Тема 2. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ



Тема 1. ЛОГИКА КАК НАУКА

Логика возникла в недрах философии и развивалась как единая наука, объединяющая совокупность представлений людей об окружающем мире и человеке, его мышлении, при этом первоначально законы и формы правильного мышления определялись нормами ораторского искусства как одного из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности определенного поведения. Так было в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, Древнем Риме.

ЛОГИКА (гр. logos – мысль, слово, речь, разум) – это наука о законах и формах мышления, направленная на познание объективного мира. Мышление как процесс изучают и другие науки.

- философия изучает проблему отношения мышления к предметам и явлениям объективного мира;

- психология рассматривает специфические закономерности и механизм психической жизни человека:

- языкознание интересует сущность слова и знака как инструментов мыслительного процесса человека;

- логика изучает мышление как средство, метод познания действительности.

Логика, являясь системой научных знаний, учит человека, как правильно, не нарушая структурно-логической зависимости, применяя ту или иную форму мыслительного анализа, построить стройное рассуждение и, используя формально-логические законы, прийти к истинным выводам в отношении предмета анализа. Соблюдение строгих, научно обоснованных требовании логики – непременное условие последовательного, непротиворечивого и обоснованного мышления.

В отличие от других наук логика изучает несколько аспектов человеческого мышления. Во-первых,она рассматривает мышление как инструмент познания объективного мира, как безусловное средство получения истинных знаний через понятия, суждения и умозаключения.
Во-вторых,мышление интересует логику со стороны практической результативности и правильности выводного знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а только в результате применения законов и правил мышления. В-третьих, мышление интересует логику как структурно-формальный процесс, то есть процесс, подчиняющийся определенным закономерностям функционирования. Вот почему логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и концентрировать внимание только на формах, в которых протекают тот или иной мыслительный процесс. Аспекты зависимости логики и мышления определяют особенности ее как науки:

- логика носит всеобщий характер, так как она, абстрагируясь от частного, анализирует типическое, общее;

- логическая форма и законы мышления являются общечеловеческими, так как мыслительный процесс у всех людей, независимо от национальной принадлежности, различий в языке, жизненного опыта, рода деятельности, имеет общую структуру;

- логика предполагает единство содержания и формы анализируемого предмета, что, в свою очередь, обеспечивает правильность и непротиворечивость мыслительною процесса;

- логика дает человеку метод и инструмент познания объективного мира путем определенных действий или операций.

Таким образом, основное назначение логики при практической деятельности человека заключается в том, что она дает возможность выяснить условия достижения истинных знаний, получить четкое представление об анализе структуры мыслительного процесса и, что особенно важно, выработать не только логический аппарат, но и метод познания. Знание теории логики и приемов логического анализа, умение рассматривать содержание мысли и ее логическую форму, помогает человеку избежать неясностей, непоследовательности и противоречивости в рассуждениях. К тому же знание логики помогает вскрывать логические ошибки, жестко контролировать собственную мысль, процесс получения выводного знания в ходе логических доказательств.

Логика и мышление

Освоение логики, в первую очередь, требует глубокого понимания ее объекта и предмета как науки, уяснения ее методологической роли для практической деятельности специалиста любого профиля, понимания специфики формально-логического подхода в познании объективной действительности. Определение предмета логики имеет большую практическую ценность, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований и превращение их в норму собственной мыслительной деятельности правоведов и экономистов.

Человек, обладая сознанием, отражает действительность и получает знания о природе, обществе самом себе. Полученные знания не имеют самостоятельной ценности для человека: они необходимы для осуществления жизнедеятельности путем управления своими действиями на основе знания. Знание только тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществлять свою жизнедеятельность. Поэтому цель познания заключается в получении истинных знаний, использование которых приводит к верным результатам. Под истиной в данном случае понимается адекватное (верное) отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления.

Путем чувственного отражения, которое основано на психических процессах, человек может познать отдельные предметы и их свойства. К психическим процессам относят ощущение, восприятие и представление. Чувственное отражение является основой абстрактного мышления, позволяющего познавать законы мира и сущность предметов. Абстрактное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами или группой слов.

Суждение представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения, они бывают простыми и сложными.

Умозаключение – это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение.

