Аналогия, ее структура и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналогия, ее структура и виды



В умозаключениях по аналогии на основании сходства двух предметов (явлений, отношений) делается вывод о том, что признак, обнаруженный у одного из них, имеется и у второго.

Простейшими примерами рассуждений по аналогии из повседневной жизни являются наши догадки о родственных отношениях тех или иных людей на основе их внешнего сходства, сходства лиц, походок, осанок.

Предмет, который исследуется непосредственно, называется моделью, а предмет, о котором делается умозаключение по аналогии – прототипом (оригиналом). В зависимости от характера информации, которая переносится с модели на прототип, выделяется аналогия свойств и аналогия отношений. Аналогия свойств – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных предмета, а переносимым признаком – качества и свойства этих предметов.

Схема аналогии свойств следующая:
предмет А обладает свойствами a, b, c, d, e;
предмет B обладает свойствами a, b, c, d;
вероятно, предмет В обладает свойствами e.

Аналогия отношений – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между предметами, а переносимым признаком – свойства этих отношений.

Условия состоятельности выводов по аналогии:

1) сходство уподобляемых объектов в существенных признаках, различие в несущественных признаках. Существенные различия препятствуют переносу признака с одного предмета на другой;

2) число общих (сходных) признаков было бы по возможности большим;

3) знание о наличии связи между сходными и переносимым признаком.
В зависимости от степени достоверности заключения аналогии делятся на три вида: строгая аналогия (дающая достоверное заключение); нестрогая аналогия (дающая вероятное заключение); ложная аналогия (дающая ложное заключение).
Строгой аналогией называют умозаключение на основе сходства, в основе которого лежит полное подобие (взаимно-однозначное соответствие) предметов (изоморфизм).

Строгая аналогия является видом необходимых умозаключений. Ее схема такая:
предмет А обладает признаками a, b, c, d, e;
предмет В обладает признаками a, b, c, d;
из совокупности признаков a, b, c, d необходимо следует e;
предмет В обязательно обладает признаком e.

Нестрогой аналогией называется умозаключение, в основе которого лежит частичное подобие (соответствие) предметов (гомоморфизм).

Ложные аналогии иногда используются, чтобы ввести оппонента в заблуждение, и тогда они становятся софистическим приемом. В других случаях ложные аналогии проводятся случайно, из-за незнания правил построения аналогии, или отсутствия фактических знаний о предметах и их свойствах, на основании которых осуществляется аналогия. Например, на ложной аналогии были построены суждения одного критика о рецензируемой книге. Критик дал оценку рецензируемой книге, прочитав всего-навсего одну страницу этой книги. Когда ему это поставили в упрек, то он ответил: «Если я желаю определить вкус вина в бочке, неужели для этого я должен выпить всю бочку: одной рюмки вполне достаточно, чтобы произвести оценку».
Аналогия играет существенную роль в обучении и доказательстве, лежит в основе математического моделирования и поэтической метафоры.

Гипотеза и ее виды

Объяснить явление, значит, – прежде всего раскрыть его причину, закономерную связь с другими явлениями и процессами.

Гипотеза - есть научное предположение, объясняющее причину какого-либо явления, хотя достоверность этого предположения в настоящее время еще не доказана.

Термин «гипотеза»имеет два смысла:

а) для выражения самого предположения о причине наблюдаемых явлений;

б) для обозначения логического процесса, ведущего к построению этого предположения и его проверке.

Гипотеза есть умозаключение, в котором одна или часть посылок неизвестна; сложный целенаправленный процесс мысли, включающий моменты аналогии, индукции и дедукции.

Содержащееся в гипотезе предположение по своей логической форме обычно выступает в виде суждений, имеющих проблематический характер, в них содержится вероятностное знание причин или свойств реально существующих явлений.

Научная гипотеза с самого начала должна отвечать следующим требованиям:

1. Она является единственным аналогом данного процесса или группы фактов;

2. Она дает объяснение большому числу связанных с этими явлениями обстоятельств;

3. Способна предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.

Для превращение гипотезы в научно доказанное положение необходимо, чтобы ее вывод отвечал хотя бы одному из следующих условий:

1. Доступность предполагаемой причины непосредственному наблюдению.

2. Экспериментальное подтверждение выводимых из гипотезы следствий.

3. Возможность дедуктивного выведения содержания гипотезы из достоверных посылок.

Построение и проверка гипотезы:

I этап. Предположение о причине, объясняющей данный круг фактов.

II этап. Дедуктивное выведение следствий из допущенной причины и сопоставление их с опытными фактами.

III этап. Тщательная проверка, которая приводит к подтверждению или опровержению.

Тема 9. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ

Понятие об аргументации

Человек разумный есть человек аргументирующий. Независимо от того, осознает он это или нет, человек вовлечен в аргументационную деятельность. В установлении научной истины, в решении политических проблем, в судебных разбирательствах, в обсуждении вопросов обыденной жизни, и т.д. значительное место занимает аргументация. Ответ студента на экзамене или защита им дипломного проекта – вид аргументационной деятельности. Что такое аргументация?

Словом "аргументация" называют:

во-первых, процедуру приведения аргументов в пользу какого-либо положения;

во-вторых, совокупность таких аргументов;

в-третьих, обоснование – в той или иной степени – истинности некоторого суждения.

Краткий Оксфордский словарь описывает аргументацию как
- методическое доказывание, дебаты;
- довод, выдвинутый за или против;
- процесс доказывания.

Для аргументации характерны следующие черты:
1) аргументация всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных
или написанных утверждений;
2) аргументация является целенаправленной деятельностью, цель
аргументационного воздействия – убеждение;
3) аргументация – это социальная деятельность, поскольку направлена
на человека, предполагает диалог и активную реакцию другой
стороны на приводимые доводы;
4) аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их
способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или
оспаривать.

В аргументационной деятельности два главных действующих лица: аргументатор и реципиент. Термином «аргументатор» обозначается лицо, осуществляющее аргументацию, термином «реципиент» (адресат) – лицо, которому она адресована.

Аргументация относится к гуманным средствам воздействия на человека. Реципиент обладает свободой воли, он может принять аргументы или отвергнуть их. В аргументационной деятельности реципиент не является объектом жесткого управления. Цель этой деятельности – внутреннее принятие тезиса аргументатора реципиентом. На убеждения человека можно воздействовать насилием, пыткой, гипнозом, внушением, подсознательной стимуляцией, психотропными средствами, наркотиками. Эти методы воздействия явно выходят за рамки аргументационных. К неаргументационным средствам относятся также приказы, угрозы, все виды физического воздействия, «промывание мозгов».

Аргументация предполагает наличие доказательства, однако не сводится к нему. Доказательство - логическая основа аргументации. При этом для аргументации требуется наряду с доказательством еще и убеждающее воздействие. Вынуждающий, механический характер доказательства, его безличность составляют главное отличие доказательства от аргументации. Аргументация имеет невынуждающий характер, ее правильность не может устанавливаться механическим путем. Сравнивая результаты аргументации и доказательства иногда говорят: «Доказал, но не убедил».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.006 с.)