Определение и деление понятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение и деление понятия.



Определение (от лат. слова definitio).

В научной и даже в повседневной практической деятельности возникает необходимость определить то или иное понятие. Этому вопросу уделяли внимание философы с древних времен – еще с V в. до н.э. А научную формулировку приема определения понятия и правила определения разработал древнегреческий философ Аристотель (384-322г. до н.э.).

Чтобы определить понятие нужно решить две задачи:

1) раскрыть содержание понятия, для чего нужно выявить его существенные признаки;

2) отличить предмет, отражаемый в понятии от сходных с ним предметов.

Например, определяя товар, как продукт труда, произведенный для продажи, мы устанавливаем его сущность и одновременно отличаем от других предметов, как всяких материальных вещей.

Объектом определения могут быть не только понятия, но и предметы, их свойства, а также знаки, обозначающие их.

Напомню вам, что само понятие мы определяли как мысль, отражающую в обобщенной форме предметы, явления, их свойства и отношения.

Можем дать определение свойству предмета или вещи. Например, сознание – свойство, которым обладает человек. Что такое сознание? Это функциональное свойство головного мозга человека отражать материальный мир в идеальных образах.

Или возьмем такой знак как буква. Буква – это письменный знак, обозначающий отдельный звук речи.

При определении надо различать понятия: определяемое и определяющее.

Понятие, содержание которого нужно раскрыть, т.е. определить, называется определяемым (Dfd) или по латыни «дефиниендум» (от лат. definiende - определение), а то понятие, при помощи которого дается определение, называется определяющим (Dfn), а по латыни «дефиниенс» (от лат. definiens - определяющее).

Теперь мы дадим определение самому понятию «определение».

Логическая операция, при которой выявляются существенные и отличительные признаки определяемого понятия и тем самым раскрывается его содержание, называется определением.

В формальной логике выработаны общие требования и правила определения понятий.

Общие требования к определению понятия следующие:

1) определение должно быть истинным по содержанию, т.е. указанные в определяемом понятии признаки должны соответствовать самому предмету;

2) определение должно быть правильным по построению, по форме.

 

Правила определения понятий.

Если вопросы истинности понятий и суждений изучает диалектическая логика, то правильность понятия по форме, по его структуре регулируется логическими правилами. Этих правил семь.

Рассмотрим их:

 

1) Понятие должно определяться через ближайший род и видовое отличие.

 

Логическая операция определения понятия через род и видовое отличие состоит из двух этапов.

На первом этапе для определяемого понятия надо найти более широкое по объему понятие. Например, для понятия «электрон» более широким по объему будет понятие «мельчайшая частица», для понятия «газета» - более широким будет понятие «периодическое издание», для понятия «биология» - более широким будет понятие «наука» и т.д.

Как видим, определения начинаются с нахождения рода, в который в качестве вида входит определяемое понятие, т.к. родовое понятие содержит в себе часть признаков определяемого понятия и одновременно указывает круг предметов, входящих в определяемое понятие.

Таким образом, на первом этапе мы подводим определяемое (т.е. видовое) понятие под родовое.

При этом надо помнить о возможной ошибке. Подводя определяемое видовое понятие под родовое, надо найти именно ближайший род. Проиллюстрируем это на примере. Предположим, нам надо определить понятие «газета». Можно сказать, что родовым для него будет понятие «печатное издание». Поразмыслив, находим, что это слишком широкое понятие. Все что издают – это печатные издания: книги, журналы, инструкции и т.д. У газеты есть ближайший род – это понятие «периодическое издание».

Если мы не нашли ближайший род при определении, то это не только затрудняет определение. Мы можем допустить ошибку.

Следовательно, определять понятие следует через ближайший род и видовое отличие.

Это первый этап определения.

Следующий этап определения понятия связан с нахождением существенного признака определяемого понятия, т.е. понятия, отражающего вид.

Дело в том, что род включает в себя несколько видов. Понятия «электрон» и «газета» - это лишь один из видов «мельчайших частиц» и «периодических изданий».

Кроме «электрона» есть мельчайшие частицы «протон», «фотон», «мезон», «лептон», «нуклон».

Кроме «газеты» имеется такое периодическое издание как «журнал».

Поэтому, чтобы установить содержание понятия, определяющего данный вид предметов, надо отыскать тот существенный признак, который отличает данный вид от всех остальных, входящих в ближайший род.

