Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модальность суждений: понятие и видыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Модальность (от лат. modus – мера, способ) – это характеристика, оценка суждения, данная с той или иной точки зрения. Каждое суждение имеет основную информацию о том, какова связь предмета с его признаками. Но суждение в явном или неявном виде включает и дополнительную информацию о том, каков характер или тип связей отражен в суждении. Модальная оценка суждения выражается с помощью понятий: «необходимо», «возможно», «опровержимо», «разрешено» и т.п., т.е. модальных операторов (преобразователей). В суждении можно выразить мысль о предмете и его признаке, т.е. показать связь между S и Р. Но в суждении, сверх того, можно показать – является ли эта связь необходимой или случайной, всегда ли S будет Р или иногда, доказано ли, что S есть Р или только предполагается и т.д. В отличие от логики высказываний и логики предикатов, где два значения «и» и «л» в модальной логике может быть множество значений. Эти уточнения и будут выражать разные типы модальности, а суждения, в которых выражена модальность – будут модальными. В общей форме модальность суждения можно выразить с помощью модального оператора «М» и выразить модальность суждения символически: М (S есть/не есть Р). Вместо М можно подставлять различные оценочные понятия, которые будут выражать тип связи S и Р. Например, из немодального высказывания «Человек смертен», можно образовать модальные суждения: - «Плохо, что человек смертен», - «Возможно, человек смертен», - «Необходимо, что человек смертен», - «Доказано, что человек смертен» и т.д. Как видим, одно и то же суждение может стать объектом нескольких модальных оценок. Логические связи модальных высказываний изучает модальная логика. Итак, модальность суждения – эта выраженная в суждении дополнительная информация о характере обоснованности или о типе зависимости между S и Р, отражающая объективные отношения между предметами и их признаками. Термин «модальность» в логике употребляется в двух смыслах: в узком и широком. Такие свойства суждений как необходимость, действительность, возможность, случайность и т.п. называют модальностями в узком смысле. Эти модальности и есть модальности в собственном смысле слова, изучаемые традиционной логикой. В последнее время для их обозначения используют термин («алейтея») – алейтические модальности (от греч. слова «алейтея» - истина, необходимо). Это позволяет отличить модальности в собственном смысле слова от модальностей в широком смысле слова (Курбатов В.И. Логика. – Ростов н/Д – 2001 – гл.5.1. Алейтич. мод. логика). Модальности в широком смысле слова в современной логике разделены на классы. Например: - физическая модальность, - эпистемическая (от греч. слова «эпистеме» - знание или теоретико-познавательная), - деонтическая (от греч. слова «deon» - должное; раздел этики, рассматривающий проблемы долга), т.е. нормативная модальность, - аксиологическая (от греч. слова «axia» - ценность) – оценочная модальность, - временная и т.п. У нас нет возможности для их изучения. Мы ограничимся изучением основных (алейтических) модальностей, необходимости, действительности и возможности, поскольку это и есть модальности традиционной логики в собственном смысле слова. Рассмотрим их. Суждения необходимости (их называют аподиктическими, от лат. слова «apodiktikos» - достоверность). К необходимым относятся суждения, которые выражают научные законы, правила, аксиомы, положения, которые вытекают из других законов и аксиом и т.п., т.е. суждения, в которых достоверно твердо установлено знание о чем-то. Примеры: «Луна – спутник Земли», «Прямая линия – есть кратчайшее расстояние между двумя точками», «Человек относится к роду Гомо сапиенс» и т.п. Формула: «S необходимо есть (не есть) Р». Суждения действительности (или ассерторические от лат. «assero» - утверждаю). Это суждения, в которых (говорится), констатируется, утверждается о наличии или отсутствии у предмета того или иного признака. Например, «Шевченко получил сегодня отличную оценку»; «Байкал – самое глубокое озеро в мире»; «Лев Толстой родился в 1828 году». По качеству суждения действительности могут быть положительными и отрицательными. «Софийский собор в Киеве – выдающийся памятник архитектуры»; «Луна не имеет воздушной атмосферы». По количеству ассерторические суждения бывают единичными – «Киев столица Украины», частными – «Некоторые писатели лауреаты Нобелевской премии», общими - «Все студенты сдают экзамены». Хотя в суждениях действительности отражается принадлежность или непринадлежность признака предмету, но нам неизвестно, необходимо ли, т.