Логическая форма представляет собой исторически установившийся способ связи между составными элементами человеческой мысли. При этом в каждом мыслительном акте можно выделить как предмет мысли, так и то, что мыслится о предмете: его свойствах, состоянии, действиях, а также отношениях с другими предметами. Мысль о предмете вступает в логические связи с другими мыслями в доказательном рассуждении, умозаключении и т.д. Связь элементов правильной мысли носит устойчивый характер, который обусловлен исторически сложившейся внутренней структурой мыслительного процесса. Свои формальные операции и законы логика не излагает произвольно, а лишь отражает и формулирует в них объективно закономерные отношения между структурными элементами мысли. Такие отношения в конечном счете определяются наиболее общими свойствами объективного мира.

Таким образом, логика – это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области. Следовательно, предмет логики составляют:

1. Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира;

2. Формы мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения;

3. Методы получения нового выводного знания – сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и другие;

4. Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и косвенное доказательство, опровержение и т.д.

Логика и язык

Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и, активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения есть реальность, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач. А язык в целом является при этом косвенным объектом ее внимания и интереса.

Мысль человека всегда выражена в языке как знаковой системе, выполняющей функции формирования, хранения и передачи информации и выступающей средством общения между людьми. Язык и мышление образуют единство: без мышления не может быть языка, и мышление без языка невозможно. Однако это вовсе не означает, что язык и мышление тождественны друг другу. Между ними существуют и определенные различия.

Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Обладая относительной самостоятельностью, язык специфическим образом закрепляет в своих формах содержание мыслительных образов. Специфика языкового отражения заключается в том, что абстрагирующая работа мышления не прямо и непосредственно воспроизводится в формах языка, а закрепляется в них особым образом. Поэтому язык часто называют вторичной, косвенной формой отражения, так как мышление отражает, познает предметы и явления объективной действительности, а язык обозначает их и выражает в мысли, т.е. они различаются по своим функциям.

Во-вторых, различие существует в строении и языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. К составными частям языка относят: фонему, морфему, лексему, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.

В-третьих, в формах мышления и языка действительные процессы получают упрощенное в известном смысле отражение, но в каждом случае это происходит по-разному. Мышление фиксирует противоречивые моменты любого движения. Развиваясь само, оно воспроизводит в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. А там, где начинается закрепление, вступает в свои права язык. Язык как форма отражения мира, подобно мыслительным образам, может представлять действительность более или менее полно, приблизительно верно. Закрепляя в своих формах содержание мыслительных образов, язык выделяет и подчеркивает в них то, что ранее было сделано мышлением. Однако делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик объективной реальности.

В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики субъектом, с его познавательными способностями.

Поэтому овладение языком, его грамматическими формами и лексикой является предпосылкой для формирования мышления. Не случайно известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что мысль никогда не равна прямому значению слова, однако она и невозможна без слов. Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны мышление ­­­– это содержательная основа для языка, для речевых выражений; мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации; в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знания языка и опыта его употребления; мышление определяет уровень языковой культуры; обогащение мышления ведет к обогащению языка.

С другой стороны, язык является средством формирования и формулирования мысли во внутренней речи; язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова мысли у партнера, ее выражения во внешней речи, тем самым делая мысль доступной для других людей; язык представляет собой средство мышления для моделирования мысли; язык представляет мышлению возможность управлять мыслью, так как оформляет мысль, придает ей форму, в которой мысль легче обрабатывать, перестраивать, развивать; язык по отношению к мышлению выступает как средство воздействия на действительность, средство прямого, а чаще всего косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка; язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.

Таким образом, соотношение языка и мышления разнообразно и существенно. Главное в этом соотношении ­­­­­­­– как для мышления необходим язык, так для языка необходимо мышление.

Язык логики

Естественному языку присущи некоторые недостатки, которые не позволяют логике ограничиваться использованием только его. Основные недостатки естественного языка следующие:

- изменение значения слов с развитием общественной практики и по истечении определенного времени;

- многозначность некоторых слов;

- расплывчатость, неопределенность отдельных слов, не позволяющая с их помощью определить предмет науки;

- несовершенство правил построения выражений, которые в логическом смысле несут на себе печать многозначности понимания вербальной мысли;

- деление естественного языка на большое количество языков разных стран и народов, в результате чего одна и та же мысль может быть оформлена различными языками.

Логика пытается искоренить недостатки в своей области введением специального символического языка. Внутри логики операции с мыслями заменяются действиями со знаками. Общепринят в современной логике, так называемый язык логики предикатов. Важное значение для выявления логической формы мыслей при анализе естественного языка имеет смысловая или семантическая характеристика языковых выражений. В этом плане в логике используются две группы терминов – дескриптивные и логические.