Так, «электрон» отличается от других частиц тем, что имеет отрицательный заряд, массу равную 9,108*10-28г или меньшую, чем протон в 1836 раз. А «газета» – это ежедневное периодическое издание в виде больших листов, информирующее о ежедневных событиях общественной жизни. Найденные существенные признаки «электрона» и «газеты» указывают на данный вид среди других, принадлежащих ближайшему роду.

Т.о., определение понятия через ближайший род и видовое отличие характеризуются двумя частями. Первая часть – называется определяемое (Dfd) – это понятие, существенные признаки которого отыскиваются, а вторая часть называется определяющее (Dfn) – это понятие, отображающее родовой и видовой признаки.

Это определение выражается формулой: А = Вс, где А – определяемое понятие, Вс – определяющее понятие (В – род, с – видовое отличие).

Этот прием определения понятий широко используется во всех науках.

Но через ближайший род и видовое отличие невозможно определить предельно широкие (философские) понятия. Например, понятия «материя», «время», «движение» и др.

 

2) Определение должно быть соразмерным.

 

Это правило требует, чтобы объем определяемого понятия был равен объему определяющего понятия, т.е. их объемы должны совпадать.

А = Вс.

Например, «Крестьянство - это социальная группа непосредственных производителей, занятых в сельском хозяйстве».

Здесь объемы совпадают.

Но, если мы понятие «Крестьянство» определим так: «Крестьянство – это социальная группа, возделывающая землю» будет шире объема определяемого понятия «Крестьянство», т.к. возделыванием земли занимаются и горожане на своих дачах.

Нарушение правила соразмерности, когда определяющее понятие шире определяемого, называется ошибкой слишком широкого определения. Формула этой ошибки А < Вс.

Ошибочным будет и такое определение, когда объем определяющего понятия окажется уже определяемого понятия. Например, «Крестьянство – это социальная группа, занятых в сельском хозяйстве по производству зерновых культур». Но крестьянство связано с производством овощей, фруктов, с животноводством и т.д.

Такая ошибка в определении называется ошибкой слишком узкого определения. Формула: А Вс.

3) Определение не должно содержать в себе круга.

Это правило гласит, что определяемое понятие не должно определяться через такое понятие, которое само становится ясным посредством определяемого понятия.

Например: Идеалист – это человек идеалистических взглядов.

По существу такое же определение дается в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. М. 1975 – с.219, где написано: «Идеалист – последователь идеалистической философии».

Идеалист – это человек, который при решении основного философского вопроса, исходит из того, что идея - сознание первично, а материя вторична.

Разновидностью круга в определении является тавтология (от греч. Tauto – то же самое + logos - слово: то же самое слово) – это логическая ошибка, когда определяемый предмет определяется через самого же себя.

Например, «Фабрикой или заводом называется заведение, имеющее фабричное или заводское устройство». Или «Окончанием называется часть слова, которое стоит на конце». Тогда как «Завод или фабрика – это промышленное предприятие, основанное на применении машин и механических процессов производства». А «Окончание – часть слова, выражающая грамматические изменения при словоизменении (склонении, спряжении)».

Тавтология не раскрывает содержания определяемого понятия.

4) Определение не должно быть отрицательным.

Основная задача определения – выявить существенные признаки, принадлежащие предмету и отображенные в понятии.

Как правило, нельзя определять понятие посредством указания на отрицательные признаки, т.к. они не выявляют сущности предмета. Поэтому при определении понятия следует исходить не из того, чего нет у предмета или данного вида, а из существенных признаков, принадлежащих предмету или виду.

На практике отрицательные определения используются, но как исключение или как вспомогательная характеристика.

Например: «Безбожник – это человек, который не верит в Бога». Или «Банан – это трава, не произрастающая в поясе холодного климата».

Мы с вами в логике тоже использовали отрицательное определение: «Пустым является множество, которое не содержит ни одного элемента».

 

5) Определение не должно быть противоречивым.

Если перечисленные в определении признаки исключают друг друга, то такое определение противоречиво и, по существу, не дает определения «Бог есть существо единое, но в трех лицах»: Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой.

Пример противоречивого определения понятия «жизнь» дал в свое время немецкий философ Е.Дюринг, которого подверг за это критике другой немецкий философ Ф.Энгельс (См. Маркс К., Энгельс Ф. соч. Т20.-с.79).