е. всегда и при всех ли условиях, принадлежит данный признак предмету. Это значит, что суждения действительности мы используем в тех случаях, когда имеем сведения о принадлежности или непринадлежности данного признака предмету сейчас и в прошлом. Формула: S есть/не есть Р. Суждение возможности (проблематическое суждение) – такое, в котором отображается возможность наличия или отсутствия признака у данного предмета. Например, «Возможно в 2010г. будет хороший урожай зерновых», «Возможно футбольная команда «Шахтер» станет чемпионом и в будущем году». В этих суждениях утверждается лишь возможность чего-то. Но вполне возможно, что оно невозможно, т.е. «хорошего урожая не будет», а «футбольная команда «Шахтер» не станет чемпионом». По качеству суждения возможности являются утвердительными, а по количеству – могут быть единичными («Я не могу перепрыгнуть эту высоту»), частными («Некоторые студенты могут стать хорошими предпринимателями») и общими («Каждый студент может стать отличником»). Формула: «S возможно есть Р». Суждение возможности (по мнению Таванца П.В.) может употребляться в следующих двух случаях: 1) если известно, что данный признак проявляется в предмете при наличии одних условий и исчезает при наличии других условий, то знание об отношении этого признака к предмету вне наличия тех или иных условий выражается в суждении возможности; (например: при наличии таланта и других условий студент может стать хорошим предпринимателем); 2) если известно, что данный признак принадлежит только некоторым предметам известного рода, то знание о принадлежности этого признака любому предмету данного рода выражается в суждении возможности; (например: возможно, все студенты нашей группы станут хорошими специалистами). Таково самое общее представление о модальности суждений в традиционной логике. Сейчас появилось много различных толкований модальности суждений. Об иных видах модальности можно прочитать в рекомендованном списке литературы.
Тема 6: «Умозаключение».
1. Понятие об умозаключении, его структура и виды. 2. Дедуктивные умозаключения. 3. Индуктивное умозаключение и его виды. 4. Аналогия и ее виды.
Умозаключение – это третья форма рационального познания, осуществляемого в мышлении. Если понятие отражает общие признаки определенного класса предметов, а суждение – связь между понятиями, выражая его логическое значение, то умозаключение связывает воедино понятия и суждения и позволяет демонстрировать целостный процесс познания. Особенностью умозаключения является его выводной характер и использование предшествующих форм мышления.
1. Понятие об умозаключении, его структура и виды.
Умозаключение – это логическая форма получения выводного знания, которая состоит в переходе от определенных исходных данных к новому знанию, вытекающему из этих данных. Умозаключение имеет свою структуру, которая включает: 1) – непустое множество (двух или более) исходных суждений, называемых посылками (или основаниями); 2) – логический переход от посылок к заключению, называемому выводом; 3) – новое суждение, несущее новое знание, полученное логическим путем из посылок, называемое заключением (или следствием). Всякое умозаключение будет правильным при выполнении следующего требования: 1) если посылки умозаключения истинны, то должно быть истинно и заключение. Это требование достигается; 2) если умозаключение построено по законам и правилам логики. Соблюдение этих законов и правил называют логическим с л е д о в а н и е м заключения из исходных данных умозаключения. Например: Все жидкости упруги Вода – жидкость Вода упруга. и еще: А равно В В равно С Следовательно, А равно С. В этих умозаключениях п о с ы л к а м и соответственно являются суждения: «Все жидкости упруги», «Вода - жидкость» - в первом; «А равно В», В равно С – во втором. П р а в и л о м – положение «Если все жидкости обладают признаком упругости, а вода относится к классу жидкостей, то она также обладает признаком упругости» (1). «Если два предмета равны в каком-либо отношении третьему, то они равны в этом же отношении и между собою» (2). В ы в о д о м - суждения: «Вода упруга» и «А равно С». Вывод дает нам новое знание, которого не было в посылках. Новизна выводного знания в различных умозаключениях имеет различный характер. 1. По характеру выводного знания и в зависимости от строгости правил вывода в логике выделяют два вида умозаключений: 1) – необходимые умозаключения (демонстративные); 2) – правдоподобные – вероятные (недемонстративные). В необходимых умозаключениях заключение следует из посылок с необходимостью.