Дескриптивные термины (лат. descriptic - описание) – это имена предметов, предикаторы и функциональные знаки. Они выражаются словами естественного языка и на данный момент речемыслительной деятельностью адекватно отражают предмет мышления.

Имена предметов – это слова или словосочетания, которые обозначают отдельные предметы или классы однородных предметов.

Предикаторы – это языковые выражения, обозначающие свойства или отношения, наличие которых в суждениях утверждается или отрицается.

Функциональные знаки – это принятые обозначения предметных функций, операций.

Логические термины заменяют в естественном языке определенные союзы (логические постоянные, или логические константы).

На основе семантических категорий естественного языка создан специальный алфавит языка логики предикатов.

Виды понятий

В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды.

Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, «великий русский писатель Александр Николаевич Островский», «Организация Объединенных Наций», «столица России» и другие).

Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов (например, «столица», «государство», «правовед», «экономист» и другие). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации (например, «участник Великой Отечественной войны», «народный депутат России» и другие). Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, «человек», «философ», «ученый» и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов, существование которых в принципе невозможно: "вечный двигатель", "русалка", "леший" и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: "древнегреческий философ", "термоядерная электростанция". Такие понятия не являются нулевыми.

Конкретные – это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: "академия", "студент", "романс", "дом", "поэма А. Блока "Двенадцать" и др.

Абстрактные – это понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: "смелость", "добросовестность", "храбрость", "синева", "тождество" и др.

Относительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: "родители"-"дети","учитель"- "ученик","начальник"-"подчиненный"," истец"-"ответчик" и др.

Безотносительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от других предметов: "фермер", "правило", "деревня", "человек" и др.

Положительные – это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету: "принципиальность", "благородный поступок", "живущий по средствам", "успевающий студент" и др.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, "некрасивый поступок", "некрашеный дом", "некошеный луг" и др.). В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками "не" или "без" ("бес"): "неграмотный", "неверующий", "беззаконие", "беспорядок" и др. В словах иностранного происхождения – чаще всего словами с отрицательной приставкой "а": "агностицизм", "аморальный" и др.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: "лес", "созвездие", "роща", "студенческий строительный отряд" и др. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия.

Несобирательные – это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: "дерево", "звезда", "студент" и др.

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения. Например, логическая характеристика понятия "невнимательность" - общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное.

Отношения между понятиями

Так как все предметы в реальности находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие эти предметы, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они называются несравнимыми (например, "симфоническая музыка" и "солнечное затмение", "воздушное пространство" и "библиотека"). Сравнимыми называются понятия, имеющие общие признаки (например, "язык" и "иностранный язык", "экономист" и "работник банка"). Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые, объемы которых совпадают полностью или частично и несовместимые, – объемы которых не совпадают ни в одном элементе.

Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая мыслимая в нем точка – предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

В отношениях тождества находятся понятия, которые различаются по содержанию, но объемы которых совпадают. В таких понятиях мыслится один предмет или класс однородных предметов. Однако содержание таких понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону (признак) данного предмета или класса однородных предметов. Например, на рис. 1А - автор рассказа "Человек в футляре" и В - автор рассказа "Каштанка".


A, B

 

       
 
А – автор рассказа «Человек в футляре»  
 
В – автор рассказа «Каштанка»  

 


Рис. 1

В отношении пересечениянаходятся понятия, у которых объемы частично совпадают. Содержание этих понятий различно. Например, на рис. 2 пересекающимися понятиями являются "студент" и "филателист" (А и В): не все студенты являются филателистами, и не все филателисты – студенты. В совместившейся (заштрихованной) части кругов мыслятся те студенты, которые являются филателистами.

       
   
 
 

 

 


Рис. 2

В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых

полностью входит в объем другого, составляя его часть. В таком отношении, например, находятся понятия "герой" (А) и "театральный герой" (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме театрального героя, рис.3 существуют и другие виды: герой литературный, художественный, телеэкрана, кинематографический и другие. Понятие "театральный герой" полностью входит в объем понятия "герой".


рядом

           
   
В
 
 
А - герой
 
В – театральный герой
 

 

 


Рис. 3

При иллюстрации отношений между несовместимыми понятиями возникает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое включало бы объемы несовместимых понятий.

В отношении соподчинениянаходятся два или более неперекрещивающихся понятий, принадлежащих общему родовому понятию. Соподчиненные понятия (В и С) - это виды одного рода (А), у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, "должностное преступление" (А), "взятка" (В), "растрата" (С) рис.4.

