Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления совершенствования законодательства об экологической информацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аннотация. В статье анализируются проблемы правового регулирования отношений, связанных с экологической информацией. На основе изучения законодательства Республики Беларусь, международных документов в области охраны окружающей среды, основных положений теории экологического права сформулировано определение экологической информации, показаны основные направления дальнейшего совершенствования законодательства в данной области. Высказываются предложения о структуре и содержании норм о ресурсах экологической информации, порядке ее предоставления и распространения, установлении возможных ограничений в предоставлении и перечня случаев, в которых не допускается отказ в предоставлении экологической информации. Обосновывается целесообразность опубликования Национального доклада об охране окружающей среды, необходимость закрепления в законодательстве характера его информации и периодичности издания. Сделаны предложения по содержанию Экологического кодекса в части, касающейся правового режима экологической информации.
Введение. Концепция проекта Экологического кодекса[1] предусматривает включение в указанный кодифицированный акт ряда статей, посвященных регулированию доступа к экологической информации. Следует отметить, что понятие «экологическая информация » впервые использовано в Законе «Об информатизации»[2], в соответствии с которым «не может быть ограничен доступ к документированной... экологической информации, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической и другой, обеспечивающей безопасность существования общества...». Однако в данном нормативном правовом акте собственно термин «экологическая информация» не раскрывается. В то же время Конституция Республики Беларусь[3] провозглашает право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации, в том числе, о состоянии окружающей среды. Некоторое развитие конституционная норма приобрела в Законе «О гидрометеорологической деятельности»[4], в котором установлено, что граждане и иные лица имеют право на получение в установленном порядке информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении. При этом под такой информацией понимаются данные, полученные в результате наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, а также фактическая и прогнозная информационная продукция, являющаяся результатом обработки и анализа первичных данных*. В Законе «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»[5] закреплено право граждан на получение сведений о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемической и радиационной обстановке, действующих санитарных правилах; принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия и их результатах; качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды. Из смысла ст.74 Закона «Об охране окружающей среды» следует, что к экологической относится информация не только о состоянии окружающей среды, а также о загрязнении и мерах по ее охране[6]. Наиболее полно содержание экологической информации раскрыто в Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 1998 года (Орхусская конвенция)[7]. К таковой относится не только информация о природной среде и состоянии ее отдельных компонентов – земель, вод, атмосферного воздуха и т.п., загрязнении окружающей среды, состоянии здоровья людей, но и информация, которую мы условно можем назвать экологически значимой (понимая, что и первая и вторая весьма важны для обеспечения и защиты прав граждан в области охраны окружающей среды). Вторую группу составляет информация о деятельности (в самом широком смысле), которая может повлиять на состояние окружающей среды[8]. Кроме того, право на информацию о состоянии и использовании отдельных природных объектов[9-15], состоянии здоровья населения[16; 17; 18], о принимаемых решениях в области охраны окружающей среды и природопользования[19; 20] закрепляется в ряде нормативных правовых актов Республики Беларусь. Таким образом, законодательство не содержит единого понятия экологической информации, что порождает различное толкование норм права. В связи со сказанным, в Экологическом кодексе необходимо определить содержание термина «экологическая информация», которое должно основываться на положениях Орхусской конвенции с учетом правовой терминологии, применяемой в законодательстве Республики Беларусь (Законов «Об информатизации»[2], «Об охране окружающей среды»[6], «О здравоохранении»[16], «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»[5], «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[20], «О безопасности генно-инженерной деятельности»[21] и др.). Целесообразно также закрепление порядка предоставления и распространения экологической информации, установление перечня случаев, в которых может быть ограничен доступ к такой информации, а также подробная регламентация иных отношений, возникающих по поводу экологической информации. Основная часть. Рассмотренный выше подход позволяет определить экологическую информацию как документированные сведения* о: состоянии окружающей среды, компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, биологического разнообразия и его компонентов, включая генетически измененные организмы, и взаимодействии между ними; факторах, источниках, материалах, продукции, явлениях и процессах (шум, вибрация, электромагнитное излучение, радиация, вещества и т.