Например: Все металлы электропроводны Железо – металл Следовательно, железо электропроводно. В вероятных умозаключениях мы получаем лишь вероятное знание. Например: «Планета Марс сходна с Землею по многим признакам. На Марсе есть атмосфера, вода, температура воздуха близка к температуре воздуха на Земле и т.д. На Земле есть органическая жизнь». Вероятно, и на Марсе есть органическая жизнь. По характеру направленности логического следования (в логике) дается классификация умозаключений, которая определяется тем, какая степень знаний выражена в посылках и заключении. В соответствии с этим умозаключения делятся на дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. Рассмотрим их.
II. Д е д у к т и в н ы е умозаключения
Дедукция – слово лат. deduction – выведение. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором вывод идет от общего знания к частному. Например: Все рыбы дышат жабрами. Осетр – рыба. Осетр дышит жабрами.
Все люди смертны. Сократ – человек. Сократ смертен. По количеству посылок дедуктивные умозаключения делятся на н е п о с р е д с т в е н н ы е и о п о с р е д с т в о в а н н ы е. Непосредственным называют умозаключение, в котором вывод делается только из одной посылки. Например: Все химические элементы простые вещества. Следовательно, ни одно сложное вещество не является химическим элементом. Опосредственным называется умозаключение, в котором вывод делается из нескольких посылок. Например: Все деревья растения. Береза – дерево. Береза – растение. Рассмотрим непосредственные умозаключения подробнее. В дедуктивном суждении отображены общие отношения между предметами и их свойствами (отношения тождества, различия, противоположности, противоречия и т.п.). Эти отношения составляют общий смысл различных конкретных суждений. Причем, эти отношения в суждениях взаимосвязаны так, что непосредственное утверждение одного из них есть косвенное, неявное утверждение и другого. Непосредственное умозаключение и дает нам возможность выявить эти другие стороны суждений, сделать явным и тем самым получить новое знание. Это новое знание можно получить также путем преобразования суждения. При преобразовании меняется функция суждения. Исходное суждение рассматривается как посылка, а новое суждение, полученное в результате преобразования – как заключение. Умозаключение, полученное путем преобразования и называется н е п о с р е д с т в е н н ы м. Таких преобразований четыре: - превращение, - обращение, - противопоставление предикату, - умозаключение по логическому квадрату. 1) Превращение суждений. Превращение состоит в том, что из данного суждения получаем равнозначное ему суждение, но противоположное по качеству, т.е. из утвердительного суждения получаем равнозначное отрицательное и наоборот. Формально прием превращения суждений состоит в том, что мы изменяем связку исходного суждения на противоположную и заменяем предикат этого суждения противоречащим понятием. Так, из суждения «S есть Р» получаем суждение «S не есть не-Р». Например: «Человек есть разумное существо». Превращаем и получаем «Человек не есть не разумное существо» или «Все металлы суть химические элементы» - «Ни один металл не есть не химический элемент». Операция превращения всегда приводит к истинному результату, если исходное суждение было истинным. Превращать можно любые категорические суждения: А,Е, I, О. О б щ е у т в е р д и т е л ь н о е суждение превращается в общеотрицательное. «Все цветы суть растения» → «Ни один цветок не есть не растение». Схема превращения суждения А:
О б щ е о т р и ц а т е л ь н о е суждение превращается в общеутвердительное. «Ни одна планета не светит собственным светом» → «Все планеты светят не собственным светом» (т.е. они светят отраженным светом). Схема превращения суждения Е:
Частоутвердительное суждение I превращается в частоотрицательное – (О). Например: «Некоторые животные являются млекопитающими» → «Некоторые животные не являются немлекопитающими».
Схема превращения суждения I:
Частоотрицательное суждение О превращается в частоутвердительное I. Например: «Некоторые студенты не являются отличниками» → «Некоторые студенты являются неотличниками».
