Платность и лимитирование природопользования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Платность и лимитирование природопользования.



Регуляторами природопользования служат так называемые лимиты. Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов.

Природопользование осуществляется путем изъятия природных ресурсов (т.е. тех или иных веществ, площадей, объемов и т.д.) из природы и внесения в нее загрязняющих веществ. В соответствии с этим лимитирование производится путем установления предельных норм изъятия ресурсов, а также норм внесения загрязняющих веществ - выбросов и сбросов в среду и размещения отходов.

Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, мелиоративных каналов и др. Применяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов. Лимитами для использования лесных ресурсов являются показатели расчетной лесосеки по территориям, т.е. предельная ежегодная норма вырубки. Существуют квоты (другое название лимитов) для вылова рыбы и охоты.

Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды. Эти нормативы носят следующие названия:

· ПДВ — предельно допустимые выбросы в атмосферу;

· ПДС — предельно допустимые сбросы в водные источники;

· ПДК — предельно допустимые концентрации;

· ПДУ — предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей;

· ПДН — предельно допустимые нагрузки на природную среду (количество посетителей на экскурсию в заповеднике, нагрузка скота на единицу пастбищных угодий и т.д.).

Hopмативы утверждаются федеральным органом, отвечающим за охрану окружающей среды. Виды хозяйственной деятельности, лимиты и экологические требования при использовании природных ресурсов фиксируются в лицензиях (т.е. разрешениях) на природопользование, выдаваемых органами управления.Существует около 30 видов природопользования, на которые выдаются лицензии. Эксплуатация природных ресурсов без соответствующей лицензии влечет за собой ответственность вплоть до уголовной.

Экономическое регулирование охраны окружающей среды.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды

Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей средыСтатья 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:· разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;· разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;· разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;· установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;· установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;· проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;· проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;· предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;· поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;· возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;· иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. Статья 15. Утратила силу с 1 января 2006 г. Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:· выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;· сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;· загрязнение недр, почв;· размещение отходов производства и потребления;· загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;· иные виды негативного воздействия на окружающую среду.3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.4. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Статья 17. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством.2. Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством. Статья 18. Экологическое страхование1. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.2. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.3. Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормирование качества окружающей среды. Виды экологических нормативов.

Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека его потребностям. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на рабочем месте и жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье, уровень заболеваемости населения и т. д.

Нормирование качества окружающей среды установление показателей и пределов, в которых допускается изменение этих показателей (для воздуха, воды, почвы и т. д.).

Цель нормирования – установление предельно допустимых норм (экологических нормативов) воздействия человека на окружающую среду. Соблюдение экологических нормативов должно обеспечить экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда человека, растений и животных, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения, носят временный характер и могут совершенствоваться по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Основные экологические нормативы качества окружающей среды и воздействия на нее следующие:

Нормативы качества (санитарно-гигиенические):

· предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ;

· предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воздействий: радиации, шума, вибрации, магнитных полей и др.

Нормативы воздействия (производственно-хозяйственные):

· предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;

· предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ.

Комплексные нормативы:

· предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.006 с.)