ТОП 10:

Право на достоверную экологическую информацию.



Есть ст. 42 КРФ – право на информацию о состоянии окружающей среды. И право на достоверную экологическую информацию – шире, так как второе - информация о статике, а первое информация и о мерах в сфере защиты ОС. И такого подхода в законодательстве пока нет.

О соотношении первого права и второго. Без права на достоверную информацию не возможно говорить о нарушении права на благоприятную ОС.

Где и как аккумулируется экологическая информация? Первый источник информации – мониторинг ОС. Это непрерывный процесс наблюдений ОС. Выполняет Росгидромет в Минприроды. И есть Единый Фонд данных о состоянии окружающей среды.

Второй источник накопления информации – деятельность государственных органов исполнительной власти осуществляющих экологическую деятельность. ГОИВ выдает разрешения, ведет учет источников негативного воздействия на ОС. Росприроднадзор осуществляет контроль за соблюдение законодательство об ОС.

Доступ к экологической информации… Как правило, ограничен. 3 основных закона – ФЗ «Об информации… и защите информации» (общий закон) – не может быть ограничен доступ к информации об ОС, «О государственной тайне» (состояние ОС не может быть тайной), «О коммерческой тайне» (сведения о загрязнении ОС и радиационной обстановке не могут быть такой тайной), и др.

Формы способа доступа к экологической информации. ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности ГОИВ и ОМСУ» 2009 года. Это общий закон, но по нему можно запрашивать и экологическую информацию. На сайте Ростехнадзора можно почерпнуть информацию о том, у кого назначена и должна проводиться экспертиза. Также существует Единый фонд данных о состоянии окружающей среды.

Способы защиты права на достоверную экологическую информацию. Если не предоставляется информация, то более действенный способ – это обращение в суд за обжалованием. Суд будет решать есть ли обязанность у органа предоставлять такую информацию.

 

Право на участие в принятии экологически значимого решения

Термин «экологически значимое решение» - это решение, которое может оказаться негативное воздействие на ОС. Легального определения нет, но есть доктринальное. Право предполагает возможность граждан и общественных объединении в принятий таких решений

Способы реализации:

- Обязательное проведение публичных слушаний по Генеральному плану и по Правилам землепользования и застройки, по документам градостроительного зонирования и др. Предусмотрено Градостроительным кодексом РФ. Но публичные слушания носят рекомендательный, а не обязательный характер.

- проведение государственной экологической экспертизы

- проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на ОС. Она предшествует экологической экспертизе. Это опрос населения и выяснения общественного мнения. На заказчика возложена обязанность сбора информации с населения, также могут проводиться публичные слушания. Решение о форме учета общественного мнения применяется заказчиком.

- проведение общественной экспертизы. Проводится либо до, либо одновременно с государственной экологической экспертизой.

Формы проявления нарушения права на участие. Принятие решений без публичных слушаний ведет в судах к признанию недействительным этого акта, даже если нет нарушения самого субъективного права.

Способ защиты – оспаривание самого этого экологически значимого решения на основании того, что оно было принято без публичных слушания.

 

Экологические обязанности

Экологическим правам должны всегда корреспондировать экологические обязанности. Корреспондирующим субъектом является государство, субъект хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на ОС.

Постановление КС РФ от 14.05.2009 № 8-П. Проверялась законность порядка определения платы за негативное воздействие на ОС и высказал позицию о том, что все субъекты являются носителем обязанностей, в т.ч. государство. Все издержки связанные с негативным воздействием на ОС должны покрываться за счет хозяйствующих субъектов. А публичная власть должна принимать меры на сдерживание негативного воздействия на ОС.

Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

3. Граждане обязаны:

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды

2. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

 

Понятие и виды экологического управления.

Экологическое управление - это совокупность осуществляемых действий направленных на обеспечение требований экологического законодательства.

Виды ЭУ:

- государственное

- муниципальное

- общественное

- производственное.

Если мы говорим об ЭУ, то это, как правило, государственное. Тогда ЭУ – это исполнительно-распорядительная деятельность ГОИВ и ОМС, целью которой является организация и сохранение ОС, ее восстановление и обеспечение экологической безопасности. Это еще и нормотворческая деятельность в экологическом управлении соответствующих исполнительных органов.

Функции ЭУ:

- экологическое планирование.В веденииФ и СФ

- информационное обеспечение. Двоякий подход: одни расценивают как функцию информационного обеспечение граждан о состоянии ОС, и как функцию информационного обеспечение деятельности органов государственного управления. Второй подход более интересен. Включает в себя: экологический мониторинг – (В веденииФ, но СФ имеют право участвовать в мониторинге), учет негативных воздействий на ОС – (В веденииФ).

- экологическая экспертиза. (В веденииФ и СФ)

- экологическое нормирование.В веденииФ

- экологическое лицензирование.В веденииФ

- экологический контроль.В веденииФ и СФ

- управление в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.(В веденииФ и СФ).

- управление в сфере использовании охранно-природных объектов подлежащих особой охране (В веденииФ и СФ)

 

Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), органами исполнительной власти субъектов РФ (ОИВСФ), органами местного самоуправления (ОМС) в сфере экологического управления

В КРФ общий подход: Охрана ОС является предметом совместного ведения. Общий подход – принцип наибольшей эффективности осуществления тех или иных полномочий органами государственной власти. Пример, Лесным кодексом управление в сфере лесов отдали субъектам, но они сгорели, теперь их надо забирать, так как они справились неэффективно.

Как устанавливается разграничение?

1 способ - это законы об общих принципах разграничения. Это 131-ФЗ и 184-ФЗ.

2 способ разграничения – это специальные федеральные законы экологических правоотношений. Например, ФЗ «Об ООС» (ст. 5,6).

3 способ разграничения – подзаконные НПА, которые издаются во исполнение законов.

Разграничение между Ф и СФ:

- экологическое планирование.В веденииФ и СФ

- информационное обеспечение. Двоякий подход: одни расценивают как функцию информационного обеспечение граждан о состоянии ОС, и как функцию информационного обеспечение деятельности органов государственного управления. Второй подход более интересен. Включает в себя: экологический мониторинг – (В веденииФ, но СФ имеют право участвовать в мониторинге), учет негативных воздействий на ОС – (В веденииФ).

- экологическая экспертиза. (В веденииФ и СФ)

- экологическое нормирование.В веденииФ

- экологическое лицензирование.В веденииФ

- экологический контроль.В веденииФ и СФ

- управление в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.(В веденииФ и СФ).

- управление в сфере использовании охранно-природных объектов подлежащих особой охране (В веденииФ и СФ)

Что касается ОМС. 131-ФЗ. К вопросам местного значения относят (для городских и сельских поселений):

- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора

- организация озеленения городских территорий и поселений

- управление в сфере особо охраняемых природных территориях местного значения в границах этих поселений.

- обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения.

Для муниципального района:

- экологическое планирование

- вывоз не только бытового, но и промышленного мусора

- схемы территориального планирования

- остальное тоже самое

… и городского округа:

- организация мероприятий по охране ОС в границах ГО

- бытовые и промышленные отходы в пределах ГО

- особо охраняемы природные объекты в границах ГО

- генпланы ГО

- правила землепользования и застройки ГО.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.184 (0.006 с.)