Е.Дюринг, определяя жизнь пишет: «Неорганический мир…есть система самосовершающихся возбуждений, но только там, где начинается действительное расчленение и циркуляция веществ осуществляется через особые каналы из одного внутреннего пункта и по зародышевой схеме, допускающей перенос на меньшее образование – только там можно решиться говорить о действительной жизни в более точном и строгом смысле этого слова».

Ф.Энгельс показывает, что если по Дюрингу жизнь начинается только там, где есть расчленение, то это не согласуется с научными данными, ибо жизнь связана не только с делением. Она развивается и при помощи отпочкования (губки, полипы, дрожжи), при помощи споруляции (мхи, грибы, папоротники). Эти формы жизни размножаются так называемым бесполым способом.

Более высокие организмы развиваются половым способом. Если же исходить из дюринговского определения, то получается, что жизнь только там, где развитие идет при помощи расчленения (или деления). Но тогда все остальное не входит в понятие «жизнь».

Если же жизнь начинается только там, где расчленение может быть передано меньшей зародышевой схеме, то нельзя признать живыми существами…, все низшие организмы.

Если признаком жизни является циркуляция веществ посредством особых каналов, из одного внутреннего пункта (в другой), то мы должны объявить мертвыми всех тех животных, которые не имеют сердца или же имеют несколько сердец.

Как видим, Е.Дюринг дал такое определение понятию «жизнь», что один признак отрицает другой, второй отрицает третий. Это противоречивое определением по сути не является определением. «Жизнь есть способ существования белковых тел, состоящий в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». (Ф. Энгельс).

Особенно много противоречивых определений в религиозных догматах.

Возьмем «Закон Божий для семьи и школы» (Изд. 4-е, составленное протоиереем Серафимом Слободским).

На стр. 23 читаем: «Когда Бог сотворил первых людей – Адама и Еву, то являлся им в раю и открывал им о себе: как он сотворил мир, как нужно веровать в Единого Истинного Бога и как исполнять волю Его».

Отсюда мы должны заключить, что «Бог есть существо являющееся людям и открывающее им себя» - стало быть, видимое существо.

А на стр. 27 уже читаем другое: «Бог открыл нам о Себе, что Он бестелесный и невидимый Дух».

Теперь мы должны сделать умозаключение, что «Бог есть бестелесный и невидимый Дух» - т.е. он не видим.

Но где же говорится правильно? В первом или во втором случае?

На стр.24 написано: «Наконец, Сам Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю и дополнил все, что нужно знать людям о Боге. Он открыл людям великую тайну, что Бог один, но троичен в лицах. Первое лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святой. Это не три Бога, а один в трех лицах, Троица Единосущная и Нераздельная».

Итак, «Бог есть существо единое по существу, но троичное в Лицах».

Но ведь весь «Ветхий Завет» говорит об одном Боге и без всяких лиц, и зовут Бога Иегова-Яхве, что в переводе с еврейского означает «Сущий». Здесь получается: «Бог есть единственно сущий».

Читаем дальше: «Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего; все три лица истинны».

И тут на стр.25 читаем: «Различаются они только тем, что Бог – Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Бога Отца», но не исходит от Бога-Сына. Где же единосущность?

Как ни хитри, но отец и сын не могут быть одинаковыми. Но в религии возможно совместить всякое противоречие. Не зря еще Тертуллиан (христ. Теолог, живший во II – III вв.) говорил: «верую, ибо нелепо».

 

6) Определение должно быть ясным и четким, т.е. оно не должно содержать двусмысленности, а должно использовать уже известные признаки, которые не нуждаются в дополнительном определении.

Понятие не должно определяться через другое понятие, признаки которого нам неизвестны и сами нуждаются в определении. В этом случае мы делаем ошибку, которая называется определением неизвестного через неизвестное или определением X через Y.

Напр. англ. Философ-идеалист Дж.Беркли следующим образом определяет материю: Материя является поводом для Бога к возбуждению в нас идей (Беркли Дж. Соч. – М., 1978. – с.284). Это определение не из ясных. Во-первых, повод – это лишь сопутствующее обстоятельство, способное быть побудительной основой какого-либо явления, а не причина, т.е. несущественное свойство. Во-вторых, ссылка на Бога тоже мало что объясняет, т.к. Бог – пустое множество.

