Change the Federal structure of the Russian Federation: history and results 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Change the Federal structure of the Russian Federation: history and results



 

Summary: The article considers the Federal structure of the country, explores the stages of its formation and the problems associated with it. The article reveals the understanding of the causes of the problems and defines the essence and significance procedures for changing territorial structure of the Russian Federation.

Keywords: Russian Federation, Federal structure, the parade of sovereignties, the Constitution of the Russian Federation, policy and law, Federal contract.

 

Федеративное устройство России представляет собой закреплённый в Главе 3 Конституции РФ способ политико-территориальной организации власти в федеративном государстве, на основании которого устанавливается правовое положение и порядок взаимоотношений между центральной властью (Федерацией) и региональными частями государства (субъектами РФ). При этом учитывается право нации на самоопределение, которое в рамках федеративного законодательства предусматривает возможность выбора формы и способа организации региона и региональной власти.

Данный факт является следствием того, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации [1].

Во внутреннем государственном устройстве России изменения стали происходить после распада СССР с 1991 года. Перемены коснулись не только количества субъектов РФ, но и формы. В частности, в составе РФ появились республики. Это стало следствием того, что национальные автономии воспользовались своим правом на самоопределение, и провозгласили свой национальный суверенитет. Правда, не оспаривая факта нахождения в составе единого федеративного государства и не претендуя на абсолютную суверенность. Хотя были и такие прецеденты, в частности речь идёт о Чеченской Республике, Татарстане и Башкортостане, которые посчитали себя суверенными государствами, находящимися в союзе с Россией, а не являющиеся её составной частью.

После распада СССР был проведен парад суверенитетов, выявивший большие противоречия во взглядах на некоторые события и действия между функционирующей властью РСФСР и республиками в ее составе. Итогом данного события может служить выделение составляющих частей некогда единого государства в обособленные государственные структуры, независимость каждой республики. В частности, ранее упомянутый Татарстан, провозгласил себя суверенным субъектом, равным по своему правовому статусу РСФСР, а затем и РФ.

По итогам референдумов автономные округа получили возможность свободно выходить из составов краев и областей посредством принятия определенных законов. Так в России было определено официально 4 автономных округа и 1 автономная область. Два города – Москва и Санкт-Петербург – стали городами федерального значения.

Возросший статус и претензии на суверенность регионов РФ, а также отсутствие Конституции РФ, потребовали принятия общего соглашения к середине 1992 г. Регионы Российской Федерации подписали договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти — федеративный договор, который был включён в действовавшую на тот момент конституцию РСФСР.

«С 1994 г. были заключены десятки таких договоров, что в итоге деформировало политическое, правовое и бюджетное пространство РФ», вызвав так называемую «федеративная асимметрия», «когда при формальных конституционных гарантиях равенства всех субъектов Федерации (п. 4 ст. 5 Конституции РФ) фактически субъекты были не равны» [2].

Фактически в тот же период, субъекты Федерации получили право, впоследствии закреплённое в Конституции РФ 1993 года, на региональную конституцию (устав), законодательство, территорию, собственность и символику. Все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, признавались равноправными. С течением времени наименование и количество субъектов периодически изменялось. Так в 2014 году по результатам Крымского референдума в состав России вошло два новых субъекта: Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Основываясь на положениях Конституции РФ, хочется отметить, что существует достаточно нелегкая процедура создания нового субъекта государства, присоединение или выделение из другого нового субъекта. Данная процедура предусматривает определенный ряд преобразований правового и политического характера, принятие федеральных конституционных законов и внесений изменений в Конституцию РФ.

Но при этом сохранялись принятые ещё в 90-х годах права субъектов РФ, а новые субъекты становились равноправными тем, которые изначально являлись составной частью российского государства.

Неизменной оставалась и остаётся приоритетность интересов Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываются сложившиеся исторические, культурные и хозяйственные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности.

На сегодняшний день в составе Российской Федерации находится 85 субъектов, наименование и статус которых закреплены в статье 65 Конституции РФ [3].

Различием в правовом статусе субъектов России можно считать то, что основным учредительным документом республик является конституция, все остальные субъекты принимают устав. Различие основных учредительных документов субъектов РФ (конституция или устав), можно признать формальным. Так как правовые последствия применения этих нормативных актов и их юридическая защита идентичны, для этого достаточно обратиться к нормам как собственно федеральной Конституции, так и нескольких федеральных законов [4], а также сопоставить содержание самих региональных конституционных актов.

Основываясь на истории Российской Федерации, хочется отметить, что изменение федеративного устройства и его структуры неизбежно всегда влекло за собой не только образование новых субъектов РФ, изменения их наименований и преобразование территорий, но и вызывало различные противоречия. В частности, таким противоречием стало несоответствие государственного аппарата и законодательства Республики Крым российскому законодательству, что потребовало создание переходного периода. При разделении единого Пермского региона в 90-е годы возникли социально-экономические противоречия во вновь возникших субъектах, а образование Чеченской и Ингушской Республик стало причиной вооружённого конфликта как между самими субъектами, некогда формировавшими Чечено-Ингушскую АССР, так и с Федерацией в целом.

Современные реалии, связанные с принятием в состав РФ Крымских регионов, и вовсе стали причиной конфликта межгосударственного. Однако практика показала, что все конфликты можно урегулировать, а противоречия устранить. Отказаться же от территориальных преобразований нельзя. Поскольку они выступают составной частью права народов, населяющих Россию, на самоопределение, закреплённого в Преамбуле Конституции РФ. И это же позволяет государству подстраиваться под существующие социально-экономические реалии, не давая ему превратиться в неэффективную машину подавления.

Федеративное устройство для России — это рациональный выбор, продиктованный необходимостью приближений гражданина к власти в системе демократизации [5].

Тем самым можно признать, что федеративные отношения в нашей стране ещё будут претерпевать изменения не один раз. Но важно другое. Все эти изменения будут направлены во благо интересам народа РФ, а значит, и самого российского государства.

 

Библиографический список

 

1. Статья 5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Морозов С.И. Абубакирова Е.О. Обеспечение федеративного устройства российского государства на современном этапе политической модернизации // Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения Выпуск № 1 / 2012. С.144

3. Статья 65. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

4. Сергеев С.Г. Конституционное право России: Учебник, Дашков И. К, М., 2009, с. 576.

5. Давыденко Е.А. Федеративное устройство российской федерации // XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (сборник статей) – Новосибирск. Сибак. 2014 г. – [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://sibac.info/studconf/hum/xxvi/39688


Поликарпов Михаил Владиславович – студент

Стерлитамакского филиала Башкирского Государственного Университета

Научный руководитель – Косых Е.С., к.и.н., доцент

г.Стерлитамак, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.008 с.)