Тема 3. Логические операции с понятиями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Логические операции с понятиями



Операции с содержанием: определение

Содержание понятия не обнаруживается непосредственно в выражающем его слове, а достигается посредством логической операции определения. Сознательное оперирование понятиями предполагает уяснение их содержания. Каждый научный термин (например, "цивилизация", "государство", "духовное производство") необходимо раскрыть, установить в выраженное этим термином содержание понятия.

Определение (или дефиниция) понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия, либо устанавливает значение термина.

Структура определения: определяемое понятие (или понятие, содержание которого требуется раскрыть) и определяющее – то, что раскрывает содержание определяемого понятия.

Чтобы определить понятие о предмете, необходимо внимательно изучить сам предмет, сравнить его с другими предметами, проанализировать свойства и отношения. Понятно, что это далеко не одноразовый акт. Определение – итог сложного познавательного процесса, оно в известной мере завершает логическое формирование понятия. Но содержание понятий не остается неизменным, поэтому не может быть и навсегда установившихся определений. Их уточнение обусловлено, с одной стороны, изменением самого предмета, а с другой – развитием нашего знания об этом предмете.

В зависимости от того, что определяется, – сам предмет или его имя – определения делят на реальные и номинальные.

Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки самого предмета: например, "Трапеция – четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие – не параллельны".

Номинальным называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п. Например: «сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называются сложноподчиненными». В номинальном определении часто раскрывается и этимология того или иного термина. Например: термин "философия" происходит от греческих слов "филио" – люблю и "софия" –мудрость, что означает любовь к мудрости (или, как говорили раньше на Руси, любомудрие). Для номинальных определений характерно присутствие в их составе слова "называют(ся)".

Реальные и номинальные определения различаются между собой по цели, которая достигается тем или иным определением. Реальные определения отвечают на вопрос, что представляет собой тот или иной предмет, номинальные – что обозначает то или иное слово (выражение).

По способу раскрытия признаков определяемого предмета определения делятся на явные и неявные.

Явными называются определения, в которых указываются признаки, присущие определяемому предмету.

В неявных определениях выявляются отношения, в которых находится определяемый предмет с другими предметами.

Наиболее распространенным способом явного определения является определение через ближайший род и видовое отличие. Сущность его состоит в том, что при определении какого-либо предмета указывают на ближайшее родовое понятие, в объеме которого мыслится определяемый предмет, и называют его отличительным признаком. Например: «Барометр – прибор для измерения атмосферного давления». В приведенном примере родом выступает понятие "прибор".

С определением через ближайший род и видовое отличие сходно по своему строению генетическое определение. Его сущность заключается в описании характерного для определяемого предмета способа образования или происхождения: например: «Коррозия металлов – это окислительно-восстановительный процесс, образующийся в результате окисления атомов металла и перехода их в ионы».

Процесс образования понятий имеет четкие ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЙ, которые следует учитывать в мыслительной деятельности.

Во-первых, определение должно быть соразмерным, т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем. Несоблюдение этого правила ведет к логической ошибке "несоразмерности определения", которая имеет две разновидности:

а) слишком широкое определение: например: «Логика – наука о мышлении», где трудно отличить логику от психологии, физиологии, философии, которые тоже изучают мышление,

б) слишком узкое определение: например: «Логика – наука о формах мышления», где не учитывается, что формы мышления это только часть предмета логики.

Во-вторых, определение не должно заключать в себе круга. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется «тавтология», когда определяющее понятие лишь повторяет определяемое. Например, "Свет есть световое движение светящихся тел".

В-третьих, определение должно быть четким, ясным. Нарушение этого правила ведет к двусмысленности определений. Например: «Жизнелюб - это человек, который любит сам пожить и другим не мешает».

В-четвертых, определение не должно быть отрицательным. Отрицательное определение не раскрывает содержания определяемого понятия: оно указывает, чем не является предмет. Таково, например, определение: «Логика – это не социология». Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется (например: «Антипатия – это чувство неприязни, нерасположения»).

В-пятых, нельзя допускать логические противоречия в самом определении. Например, понятия «отстающий» и «примерный» не могут быть применены для характеристики одного и того же студента, ибо они логически противоречивы.

Следовательно, учет правил определения понятий помогает человеку совершенствовать логику рассуждений, избегать логических ошибок в его деятельности.

Операции с объемом: деление, классификация

Логические операции предполагают уяснение отношений между понятиями не только по содержанию, но и по объему. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Ее сущность заключается в расчленении известного класса предметов, охваченных данным понятием, на более мелкие классы.

Деление – это такая логическая операция, в которой общее и отличительное, как две стороны каждой вещи, находят свое раздельное проявление – в подчинении видовых понятий общему роду и в соподчинении их между собой.

