Экологическое право (ЭП) – билеты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическое право (ЭП) – билеты.



Экологическое право (ЭП) – билеты.

 

Предмет и метод ЭП.

Предмет ЭП. Это определенная группа общественных отношений. Это системообразующий элемент отрасли права. В самом широком виде – это отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Это отношения в сфере использовании, потребления и охраны ОС.

ЭП в узком смысле – это:

- общественные отношения в сфере охраны ОС от негативных воздействия

- в сфере обеспечении реализации и защиты экологических прав

- в сфере охраны особо охраняемых территорий и объектов.

ЭП в широком смысле – это:

- общественные экологические отношения в узком смысле

- в сфере использования природных ресурсов

- общественные отношения в сфере охраны компонентов природной среды.

Компоненты природной среды – это леса, поля, горы, атмосферный воздух, животный и растительный миры и т.д.

Мы изучаем именно ЭП в узком смысле. Все остальное читается в рамках земельного права.

Конституция в качестве самостоятельной группы правоотношений – обеспечение экологической безопасности. Но это в том числе и цель охраны ОС, то есть сами по себе эти отношения не возникают. Но не все придерживаются этого мнения и природоохранное законодательство рассматривает эти отношения как самостоятельные.

Санитарные отношения и экологические отношения – это смежные отношения. Разница: правовыми средствами первого обеспечивается среда обитания человека, а экологическое законодательство охраняет ОС независимо от того есть там человек или нет его.

Метод ЭП. Метод – это способ правового воздействия на субъекты правоотношений. Различают – императивный, диспозитивный. Метод – административный, поэтому императивный.

Интегрированный и дифференцированный подход к охране ОС.

Интегрированный – подход в рамках которого ОС как единый интегрированный объект. Заключается в совокупности требований к субъектам хозяйственной и иной деятельности.

Дифференцированный – подход, при котором решаются вопросы использования и охраны природных ресурсов.

На самом деле в ЭП смешанный подход. Мы занимаемся именно интегрированным подходом.

 

Система ЭП.

Система отрасли – это структура основных элементов этой отрасли права. В ЭП в узком смысле выделяется Общая и Особенная часть (чрезвычайно условное деление).

Общая часть (правовые институты):

- экологические права и обязанности;

- управление в сфере охраны ОС;

- экономический механизм охраны ОС;

- юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть (правовые институты):

- эколого-правовые требования на стадиях хозяйственной деятельности;

- эколого-правовые требования к различным источникам негативного воздействия на ОС

- особо охраняемые природные территории и объекты.

Проект нового Экологического кодекса по-другому смотрит на эту систему (но вряд ли он будет принят):

- Общая часть: все, кроме особо охраняемых территорий и объектов.

- Особенная часть: особо охраняемые территории и объекты и природные зоны (леса, воды, горы…)

Структура ЭП: ЭП состоит из природоохранного права, природоресурсного права и экологизированных норм других отраслей права.

 

Принципы охраны окружающей среды (ООС) (принципы ЭП).

ФЗ «Об ООС» в ст. 3 говорит именно о принципах охраны ОС. (то есть принципы деятельности), но они являются и принципами отрасли права (то есть правовыми принципами).

Принципы отчасти восприняли из международного сообщества.

Принципы устанавливают и другие специальные законы, а не только закон об ООС. Частично они воспроизводят и еще больше конкретизируют и развивают.

В законе об отходах сказано, что это принципы государственной политики в этой сфере. То есть принципы – это концентрация политической воли в этой сфере.

Значение принципов ЭП: для правотворческой деятельности – направление развития законодательства, а для правоприменительной практики – разрешение коллизий правовых норм.

Условно принципы делятся на группы.

Принципы:

1. 1 группа принципов…

научно-обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека общества и государства. Суть: активная охрана ОС ведет к стагнации экономического развития. Например, цель удвоения ВВП не допустимо в рамках Киотского протокола, или пример ЦБК на берегу озера Байкал. Механизм реализации этого принципа – это экологическое нормирование.

- принцип допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС исходя из требований в области охраны ОС. Негативное воздействие на ОС носит разрешительный характер. И эти требования, как правило, носят индивидуальный характер.

