Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие доказательства: структура и видыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема доказательства и его приемы были и остаются предметом внимания логиков со времени зарождения логики, т.к. достижение достоверного, истинного знания связано с доказательством. Доказательство – это логическая операция, обосновывающая истинность какой-либо мысли с помощью других мыслей. Многовековой опыт убедил людей в том, что доказательность является важным свойством правильного мышления. Еще Аристотель говорил, что люди тогда всего более в чем-нибудь убеждаются, когда им представляется что, что-либо доказано. Цицерон говорил, что сила доказательств выше всякого авторитета. Всякое доказательство представляет свой вывод об истинности доказываемой мысли из других мыслей, признанных за истинные. Это предполагает решение двух задач: - 1) точно определить и правильно классифицировать формы отношений между мыслью доказываемой и мыслями, с помощью которых обосновывается истинность доказываемой мысли; Дело в том, что вопрос о том, какую истинную по содержанию мысль надо взять в качестве посылки доказательства, логика не может указать. В каждом конкретном случае это определяется той или иной наукой. Например, хорошо или плохо знает логику физик, но чтобы доказать истинность тезиса о том, что волновая функция есть статистическая характеристика квантового ансамбля, а не отдельной частицы – физику надо знать истинные мысли из других областей физики (квантовой механики), из которых можно вывести истинность доказываемого тезиса. Но вот вопрос о том, какую нужно взять мысль по форме – общее, частное или единичное суждение и какие логические формы связи и отношения использовать между известными истинами, взятыми в качестве доказательства и доказываемым тезисом - это решает логика. - 2) выяснить, какие мысли являются уже доказанными и истинными, которые мы берем в качестве доказательства. Если мы не найдем такие истинные мысли, а возьмем мысли, которые сами требуют доказательства, то этот процесс может быть долгим. Поэтому нужно брать такие истинные мысли, которые в обосновании не нуждаются. Несмотря на то, что каждая наука использует свои методы и факты, логика нашла то общее, что характерно для всех доказательств. Знание того общего, что лежит в основе связи и сочетания мыслей в процессе доказательства, позволило логике сформулировать структурные элементы доказательства и правила. Общим для всех доказательств являются следующие элементы, образующие логическую последовательность: - 1) структура доказательства, - 2) способ доказательства, - 3) общие требования в отношении доказываемой мысли, - 4) и требования в отношении мыслей, с помощью которых обосновывается доказываемое положение. Структура доказательства. Всякое доказательство состоит из трех взаимосвязанных частей: тезиса; аргументов (доводов или оснований) и демонстрации. Структуру доказательства можно представить в виде след. схемы:
тезис демонстрация
аргумент а1 а2... аn
Тезис (греч. слово – положение, утверждение) – это мысль или положение, истинность или ложность которого (выясняется) обосновывается в процессе доказательства. В качестве тезиса могут быть: - теоретическое положение науки, - теорема в математике, - результаты опытного исследования, которые нужно обобщить, - причина того или иного явления или события, - диагноз заболевания, - выяснение конкретного исторического факта и т.д. Доказательство будет успешным лишь в том случае, если доказываемый тезис истинен по своему содержанию. Аргументы. Доказательство осуществляется при помощи аргументов (доводов или оснований). Аргументы (лат. argumentum – логический довод, основание доказательства) – это истинные исходные теоретические или фактические положения, на которые опирается доказательство и из которых необходимо следует истинность доказываемого тезиса. Аргументами могут быть: аксиомы, принятые в данной научной системе, определения, суждения о достоверно известных фактах; теоретические или опытные обобщения и т.п. Так, при доказательстве некоторого суждения аргумент является основанием, из которого логически следует доказываемое суждение. Например, нам нужно доказать, что железо проводит электрический ток. Для этого достаточно двух аргументов: 1. «Все металлы проводят электрический ток. 2. Железо – металл». Следовательно, железо проводит электрический ток.
Демонстрация – (от лат. demonstratio – показывание). Истинность доказываемого тезиса не дана непосредственно, она не очевидна. Поэтому необходимо показать какова связь, которая ведет от истинности данных оснований к истинности тезиса. Эта связь требует выяснения. Положим, что ученик знает все определения, аксиомы и все теоремы, из истинности которых как из оснований выводится истинность теоремы Пифагора. Но это еще не значит, что он знает доказательство теоремы Пифагора. Чтобы знать доказательство необходимо: - знать какова связь между всеми основаниями теоремы Пифагора; - знать последовательность оснований и выводов из них, которая ведет к признанию истинности доказываемого в этой теореме положения. Таким образом, демонстрация – это логическая связь между аргументами и тезисом, выраженная в форме логического рассуждения, в ходе которого из аргументов выводится истинность тезиса. Демонстрация отличается от тезиса и аргументов. Если тезис и аргументы могут быть представлены в виде отдельных суждений, то демонстрация – это более или менее длинная цепь суждений и умозаключений, посылками которых являются аргументы, а заключением – тезис. Продемонстрировать – это значит при помощи логических рассуждений доказать, что тезис логически следует из взятых нами аргументов по правилам соответствующих умозаключений. Обоснование тезиса может протекать в различной форме. Оно зависит от содержания и характера доказательства. Обоснование может иметь форму дедуктивных умозаключений, индуктивных умозаключений и умозаключений по аналогии. Виды доказательства. Различают прямое и косвенное доказательство. При прямом доказательстве истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами. Из аргументов а, в, с – с необходимостью следует доказываемый тезис d. Логическая формула прямого доказательства такова: 1) Из множества аргументов α выводим тезис β. 2) Множество аргументов α - истинно. 3) Тезис β - истинный
1. Все углеводы горючие 2. Сахар - углевод
Сахар - горюч .
