RUSSIAN SOVIET FEDERALISM DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR: CHANGES AND THEIR CONSEQUENCES



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

RUSSIAN SOVIET FEDERALISM DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR: CHANGES AND THEIR CONSEQUENCES



 

Summary: The events of 1941-1945 have significantly changed the legal system of the USSR and RSFSR. The article deals with the violent changes of the national-territorial structure of Soviet Russia during the war, the events of the nations’ deportation and the consequences of this episode for the future of the Russian Socialist Federation.

Key words: federalism, the Great Patriotic War, the USSR, the RSFSR, the nations’ deportation.

 

Великая Отечественная война значительнейшим образом изменила многие положения советского законодательства, не обойдя основы её государственности. На крупнейшей республике Союза, Советской России, эти преобразования сказались сильнее всего, не только затронув юридические аспекты федеративного устройства, но и заложив глубокие межнациональные проблемы будущего.

Цель настоящего исследования – рассмотреть изменения в федеративном строе РСФСР, произошедшие в годы войны с нацисткой Германией. Исходя из этого, задачами, стоящими в ходе выполнения работы, являются анализ довоенного советского российского федерализма, изучение изменений федеративного устройства в военные годы и причин, их повлекших, а также установление последующего влияния перемен на российскую федеративную систему.

Специфический советский российский федерализм изначально рассматривался большевиками как решение национального вопроса погибшей Российской империи, хотя в ходе хаотичного процесса формирования субъектов федерации мнения народов об их собственном будущем практически не учитывались [13, С. 377-382]. Система стабилизировалась и получила твёрдое правовое регулирование в Конституции СССР 1936 г., тем самым заморозив национальные проблемы, окончательно их не разрешив. Так, ст. 20 признавала субъектами федерации лишь национальные образования, автономные республики и области, а ст. 92 гарантировала собственные Конституции автономиям, созданные с учётом их особенностей [2]. Схожие положения имел и Основной Закон РСФСР в ст. ст. 14 и 56-76 [3].

Примечательно, что в советской юридической литературе отмечалось исключительно положительное влияние Великой Отечественной войны на национально-территориальное устройство государства. Так, юрист В.С. Петров считал, что социалистическая федерация, пройдя проверку войной, показала свой интернациональный характер и сплотила народы [12, С. 13]. Однако в свете анализа событий военного времени, произошедших в РСФСР, подобная точка зрения представляется однобокой и во многом не соответствующей действительности.

Война обнажила многие оставленные без ответа национальные вопросы и откровенно антисоветские настроения отдельных народов с одной стороны и интриги Советского и местных правительств, переплетённые с этническими предрассудками и личными корыстными мотивами властных элит, с другой. Для полноты картины рассмотрим действия руководства Страны Советов, предпринятые им для преодоления проблем социалистического федерализма.

Изменения национально-государственного устройства Советского Союза в годы Великой Отечественной войны осуществлялись в нарушение Конституций СССР и РСФСР, будучи эпизодом депортации народов. При этом решение о ликвидация того или иного субъекта федерации, как правило, принимали ЦК ВКП(б) или ГКО совместно с СНК СССР, а затем Президиум Верховного Совета СССР постфактум утверждал соответствующие указы. Мнение заинтересованных в своей судьбе народов не бралось во внимание.

Начало процессу положила ликвидация автономии немцев Поволжья. По решению партии и правительства Президиум Верховного Совета СССР 28 августа 1941 г. принял тенденциозный указ, ликвидировавший АССР Немцев Поволжья и обрекший на депортацию свыше 367 тыс. русских немцев в районы Сибири и Казахстана [11, С. 94]. Доводы о «тысячах и десятках тысяч диверсантов и шпионов» [4] среди населения автономии плохо скрывали истинные мотивы высшего государственного руководства, опасавшегося возможного сотрудничества немцев с наступающим врагом. Бывшая территория республики разделена между соседними областями.

После коренного перелома хода войны началась расправа над народами, замеченных в коллаборационистских настроениях. 12 октября 1943 г. секретный указ Президиума Верховного Совета СССР на основании факта предательства карачаевцев и их участия на стороне германских войск в борьбе с Советской властью [5] обрекал на насильственную депортацию около 69 тыс. человек [9, С. 327]. Карачаевская автономия как субъект федерации упразднялась.

