Соотношение земельного права с другими отраслями права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение земельного права с другими отраслями права



История развития зем. права

Первое упоминание о зем. Праве произошло в первой половине 12в. Издан первый писцовый указ велевший разверстать все поместья. Наказ Ивана грозного послужил основанием для создания писцовых книг. Наблюдение за ходом описания межеваний было поручено поместной избе.

1556 Издаётся указ по которому вводится новая единица площади десятина=1,09га.

Существовали судебники, в них указывались меры наказаний за нарушение княжеских, боярских и монастырских земель. Предусматривался административный штраф и уголовная ответственность. Разрешение земельных споров совершалось следующим образом: на спорных местах вставали на спорную землю и тягались.

Споры решали бояре. Писцы, проверялись документы на земельный участок – писцовые грамоты.

В 1645- выходит свод межевых законов соборное уложение

1679 – Помещики ставят вопрос перед царём о проведений установления границ м/у собственниками

1682- издаётся указ о проведении валового межевания в основу этого указа были положены проверка прав каждого владельца земли

1663 – Екатерина 2 приняла указ о создании комиссии государственного межевания

1765 – выходит монифест о генеральском межевании согласно, которому все земли закрепленные за собственниками по фактическому месту проживания

1806 – началось проведение специального межевания.

1906- Столыпенская реформа

Понятия зем. права.

Зем. п. представляет собой сов-ть правовых норм регулирующие зем. Отн. Зем.п. – отрасль права, регулирующая условия, порядок использования земли, ее охраны, улучшения и воспроизводство плодородных почв, охрана прав и интересов участников зем. отн.

Формы проявления зем.п.: идеология, нормы права, правоотношения. Идеология применительно к зем.п. явл-ся политикой гос. в области зем. отн. Нормы права – правовые нормы, которые проявляются в гос. управлении зем. фондом страны, путем контроля за исп. и охр. земель, привлечение к ответственности за нарушение зем. зак-ва. Правоотношения проявляются в рез-те применения норм права в реальной действительности.

Зем. Отношения – это отношения м/у органами гос. Власти, органами местного самоуправления предприятиями, организациями, гражданами по поводу владения пользования и распоряжения земельными участками, а так же по поводу гос. Регулирования зем. Отношений.

Участниками зем. Отношений явл. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане (юр. и физ. лица). Объектами зем. Отношений – явл. зем. Участки и прав на них.

 

Система земельного права

Зем. право имеет следующую с-му: первым ее элементом служат правовые нормы (правила поведения уч-в ЗО, которыми они должны руководствоваться совершая свои действия, отдельные правовые нормы формируются в правовые институты, правовой институт арендных отн-й регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности и т.п.). Зем.право состоит из 2 частей: общей и особой.

Общая – содержит правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом. Особая охватывает нормы регулирующие отд. виды ЗО (правовой режим земель с/х назначения, земель НП, з-ль пром., тр-та, и всех др. категорий).

 

Соотношение земельного права с другими отраслями права

Взаимосвязь зем. Права с гражданским правом вызвана сходностью предметов правового регулирования. Поскольку закон допускает сделки с землёй и она становится объектом товарного оборота.

Административное право применяются нормы к тем зем. Отношениям участники которых нарушили требования земельного законодательства. Связь зем. права с водным, лесным и горным правом заключается в том, что земля является важнейшей частью биосферы и без её использования не возможно использование др. зем. ресурсов.

 

Принципы зем. права.

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане РФ, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

 

Конституция РФ.

Конституция РФ – основной и важнейший источник всех отраслей права нашего гос-ва.

ст. 9 - 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

ст. 36 - Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

З.уч могут находится на праве владения, бессрочного пользования в т.ч. аренды.

Согласно Конституции органы МСУ, управляют муниципальной собственностью, в т.ч. земельной, изменение гр-ц терр-ии в кот. осущ. МСУ допускается с учетом мнения населения проживающего на данной терр. (ст. 12, 130, 131, 132 Конституции РФ).

 

Аренда земельных участков

аренда зем. участков – передача зем. участка другому лицу по договору во временное пользование и за определённую плату.

