Признаки предмета. Соотношение понятия и слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки предмета. Соотношение понятия и слова



Понятие выступает и как исходный элемент познания, и как его результат. Любая логическая форма имеет понятийный характер. Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности о них. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.

Существенные – это необходимые признаки, без которых предмет не может существовать в своей качественной определенности. Например, одним из существенных признаков понятия «человек» является наличие сознания.

Несущественные – это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественным признаком понятия «человек» является цвет его волос, вес, рост и др.

Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятии. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие представляет собой сочетание этих признаков в единой мысли.

Таким образом, понятие – это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках.

Соотношение понятия и слова

Понятие и слово неотделимы друг от друга в возникновении и функционировании. Слова являются материальной основой понятий, без которой невозможно ни их образование, ни оперирование ими.

Однако единство понятия и слова не означает их абсолютного тождества. В отличие от понятий слова во всех языках различны: одно и то же понятие выражается в разных языках по-разному. Кроме того, в одном языке также имеются некоторые различия между понятием и словом. Рассмотрим данные различия более подробно.

Во-первых, не всякое понятие выражается одним словом. Многие понятия выражаются совокупностью слов – словосочетаниями. Например, «основы теории государства и права», «экономическая теория», «студент первого курса юридического факультета».

Во-вторых, не всякое слово выражает понятие. Это касается прежде всего междометий «ай», «ох», «эй» и других, т.к. эти слова выражают, но не называют различные чувства и побуждения.

Не выражают понятия и местоимения «я», «ты», «он» и т.д. Это слова-указания, они не значат, а указывают на значимое. «Я» – это только указание на говорящего, «ты» – на слушающего, «он» («она», «оно», «они») – на лиц, не причастных к данному разговору. Но никаких существенных признаков в этих словах не содержится. Кто такое «я» (если не знать, кто говорит) – мужчина, женщина, студент, ученый и т.п. – неизвестно, потому что этого содержания нет в слове «я».

В-третьих, понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу, что связано с существованием в одном языке слов-синонимов и слов-омонимов.

Следует подчеркнуть, что логическая структура мысли и грамматический строй языка не совпадают. Законы логики по своей сути общечеловечны, а формы словосочетаний специфичны для каждого национального языка.

Грамматические законы строения речи связаны с законами логического строения мысли. Вместе с тем логические формы, в которых оттачивается мысль, испытывают влияние грамматических особенностей языка.

Каждая наука, как известно, стремится к однозначности своих терминов, имеющих строго определенное смысловое значение, т.к. неточная терминология ведет к смешению понятий, к путанице мыслей. Неопределенность терминов недопустима в речи юриста, выступлении экономиста, в преподавательской деятельности.

Следовательно, понятие, находясь во взаимосвязи со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово является формой выражения понятия, а оно, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.

2.2. Логическая структура понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия

Понятие отражает единую мысль существенных признаков предмета. Оно может распространяться на один, несколько групп (класс) однородных предметов и явлений, обладающих одинаковыми признаками. Исходя из этого, в структуре каждого понятия нужно разделять две стороны: содержание и объем.

Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета, мыслимого в понятии. Так, содержанием понятия "человек" является общественное существо, способное производить орудия труда. А содержанием понятия «государство» выступает власть экономически господствующих социальных сил и т.д.

Для раскрытия содержания следует путем сравнения установить признаки, которые необходимы и достаточны для выделения данного предмета и выяснения его отношения к другим предметам.

Объемом понятия называется совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии. Например, объем понятия «учащийся высшего учебного заведения» выражает большую совокупность людей, которых называют «студент», объем же понятия «Президент Российской Федерации» составлен из одного элемента, которому присвоено данное имя.

Совокупность предметов, включенных в объем понятия, составляет логический класс предметов. Логический класс – это такая совокупность предметов, которые имеют общие признаки, вследствие чего выражаются общим понятием. Логический класс и объем соответствующего понятия совпадают. Например, класс реактивных самолетов, класс позвоночных животных, класс землеройных машин – эти совокупности однородных предметов, составляющих объем соответствующих понятий.

Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия «преподаватель логики» целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия «педагог». При этом содержание первого понятия шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго. На основе такого рода примеров можно сформулировать закон:

чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот,

который называется законом обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. Он указывает на то, что чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав (например, «психолог»), и наоборот, чем больше информация в понятии (например, «психолог-практик в средней школе»), тем уже и определеннее круг предметов.

Виды понятий

В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды.

Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, «великий русский писатель Александр Николаевич Островский», «Организация Объединенных Наций», «столица России» и другие).

Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов (например, «столица», «государство», «правовед», «экономист» и другие). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации (например, «участник Великой Отечественной войны», «народный депутат России» и другие). Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, «человек», «философ», «ученый» и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов, существование которых в принципе невозможно: "вечный двигатель", "русалка", "леший" и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: "древнегреческий философ", "термоядерная электростанция". Такие понятия не являются нулевыми.

Конкретные – это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: "академия", "студент", "романс", "дом", "поэма А. Блока "Двенадцать" и др.

Абстрактные – это понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: "смелость", "добросовестность", "храбрость", "синева", "тождество" и др.

Относительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: "родители"-"дети","учитель"- "ученик","начальник"-"подчиненный"," истец"-"ответчик" и др.

Безотносительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от других предметов: "фермер", "правило", "деревня", "человек" и др.

Положительные – это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету: "принципиальность", "благородный поступок", "живущий по средствам", "успевающий студент" и др.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, "некрасивый поступок", "некрашеный дом", "некошеный луг" и др.). В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками "не" или "без" ("бес"): "неграмотный", "неверующий", "беззаконие", "беспорядок" и др. В словах иностранного происхождения – чаще всего словами с отрицательной приставкой "а": "агностицизм", "аморальный" и др.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: "лес", "созвездие", "роща", "студенческий строительный отряд" и др. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия.

Несобирательные – это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: "дерево", "звезда", "студент" и др.

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения. Например, логическая характеристика понятия "невнимательность" - общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное.

Отношения между понятиями

Так как все предметы в реальности находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие эти предметы, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они называются несравнимыми (например, "симфоническая музыка" и "солнечное затмение", "воздушное пространство" и "библиотека"). Сравнимыми называются понятия, имеющие общие признаки (например, "язык" и "иностранный язык", "экономист" и "работник банка"). Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые, объемы которых совпадают полностью или частично и несовместимые, – объемы которых не совпадают ни в одном элементе.

Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая мыслимая в нем точка – предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

В отношениях тождества находятся понятия, которые различаются по содержанию, но объемы которых совпадают. В таких понятиях мыслится один предмет или класс однородных предметов. Однако содержание таких понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону (признак) данного предмета или класса однородных предметов. Например, на рис. 1А - автор рассказа "Человек в футляре" и В - автор рассказа "Каштанка".


A, B

 

       
 
А – автор рассказа «Человек в футляре»  
 
В – автор рассказа «Каштанка»  

 


Рис. 1

В отношении пересечения находятся понятия, у которых объемы частично совпадают. Содержание этих понятий различно. Например, на рис. 2 пересекающимися понятиями являются "студент" и "филателист" (А и В): не все студенты являются филателистами, и не все филателисты – студенты. В совместившейся (заштрихованной) части кругов мыслятся те студенты, которые являются филателистами.

       
   
 
 

 

 


Рис. 2

В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых

полностью входит в объем другого, составляя его часть. В таком отношении, например, находятся понятия "герой" (А) и "театральный герой" (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме театрального героя, рис.3 существуют и другие виды: герой литературный, художественный, телеэкрана, кинематографический и другие. Понятие "театральный герой" полностью входит в объем понятия "герой".


рядом

           
   
В
 
 
А - герой
 
В – театральный герой
 

 

 


Рис. 3

При иллюстрации отношений между несовместимыми понятиями возникает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое включало бы объемы несовместимых понятий.

В отношении соподчинения находятся два или более неперекрещивающихся понятий, принадлежащих общему родовому понятию. Соподчиненные понятия (В и С) - это виды одного рода (А), у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, "должностное преступление" (А), "взятка" (В), "растрата" (С) рис.4.

       
 
 
   
А – должностное преступление В – взятка С – растрата (В и С подчинены А)

 

 


Рис. 4

В отношении противоположности находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными признаками). Например, "демократическое государство" и "тоталитарное государство " (А и В) рис.5, "свой" и "чужой", "храбрость" и "трусость" и т.д. Слова, выражающие противоположные понятия, антонимами. Объемы противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия.


А
В

 

 

А – демократическое государство В – тоталитарное государство  

 


Рис. 5

В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Например, А – "знающий философию" и В – "незнающий философию", "друг" и "недруг" и т.д. рис.6. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются.

       
   
 
 
А – знающий философию В – незнающий философию  

 


Рис. 6

Таким образом, уяснение логической структуры понятия, раскрытие их видов и отношений между сравнимыми понятиями дает возможность перейти к рассмотрению логических действий, или операций, с понятиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.042 с.)