Через полтора месяца долю карачаевцев разделили калмыки. Президиум Верховного Совета СССР в своем очередном тайном указе от 27 декабря 1943 г. считал, что «многие калмыки изменили Родине, вступили в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии» [6]. Очередной субъект социалистической федерации, Калмыцкая АССР, был стёрт с карты страны, более 90 тыс. калмыков переселены в районы Средней Азии.

Обвинения, подобные вышеизложенным, были предъявлены чеченцам и ингушам. Решением ГКО СССР в январе 1944 г. была ликвидирована Чечено-Ингушская АССР [7], а в феврале-марте 1944 г. силами НКВД СССР выселено полмиллиона человек [10, С. 14-18]. Вскоре по схожей схеме на основании внутренних актов органов госбезопасности было депортировано 37 тыс. балкарцев [9, С. 328], Кабардино-Балкарская АССР реорганизовывалась в Кабардинскую республику. Участь спецпереселенцев в мае 1944 г. разделили и крымские татары, а Крымская АССР лишилась статуса автономии [8, С. 650].

Как показало время, насильственные политические воздействия на федеративное и национальное устройство государства имели далеко идущие губительные последствия. Были уничтожены уникальные национальные образования со специфическим внутренним устройством, сотни тысяч человек выселены с территорий многовекового проживания, разрушены устойчивые межэтнические связи регионов. И, несмотря на усилия по обустройству быта народов в депортации и меры предотвращения их дискриминации среди местного населения, целые народности стали негативно настроенными и к Союзному центру, и к русскому народу [14, С. 58].

С 1956 г. берёт начало процесс реабилитации народов. Тысячи депортированных получили право возвратиться на родину, позже были восстановлено большинство национальных автономий. Однако давний конфликт военных лет не был исчерпан, и эхо войны раздалось в годы Перестройки, во многом способствовав краху СССР и подрыву российской федеративной системы. Пробудившееся национальное самосознание народов России требовало от Советской власти торжества справедливости.

Дать всестороннюю оценку события семидесятилетней давности трудно и сейчас. Парламент суверенной России назвал их «политикой клеветы и геноцида» [1], однако не будем слепо доверять мнению периода несправедливого самобичевания собственной истории. Согласимся, преступны действия советского военного правительства, не только распространившего вину отдельных лиц на целые народы, но и поправшего некогда им же декларировавшийся принцип самоопределения наций, однако нет оправдания ни коллаборационизму, ни предательству. Возможно, высшие государственные деятели и считали, что война всё спишет, но эпоха показала, что грубая правка федеративной карты Советской России только отсрочила решение проблем, кардинально их усугубив.

 

Библиографический список

 

1. О реабилитации репрессированных народов: закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-I. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 18. Ст. 572.

2. Конституция (Основной закон) СССР (утратил силу). // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283.

3. Конституция (Основной Закон) РСФСР (утратил силу). // СУ РСФСР. 1937. № 2. Ст. 11.

4. О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья: указ Президиума ВС СССР от 28.08.1941 (утратил силу). // Ведомости ВС СССР. 1941. № 38.

5. О ликвидации Карачаевской автономной области и об административном устройстве ее территории: указ Президиума ВС СССР от 12.10.1943 (утратил силу).

6. О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР: указ Президиума ВС СССР от 27.12.1943 (утратил силу).

7. О мероприятиях по размещению спецпереселенцев в пределах Казахской и Киргизской ССР: постановление ГКО СССР № 5073 от 31.01.1944 (утратил силу).

8. Бердинских В.А. Спецпоселенцы: Политическая ссылка народов Советской России. – М., 2005. 765 с.

9. Бугай Н.Ф. Депортация народов. // Война и общество. 1941-1945 гг. Кн. 2. – М., 2004. С. 324-332.

10. Витковский А.В. «Чечевица» или семь дней чеченской зимы 1944 года. // Служба безопасности. – 1996. № 1-2. С. 14-18.

11. Земсков В. Н. Спецпоселенцы в СССР. 1930-1960. – М., 2005. 306 с.

12. Петров В. С. Советское государство и Великая Отечественная война. // Правоведение. 1975. № 3. С. 7-15.

13. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. – М., 2006. 792 с.

14. Ястребов А. В. Репрессии народов СССР: последствия трагедии. – Самара, 2007. 62 с.


Осипов Роман Алексеевич — аспирант

ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия,

Научный руководитель — д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ И.Н. Сенякин

г. Саратов, Россия

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.52.223 (0.008 с.)