Схема превращения суждения О:
В чем же смысл и значение превращения? Оно в следующем. а) Превращение не дает в выводном суждении существенно нового, но уточняет наши знания. В практике мышления превращение используют в следующих целях: - как составную часть более сложных и опосредствованных суждений; - когда нам важно в утвердительном суждении выявить отношение различия, а в отрицательном – отношение тождества, чтобы в определенных целях уточнить нашу мысль. Иногда различные оттенки мысли имеют существенное значение для достижения точности мышления. б) В результате превращения мы рассматриваем предмет суждения с новой стороны и обнаруживаем, что предмет не может обладать и в то же время не обладать одним и тем же признаком. в) Из выводного знания, полученного в результате превращения, можно снова получить исходное суждение. Эта особенность превращения суждений выражается в правиле – двойное отрицание чего-либо равносильно утверждению того же самого. Например, возьмем отрицательное суждение «Кит не есть не млекопитающее» и превратим его в утвердительное. Получим: «Кит есть не не млекопитающее», в котором в предикате два отрицания. Они равносильны утверждению «Кит есть млекопитающее».
2) Обращение. Обращение – такое непосредственное умозаключение, в котором в заключении субъектом становится предикат, а предикатом – субъект суждения, т.е. S и Р меняются местами, при этом качество суждения сохраняется. Схема обращения:
Различают два вида обращения – чистое (или простое) и обращение с ограничением. Они различаются по следующему признаку. В чистом обращении количество суждения не меняется. А это бывает тогда, когда S и Р исходного суждения либо оба распределены, либо оба не распределены. Примеры: «Все студенты – учащиеся вуза». При обращении имеем: «Все учащиеся вуза - студенты» (суждение А). (Суждение J): «Некоторые студенты - спортсмены» - «Некоторые спортсмены - студенты». Для обращения с ограничением характерно изменение количества суждения, т.е. кванторное слово «все» меняется на «некоторые» и наоборот. Примеры: «Все студенты - учащиеся» - обращается в «Некоторые учащиеся - студенты». «Некоторые юристы - адвокаты» - «Все адвокаты - юристы». Из всех видов суждений А, Е, J, О суждение О – частоотрицательное не обращается.
3) Противопоставление предикату. Это такое непосредственное умозаключение, когда субъект исходного суждения становится предикатом, а предикат становится субъектом с отрицанием «не», а связка меняется на противоположную.
S есть Р Схема обращения: не-Р не есть S
Противопоставление предикату – это по сути результат двух последовательных непосредственных умозаключений при превращении и обращении суждений. Умозаключение для различных видов суждений рассмотрим на примерах. - Суждения вида А (общеутвердительные) – все S есть Р – Ни одно не – Р не есть S: «Все студенты - учащиеся» - «Ни один не учащийся не является студентом». - Суждения вида Е (общеотрицательные) – Ни одно S не есть Р – Некоторые не Р есть S: «Ни одна планета не светит собственным светом» - «Некоторые не светящие собственным светом являются планетами». - Суждения вида О (частоотрицательные) – «Некоторые S не есть Р» - «Некоторые не Р есть S»: «некоторые студенты не являются спортсменами» - «Некоторые не спортсмены являются студентами». - Суждения вида J (частоутвердительные) – не дают непосредственного умозаключения.
4) Умозаключение по логическому квадрату.
А П р о т и в о п ол о ж н ы е Е
о о д д ч ч и и н н J с у б к о н т р а р н ы е O
Получаем формулы: Все S есть Р – Некоторые S есть Р. Пример: из суждения «Все студенты группы А - отличники» получаем «Некоторые студенты группы А - отличники». Из «Ни одно S не есть Р» получаем «Некоторые S не есть Р». «Если ни один студент группы Б не имеет академической задолженности, то некоторые студенты этой группы также не имеют академической задолженности». Противоречащие суждения А – О и Е – J дают такие умозаключения, что если одно из них истинно, то другое – ложно, т.е. подчиняются закону исключенного третьего, с которым вы уже хорошо знакомы. Возьмем два противоречащих суждения А - О: «Все деревья - растения» и «Некоторые деревья – не растения». Если истинно суждение «Все деревья - растения», то суждение «Некоторые деревья – не растения» - ложно. Аналогично и с суждениями Е – J.
Силлогизм (простой категорический силлогизм). Состав силлогизма.