- принцип обеспечения снижения негативного воздействия на ОС, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий, с учетом экономических и социальных факторов.

2. Следующая группа принципов… То что уже существует и негативно действует, то нужно нормировать…

- принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Во исполнение этого принципа действуют следующие два принципа:

-- принцип обязательности оценки воздействия на ОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Это во исполнения

-- принцип обязательности проведения проверки проектов и иной документации на предмет соответствия эколого-правовым требованиям.

3. Следующая группа принципов связана с правами человека и гражданина…

- принцип соблюдения права человека на благоприятную ОС.

- принцип соблюдения права на предоставление информации.

- принцип участия граждан в принятии экологически важных решений.

- принцип платности природопользования. Суть – негативное воздействие на ОС является платным.

- принцип независимости контроля в области охраны ОС. Суть: запрет на совмещение контроля и оказание услуг.

На федеральном уровне этот подход реализован – разрешение на негативное воздействие согласовывает и дает Ростехнадзор. А проверяет соблюдение законодательства – Росприроднадзор. В субъектах: как правило, это один орган (нарушение).

- принцип приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов. Это не только принцип, но и приоритет. Суд в случае ситуации на Байкале дал путь социальным интересам вопреки экологическим интересам. Об этом и сказали сами жители прибайкалья. Когда нечего есть, то не до охраны окружающей среды.

 

Соотношение ЭП с иными отраслями права.

Конституционное право. Оно определяет конституционные основы и экологического права.

Административное право. ЭП по сути своей это и есть АП (по методу воздействия). Но… АП – это отношения в сфере управленческой деятельности (организация эффективного управления). А вот ЭП – защита окружающей среды, экологическое нормирование.

Гражданское право. Соотношения практически нет. Но есть институт ГП – обязательство вследствие причинения вреда. Это основа экологического права. ГП применяется субсидиарно.

Природно-ресурсные отрасли права. Разграничение в подходе. В ЭП охраняется ОС в целом. А в природно-ресурсных отраслях выдвигаются требования к природопользованию.

ЭП как отрасль права отличается от экологического законодательства. Нормы ЭП могут содержаться и в градостроительном кодексе.

ЭП как наука – это система научных взглядов.

 

Нормы ЭП (эколого-правовые нормы).

Нормы права – правила поведения обеспечиваемые силой принуждения. Для ЭП характерно то, что гипотеза и диспозиция – это собственно норма ЭП, а санкция либо в АП, либо в УП.

Способы правового регулирования – способы воздействия на поведение субъекта права. Предусмотрены: - обязывание; - запрет; - дозволение. Для ЭП: обязывание и запрет.

Норма отражает в себе способ правового воздействия.

Классификация норм ЭП:

- нормы-принципы

- нормы-приоритеты

- нормы-дефиниции

- нормы-правила

- нормы-стимулы

- нормы-гарантии

Правовые конструкции в ЭП.

Правовая конструкция -это некая система правовых норм последовательно применение которых приводит к определенному результату. В отличие от правового института – правовая конструкция это все таки система (динамика).

В ЭП правовые конструкции:

- правовые меры охраны окружающей среды. Это совокупность мероприятий направленных на недопущение негативного воздействия на ОС и на восстановление нарушенного состояния ОС.

Правовая мера охраны ОС разделяется на 2 части. 1 часть: правовые нормы, устанавливающие права и обязанности государства (функции управления). 2 часть – это эколого-правовые требования к источникам негативного воздействия на ОС.

Виды правовых мер охраны ОС:

-- прямые. Непосредственно направленные на охрану.

-- опосредованные. Например, мониторинг и экологический контроль.

- правовые режимы особо охраняемых природных территорий. Выделяется режим использования и охраны особо охраняемых природных территорий (Это определенное соотношение обязываний и запретов).

Правовой режим – это совокупность элементов установленных определенным НПА, которые характеризуют эту территорию и отграничивает ее от других таких

Элементами режима являются:

-- задачи особо охраняемых природных территорий

-- цели особо охраняемых природных территорий

-- управление в особо охраняемых природных территорий

-- режим использования и охраны особо охраняемых природных территорий

-- юридическая ответственность за нарушение режима.

Юридическая ответственность - это часть и правовой меры и правовой режим.