Косвенное (непрямое) доказательство. Здесь истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса. Оно имеет два варианта: а) апагогическое (от греч. apagõg s – уводящий). – это доказательство, когда мы допускаем истинность противоречащего суждения, т.е. истинность антитезиса. Это так называемое доказательство от противного. При этом допускается временно истинность противоречащего суждения, из которого выводят следствия, в результате чего мы приходим к противоречию. На этом основании делается заключение, что противоречащее суждение ложно, и, следовательно, истинно доказываемое суждение. Допустим, что нам требуется доказать суждение А. Допускаем не-А, из него выводим следствие В, приводящее нас к противоречию. Следовательно, В является ложным. Тогда наше предположение, что из не-А следует В (не-А→В) может быть истинным только, если не-А является ложным. Следовательно А является истинным. Совершая переход от ложности не-А к истинности А, мы используем закон исключенного третьего. Разделительное доказательство. Это доказательство методом исключения. В этом доказательстве антитезис является одним из членов разделительного суждения, в котором нужно перечислить все возможные альтернативы. Например, нужно доказать, что проступок совершил Петров. Берем дизъюнктивное суждение: «Этот проступок совершил Иванов или Сидоров, или Петров». При доказательстве выясняется, что Иванов этот проступок не совершал, Сидоров также этот проступок не совершал. Их мы исключаем и получаем заключение: «Проступок совершил Петров». Опровержение (лат. refutation – доказательство ложности или неправильности выдвинутых утверждений, предложений и доказательств). Обычно опровергают доказательства. Это более важный вид опровержения. Это можно сделать в отношении всех структурных элементов доказательства: - опровергнуть тезис; - опровергнуть аргументы; - опровергнуть способ доказательства. 1) Чтобы опровергнуть тезис, нужно доказать его ложность или доказать антитезис. Тезис: «все растения зеленые». Достаточно указать, что есть растения с розовыми листьями, желтыми, многоцветными. 2) Чтобы опровергнуть аргументы, мы используем тот же прием. Пример. «Земля имеет форму шара». Приводят аргумент: «Это доказывается кругосветным путешествием».
А К
3. Правила и ошибки в доказательстве. Значение этих правил в том, что они помогают твердо обосновывать наши знания; помогают разоблачать ложные приемы доказательства. Существуют след. правила доказательства: 1) доказываемый тезис должен быть определен ясно и четно; 2) в процессе доказательства нельзя подменять тезис; 3) используемые в доказательстве аргументы должны быть истинными; 4) аргументы должны быть достаточными для обоснования тезиса; 5) аргументы должны быть такими суждениями, истинность которых доказана независимо от тезиса; 6) тезисом должно быть такое выводное суждение, которое логически следует из аргументов. Тезис – это суждение логически следующее из аргументов. Эти правила ясны и понятны и не требуют особых комментариев. Но ложные приемы доказательства, играющие большую роль в таких науках как философия, политическая экономия, история, социология, психология и, особенно, в политической жизни и идеологии, следует рассмотреть. Здесь часто используются софизмы – вид ложного доказательства. Их цель – представить обманные утверждения как истинные, а истинные – как ложные. При ложном доказательстве речь идет не столько об ошибках, сколько об обманных приемах. Защищают ложный тезис при помощи ложного доказательства не потому, что не знают правил доказательства, а потому, что в этом заинтересованы. Уже Аристотель знал об этом и сформулировал правила доказательства и указал почти все ошибки. Умение разоблачать ложные доказательства важно не потому, что это удержит софистов или лжецов, а потому, что оно научит нас разоблачать демагогов1, софистов, политических авантюристов и т.п. Типы ложного доказательства, встречающиеся в научных, идеологических и политических доказательствах:
1) Подмена доказываемого тезиса - это ошибка в доказательстве в результате нарушения закона тождества. Начав доказывать один тезис, в ходе доказательства переходят к доказательству другого тезиса, который внешне сходный с первым. Например, начав доказывать что-то несправедливое в моральном смысле, доказывают, что это несправедливо в юридическом смысле.
2) Доказательство через доказываемое, или круг в доказательстве (то же, через то же). Например, тезис А доказывается тезисом В и, одновременно В доказывается через А. Так, чтобы доказать тезис о том, что «человек разумное животное», ссылаются на то, что он может рассуждать, а рассуждать он может потому, что он разумен.
3) Учетверение термина. Это ошибка в умозаключении (в силлогизме). Известно, что в умозаключении должно быть три термина, а не четыре. Появление четвертого термина происходит от того, что употребляют многозначное слово. Пример:
1. Все металлы элементы 2. Латунь - металл
След., латунь - элемент
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 868; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.94 (0.012 с.) |