Правовые способы обеспечения рационального использования и охраны земель в Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые способы обеспечения рационального использования и охраны земель в Российской Федерации.



Правовая охрана земель — это охрана их правовыми средствами, т.е. путем установления прав и обязанностей по отношению к земле государственных органов, предприятий, учреждений и граждан путем запретов и дозволений, путем поощрения заботливых собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и наказания право­нарушителей (ст. 12 ЗК).

Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в ЗК РФ (ст. 31), в земельном законодательстве и в правовых актах субъек­тов РФ.

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей тер­ритории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности зем­ли быть естественным основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственным (операционным) базисом хозяй­ственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

· предотвращение деградации, загрязнения и захламления. Нару­шения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;

· обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиях в результате хозяйственной деятельности.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, эко­номических и др. мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращения необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вр.едных воздействий, а так же на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом зональных, региональных особенностей и ставит следующие цели:

· предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблаго­приятные, последствия хозяйственной деятельности путем стимулиро­вания природоохранных технологий производства, введения компенса­ционных выплат всем пользователям земли за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других соб­ственников и пользователей земли и экономической обстановкой в целом;

· обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;

· создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечение пользователей земли экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участ­ков.

В содержании охраны земель входят: рациональная организация земель; восстановление и повышение плодородия почв, а также дру­гих полезных свойств земли, защита от водной и ветровой эрозии и т.п.

За счет средств республиканского и местного бюджета осуществ­ляются республиканские и региональные программы по охране земель. В интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оцен­ки состояний почв Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериаль­ных и радиоактивных веществ в почве (ст. 13 ЗК РФ).

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплу­атацию новых и реконструируемых объектов строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на со­стояние земель, должны предусматриваться и осуществляться меро­приятия по охране земель.

Земельным законодательством разработаны виды стимулирования рационального использования и охраны земель, которое включает:

· выделение средств из федерального бюджета республик в соста­ве РФ и других субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджет­ных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли, а также частичную компен­сацию при снижении доходов в результате консервации земель, нару­шенных не по вине лиц, использующих эти земли;

· освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения и в период, предусмотренный
проектом производства работ;

· компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в резуль­тате временной консервации земель, нарушения использования земель
вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесные насаждения и иные природоохран­ные объекты;

· поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, кооперативов, акционерных обществ, работников со­вхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия
почв, продуктивности земель лесного фонда;

· установление повышенных цен на экологически чистую сельско­хозяйственную продукцию;

· полную или частичную компенсацию собственникам земель и другим пользователям земель произведенных ими затрат по охране
земель, повышению плодородия почв. Она производится из средств федерального бюджета и бюджетов других субъектов Федерации при
подтверждении соответствующим земельным органом объемов выпол­ненных работ, предусмотренных государственными комплексными про­граммами повышения плодородия почв и проектами внутрихозяйствен­ного землеустройства в порядке, установленном законодательством РФ и правовыми актами субъектов РФ.

Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны. Нерациональное использование земли, потребительское и бес­хозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств.' Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения поверх­ности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природных качеств и свойств.

В связи с появлением частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на землю и многообразием форм исполь­зования земли возникает большая необходимость в охране, прежде всего, частной и других форм собственности на землю и прав пользо­вателей этой землей.

Под охраной права частной, государственной, муниципальной.и иных форм собственности на землю следует понимать охрану принадлежа­щего им права владения, пользования и распоряжения землей.

Охрана прав пользователей землей заключается в охране прав и законных интересов указанных субъектов права и ответственности за нарушение возложенных на них обязаностей.

Различная роль земли в отдельных областях народного хозяйства обусловливает особенности их правового режима, а это в свою оче­редь, определяет специфику охраны этих земель.

Конечная цель охраны всех земель состоит в обеспечении рацио­нального и эффективного их использования всеми пользователями землей, которым они предоставлены.

Право собственности на землю защищается законом против любых неправомерных вторжений в сферу власти собственников. Все* орга­низации, предприятия и граждане обязаны уважать это право и не совершать никаких действий в его нарушение. В законодательстве подчеркивается, что действия, в прямой или скрытой форме наруша­ющие право частной, государственной и иных форм сббственности на землю, запрещаются.

Нарушенные права пользователей землей подлежат восстановле­нию в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Пользователи землей вправе требовать прекращения любых неза­конных действий и отмены решения должностных лиц, направленных на неправомерное изъятие земель. Органы прокурорского надзора должны опротестовывать подобные незаконные действия и решения.

Если нарушение прав пользователей землей было вызвано преступ­ными действиями виновных, последние подлежат привлечению к от­ветственности в установленном законом порядке.

Охрана прав пользователей землей гарантирует указанным субъек­там права возможность беспрепятственно пользоваться землей, успе­шно осуществлять на ней ту деятельность, для которой земля предо­ставлена.

При проектировании, эксплуатации новых и реконструируемых зда­ний, строений и сооружений, внедрении новой техники и новых тех­нологий должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель, соблюдению экологических, санитарно-гигиенических и других установленных требований (норм, правил, нормативов).

Оценка негативного воздействия на состояние земель и эффектив­ности предусмотренных мероприятий по использованию и охране зе­мель проводится на основе экологических, санитарно-гигиенических и иных экспертиз, без положительного заключения которых запрещаются внедрение новой техники и новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв, финансирование строительства и реконструкции производственных и других объектов.

Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения на этих землях жилых домов, объектов производственного и социально-культурного назначения, проведения на них мелиоративных и культур­но-технических работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химиче­ского воздействия.

Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактив­ное и химическое загрязнение земель, повлекшее их изъятие из хо­зяйственного оборота или ухудшение качества, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного произ­водства (ст. 57 и 58 настоящего Кодекса), а также компенсируют за­траты на дезактивацию земель, подвергшихся загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования, либо возме­щают собственникам этих земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации (ст. 14 ЗК РФ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.015 с.)