Коротко срочная (до 1 года) и долго срочная (до 50 лет). По истечению срока аренды его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды. Размер арендной платы определяется договором аренды. Арендатор в праве передать свои права и обязанности по договору аренды 3-му лицу называется СУБАРЕНДА. Арендатор имеет право отдать арендные права зем. участка в залог, внети их в качестве вклада в предприятие, в пределах срока договора аренды, без соглашения собственника зем участка, но при условии его уведомления, если договором не предусмотрено иное.

 

Основные понятия гражданско – правовых сделок с землёй

Согласно ст. 153 ГК: Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. По форме совершения сделок: устные (ст. 159) и письменные (ст. 160). Сделки соверш. в письменном виде м/б простыми и нотариальные. Сделки с землей м/б односторонние, двусторонние и многосторонние. Как правило все сделки с землей закл. письменно и нотариально, кроме того они подлежат гос. регистрации. По юр. силе м/б действительными и недействительными (ст. 168-181).

Недействительные сделки:

1. не соответствующие закону или иным правовым актам;

2. совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности; 3. мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия;

4. притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку;

5. совершенной гражданином, признанным недееспособным;

6. совершенной несовершеннолетним;

7. сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности;

8. совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими;

9. совершенной под влиянием заблуждения;

10. совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы.

Недействительные сделки м/б оспариваемые (7-10) и ничтожные (1-6).

Если сделка признана недействительной, то потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Установлен срок исковой давности при недействительности сделок: для ничтожных – 10 лет, для оспоримых – 1 год.

Сделки с землей: к-п, дарение, мена, передача в аренду, в залог, по наследству, передача по договору ренты, в качестве учредительного взноса в уставной капитал.

Общие особенности сделок с землей: 1. неизменность целевого назначения в процессе совершения сделок; 2. размер з.уч. не может превышать установленной предельной нормы; 3. учет природоохранных требований предъявляемых к использованию з. с/х назн.

Земельный фонд РФ

Вся территория Российской Федерации, вся ее земля, в том числе, и покрытая водой, которая находится в границах страны, считается ее земельным фондом.

Земля обладает рядом природных качеств и свойств, которые представляют народнохозяйственный интерес, в частности, водопокрытостью, лесопокрытостью, плодородием, содержанием тех или иных природных ископаемых. Благодаря этим свойствам землю может быть целесообразнее использовать каким-либо определенным образом, в народнохозяйственных целях.

По своему целевому назначению государственный земельный фонд делится на 7 категорий, которые включают:

1.земли сельскохозяйственного назначения. Данная часть земельного фонда РФ на сегодняшний день составляет 23.5% от общего размера угодий (сегодня он равен 1709.8 млн. гектаров) и предназначается для производства продуктов питания. Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения предоставляются в распоряжение предприятиям для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота. Кроме того, их выделяют родовым общинам, семьям коренных малочисленных народов, казачьим обществам. Исходя из важного целевого значения данной категории земель, они относятся к особо охраняемым объектам, с целью сохранения площади.

2.земли для поселений. К этой категории земельного фонда РФ относятся земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений. На сегодняшний день их площадь составляет 1.1% (19.1 млн. гектаров). Данная категория земель находится в ведомстве федеральных, региональных и муниципальных администраций.

3.земли для промышленности. В данную категорию входят земли, используемые для строительства и эксплуатации промышленных, транспортных, радиовещательных, телевизионных, оборонных и иных сооружений, а также для прокладки транспортных артерий (автомобильных, железнодорожных, трубопроводных, речных, морских, воздушных путей сообщения) обеспечивающих обороноспособность страны. Как правило, эти земли расположены за чертой населенных пунктов, их плодородие не имеет существенного значения, важны лишь геологические и архитектурно-планировочные качества. На сегодняшний день к землям этой категории относится 1% от Земельного фонда РФ.

4.земли лесного фонда включают в себя земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления – вырубки, гари, редины, прогалины, а также участки для ведения лесного хозяйства (нелесные земли: просеки, дороги, болота и другие). Это самый большой по площади земельный фонд, включающий в себя более 1104 млн. гектаров (64.6%).

5.земли водного фонда включают территории, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Земельный фонд РФ включает 1.6% земель водного фонда.

