из двух взаимодействующих популяций.

Конвергенция – уменьшение различий между видами под влиянием эволюционного процесса.

Консументы (от лат. «consumo» - потребляю) – гетеротрофные организмы, главным образом животные, которые поедают продуцентов.

Кооперация – форма взаимодействия, при которой пользу получают обе взаимодействующие популяции.

Коэволюция – совместная эволюция двух или нескольких видов жизни.

Красная книга – свод описаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

Кризис – (от греч. «krisis» - решение, повторный пункт, исход) – затруднительное положение.

Культура – (от лат. «cultura» - возделывание) - совокупность всего специфически, что создается им как видом Homo sapiens.

Ландшафт – основная категория территориального деления географической оболочки Земли.

Лимитирующий фактор – фактор, ограничивающий существование организма.

Локальный (от лат. «localis» - местный) – относящийся к небольшой территории.

Мелиорация – улучшение естественных земель.

Местообитание – участок, занятый частью популяции и обладающий всеми необходимыми для ее существование условиями.

Метаболизм – обмен веществ организма с окружающей средой.

Моделирование – метод исследования, а другой предмет (модель), находящийся с ним в определенном соотношении.

Мониторинг (от лат. «monitor» - предостерегающий) – система наблюдений, на основе которой дается оценка состояния биосферы и ее отдельных элементов.

Мутация (от лат. «mutatio» - изменение) – изменение в генетическом коде, передающееся по наследству.

Мутуализм – форма взаимодействия, при которой пользу получают обе популяции, причем они полностью зависят друг от друга.

Неолит (от греч. «neos» - новый, «litos» - камень) – новый каменный век (10-6 тыс. лет назад).

Неолитическая революция – коренное изменение в способе ведения хозяйства, выразившееся в переходе от охотничье-собирательного хозяйства к земледельческо-скотоводческому.

Ноосфера (от греч. «noos» - разум, «sphaire» - шар) – сфера разума, возникающая в результате появления человека на Земле и его взаимодействия с природным окружением.

Облигатность – вынужденная связь, без которой популяция не может существовать.

Озоновый экран – слой атмосферы, лежащий на высотах от 7 км на полюсах и до 50 км (с наибольшей плотностью озона на высотах 20-22 км), с повышенной концентрацией молекул О3.

Органические соединения – вещества, включающие в свой состав углерод.

Палеолит – (от греч. «palios» - древний, «litos» - камень) – древнекаменный век (от 2-3 млн лет назад).

Парниковый эффект – повышение концентрации в атмосфере так называемых парниковых газов (углекислого газа и др.), поглощающих тепловое излучение земной поверхности, что приводит к потеплению климата.

Пестициды – вещества, используемые для борьбы с вредителями сельского хозяйства.

Популяция (от лат. «populus» - народ) – совокупность особей одного вида, которые населяют определенный участок территории в течение длительного времени.

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) – максимальное количество вредных веществ, которые могут поступать в окружающую среду с территории данного предприятия.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) – количество какого-либо вредного вещества, которое может находиться в окружающей среде без значительного ущерба для здоровья человека.

Предельно допустимые суммы (ПДС) – суммарный показатель вредного воздействия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.216 (0.012 с.)