- экологические права граждан. Два подхода: 1 подход – реализация правовых норм в сфере охраны ОС, в сфере обеспечения режима особо охраняемых территорий – это и есть суть реализации прав граждан; 2 подход – законодательством закрепляется право на благоприятную ОС и закрепляются права-средства защиты этих прав. 2-ой подход характерен для РФ.

 

Конституционные основы ЭП.

КРФ дл ЭП носит идеологическую и юридическую функции.

Ст. 9: 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Ст. 42 – 4 экологических права: Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ст. 58: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ст. 71: В ведении Российской Федерации находятся:

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

Ст. 72: 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

Важное значение в определении основ государственной экологической политики в России играют предписания, содержащиеся в ст. 114 Конституции РФ, в соответствии с которыми Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии.

 

Акты Президента РФ, постановления Правительства РФ, НПА федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) как источники ЭП.

Акты Президента РФ как источники ЭП.

2 основных указа Ельцина 1994 и 1997 г. Важное значение имеет Указ Президента «О структуре федеральных органов исполнительной власти» 2008 г. – административная реформа.

Постановления Правительства как источники ЭП. Постановления (классификация):

- утверждающие программы в сфере охраны окружающей среды (например, программа «Мировой океан»)

- во исполнение закона для конкретизации его положений. Например, для установления списка конкретных объектов правового регулирования.

- утверждающие положения о федеральных органах исполнительной власти. 2 основных органа: Ростехнадзор и Роспотребнадзор

- устанавливающие технические регламенты.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Правило: регистрация в Минюсте и публикация.

Виды:

- во исполнение указания закона для конкретизации его положений.

- устанавливающие технические правила, требования и регламенты.

Ведомственные нормативные правовые акты, принимаемые Министерством природных ресурсов РФ. К числу следует отнести приказы Министерства природных ресурсов РФ «Об утверждении Перечня видов специального водопользования» (2005 г.), «Об утверждении санитарных правил в лесах Российской Федерации» (2005 г.) и др.

 

НПА субъектов РФ

Основано на том, что экология – предмет совместного ведения.

Оно не так обширно. В основном, есть Законы об охране ОС в определенном субъекте. Но в основном это повторение ФЗ.

Исключение – Москва. Нет закона об охране ОС. Они пошли по пути регулирования отдельных групп отношений. Создают свои собственные правовые конструкции – не известные федеральному законодательству (экологический мониторинг, экологический парк и др.).

Роль регионального экологического законодательства заключается в адаптации норм федеральных нормативных правовых актов к специфическим условиям конкретного региона, в упорядочении экологических отношений, складывающихся в отдельном субъекте.

Региональными юридическими источниками экологического права являются прежде всего:

- региональные конституции и уставы. В них, как правило, закрепляются основные направления региональной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, гарантии экологических прав граждан на территории конкретного субъекта Федерации, полномочия органов государственной власти субъектов по организации мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования. В некоторых конституциях и уставах субъектов вопросам охраны окружающей среды посвящаются отдельные главы или разделы.

- помимо Основных законов субъектов Российской Федерации правовое регулирование экологических отношений, возникающих на территории субъектов, осуществляется с помощью региональных нормативных правовых актов, принимаемых в развитие федерального экологического законодательства и положений региональных конституций и уставов.

Во многих субъектах действуют региональные законы об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и др.

Право на благоприятную ОС

В центре – фундаментальное (центральное) право – право на благоприятную ОС. Легального определения нет. Это составная часть права на жизнь.

Право на благоприятные условия жизнедеятельности частично пересекается с этим правом и предусмотрено Градостроительным кодексом РФ.

Право на благоприятную среду обитания. Предусмотрено ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999. Это смежное право с право на благоприятную ОС. Физические и химические факторы относятся к нашему праву. В значительной степени качественные показатели ОС устанавливаются СанПИНами.

Право на радиационную безопасность полностью поглощается правом на благоприятную ОС.

Право общего природопользования. Это смежное право с правом на благоприятную ОС. Это составная часть права на благоприятную ОС.

Понятие благоприятной ОС складывается из системы экологических нормативов и из создания и регулирования режима особо охраняемых природных территорий. Экологические нормативы - количественные показатели предельного содержания, как правило, химических веществ в различных компонентах природной среды. И факт в ОС сравнивается с этими показателями. Если превышает, то плохо, если ниже, то хорошо.