п.), оказывающих или способных оказать вредное воздействие на окружающую среду; угрозе, причинах возникновения, возникновении, результатах ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказывающих или способных оказать вредное воздействие на окружающую среду; государственной политике, нормативных правовых актах, в том числе международных соглашениях в области охраны окружающей среды, государственных прогнозах, концепциях, планах и программах, оказывающих или способных оказать вредное воздействие на окружающую среду; деятельности государственных органов, в том числе принимаемых решениях в области охраны окружающей среды; экологических и иных мероприятиях, хозяйственной деятельности юридических лиц в части вредного воздействия на окружающую среду; затратах на охрану окружающей среды, формировании и использовании средств фондов охраны природы и других источников финансирования природоохранной деятельности, данных экономического анализа, применяемых при принятии решений по вопросам, касающимся охраны окружающей среды; санитарно-эпидемической обстановке, состоянии здоровья населения, культурных ценностей, объектов культурной инфраструктуры, в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние окружающей среды. Необходимо отметить, что в настоящее время перечень сведений, относящихся к экологической информации, определен постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [22]. Такой подход ограничивает содержание экологической информации по сравнению с положениями Орхусской конвенции, учитывая структурную комплексность данного понятия [23; 24]. Полагаем, что в Экологическом кодексе не представляется возможным дать исчерпывающий перечень сведений, составляющих экологическую информацию, так как она характеризует множество объектов (состояние окружающей среды в целом, природных и природно-антропогенных объектов, отдельных компонентов природной среды, деятельности и т.п.). В связи с этим целесообразно включить в кодекс норму о ресурсах экологической информации, что будет соответствовать законодательству об информации и информатизации. Ресурсы экологической информации могут быть классифицированы на: имеющие государственное значение (например, государственные кадастры природных ресурсов, реестр источников ионизирующего излучения, реестр сертификатов Национальной системы подтверждения соответствия)[25]; формально не относящиеся к ресурсам, имеющим государственное значение, но представляющие большую общественную и государственную значимость с точки зрения определения экологической информации (Государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и вредных воздействиях на нее, информация Национальной системы мониторинга окружающей среды, Государственный гидрометеорологический фонд); информационные ресурсы, содержащие экологическую информацию и имеющие значение для юридических и физических лиц (например, данные, полученные в результате контроля в области охраны окружающей среды). Такое деление позволит сориентировать пользователя экологической информации в поиске информационных ресурсов и субъекта, ответственного за формирование и использование данного ресурса. Доступ к экологической информации граждан, юридических лиц и государственных органов (организаций) обеспечивается посредством предоставления, распространения экологической информации ее владельцами, а также в процессе информационного взаимодействия государственных органов (организаций) [26; 27]. Предоставление экологической информации осуществляется на основании заявления (запроса) заинтересованных субъектов. В ряде случаев на лиц, обладающих экологической информацией, законодательством возлагается обязанность по ее доведению до сведения граждан и юридических лиц через средства массовой информации, печатные издания, глобальные информационные сети или иными общедоступными способами. В этом случае речь идет о распространении экологической информации. В зависимости от характера экологической информации порядок ее предоставления и распространения устанавливается либо экологическим законодательством, либо законодательством, регулирующим соответствующие виды деятельности (законодательство о гидрометеорологической, генно-инженерной деятельности, здравоохранении, историко-культурном наследии, информации и информатизации, государственной статистике, финансово-кредитной системе, лицензировании и др.). В Экологическом кодексе целесообразно определить содержание права на получение экологической информации, соответствующее статье 34 Конституции Республики Беларусь, а также положениям Орхусской конвенции. При этом следует учесть особое значение форм реализации права на получение экологической информации: по заявлению гражданина, запросу юридического лица либо в результате деятельности государственных органов по распространению экологической информации, что позволит имплементировать положения Орхусской конвенции об активном и пассивном доступе к экологической информации. Сказанное обусловливает необходимость детализации в Экологическом кодексе положений о заявлении (запросе), порядке предоставления экологической информации, поскольку новая редакции Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан»[28] не позволяет в полной мере регулировать отношения в области предоставления экологической информации. Во-первых, данный Закон регулирует отношения, субъектом которых является гражданин, но не юридическое лицо, во-вторых, объективно не учитывает особенности заявления (запроса) о предоставлении экологической информации, которые вытекают из положений Орхусской конвенции. В частности, отсутствие у лица, обратившегося за предоставлением экологической информации, необходимости доказывать и пояснять заинтересованность в получении данной информации; обязанность государственных органов предоставлять экологическую информацию в объеме, содержании, форме и способом, которые указаны в заявлении (запросе) о предоставлении экологической информации; обязанность государственных органов «отделять» экологическую информацию от конфиденциальной информации. В кодекс должны быть включены нормы, предусматривающие ограничения в предоставлении экологической информации. Данная позиция