Силлогизм (от греч syllogismos) – сосчитывание. Силлогизм – это опосредствованное умозаключение, т.к. вывод в нем делается из двух посылок. Всякий силлогизм есть умозаключение достоверности. Если посылки силлогизма истинны и соблюдены правила вывода, то всегда получим истинное заключение. В качестве посылок и заключения в силлогизм могут входить любые суждения. Например: В силлогизме: 1. Каждое А больше В. 2. Х есть А. 3. Следовательно, Х больше В – одна из посылок и заключение – простые суждения отношения.
В силлогизме: 1. Все металлы электропроводны и теплопроводны. 2. Алюминий металл. 3. Следовательно, алюминий электропроводен и теплопроводен – одна из посылок и заключение – соединительные суждения.
В силлогизме: 1. Каждое дерево является либо хвойным, либо широколиственным. 2. Данное растение – дерево. 3. Следовательно, данное растение либо широколиственное, либо хвойное дерево. Одна из посылок и заключение – разделительные суждения.
А в силлогизме: 1. Всякая жидкость превращается в пар, если ее нагреть до определенной температуры. 2. Вода – жидкость. Следовательно, вода превращается в пар, если ее нагреть до определенной температуры. Одна из посылок и заключение – условные суждения. Несмотря на различные виды суждений, приведенных здесь, особенностью силлогизма является то, что все входящие в состав силлогизма суждения рассматриваются здесь как суждения, в которых утверждается или отрицается принадлежность признака предмету или как тождество, или различие каких-либо предметов. По этой причине в силлогизме, независимо от его логической формы, все суждения рассматриваются как простые категорические суждения принадлежности. Понятия, входящие в силлогизм, называются т е р м и н а м и. В каждом силлогизме имеется три термина. Возьмем силлогизм: 1. Все люди – смертны. 2. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен. В этом силлогизме терминами являются: «Люди», «Смертны», «Сократ». Каждый термин имеет свое название. Термин, который в заключении выступает как S, называют м е н ь ш и м термином – (в нашем примере – «Сократ»). Обозначается буквой «S». Термин, который является предикатом заключения называют б о л ь ш и м термином – (в нашем примере – «Смертен»). Обозначается буквой «Р». Больший и меньший термины называют крайними терминами. Термин, входящий в обе посылки и отсутствующий в заключении («люди») называется средним термином и обозначается буквой М (от латинского слова «medius»-средний). Роль среднего термина в том, что он связывает между собой больший и меньший термины. Посылка, включающая больший термин, называется большей посылкой – (Все люди (М) – смертны (Р)). Посылка, включающая меньший термин, называется меньшей посылкой («Сократ (S) – человек (М)»). Формула этого силлогизма такова: Все (S) М суть Р. S есть (Р) М, следовательно S есть Р. Сказанное дает основание для определения силлогизма. Силлогизмом называется умозаключение, устанавливающее связь между крайними терминами в заключении на основании их отношения к среднему термину в посылках.
Аксиома силлогизма.
А к с и о м а (от греч. axioma – значимое, достойное уважения, бесспорное) – исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательств других положений этой теории, в пределах которой оно принимается без доказательства. А к с и о м а с и л л о г и з м а – это такое положение, которое позволяет сделать логический переход от посылок к заключению. В логике используют две аксиомы: объемную и атрибутивную. О б ъ е м н а я а к с и о м а формулируется так: «Все, что утверждается или отрицается относительно всех предметов данного класса, утверждается или отрицается относительно любой части или каждого предмета этого класса». Если нам известно, что каждый предмет класса А обладает свойством Р, то это значит, что любой предмет, относящийся к классу А обладает свойством Р. И наоборот: если каждый предмет класса А не обладает свойством Р, то и любой предмет, относящийся к классу А не обладает свойством Р. Так, если нам известно, что любая жидкость обладает признаком упругости (Р), то выяснив, что нефть относится к классу жидкостей, мы можем утверждать, что и нефть обладает этим свойством. Это рассуждение можно сформулировать в виде силлогизма:
1. Все жидкости (М) упруги (Р). 2. Нефть (S) – жидкость (М). Следовательно, нефть (S) упруга (Р).
