![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аналогия, ее структура и видыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В умозаключениях по аналогии на основании сходства двух предметов (явлений, отношений) делается вывод о том, что признак, обнаруженный у одного из них, имеется и у второго. Простейшими примерами рассуждений по аналогии из повседневной жизни являются наши догадки о родственных отношениях тех или иных людей на основе их внешнего сходства, сходства лиц, походок, осанок. Предмет, который исследуется непосредственно, называется моделью, а предмет, о котором делается умозаключение по аналогии – прототипом (оригиналом). В зависимости от характера информации, которая переносится с модели на прототип, выделяется аналогия свойств и аналогия отношений. Аналогия свойств – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных предмета, а переносимым признаком – качества и свойства этих предметов. Схема аналогии свойств следующая: Аналогия отношений – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между предметами, а переносимым признаком – свойства этих отношений. Условия состоятельности выводов по аналогии: 1) сходство уподобляемых объектов в существенных признаках, различие в несущественных признаках. Существенные различия препятствуют переносу признака с одного предмета на другой; 2) число общих (сходных) признаков было бы по возможности большим; 3) знание о наличии связи между сходными и переносимым признаком. Строгая аналогия является видом необходимых умозаключений. Ее схема такая: Нестрогой аналогией называется умозаключение, в основе которого лежит частичное подобие (соответствие) предметов (гомоморфизм).
Ложные аналогии иногда используются, чтобы ввести оппонента в заблуждение, и тогда они становятся софистическим приемом. В других случаях ложные аналогии проводятся случайно, из-за незнания правил построения аналогии, или отсутствия фактических знаний о предметах и их свойствах, на основании которых осуществляется аналогия. Например, на ложной аналогии были построены суждения одного критика о рецензируемой книге. Критик дал оценку рецензируемой книге, прочитав всего-навсего одну страницу этой книги. Когда ему это поставили в упрек, то он ответил: «Если я желаю определить вкус вина в бочке, неужели для этого я должен выпить всю бочку: одной рюмки вполне достаточно, чтобы произвести оценку». Гипотеза и ее виды Объяснить явление, значит, – прежде всего раскрыть его причину, закономерную связь с другими явлениями и процессами. Гипотеза - есть научное предположение, объясняющее причину какого-либо явления, хотя достоверность этого предположения в настоящее время еще не доказана. Термин «гипотеза»имеет два смысла: а) для выражения самого предположения о причине наблюдаемых явлений; б) для обозначения логического процесса, ведущего к построению этого предположения и его проверке. Гипотеза есть умозаключение, в котором одна или часть посылок неизвестна; сложный целенаправленный процесс мысли, включающий моменты аналогии, индукции и дедукции. Содержащееся в гипотезе предположение по своей логической форме обычно выступает в виде суждений, имеющих проблематический характер, в них содержится вероятностное знание причин или свойств реально существующих явлений. Научная гипотеза с самого начала должна отвечать следующим требованиям: 1. Она является единственным аналогом данного процесса или группы фактов; 2. Она дает объяснение большому числу связанных с этими явлениями обстоятельств; 3. Способна предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась. Для превращение гипотезы в научно доказанное положение необходимо, чтобы ее вывод отвечал хотя бы одному из следующих условий:
1. Доступность предполагаемой причины непосредственному наблюдению. 2. Экспериментальное подтверждение выводимых из гипотезы следствий. 3. Возможность дедуктивного выведения содержания гипотезы из достоверных посылок. Построение и проверка гипотезы: I этап. Предположение о причине, объясняющей данный круг фактов. II этап. Дедуктивное выведение следствий из допущенной причины и сопоставление их с опытными фактами. III этап. Тщательная проверка, которая приводит к подтверждению или опровержению. Тема 9. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ Понятие об аргументации Человек разумный есть человек аргументирующий. Независимо от того, осознает он это или нет, человек вовлечен в аргументационную деятельность. В установлении научной истины, в решении политических проблем, в судебных разбирательствах, в обсуждении вопросов обыденной жизни, и т.д. значительное место занимает аргументация. Ответ студента на экзамене или защита им дипломного проекта – вид аргументационной деятельности. Что такое аргументация? Словом "аргументация" называют: во-первых, процедуру приведения аргументов в пользу какого-либо положения; во-вторых, совокупность таких аргументов; в-третьих, обоснование – в той или иной степени – истинности некоторого суждения. Краткий Оксфордский словарь описывает аргументацию как Для аргументации характерны следующие черты: В аргументационной деятельности два главных действующих лица: аргументатор и реципиент. Термином «аргументатор» обозначается лицо, осуществляющее аргументацию, термином «реципиент» (адресат) – лицо, которому она адресована. Аргументация относится к гуманным средствам воздействия на человека. Реципиент обладает свободой воли, он может принять аргументы или отвергнуть их. В аргументационной деятельности реципиент не является объектом жесткого управления. Цель этой деятельности – внутреннее принятие тезиса аргументатора реципиентом. На убеждения человека можно воздействовать насилием, пыткой, гипнозом, внушением, подсознательной стимуляцией, психотропными средствами, наркотиками. Эти методы воздействия явно выходят за рамки аргументационных. К неаргументационным средствам относятся также приказы, угрозы, все виды физического воздействия, «промывание мозгов». Аргументация предполагает наличие доказательства, однако не сводится к нему. Доказательство - логическая основа аргументации. При этом для аргументации требуется наряду с доказательством еще и убеждающее воздействие. Вынуждающий, механический характер доказательства, его безличность составляют главное отличие доказательства от аргументации. Аргументация имеет невынуждающий характер, ее правильность не может устанавливаться механическим путем. Сравнивая результаты аргументации и доказательства иногда говорят: «Доказал, но не убедил».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.26.49 (0.009 с.) |