основана на положениях ст. 23 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой «ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц», а также положениях ст. 4 Орхусской конвенции. По нашему мнению, в предоставлении экологической информации может быть отказано, если: информация не подлежит раскрытию в соответствии с законодательством о государственных секретах; разглашение информации создаст препятствия или приведет к невозможности осуществления правосудия, производства предварительного расследования, производства по делам об административных правонарушениях; разглашение информации причинит или создаст угрозу причинения вреда окружающей среде. Принимая во внимание значимость экологической информации для обеспечения прав граждан и юридических лиц, представляется необходимым установить перечень случаев, когда не может быть отказано в предоставлении экологической информации. С учетом положений Орхусской конвенции не допускается отказ в предоставлении информации о: выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов сточных вод в водные объекты с превышением установленных в соответствии с законодательством нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками с превышением установленных в соответствии с законодательством нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных источников; сбросах в водный объект химических или иных веществ, их смесей, предметов или отходов; загрязнении почвы химическими и иными веществами, приведшем к ухудшению качества плодородного слоя почвы или подземных вод; ионизирующем излучении, электромагнитном, шумовом или ином физическом воздействии с превышением установленных нормативов; незаконном изъятии (добыче), повреждении либо уничтожении лесов, объектов животного и растительного мира. Как было отмечено, доступ к экологической информации может быть обеспечен и посредством ее распространения. При этом до сведения общественности должна доводиться как текущая информация, так и обобщенная информация, отражающая динамику изменения состояния окружающей среды на протяжении определенного периода времени. В последнем случае важным представляется опубликование Национального доклада о состоянии окружающей среды в Республике Беларусь, что следует отразить на законодательном уровне. В данный документ необходимо включать сведения о состоянии окружающей среды на территории отдельных областей и по республике в целом; о способах и уровне воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности граждан и юридических лиц, в том числе об объемах производимых сбросов и выбросов. Самостоятельные разделы должны содержать информацию о расходовании средств на природоохранные планы и мероприятия по охране окружающей среды, а также статистические данные о правонарушениях в области охраны окружающей среды, предъявленных претензиях и исках о возмещении вреда окружающей среде, результатах предъявления претензий и судебных разбирательств по таким искам. Учитывая комплексный характер информации Национального доклада об охране окружающей среды, целесообразно его опубликование и распространение с периодичностью один раз в четыре года. Информация о состоянии и о мерах по охране окружающей среды может доводиться органами государственного управления до сведения общественности с большей периодичностью через иные источники (например, экологический бюллетень «Состояние природной среды Беларуси», справочно-статистические материалы по состоянию окружающей среды и природоохранной деятельности в Республике Беларусь[29]). В Законе «Об охране окружающей среды» предусмотрено формирование Государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и вредных воздействиях на нее[6]*. В фонде хранятся документы, содержащие информацию о состоянии окружающей среды и ее загрязнении (например, информацию, полученную в результате проведения геофизического мониторинга, данные локального мониторинга, подлежащие длительному хранению и иных видов мониторинга, включенных в Национальную систему мониторинга окружающей среды[30]). Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что ведение указанного фонда осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды[31]. В то же время, в связи с многочисленностью экологической информации она накапливается в различных государственных органах, что затрудняет ведение указанного фонда одним субъектом. Поэтому целесообразно возложить на государственные органы, владеющие информацией, подпадающей под определение экологической, формирование и ведение соответствующих реестров. Это позволит создать распределенный фонд данных о состоянии окружающей среды, что должно найти отражение в Экологическом кодексе. Заключение. Подводя итог, следует признать обоснованным более детальное правовое регулирование предоставления, распространения экологической информации, закрепления гарантий реализации права на ее получение и иных отношений в данной сфере, предусмотренное Концепцией Экологического кодекса. Однако при разработке указанных норм важно устранить существующие пробелы и противоречия действующего законодательства. Представляется необходимым в Экологическом кодексе: определить содержание термина «экологическая информация»; закрепить норму о ресурсах экологической информации; детализировать положения о заявлении (запросе), порядке предоставления экологической информации; предусмотреть возможные ограничения в предоставлении экологической информации; установить перечень случаев, в которых не допускается отказ в предоставлении экологической информации; отразить особенности, периодичность опубликования, характер информации Национального доклада об охране окружающей среды. Литература: 1. Об утверждении Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г., № 1460 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 2. 5/16973. 