Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аналогия, ее структура и виды↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В умозаключениях по аналогии на основании сходства двух предметов (явлений, отношений) делается вывод о том, что признак, обнаруженный у одного из них, имеется и у второго. Простейшими примерами рассуждений по аналогии из повседневной жизни являются наши догадки о родственных отношениях тех или иных людей на основе их внешнего сходства, сходства лиц, походок, осанок. Предмет, который исследуется непосредственно, называется моделью, а предмет, о котором делается умозаключение по аналогии – прототипом (оригиналом). В зависимости от характера информации, которая переносится с модели на прототип, выделяется аналогия свойств и аналогия отношений. Аналогия свойств – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных предмета, а переносимым признаком – качества и свойства этих предметов. Схема аналогии свойств следующая: Аналогия отношений – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между предметами, а переносимым признаком – свойства этих отношений. Условия состоятельности выводов по аналогии: 1) сходство уподобляемых объектов в существенных признаках, различие в несущественных признаках. Существенные различия препятствуют переносу признака с одного предмета на другой; 2) число общих (сходных) признаков было бы по возможности большим; 3) знание о наличии связи между сходными и переносимым признаком. Строгая аналогия является видом необходимых умозаключений. Ее схема такая: Нестрогой аналогией называется умозаключение, в основе которого лежит частичное подобие (соответствие) предметов (гомоморфизм). Ложные аналогии иногда используются, чтобы ввести оппонента в заблуждение, и тогда они становятся софистическим приемом. В других случаях ложные аналогии проводятся случайно, из-за незнания правил построения аналогии, или отсутствия фактических знаний о предметах и их свойствах, на основании которых осуществляется аналогия. Например, на ложной аналогии были построены суждения одного критика о рецензируемой книге. Критик дал оценку рецензируемой книге, прочитав всего-навсего одну страницу этой книги. Когда ему это поставили в упрек, то он ответил: «Если я желаю определить вкус вина в бочке, неужели для этого я должен выпить всю бочку: одной рюмки вполне достаточно, чтобы произвести оценку». Гипотеза и ее виды Объяснить явление, значит, – прежде всего раскрыть его причину, закономерную связь с другими явлениями и процессами. Гипотеза - есть научное предположение, объясняющее причину какого-либо явления, хотя достоверность этого предположения в настоящее время еще не доказана. Термин «гипотеза»имеет два смысла: а) для выражения самого предположения о причине наблюдаемых явлений; б) для обозначения логического процесса, ведущего к построению этого предположения и его проверке. Гипотеза есть умозаключение, в котором одна или часть посылок неизвестна; сложный целенаправленный процесс мысли, включающий моменты аналогии, индукции и дедукции. Содержащееся в гипотезе предположение по своей логической форме обычно выступает в виде суждений, имеющих проблематический характер, в них содержится вероятностное знание причин или свойств реально существующих явлений. Научная гипотеза с самого начала должна отвечать следующим требованиям: 1. Она является единственным аналогом данного процесса или группы фактов; 2. Она дает объяснение большому числу связанных с этими явлениями обстоятельств; 3. Способна предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась. Для превращение гипотезы в научно доказанное положение необходимо, чтобы ее вывод отвечал хотя бы одному из следующих условий: 1. Доступность предполагаемой причины непосредственному наблюдению. 2. Экспериментальное подтверждение выводимых из гипотезы следствий. 3. Возможность дедуктивного выведения содержания гипотезы из достоверных посылок. Построение и проверка гипотезы: I этап. Предположение о причине, объясняющей данный круг фактов. II этап. Дедуктивное выведение следствий из допущенной причины и сопоставление их с опытными фактами. III этап. Тщательная проверка, которая приводит к подтверждению или опровержению. Тема 9. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ Понятие об аргументации Человек разумный есть человек аргументирующий. Независимо от того, осознает он это или нет, человек вовлечен в аргументационную деятельность. В установлении научной истины, в решении политических проблем, в судебных разбирательствах, в обсуждении вопросов обыденной жизни, и т.д. значительное место занимает аргументация. Ответ студента на экзамене или защита им дипломного проекта – вид аргументационной деятельности. Что такое аргументация? Словом "аргументация" называют: во-первых, процедуру приведения аргументов в пользу какого-либо положения; во-вторых, совокупность таких аргументов; в-третьих, обоснование – в той или иной степени – истинности некоторого суждения. Краткий Оксфордский словарь описывает аргументацию как Для аргументации характерны следующие черты: В аргументационной деятельности два главных действующих лица: аргументатор и реципиент. Термином «аргументатор» обозначается лицо, осуществляющее аргументацию, термином «реципиент» (адресат) – лицо, которому она адресована. Аргументация относится к гуманным средствам воздействия на человека. Реципиент обладает свободой воли, он может принять аргументы или отвергнуть их. В аргументационной деятельности реципиент не является объектом жесткого управления. Цель этой деятельности – внутреннее принятие тезиса аргументатора реципиентом. На убеждения человека можно воздействовать насилием, пыткой, гипнозом, внушением, подсознательной стимуляцией, психотропными средствами, наркотиками. Эти методы воздействия явно выходят за рамки аргументационных. К неаргументационным средствам относятся также приказы, угрозы, все виды физического воздействия, «промывание мозгов». Аргументация предполагает наличие доказательства, однако не сводится к нему. Доказательство - логическая основа аргументации. При этом для аргументации требуется наряду с доказательством еще и убеждающее воздействие. Вынуждающий, механический характер доказательства, его безличность составляют главное отличие доказательства от аргументации. Аргументация имеет невынуждающий характер, ее правильность не может устанавливаться механическим путем. Сравнивая результаты аргументации и доказательства иногда говорят: «Доказал, но не убедил».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.240 (0.007 с.) |