Материя – философское понятие для обозначения объективной реальности…

Или возьмем другого философа-идеалиста Гегеля, который пишет: «Государство есть политическое проявление мирового духа». Но ведь мировой дух – пустое множество.

7) При определении понятия в качестве определяющего понятия нельзя брать литературные метафоры или образные сравнения, а следует брать лишь научные термины.

Примеры: «Философия – царица всех наук»; «Скрипка – царица оркестра»; «Повторение – мать учения»; «Дети – цветы жизни» и т.п.

Метафора (от греч. слова - перенесение) – это перенесение свойств одного предмета на другой на основании их общих признаков.

При метафорическом определении происходит подмена обычного выражения образным, которая помогает характеризовать предмет, но не определяет его.

Определение понятий и виды определения. В логике принято различать номинальные и реальные определения.

Номинальное определение (от лат. definition nominalis). Определение называется номинальным, если взамен описания какого-либо предмета вводится новый предмет (имя) и объясняется значение и происхождение этого термина, обозначающего данное понятие.

Например, «стратиграфия есть термин, обозначающий отрасль геологии, изучающую напластование осадочных пород и относительный возраст каждого слоя», или термин «Валюта» употребляется в значении: 1) совокупность наличных денежных знаков определенного государства; 2) иностранные наличные деньги и кредитные документы, фигурирующие в чужом государстве.

Номинальное определение можно дать и путем разъяснения данного термина с помощью более знакомых и понятных слов.

Например, «Товар – это изделие, предназначенное для обмена или продажи». «Телескоп – это инструмент, предназначенный для рассматривания небесных тел».

 

Реальное определение (definition realis). Реальным называется такое определение, которое раскрывает существенные признаки с тем, чтобы отличить определяемый предмет среди множества других.

Например, «Маргарин есть искусственное масло из говяжьего сала или растительных масел».

 

Номинальное и реальное определения отличаются по своим задачам: номинальное определение объясняет значение термина, а реальное определение раскрывает существенные признаки предмета.

Эти определения можно преобразовывать друг в друга: номинальное определение в реальное и наоборот.

Если номинальное определение термина «стратиграфия» превратим в реальное, то оно будет таким: «Стратиграфия есть отрасль геологии, изучающая напластования осадочных пород и относительный возраст каждого слоя» или «Валюта есть денежная единица данной страны».

Четкое различие номинальных и реальных определений иногда затруднено. А многие номинальные определения не указывают существенных признаков предмета, поэтому не могут быть собственно научными определениями.

Различают также явные и неявные определения.

Явными называются такие определения, в которых имеется прямое указание на существенные признаки предмета и четко выражены определяемое и определяющее понятия.

Основным видом явного определения является определение через ближайший род и видовое отличие. Этот вид определения мы уже рассмотрели (см. правило №1).

Неявные определения – это такие, в которых содержание определяемого понятия раскрывается в некотором контексте, который определяет его значение. В некоторых случаях контекст можно исключить и выяснить значение определяемого термина в явной форме.

Например, в уравнении с одним неизвестным Х+2=6 значение Х уже определено, но не явно, а через контекст выражения, в котором он представлен.

Решение задачи в том, чтобы освободиться от контекста и определить значение Х в явной форме. Здесь это достигается в результате решения уравнения. Решая уравнение, получаем явное определение Х=4.

Аналогичным образом можем определить значение неизвестного слова, встречающегося в контексте, не прибегая к словарю (толковому или иностранных слов), путем анализа контекста. Это возможно, если контекст делает неизвестное слово вполне осмысленным и однозначно определяет его. Тогда неявное значение термина превращается в явное.

Например, «По Днепру мы медленно плыли на байдаке. Он оборудован всего одной мачтой и одним, хотя и большим парусом, не мог плыть быстро, т.к. мы использовали всю его грузоподъемность и нагрузили 15тыс. пудов пшеницы».

Старинное слово «байдак» вышло из употребления и его значения мы не знаем. Но из контекста, т.е. из дальнейшего рассуждения выясняем, что байдак – это небольшое речное парусное судно грузоподъемностью до 15тыс. пудов (или 480 тонн).

В логике существуют также различные приемы, заменяющие определение. Например, невозможно через ближайший род и видовое отличие определить предельно широкие понятия – категории философии (бытие, материя, движение, пространство, свобода, причина и т.д.), т.к.они не имеют рода.