От логического деления понятий следует отличать расчленение предмета на отдельные части. Например, цельное представление самолета можно расчленить на фюзеляж, двигатель и крылья, а в результате логического деления понятия «самолет» получим его виды – гражданские и военные самолеты. Причем виды самолетов далее можно делить по их назначению, техническим характеристикам и т.д. Приведем другой пример. Так, дерево можно расчленить на ствол, ветки, корни и т.д. Однако это не есть операция деления на классы. В действительности же деление понятия «дерево» образует новые подклассы: хвойные и лиственные деревья.

Следует иметь в виду, что процесс логического деления понятий опирается на конкретные категории. Так, объем понятия, который подлежит делению, называется делимым понятием, а полученные видовые понятия носят названия членов деления. Существенный признак, по которому производится деление объема родового понятия на виды, называется основанием деления. Так, понятие «преступление» (делимое понятие) делится на такие понятия, как «умышленное преступление» и «неосторожное преступление». Они и составляют члены деления, а основанием в рассмотренном примере выступает такой существенный признак, как вина.

В логике выделяют несколько видов деления понятий:

- дихотомическое (деление на две части);

- деление по видоизменению признака.

В процессе деления понятия необходимо соблюдать ПРАВИЛА, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

Правило первое. Деление должно быть соразмерным. Это означает, что общий объем членов деления должен равняться объему делимого родового понятия, т.е. В + С = А. Например, в утверждении «звуки делятся на согласные и гласные» это правило учтено и исключает две ошибки: а) неполного (с остатком) деления: деление понятия «право» на государственное, административное, гражданское, уголовное будет неполным, с остатком; б) обширного (с избытком) деления: утверждение «По значению имена существительные делятся на собственные, нарицательные и одушевленные» будет широким, с избытком. В этом предложении понятие «одушевленные» явно лишнее.

Правило второе. Деление должно производиться по одному основанию. Хотя объем одного и того же понятия можно разделить по-разному в зависимости от избранного основания, однако при однократном делении нельзя наряду с видами, соответствующими основанию деления, называть виды, ему не соответствующие. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, носит название «подмена основания». Ошибочно, например, любимое обращение деда Щукаря из романа «Поднятая целина» М. Шолохова к односельчанам: «Уважаемые граждане и старушки!» Здесь смешаны два основания – обращение к людям, являющимся гражданами страны, и обращение к женщинам пожилого возраста.

Правило третье. Деление должно быть последовательным. Это означает, что делимое понятие должно представлять ближайший род для членов деления, а члены деления должны быть непосредственными видами делимого понятия. Нельзя переходить к подвидам, минуя непосредственно видовые понятия. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке – «скачок в делении». Такую ошибку совершают, когда говорят: «Средства массовой информации делятся на государственные, коммерческие, местные, независимые и военные». Это неверно, так как средства массовой информации делятся на государственные и коммерческие, а те, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов.

Правило четвертое. Члены деления должны взаимно исключать друг друга, т.е. члены деления должны быть соподчиненными понятиями, их объемы не должны перекрещиваться. Нарушение этого правила связано с потерей основания деления. Например, при осуществлении классификации войн говорят: «Войны бывают справедливые, несправедливые, захватнические». Здесь допущена логическая ошибка. Захватнические войны относятся к числу несправедливых войн, и поэтому члены деления «несправедливые войны» и «захватнические войны» не исключают друг друга.

Частным случаем деления понятия по видоизменению признака является классификация. Это распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. От обычного деления она отличается относительно устойчивым характером. Классификация сохраняется весьма длительное время, если имеет научный характер. Например, в зоологии и ботанике члены деления животного и растительного мира закреплены на постоянные места в виды системы: тип – класс – отряд – семейство – род – вид.

Построенная на научной основе классификация имеет большое значение, служит важным средством обнаружения закономерностей в определенной области естественных и социальных явлений. Обоснованная классификация может сыграть важную роль в развитии наших знаний, помочь предвидеть зарождение новых научных направлений.

Для осуществления классификации понятий сложных систем прибегают к операции с классами, когда из двух или нескольких классов образуют новые классы. В логической науке существуют несколько типов логических операций с классами.

Во-первых, операция объединения (сложения) классов А и В. Она характеризует объединение двух (или нескольких) классов в один класс, состоящий из элементов слагаемых классов. Например, объединяя два класса понятий – «преподаватель» и «социолог», находящихся в отношении подчинения, получаем понятия «преподаватель-социолог» и «преподаватель – несоциолог».

Во-вторых, операция пересечения (умножения) классов А и В. При проведении такой операции отыскиваются общие элементы для двух или нескольких классов.

В-третьих, операция вычитания. Это операция по образованию нового множества путем исключения данного множества из универсального класса, к которому оно принадлежит. Так, исключая множество «студенты-экономисты» (А) из универсального класса понятия «студенты», получаем дополнение (новый класс) (не-А) – «студенты – неэкономисты». В сумме эти два класса образуют общий класс «студенты» (В).

Таким образом, человеческая мысль формируется и развивается с помощью понятий о предметах действительности. Понятие выступает необходимым компонентом любой мысли. Оно неразрывно связано с логическим формированием мысли, которое выражается с помощью такой важной формы, каким является суждение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.2.96 (0.011 с.)