О б ъ е м н о е т о л к о в а н и е а к с и о м ы позволяет нам изобразить отношение между терминами силлогизма, в круговых схемах Эйлера-Венна. Т.е., отношения между терминами силлогизма можно представить как отношения объемов соответствующих понятий: S M P.
Если объем понятия М входит в объем понятия Р, а объем понятия S входит в объем понятия М, то объем понятия S необходимо будет входить в объем понятия Р.
А т р и б у т и в н а я ф о р м у л и р о в к а а к с и о м ы выражает связь между предметом и его признаком и определяется так: если данной вещи присущ какой-то признак, а этому признаку в свою очередь присущ другой признак, то этот второй признак является также признаком вещи. Или: признак признака есть признак вещи. Например: 1. Все растения (М) имеют корневую систему (Р). 2. Ромашка (S) – растение (М). Следовательно, ромашка (S) имеет корневую систему (Р).
Если «корневая система» (Р) – признак «всех растений» (М), а (М) – «быть растением» является признаком ромашки (S), то Р (признак «иметь корневую систему») – есть признак ромашки, т.е. Р выступает как признак признака М предмета S (ромашка). Это видно из заключения S – Р. Как видим, в основе силлогических умозаключений лежит совместимость или несовместимость свойств предметов и соответственно с этим объединение или разъединение предметов или классов предметов: - предметы, обладающие свойством Р, объединяются в один класс; - предметы же, обладающие разными свойствами (Р и не Р) распределяются по различным классам. В зависимости от того, тождественны или различны предметы двух классов, они полностью или частично включаются один в другой или исключаются один из другого. Если классы равночисленны и их предметы обладают одними и теми же свойствами, то они сливаются друг с другом, т.е. их объемы совпадают. Например: «Самая большая река Украины» и «река, имеющая своим притоком Припять». Эти очевидные положения, которые позволяют устанавливать совместимость или несовместимость двух классов, лежат в основе формулировок силлогизма.
Правила и фигуры силлогизма.
Мы выяснили, что силлогизм устанавливает совместимость или несовместимость двух классов предметов посредством среднего термина, в основе которых лежит аксиома силлогизма. Но, производя операции умозаключения, важно выяснить еще три обстоятельства: 1) какие формы истинных посылок с необходимостью дают истинное заключение; 2) какую форму суждения в каждом отдельном случае будет принимать заключение; 3) каким условиям должен удовлетворять средний термин, чтобы из истинных посылок с необходимостью получить истинное заключение. При этом мы будем иметь ввиду, что правила силлогизма распространяются на те силлогизмы, у которых посылки имеют вид А, Е, I, О и представляют собой суждения принадлежности.1 Общих правил категорического силлогизма 7: три правила относятся к терминам, а четыре – к посылкам. Правила терминов: 1-е правило – в силлогизме должно быть только три термина. Это означает, что средний термин, связывающий крайние термины в заключении, должен быть одним и тем же в обеих посылках, обозначать одни и те же предметы и иметь один и тот же объем. Это правило может быть нарушено из-за того, что одно и то же слово по своему написанию или звучанию может иметь различные значения и обозначать различные предметы. В этом случае, по сути, в силлогизме нет среднего термина, и мы имеем два различных понятия, выраженные одним словом.
______________________________ 1. Суждение принадлежности – в котором утверждается (или отрицается), что какой-либо признак принадлежит предмету известного рода, но не известно, принадлежит ли он и другим предметам или только данному. Эта ошибка есть результат нарушения требований закона тождества, и называется учетверением терминов. Пример: Все вулканы – горы. Все гейзеры – вулканы. Следовательно, все гейзеры – горы. Здесь четыре термина, а не три, т.к. слово «вулканы» употреблено в различных смыслах: в первой посылке «вулкан» - это огнедышащая гора, во второй – извержение, исходящее из глубин земли. И в результате получим ложное умозаключение. 2-е правило – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. Возьмем пример: 1. Некоторые студенты нашей группы отличники. 2. Кравченко – студент нашей группы. Кравченко – отличник. Но этот вывод ошибочен, т.к. средний термин «студенты нашей группы» в первой посылке не распределен, ибо взят не в полном объеме и поэтому невозможно сделать вывод о каждом студенте группы, что он отличник. Мы видим, что средний термин не связывает крайние термины. Если бы мы в первой посылке сказали: «все студенты нашей группы отличники», то вывод следовал бы с необходимостью. 3-е правило – термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен и в заключении. Возьмем пример: 1. Все студенты должны иметь среднее образование. 2. Ткаченко – не студент. Следовательно, Ткаченко не должен иметь среднее образование. Вывод, как видим, неверный. Ибо среднее образование должны иметь не только студенты. В чем ошибка? Ошибка в большей посылке – в термине «среднее образование». Он взят не в полном объеме, т.е. не распределен. Среднее образование должны иметь все люди, а не только студенты. В посылке мы говорим, о части (группе) людей, а в заключении термин «среднее образование» взяли в полном объеме. Отсюда ошибка.