В этих случаях используют неявное определение. Определение происходит указанием на то, как соотносится определяемое понятие с противоположным ему понятием (аксиоматическая дефиниция).

Например, «Материя есть категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания», «Свобода есть деятельность, основанная на познанной необходимости»…

Описание – один из видов неявного определения, когда указываются внешние признаки предмета, место, где произошло событие и т.д. Этот прием используется при таком методе познания, как наблюдение; в следственной практике при осмотре места происшествия, при описании примет преступника и т.д.

Характеристика – это неявное определение, при котором указывается отличительные, характерные признаки единичного предмета, человека, события и т.д. Этот прием часто используется в судебных речах, при составлении характеристик на человека. Вспомните характеристики, полученные вами после окончания школы…

Например, Маркс назвал Аристотеля «Александром Македонским греческой философии»…, а Энгельс определил римского философа Сенеку «дядей христианства», т.к. философско-этические взгляды Сенеки были положены в основу христианского вероучения.

Генетическое определение (от греч. слова genesis – происхождение, источник) – это такое определение, которое указывает на то, как возникает предмет или на способ, как его создать. Здесь фиксируются такие способы происхождения или создания определяемого предмета, которые специфичны для него.

Генетическое определение широко используется в ряде наук – математике, физике, химии и т.д.

Например, в геометрии генетически определяется шар. «Шар есть тело, происходящее от вращения полукруга вокруг диаметра».

Генетическое определение – разновидность определения через ближайший род и видовое отличие и подчиняется тем же правилам.

Сравнение – вид определения, при котором один предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении. Сравнение сопровождает всю нашу практическую деятельность и любое познание начинается с сравнения. Например, мы делаем вывод о том, что Шевченко учится лучше Ткаченко, лишь сравнив их оценки. Все познается в сравнении.

Даже электронно-вычислительная машина построена на принципе сравнения чисел или знаков.

Сравнение требует соблюдения двух правил:

1. Сравнивать только однородные предметы. Нельзя сравнивать «успеваемость» со «спутником Земли», «автомобиль» и «плодородие почвы».

2. Сравнивать следует предметы по существенным признакам. Например, студентов: по успеваемости, дисциплинированности.

Иногда используется остенсивное определение (от лат. ostendo-показываю). Это такое определение значения слова, когда непосредственно показывается на предмет, который обозначен данным словом.

Используется при демонстрации неизвестного предмета, при встрече с человеком, говорящем на незнакомом языке.

 

Значение определений в том, что они в сжатой форме выражают знание о предмете.

Особенно выражены определения в правовых науках, в философии и др.

Задание: определить понятия: человек, мебель, дурак.

Деление понятий (от лат. devisio) – логическая операция, состоящая в том, что предметы, отображенные в данном понятии, делятся на виды. Это позволяет раскрывать не только содержание понятия, но и установить объем понятия, т.е. найти круг предметов, отображенных в данном понятии.

Например, возьмем понятие «вещество» - родовое понятие. Разделить его объем, значит найти видовые понятия: «сложное вещество» и «простое вещество».

Мыслительная операция, в результате которой раскрывается объем понятия, называется делением понятий.

В логической операции деления различают: делимое понятие и члены деления.

Понятие, объем которого раскрывается, т.е. делится, называется делимым, а те понятия, которые получаются при делении, называются членами деления.

Сущность деления в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия делятся по группам. При этом делимое понятие рассматривается как родовое, члены деления, как соподчиненные виды.

 

На схеме операция деления изображается так:

 

Здесь А – делимое

понятие (вещество); В,С –

члены деления (сложное

вещество и простое вещество)

       
 
   
 

 

 


Рис.9.

 

Что позволяет нам делить объем понятия? Вспомним, когда мы определяли понятие, мы отыскивали существенные и общие признаки данной группы предметов. А совокупность существенных признаков данной группы предметов есть содержание. Теперь идет обратный процесс – при делении объема, мы отыскиваем признаки видовых понятий, входящих в данный род и по их отличительным признакам делим на члены. Следовательно, основанием для деления понятий является существенный признак. Например, объем понятия «стол» можно разделить на видовые понятия «деревянный стол», «металлический стол», «пластмассовый стол».

Полученные видовые понятия можно разделить на подвиды.

В логике различают два вида деления:

- деление по видоизменению признака;

- дихотомичное деление.

