Международные договоры как источники ЭП.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные договоры как источники ЭП.



Ст. 15 КРФ: 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международный договор налагает обязательства для РФ – во-первых, ратифицировать, а, во-вторых, создать условия для исполнения этих обязательств (имплементировать нормы в национальное законодательство + создать административный орган для контроля исполнения этих норм).

РФ правопреемник СССР.

К источникам этой группы можно отнести целый ряд, как универсальных формальных источников международного права, так и специальных, направленных на регулирование экологических отношений:

- Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.,

- Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г.,

- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.,

- Стокгольмскую декларацию 1972 г.,

- Всемирную хартию природы 1982 г.,

- Рамочную конвенцию ООН об изменении климата 1992 г.,

- Декларацию по окружающей среде и развитию 1992 г., Рио-де-Жанейро,

- Киотский протокол 1998 г.,

- Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др.

В названных международных документах:

- закрепляются основы правового статуса личности вообще и эколого-правового статуса в частности,

- устанавливаются международные стандарты организации и проведения мероприятий по охране окружающей среды,

- закрепляются стандарты экологического образования,

- определяются основы рационального использования природных объектов и другие концептуальные положения, вобравшие в себя основные достижения человечества в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования.

 

Федеральный закон как источник ЭП.

Основной «несущей конструкцией» экологического законодательства России являются федеральные законы - природоохранные и природно-ресурсные. Именно в них воплощаются главные элементы механизма правового обеспечения экологических отношений.

ФКЗ «О правительстве РФ» - одна статья.

Особое место среди природоохранных федеральных законодательных актов занимает Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Он является базовым актом кодификационного типа, сгруппировавшим вокруг себя все остальные природоохранные и природоресурсные нормативные правовые акты.

Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Есть еще список ФЗ.

Классификация:

- регулирующие статус особых охраняемых природных территорий (4 ФЗ);

- закон об экологической экспертизе;

- регулирующие обращение со специфическими источниками негативного воздействия на ОС (например, ФЗ … об агрохимикатах и пестицидах)

- о специальных экологических программах и реабилитации загрязненных участков территорий.

Поговорим о техническом регулировании… Был принят ФЗ «О техническом регулировании». Идея – заменить всякие СНиПы ГОСТы и др. единым техническими регламентами, значительно повысить их статус.

Есть технический регламент, который введен ФЗ «О безопасности зданий и сооружений» 2009 г.

С техническим регламентом в области окружающей среды все туго. Там только отсылочные нормы. Но чисто технически эти регламенты являются источниками ЭП.

Источниками экологического права, кроме базового Федерального закона «Об охране окружающей среды», являются следующие важные природоохранные Федеральные законы:

- от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

- от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

- от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

Эти нормативные правовые акты регламентируют порядок организации и проведения мероприятий по охране отдельных видов ресурсов или отдельных территорий.

Большое значение в процессе правового регулирования общественных отношений по природопользованию отводится природоресурсным законам, принятым на федеральном уровне.

Так, ВК РФ содержит правовые нормы, направленные на регулирование отношений по использованию и охране водных объектов (водных отношений), ЛК РФ регулирует лесные отношения, а ЗК РФ создает основы правового регулирования земельных отношений. Кроме названных кодифицированных природоресурсных нормативных правовых актов основу правового регулирования экологических отношений создают также Федеральные законы «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.

 

Акты Президента РФ, постановления Правительства РФ, НПА федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) как источники ЭП.

Акты Президента РФ как источники ЭП.

2 основных указа Ельцина 1994 и 1997 г. Важное значение имеет Указ Президента «О структуре федеральных органов исполнительной власти» 2008 г. – административная реформа.

Постановления Правительства как источники ЭП. Постановления (классификация):

- утверждающие программы в сфере охраны окружающей среды (например, программа «Мировой океан»)

- во исполнение закона для конкретизации его положений. Например, для установления списка конкретных объектов правового регулирования.

- утверждающие положения о федеральных органах исполнительной власти. 2 основных органа: Ростехнадзор и Роспотребнадзор

- устанавливающие технические регламенты.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Правило: регистрация в Минюсте и публикация.

Виды:

- во исполнение указания закона для конкретизации его положений.

- устанавливающие технические правила, требования и регламенты.

Ведомственные нормативные правовые акты, принимаемые Министерством природных ресурсов РФ. К числу следует отнести приказы Министерства природных ресурсов РФ «Об утверждении Перечня видов специального водопользования» (2005 г.), «Об утверждении санитарных правил в лесах Российской Федерации» (2005 г.) и др.

 

НПА субъектов РФ, органов местного самоуправления (ОМС) как источники ЭП.

НПА субъектов РФ

Основано на том, что экология – предмет совместного ведения.

Оно не так обширно. В основном, есть Законы об охране ОС в определенном субъекте. Но в основном это повторение ФЗ.

Исключение – Москва. Нет закона об охране ОС. Они пошли по пути регулирования отдельных групп отношений. Создают свои собственные правовые конструкции – не известные федеральному законодательству (экологический мониторинг, экологический парк и др.).

Роль регионального экологического законодательства заключается в адаптации норм федеральных нормативных правовых актов к специфическим условиям конкретного региона, в упорядочении экологических отношений, складывающихся в отдельном субъекте.

Региональными юридическими источниками экологического права являются прежде всего:

- региональные конституции и уставы. В них, как правило, закрепляются основные направления региональной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, гарантии экологических прав граждан на территории конкретного субъекта Федерации, полномочия органов государственной власти субъектов по организации мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования. В некоторых конституциях и уставах субъектов вопросам охраны окружающей среды посвящаются отдельные главы или разделы.

- помимо Основных законов субъектов Российской Федерации правовое регулирование экологических отношений, возникающих на территории субъектов, осуществляется с помощью региональных нормативных правовых актов, принимаемых в развитие федерального экологического законодательства и положений региональных конституций и уставов.

Во многих субъектах действуют региональные законы об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и др.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.008 с.)