Правила посылок: 1-е правило: Из двух частных посылок нельзя сделать никакого вывода. Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением. Пример: 1. Некоторые отличники, закончившие ВУЗ, получили дипломы с отличием. 2. Некоторые студенты нашего вуза – отличники. Некоторые студенты нашего института, закончив ВУЗ, получили дипломы с отличием. Заключение ошибочно. Не все отличники, окончив ВУЗ, получают дипломы с отличием. 2-е правило: Из двух отрицательных посылок невозможно сделать заключение, хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением. Пример: Ни одна планета не светит собственным светом. Комета – не планета. Мы видим, что в первой посылке из объема среднего термина исключаются все тела, светящие собственным светом, а из второй посылки – то, что из объема среднего термина исключаются все кометы. Т.о., ни одно тело, светящее собственным светом, и ни одна комета не могут быть занесены в класс планет. И установить связь между телами, светящими собственным светом и кометами мы не в состоянии, т.к. не знаем, совпадают ли их объемы или нет. Поэтому из таких посылок сделать вывод невозможно. Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением. 3-е правило: Из двух посылок, если одна из посылок – отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным. Пример: 1. Все студенты нашего института не изучают астрофизику. 2. Иванов – студент нашего института. Иванов не изучает астрофизику. Вывод отрицателен, т.к. средний термин разъединяет крайние термины. 4-е правило: Если одна из посылок – частное суждение, то и заключение должно быть частным. Пример: Все рыбы дышат жабрами. Некоторые водные животные – рыбы. Следовательно, некоторые водные животные дышат жабрами. Будет ошибкой сказать, что все водные животные дышат жабрами. Фигуры и модусы силлогизма.
Фигура силлогизма – это наглядная форма силлогизма, определяющаяся положением с р е д н е г о термина. Фигура силлогизма – это не игра ума, она отображает объективные связи между предметами и явлениями материального мира: связь между родом и видом, между видами, между видом и отдельным предметом. В зависимости от положения среднего термина получаются четыре фигуры силлогизма: 1) в первой фигуре средний термин является S-ом в большей посылке и Р-ом в меньшей:
М_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Р 1. Все студенты сдают экзамены. 2. Шевченко Николай – студент. Следовательно, Шевченко Н. сдает экзамены. S_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ М
2) во второй фигуре средний термин является Р-ом в обеих посылках:
Р_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ М 1. Все жидкости упруги. 2. Воск не упруг. Следовательно, воск не жидкость. S_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ М
3) в третьей фигуре средний термин является S-ом в обеих посылках:
М_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Р 1. Все киты – млекопитающие. 2. Все киты – водные животные. Следовательно, некоторые водные животные - М_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ S млекопитающие.
4) в четвертой фигуре средний термин является Р-ом в большей посылке и S-ом в меньшей.
Р_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ М 1. Все киты – млекопитающие. 2. Ни одно млекопитающее не есть рыба. Ни одна рыба не есть кит. М_ _ _ _ _ _ _ _ _ _S
Наклонные и вертикальные линии фигур силлогизма обозначают связь между посылками, осуществляемую посредством среднего термина, а горизонтальные – связь терминов в посылках. Буква «М» - средний термин, «S» - меньший термин, «Р» - больший термин.
Практическое значение фигур силлогизма в том, что каждая фигура отображает различные приемы оперирования посылками.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.58 (0.013 с.) |