Первый вид деленияпо видоизменению предмета – основан на видоизменении родового признака делимого понятия на видовые признаки.

Например, понятие «Государство» в зависимости от формы устройства делится на «унитарное государство», «федеральное государство», «конфедеративное государство». Или по форме правления государство делится на: монархию, демократию, республику и аристократию.

Выбор признака зависит от цели деления или от практических задач.

Но всякое деление должно производиться исходя из объективных признаков, а не произвольно. Нельзя делить науки на трудные и легкие – это основание субъективно.

Дихотомическое деление (от греч. слов dicha+tome – сечение на две части) – это вид деления объема понятия, когда объем делится на два противоречащих друг другу видовых понятия. Понятие А делится на понятие В и , которые полностью исчерпывают объем делимого понятия.

Например, надо разделить понятие «автомобиль»: мы получаем «грузовой» и «не грузовой».

 

 
 


Здесь основанием деления

служит не изменение признака, а

наличие или отсутствие признака.

 
 

 


Рис.10.

 

Дихотомическое деление не всегда завершается установлением двух противоречащих понятий. Если нам необходимо из большого круга предметов выделить интересующую нас группу, то отрицательное понятие вновь делится на два противоречащих понятия, выражающих уже новые группы и т.д.

Например, если продолжим деление понятия «автомобиль», то получим: что «не грузовой автомобиль» делится на «пассажирский» и «не пассажирский», а «не пассажирский» делится на «вспомогательный» и «не вспомогательный». Это изображено на рис.11.

 
 


 

 

 
 

 

 


Рис.11.

 

 

Преимущества и недостатки дихотомии:

Преимущества:

1) – не надо перечислять все виды делимого рода, мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащий ему вид, в который включены все остальные виды;

2) – исключается ошибка несоразмерного деления, т.к. два противоречащих понятия полностью исчерпывают объем делимого понятия.

Недостатки:

1) – мы получаем отрицательное понятие, объем которого не определен. Пример, ученые: историки – не историки.

2) – по мере удаления от первой пары, становится труднее найти противоречащие понятия.

 

Поэтому логика выработала правила деления объема понятия. Их 4:

1) Деление нужно производить по одному и тому же основанию. Деление имеет познавательную и практическую ценность, если на протяжении всего деления избранный признак не подменяется другим.

Например, понятие «рабочий» можно разделить так: слесарь, токарь, кузнец, плотник…, но нельзя: слесарь, рационализатор, молодой…, т.к. деление по разным основаниям.

2) Деление должно быть соразмерным. Это значит, что необходимо перечислить все виды делимого понятия, чтобы объем членов деления, вместе взятых, равнялся объему делимого понятия.

Это правило деления предостерегает от двух ошибок:

1) – от неполного деления. Например, при делении понятия «Раса» в число видовых понятий мы должны включить: негроидную, европеоидную, монголоидную и австралоидную. Если мы перечислим лишь первые три вида, а четвертый упустим, то деление будет неполным.

2) – от слишком широкого деления. Если к перечисленным четырем основным видам рас добавим еще смешанный тип расы – метисы, то перечисление будет шире объема родового понятия.

3) Члены деления должны исключать друг друга. Это значит, что каждый отдельный предмет должен находиться только в объеме одного видового понятия и не входить в объем другого видового понятия.

Например, следующая классификация треугольников: треугольные, разносторонние, равнобедренные, прямоугольные допускает ошибку и смешивает разные виды и по разным основаниям: углам и сторонам.

4) Деление должно быть непрерывным, т.е. в процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их.

Например, объем понятия «позвоночные животные» делится на следующие классы: рыбы, земноводные, рептилии (гады), птицы, млекопитающие.

Каждый из этих классов делится на дальнейшие виды. Если же начать делить понятие «позвоночные животные» сразу на виды, минуя классы, то этим будет нарушено правило деления объема понятия. Нарушение этого правила называется скачком в деление.

Члены деления должны быть понятиями соподчиненными и непосредственно низшими по отношению к родовому понятию. Деление имеет значение: в процессе мышления и в практической жизни. Но сами по себе знания правил не обеспечивают правильность деления понятий. Надо знать ту науку, к которой относится понятие.

Деление объема понятий особенно важно при классификации.

Тема 5. “Суждение”.

1. Суждение и предложение.

2. Простые суждения, их виды и состав.