       
 
 
   
А – должностное преступление В – взятка С – растрата (В и С подчинены А)

 

 


Рис. 4

В отношении противоположностинаходятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными признаками). Например, "демократическое государство" и "тоталитарное государство " (А и В) рис.5, "свой" и "чужой", "храбрость" и "трусость" и т.д. Слова, выражающие противоположные понятия, антонимами. Объемы противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия.


А
В

 

 

А – демократическое государство В – тоталитарное государство  

 


Рис. 5

В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Например, А – "знающий философию" и В – "незнающий философию", "друг" и "недруг" и т.д. рис.6. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются.

       
   
 
 
А – знающий философию В – незнающий философию  

 


Рис. 6

Таким образом, уяснение логической структуры понятия, раскрытие их видов и отношений между сравнимыми понятиями дает возможность перейти к рассмотрению логических действий, или операций, с понятиями.

Деление – это такая логическая операция, в которой общее и отличительное, как две стороны каждой вещи, находят свое раздельное проявление – в подчинении видовых понятий общему роду и в соподчинении их между собой.

От логического деления понятий следует отличать расчленение предмета на отдельные части. Например, цельное представление самолета можно расчленить на фюзеляж, двигатель и крылья, а в результате логического деления понятия «самолет» получим его виды – гражданские и военные самолеты. Причем виды самолетов далее можно делить по их назначению, техническим характеристикам и т.д. Приведем другой пример. Так, дерево можно расчленить на ствол, ветки, корни и т.д. Однако это не есть операция деления на классы. В действительности же деление понятия «дерево» образует новые подклассы: хвойные и лиственные деревья.

Следует иметь в виду, что процесс логического деления понятий опирается на конкретные категории. Так, объем понятия, который подлежит делению, называется делимым понятием, а полученные видовые понятия носят названия членов деления. Существенный признак, по которому производится деление объема родового понятия на виды, называется основанием деления. Так, понятие «преступление» (делимое понятие) делится на такие понятия, как «умышленное преступление» и «неосторожное преступление». Они и составляют члены деления, а основанием в рассмотренном примере выступает такой существенный признак, как вина.

В логике выделяют несколько видов деления понятий:

- дихотомическое (деление на две части);

- деление по видоизменению признака.

В процессе деления понятия необходимо соблюдать ПРАВИЛА, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

Правило первое. Деление должно быть соразмерным. Это означает, что общий объем членов деления должен равняться объему делимого родового понятия, т.е. В + С = А. Например, в утверждении «звуки делятся на согласные и гласные» это правило учтено и исключает две ошибки: а) неполного (с остатком) деления: деление понятия «право» на государственное, административное, гражданское, уголовное будет неполным, с остатком; б) обширного (с избытком) деления: утверждение «По значению имена существительные делятся на собственные, нарицательные и одушевленные» будет широким, с избытком. В этом предложении понятие «одушевленные» явно лишнее.

Правило второе. Деление должно производиться по одному основанию. Хотя объем одного и того же понятия можно разделить по-разному в зависимости от избранного основания, однако при однократном делении нельзя наряду с видами, соответствующими основанию деления, называть виды, ему не соответствующие. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, носит название «подмена основания». Ошибочно, например, любимое обращение деда Щукаря из романа «Поднятая целина» М. Шолохова к односельчанам: «Уважаемые граждане и старушки!» Здесь смешаны два основания – обращение к людям, являющимся гражданами страны, и обращение к женщинам пожилого возраста.

Правило третье. Деление должно быть последовательным. Это означает, что делимое понятие должно представлять ближайший род для членов деления, а члены деления должны быть непосредственными видами делимого понятия. Нельзя переходить к подвидам, минуя непосредственно видовые понятия. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке – «скачок в делении». Такую ошибку совершают, когда говорят: «Средства массовой информации делятся на государственные, коммерческие, местные, независимые и военные». Это неверно, так как средства массовой информации делятся на государственные и коммерческие, а те, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов.

Правило четвертое. Члены деления должны взаимно исключать друг друга, т.е. члены деления должны быть соподчиненными понятиями, их объемы не должны перекрещиваться. Нарушение этого правила связано с потерей основания деления. Например, при осуществлении классификации войн говорят: «Войны бывают справедливые, несправедливые, захватнические». Здесь допущена логическая ошибка. Захватнические войны относятся к числу несправедливых войн, и поэтому члены деления «несправедливые войны» и «захватнические войны» не исключают друг друга.