Субъекты права на благоприятную ОС. Это, прежде всего, граждане. Но есть еще и понятие «коллективное право». Поэтому применяется коллективная защита прав.

Способы защиты - это права-гарантии защиты права на благоприятную ОС.

Экологические обязанности

Экологическим правам должны всегда корреспондировать экологические обязанности. Корреспондирующим субъектом является государство, субъект хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на ОС.

Постановление КС РФ от 14.05.2009 № 8-П. Проверялась законность порядка определения платы за негативное воздействие на ОС и высказал позицию о том, что все субъекты являются носителем обязанностей, в т.ч. государство. Все издержки связанные с негативным воздействием на ОС должны покрываться за счет хозяйствующих субъектов. А публичная власть должна принимать меры на сдерживание негативного воздействия на ОС.

Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), органами исполнительной власти субъектов РФ (ОИВСФ), органами местного самоуправления (ОМС) в сфере экологического управления

В КРФ общий подход: Охрана ОС является предметом совместного ведения. Общий подход – принцип наибольшей эффективности осуществления тех или иных полномочий органами государственной власти. Пример, Лесным кодексом управление в сфере лесов отдали субъектам, но они сгорели, теперь их надо забирать, так как они справились неэффективно.

Как устанавливается разграничение?

1 способ - это законы об общих принципах разграничения. Это 131-ФЗ и 184-ФЗ.

2 способ разграничения – это специальные федеральные законы экологических правоотношений. Например, ФЗ «Об ООС» (ст. 5,6).

3 способ разграничения – подзаконные НПА, которые издаются во исполнение законов.

Разграничение между Ф и СФ:

- экологическое планирование. В веденииФ и СФ

- информационное обеспечение. Двоякий подход: одни расценивают как функцию информационного обеспечение граждан о состоянии ОС, и как функцию информационного обеспечение деятельности органов государственного управления. Второй подход более интересен. Включает в себя: экологический мониторинг – (В веденииФ, но СФ имеют право участвовать в мониторинге), учет негативных воздействий на ОС – (В веденииФ).

- экологическая экспертиза. (В веденииФ и СФ)

- экологическое нормирование. В веденииФ

- экологическое лицензирование. В веденииФ

- экологический контроль. В веденииФ и СФ

- управление в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. (В веденииФ и СФ).

- управление в сфере использовании охранно-природных объектов подлежащих особой охране (В веденииФ и СФ)

Что касается ОМС. 131-ФЗ. К вопросам местного значения относят (для городских и сельских поселений):

- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора

- организация озеленения городских территорий и поселений

- управление в сфере особо охраняемых природных территориях местного значения в границах этих поселений.

- обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения.

Для муниципального района:

- экологическое планирование

- вывоз не только бытового, но и промышленного мусора

- схемы территориального планирования

- остальное тоже самое

… и городского округа:

- организация мероприятий по охране ОС в границах ГО

- бытовые и промышленные отходы в пределах ГО

- особо охраняемы природные объекты в границах ГО

- генпланы ГО

- правила землепользования и застройки ГО.

 

Субъекты РФ.

Помним о разграничении полномочий между РФ и субъектами РФ.

Структура органов:

- орган общей компетенции

- орган, осуществляющий и ЭУ и управление использования природными ресурсами (единственный специальный орган на этом уровне).

Например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы – орган субъекта.

Управление Росприроднадзора по г. Москве – в подчинении к Федеральному органу исполнительной власти.

ФОИВ имеет свои территориальные органы в субъектах РФ, в нескольких субъектах РФ или АО. Их не путать с органами общей компетенции субъекта РФ.

 

23. Экологическое планирование

Планирование – функция экологического управления. В рамках планирования определяется перечень конкретных мероприятий по охране ОС.

Полномочия в это сфере есть у РФ, у субъектов РФ, и у муниципальной власти.

Виды плановой документации:

- программы концептуального характера. Например, Экологическая доктрина РФ. Утверждена Правительством РФ.

- программы. Как правило, это целевые экологические программы. Особую роль играет - ФЗ «О специальных программах и реабилитации радиационно-загрязненных участков территории…». Федеральная целевая программа «Мировой океан».