3. Категорические суждения:

а) объединенная классификация суждений по качеству и количеству;

б) распределенность терминов в суждениях.

4. Характеристика и виды сложных суждений

5. Логические отношения между суждениями. Логический квадрат.

6. Модальность суждений: понятие и виды модальности.

 

Суждение и предложение

 

Познавая мир, человек отражает его в понятиях. Понятия связываются в суждения, в которых либо утверждается, либо отрицается существование предметов, наличие или отсутствие связей и отношений между предметами и их свойствами. Например: «Университет есть учебное заведение». «Все студенты сдают экзамены». Как видим, в них описывается определенная ситуация.

Классическая логика в суждении выясняет лишь два значения: его истинность или ложность, которые называются истинностными значениями логики. Поэтому ее называют двухзначной логикой. Заметим, что сейчас существуют трех, четырехзначные и многозначные логики. Их основателями являются польский логик Ян Лукасевич и амер. логик Э.Л. Пост, которые ввели значения, выражаемые словами «возможно», «нейтрально», «необходимо» и др.

Истинность или ложность суждения зависит от его соответствия или несоответствия действительности. Например: «Железо плавится при температуре 1530°» - истинное суждение. Но «железо есть жидкость» - ложное суждение.

Истинность или ложность суждений не всегда очевидна и поэтому истинность рада суждений требует обоснования и доказательства. Так, суждение: «Гражданин Ткаченко занимается незаконным бизнесом» не может быть истинным пока это не доказано.

Доказанная и проверенная на практике мысль является истинной. И любая наука состоит из системы доказанных истин. Но в науке нередко используются такие мысли, истинность которых еще не доказана и, тем не менее, они принимаются за истинные. Это научные гипотезы. Возьмем мысль о существовании атома. Она была сформирована в V в. до н.э. древнегреческими философами Левкиппом и Демокритом. Мысль эта оставалась гипотезой до тех пор, пока в начале ХХ в. не была доказана.

Общаясь, друг с другом, люди осознают одни мысли как истинные, т.к. они уже проверены на опыте или получены во время обучения, а относительно других мислей люди могут и не знать истинны они или ложны.

Итак, суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается существование предметов и явлений, связь предмета с его признаком или отношение между предметами и выражает либо истину, либо ложь.

Истинность или ложность суждение – это его логическое значение.

В логике используются также термины “предложение” и “высказывание”. Рассмотрим их соотношение.

Суждение и предложение. В предложении суждение обретает реальность для говорящего и слушающего и, является языковым орудием общения людей.

Суждение формируется одновременно с предложением. И в этом смысле они едины. Но это не означает, что они полностью совпадают. Если всякое суждение выражается в предложении, то не всякое предложение есть суждение. Вспомним, что по цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные. Выражением суждения является только повествовательное предложение. Например: «Украина – демократическое государство», «Студенты изучают логику», «Грамматика повелевает даже царями».

Это повествовательные предложения. В них содержится сообщение, отражена связь между предметами и их свойствами. Мы можем выяснить их логическое значение истинности. Тогда как побудительные и вопросительные предложения не выражают суждений, т.к. не сообщают информацию, а напротив, просят предоставить ее. Например, «Кто сегодня отсутствует?», «Войдите!» Они не утверждают и не отрицают что-либо о чем-либо. И мы не можем характеризовать их как истинные или ложные.

Исключением из правила являются риторические вопросы. Например, «Кто же не хочет счастья?», «Кто же не знает Т.Г. Шевченко – поэта Украины? Это ораторский прием. В них уже содержатся утверждения: «Все люди хотят счастья», «Все просвещенные люди знают Т.Г. Шевченко».

Кстати отметим, что вопросительные предложения имеют большое значение в познавательной и практической деятельности. От правильной, своевременной и последовательной постановки вопроса зависит и успех решения. «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности», - писал великий немецкий философ Иммануил Кант.

В последнее время активно разрабатывается эротетическая логика (греч., т.е. логика вопросов и ответов; См.: Бартон В.И. Логика. – Мн., 2001 – гл. 7; Солодухин О.А. Логика. – Ростов н/Д, 2000 – гл. 10).

Что касается побудительных предложений, то среди логиков пока нет однозначного мнения о них.

Теперь посмотрим, чем отличаются между собой суждение и предложение. Для этого рассмотрим их строение, состав.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.19 с.)