2. Об информатизации: Закон Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 33. Ст. 428. 3. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032. 4. О гидрометеорологической деятельности: Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 37. 2/31. 5. О санитарно-эпидемическом благополучии населения: Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. В ред. Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 52. 2/172; 2003. № 79. 2/966. 6. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 нояб. 1992 г. В ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. (с изм. и доп.) // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1993. № 1. Арт. 1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 85. 2/875; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 6. 2/1177. 7. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды: утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г., № 726 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 1. 1/837; 2003. № 95. 3/866. 8. Лаевская Е.В. Доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. – Мн., 2002. С. 73-74. 9. Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Республики Беларусь от 4 января 1999 г. (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 2‑3. 2/1; 2002. № 55. 2/848. 10. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1997 г. // Ведамасцi Нацыянальнага Сходу Рэспублiкi Беларусь. 1998. № 8-9. Ст. 103. 11. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 33. Ст. 473. 12. Лесной кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 70. 2/195; 2004. № 39. 2/1020; № 123. 2/1059; 2005. № 121. 2/1139; № 196. 2/1163. 13. Об охране и использовании животного мира: Закон Республики Беларусь от 19 сентября 1996 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 31. Ст. 571. 14. Об охране атмосферного воздуха: Закон Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.1997. № 14. Ст. 260. 15. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. В ред. Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 35. Ст. 570; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 52. 2/171. 16. О здравоохранении: Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. В ред. Закона Республики Беларусь от 11 января 2002 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 24. Ст. 290; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 10. 2/840. 17. О радиационной безопасности населения: Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 г. // Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1998. № 5. Ст. 25. 18. О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991 г.(с изм. и доп.) // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 35. Ст. 622; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. № 19–20. Ст. 339; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 87. 2/883. 19. О государственной экологической экспертизе: Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. В ред. Закона Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 70. 2/194. 20. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. (с изм. и доп.) // Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1998. № 19. Ст. 212; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 8. 2/932; 2005. № 103. 2/1120. 21. О безопасности генно-инженерной деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 9. 2/1193. 22. О перечне сведений, относящихся к экологической информации: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2003 г., № 22 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 69. 8/9631. 23. Лаевская Е.В Орхусская конвенция как элемент законодательства Республики Беларусь // Обзор экологического законодательства Республики Беларусь.– СПб.: «Невский простор», 2003. С. 47-64. 24. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона от 17 июля 2002 года / Е.В.Лаевская, В.Е.Лизгаро, Т.И. Макарова. – Минск, 2005. – 272 с. 25. О Перечне информационных ресурсов, имеющих государственное значение: 26. Инструкция об обмене информацией между Национальной системой мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: утверждена Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь; Министерства здравоохранения Республики Беларусь; Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 12 сентября 2005 г., № 41/30/45 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. № 155. 8/13151. 27. О Порядке сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обмена этой информацией: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2001 г., № 1280 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 82. 5/7900. 28. Об обращениях граждан: Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. В ред. Закона Республики Беларусь от 1 ноября 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 189. 2/1089. 29. [Электрон. ресурс] / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 2006 г. Режим доступа: http://minpriroda.by. 30. Об утверждении Положений о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга растительного мира, геофизического мониторинга и использования их данных: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2004 г., № 412 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 60. 5/14094. 31. Положение о государственном фонде данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении: утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 1 июня 2000 г., № 793 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 56. 5/3338; 2002. № 4. 5/9658.
Статья опубликована: Лаевская, Е.В. Основные направления совершенствования законодательства об экологической информации / Е.В. Лаевская, В.Е. Лизгаро, И.С. Шахрай // Право и демократия: сб. науч. тр.; редкол.: В.Н. Бибило (отв. ред.) [и др.] – Минск: БГУ, 2006 – Спец. вып. ‑ С. 97-108.
Н.С. Губская
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.245.152 (0.011 с.) |