- документы территориального планирования и зонирования. Определяется место размещения объектов капитального строительства – следовательно, источников негативного воздействия на ОС – но экологической программой как такой не является. Та деятельность, в рамках которой должны учитываться экологические аспекты.

 

Экологический мониторинг

Входит в информационное обеспечение (понимается двояко: 1. Узкое - Только обеспечение граждан о состоянии ОС; 2. Широко – получение информации о состоянии ОС и источников негативного воздействия на ОС).

Экологический мониторинг это: как функция ЭУ, как правовой институт, как система наблюдений за состоянием ОС и как элемент информационного обеспечения, то есть 4 аспекта.

Цель – сбор информации о состоянии ОС и ее загрязнении и ее первичная обработка.

ФЗ «Об ООС» и ФЗ «О гидрометериологической службе». Последний закон более широкий и специальный и поэтому именно он применяется.

Метеорологическая служба – это предмет исключительного ведения РФ. С другой стороны это деятельность охраны ОС и это уже является совместным ведением РФ и субъекта РФ. И тут вопрос становится о разграничении полномочий. Принцип: все у РФ, но органы субъектов могут участвовать в проведении мониторинга.

Проводится через сеть станций и пунктов наблюдения, которые находятся в ведении Росгидромета.

Локальный экологический мониторинг – наблюдение за негативным воздействием конкретного субъекта на ОС. В Москве установлен перечень субъектов локального экологического мониторинга (например, различные предприятия).

В Москве организована самостоятельная система мониторинга + локальный экологический мониторинг. Предполагает наблюдения за негативным воздействием конкретного субъекта на ОС. В Москве есть перечень субъектов локального экологического мониторинга. Организует его Департамент природопользования и охраны ОС. В том числе Мосэнерго, которое является объектом федерального экологического контроля, обратилось в суд с требованием прекратить локальный экологический мониторинг, так как это есть контроль, а он должен осуществляться федеральными органами. Суд отказал в удовлетворении требований Мосэнерго, Москва имеет право осуществлять локальный экологический мониторинг.

Есть Единый фонд данных по состоянию ОС и ее загрязнения. Это государственный информационный ресурс. В него поступает информация в результате получения Росгидрометом (как самим), так информации от источников негативного воздействия на ОС.

 

Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий (ГЭПД)

Проводится в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (ст. 49), и в отношении документации объектов капитального строительства.

Предмет ГЭПД – установление соответствия проектной документации правовым требованиям в сфере пожарной, экологической, санитарно-эпидемологической безопасности.

По времени – сначала ГЭЭ, затем документы проектной документации вместе с заключением ГЭЭ поступают на ГЭПД. ГЭПД – завершающий этап прохождения согласования проектной документации – в результате выдается разрешение на строительство.

Соотношение ГЭЭ и ГЭПД – два частично пересекающихся круга. По объектам ГЭЭ и ГЭПД частично пересекаются по капитальным строительствам, находящихся на особо охраняемых природных территориях, на континентальном шельфе, связанные с отходами и т.д. В отношении всех других только ГЭПД.

Правительством РФ утвержден НА, которым утверждены требования к содержанию проектной документации: технические. В числе разделов должен быть раздел: перечень мероприятий по охране ОС. В этом разделе указано, что элементом является оценка воздействия намечаемой деятельности на ОС.

ГЭПД предполагалось, заменит ГЭЭ и снизит административное бремя участников деятельности. Обеспечивает реализацию принципа презумпции опасности деятельности.

Проводится чиновниками.

 

Соотношение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и государственной экспертизы проектной документации (ГЭПД)

По времени – сначала ГЭЭ, затем документы проектной документации вместе с заключением ГЭЭ поступают на ГЭПД. ГЭПД – завершающий этап прохождения согласования проектной документации – в результате выдается разрешение на строительство.

Соотношение ГЭЭ и ГЭПД – два частично пересекающихся круга. По объектам ГЭЭ и ГЭПД частично пересекаются по капитальным строительствам, находящихся на особо охраняемых природных территориях, на континентальном шельфе, связанные с отходами и т.д. В отношении всех других только ГЭПД.