Частным случаем деления понятия по видоизменению признака является классификация. Это распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. От обычного деления она отличается относительно устойчивым характером. Классификация сохраняется весьма длительное время, если имеет научный характер. Например, в зоологии и ботанике члены деления животного и растительного мира закреплены на постоянные места в виды системы: тип – класс – отряд – семейство – род – вид.

Построенная на научной основе классификация имеет большое значение, служит важным средством обнаружения закономерностей в определенной области естественных и социальных явлений. Обоснованная классификация может сыграть важную роль в развитии наших знаний, помочь предвидеть зарождение новых научных направлений.

Для осуществления классификации понятий сложных систем прибегают к операции с классами, когда из двух или нескольких классов образуют новые классы. В логической науке существуют несколько типов логических операций с классами.

Во-первых, операция объединения (сложения) классов А и В. Она характеризует объединение двух (или нескольких) классов в один класс, состоящий из элементов слагаемых классов. Например, объединяя два класса понятий – «преподаватель» и «социолог», находящихся в отношении подчинения, получаем понятия «преподаватель-социолог» и «преподаватель – несоциолог».

Во-вторых, операция пересечения (умножения) классов А и В. При проведении такой операции отыскиваются общие элементы для двух или нескольких классов.

В-третьих, операция вычитания. Это операция по образованию нового множества путем исключения данного множества из универсального класса, к которому оно принадлежит. Так, исключая множество «студенты-экономисты» (А) из универсального класса понятия «студенты», получаем дополнение (новый класс) (не-А) – «студенты – неэкономисты». В сумме эти два класса образуют общий класс «студенты» (В).

Таким образом, человеческая мысль формируется и развивается с помощью понятий о предметах действительности. Понятие выступает необходимым компонентом любой мысли. Оно неразрывно связано с логическим формированием мысли, которое выражается с помощью такой важной формы, каким является суждение.

Тема 6. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

I фигура

1. Меньшая посылка должна быть утвердительной.

2. Большая посылка должна быть общим суждением.

II фигура

1. Одна из посылок должна быть отрицательным суждением.

2. Большая посылка должна быть общим суждением.

III фигура

1. Меньшая посылка должна быть утвердительной.

2. Заключение должно быть частным суждением.

IV фигура

1. Если большая посылка утвердительная, то меньшая посылка должна быть общим суждением.

2. Если одна из посылок отрицательная, то большая посылка должна быть общим суждением.

Общеутвердительных заключений по этой фигуре получить нельзя. Ход рассуждений по ней не типичен для процесса мышления, потому что здесь мысль идет как бы наоборот. Заключение, сделанное по этой фигуре, познавательной ценности не имеет и в практике, как правило, не применяется.

Правила терминов

1. В каждом силлогизме должно быть только три термина.

2. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок.

З. Термин, нераспределенный в посылках, не может быть распределен в заключении.

Правила посылок

1. Если одна посылка частная, то вывод будет частный.

2. Из двух частных посылок невозможно сделать вывод.

3. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать вывод.

4. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.

Таковы общие правила, которые необходимо учитывать при составлении категорического силлогизма. Без их соблюдения нельзя сделать правильный вывод. Нарушая эти правила, человек нарушает аксиому силлогизма. Правила умозаключения имеют большое познавательное значение потому, что в них адекватно отражены отношения и свойства объективной реальности.

Тема 7. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

Понятие о логическом законе

Законы мышления исторически сложились в результате взаимодействия между человеком и объективной действительностью в процессе преобразования и познания ее. В законах мышления человека отложился многовековой опыт практической общественной деятельности. При этом мышление, выступая как специфическое отражение объективной реальности в сознании человека, протекает не хаотично, а закономерно. Это означает, что элементы мысли, как и мысль в целом, находятся в закономерной связи между собой. Вот почему логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.

Закон мышления – это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями. Источники этих связей – объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей внешнего мира, преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Отсюда, порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей. Этот процесс идет по двум направлениям:

- содержательному (отражение связей реальных вещей);

- формальному (отражение связей форм мысли).

В логических законах выражены существенные, устойчивые и необходимые черты внутренней структуры мыслительного процесса, которая исторически сложилась на основе объективных свойств и отношений природного мира. Вот почему законы логики носят объективный характер, поэтому люди не могут по своему усмотрению изменять или «диктовать» новые логические законы. Законы логики воспринимаются как аксиома – истина, не требующая доказательства. Обл



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.3.192 (0.017 с.)