6.земли особо охраняемых территорий представлены участками, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. В связи с этим особо охраняемые земли полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота, а также для них установлен особый правовой режим. На территории нашей страны такие объекты занимают 2% от общей площади.

7.земли запаса. К этой части земельного фонда относятся земли, находящиеся в собственности федеральных или муниципальных органов власти, которые не предоставляются частным или юридическим лицам в пользование, поскольку их целевое назначение еще не определено. К этой категории относятся 6.2% федеральных земель.

 

Понятие земельного кадастра

Государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

- государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель;

- мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

- государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- землеустройства;

- экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

- установления обоснованной платы за землю;

- иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Государственный земельный кадастр содержит сведения о:

- земельных участках;

- территориальных зонах;

- землях и границах территории, на которых осуществляется местное самоуправление;

- землях и границах субъектов Российской Федерации;

- землях и границах Российской Федерации.

История развития зем. права

Первое упоминание о зем. Праве произошло в первой половине 12в. Издан первый писцовый указ велевший разверстать все поместья. Наказ Ивана грозного послужил основанием для создания писцовых книг. Наблюдение за ходом описания межеваний было поручено поместной избе.

1556 Издаётся указ по которому вводится новая единица площади десятина=1,09га.

Существовали судебники, в них указывались меры наказаний за нарушение княжеских, боярских и монастырских земель. Предусматривался административный штраф и уголовная ответственность. Разрешение земельных споров совершалось следующим образом: на спорных местах вставали на спорную землю и тягались.

Споры решали бояре. Писцы, проверялись документы на земельный участок – писцовые грамоты.

В 1645- выходит свод межевых законов соборное уложение

1679 – Помещики ставят вопрос перед царём о проведений установления границ м/у собственниками

1682- издаётся указ о проведении валового межевания в основу этого указа были положены проверка прав каждого владельца земли

1663 – Екатерина 2 приняла указ о создании комиссии государственного межевания

1765 – выходит монифест о генеральском межевании согласно, которому все земли закрепленные за собственниками по фактическому месту проживания

1806 – началось проведение специального межевания.

1906- Столыпенская реформа

Понятия зем. права.

Зем. п. представляет собой сов-ть правовых норм регулирующие зем. Отн. Зем.п. – отрасль права, регулирующая условия, порядок использования земли, ее охраны, улучшения и воспроизводство плодородных почв, охрана прав и интересов участников зем. отн.

Формы проявления зем.п.: идеология, нормы права, правоотношения. Идеология применительно к зем.п. явл-ся политикой гос. в области зем. отн. Нормы права – правовые нормы, которые проявляются в гос. управлении зем. фондом страны, путем контроля за исп. и охр. земель, привлечение к ответственности за нарушение зем. зак-ва. Правоотношения проявляются в рез-те применения норм права в реальной действительности.

Зем. Отношения – это отношения м/у органами гос. Власти, органами местного самоуправления предприятиями, организациями, гражданами по поводу владения пользования и распоряжения земельными участками, а так же по поводу гос. Регулирования зем. Отношений.

Участниками зем. Отношений явл. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане (юр. и физ. лица). Объектами зем. Отношений – явл. зем. Участки и прав на них.

 

Система земельного права

Зем. право имеет следующую с-му: первым ее элементом служат правовые нормы (правила поведения уч-в ЗО, которыми они должны руководствоваться совершая свои действия, отдельные правовые нормы формируются в правовые институты, правовой институт арендных отн-й регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности и т.п.). Зем.право состоит из 2 частей: общей и особой.

Общая – содержит правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом. Особая охватывает нормы регулирующие отд. виды ЗО (правовой режим земель с/х назначения, земель НП, з-ль пром., тр-та, и всех др. категорий).

 

Соотношение земельного права с другими отраслями права

Взаимосвязь зем. Права с гражданским правом вызвана сходностью предметов правового регулирования. Поскольку закон допускает сделки с землёй и она становится объектом товарного оборота.

Административное право применяются нормы к тем зем. Отношениям участники которых нарушили требования земельного законодательства. Связь зем. права с водным, лесным и горным правом заключается в том, что земля является важнейшей частью биосферы и без её использования не возможно использование др. зем. ресурсов.

 

Принципы зем. права.

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане РФ, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.071 с.)