Правительством РФ утвержден НА, которым утверждены требования к содержанию проектной документации: технические. В числе разделов должен быть раздел: перечень мероприятий по охране ОС. В этом разделе указано, что элементом является оценка воздействия намечаемой деятельности на ОС.

ГЭПД предполагалось, заменит ГЭЭ и снизит административное бремя участников деятельности. Обеспечивает реализацию принципа презумпции опасности деятельности.

 

Экологический контроль.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ - функция ЭУ (как гос., так и производственного), Рассматривается как правовой институт ЭП, и как гарантия соблюдения требований соблюдения законодательства об ОС.

Ст. 64 и далее ФЗ «Об ООС»:

Экологическое страхование.

Можно рассматривать как элемент экономического механизма регулирования.

Страхование рисков причинения вреда ОС – обязательное экологическое страхование.

Но говорить здесь можно только как о страховании гражданско-правовой ответственности.

Есть закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Статья 15. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

Риск причинения вреда окрсреде страхуется в том числе. Но эта страховая конструкция – не очень работала. Поэтому, принят ФЗ 2010 Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта (вступает с 2012 года).

Этим законом экологическое страхование было убито на корню – так как он сократил количество рисков страхования – и в них нет – возмещения вреда окрсреде!!!! Только здоровье и т.д. Так можно сказать, что у нас нет страхования экологического.

 

Охрана ОС в городах.

Три направления:

1. Размещение – все, что связано с градостроительным планированием и зонированием. Как правило в жилых зонах не размещаются объекты. Также связана с организацией санитарно-защитных зон.

2. Защита зеленых насаждений. Не регулируется федеральным законодательством. В Москве есть закон о защите зеленых насаждений. Два момента: разрешительный порядок вырубки зеленых насаждений, компенсационное озеленение.

3. Охрана ОС от негативного воздействия от выхлопных газов автомобилей. Проблема: с одной стороны, это проблема города, с другой стороны, требования к автомобилям могут быть предъявлены только федеральным законодательством. Даже не пыталась решать Москва посредством увеличения зеленых насаждений.

 

Правовой режим заказников.

Могут быть и федерального и регионального значения. Для целей сохранения какого-либо одного природного компонента или комплекса в целом (например, ландшафтными (комплексные) или ботанические, зоологические и т.п.).

С точки зрения определения режима – самый сложный вид. ФЗ использует очень размытую формулировку. Запрещаются любые виды деятельности, который могут оказать негативное воздействие на объекты, для сохранения которых создавался данный заказник.

Это не юридическое лицо, только ООПТ. Для организации работы заказника создается дирекция (группа чиновников органов уровня соответствующего).

Могут создаваться как с изъятием, так и без изъятия участков.

 

Экологическое право (ЭП) – билеты.

 

Предмет и метод ЭП.

Предмет ЭП. Это определенная группа общественных отношений. Это системообразующий элемент отрасли права. В самом широком виде – это отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Это отношения в сфере использовании, потребления и охраны ОС.

ЭП в узком смысле – это:

- общественные отношения в сфере охраны ОС от негативных воздействия

- в сфере обеспечении реализации и защиты экологических прав

- в сфере охраны особо охраняемых территорий и объектов.

ЭП в широком смысле – это:

- общественные экологические отношения в узком смысле

- в сфере использования природных ресурсов

- общественные отношения в сфере охраны компонентов природной среды.

Компоненты природной среды – это леса, поля, горы, атмосферный воздух, животный и растительный миры и т.д.

Мы изучаем именно ЭП в узком смысле. Все остальное читается в рамках земельного права.

Конституция в качестве самостоятельной группы правоотношений – обеспечение экологической безопасности. Но это в том числе и цель охраны ОС, то есть сами по себе эти отношения не возникают. Но не все придерживаются этого мнения и природоохранное законодательство рассматривает эти отношения как самостоятельные.

Санитарные отношения и экологические отношения – это смежные отношения. Разница: правовыми средствами первого обеспечивается среда обитания человека, а экологическое законодательство охраняет ОС независимо от того есть там человек или нет его.

Метод ЭП. Метод – это способ правового воздействия на субъекты правоотношений. Различают – императивный, диспозитивный. Метод – административный, поэтому императивный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.162 с.)