Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система социального контроляСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В отечественной научной литературе определены и описаны (Я.И. Гилинский, А.М. Яковлев и др.) восемь компонентов, образующих систему социального контроля девиантного поведения. 1) индивидуальные действия, проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой. Реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей социальной шкалы оценок; 2) шкала оценок - производное от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом; 3) Результатом действия социальной шкалы оценок является категоризация индивидуального акта, т. е. отнесение его к определенной категории действий (социально одобряемой или порицаемой). Это, в свою очередь, зависит от характера общественного самосознания; (4) характер общественного самосознания - общественная самооценка и оценка группой ситуаций, в рамках которых она действует (социальная перцепция). От состояния общественного самосознания непосредственно зависят характер и содержание социальных действий; 5) социальные действия - выполняют функцию позитивных или негативных социальных санкций. Реакция индивида на социальное действие зависит от индивидуальной шкалы оценок; (6) индивидуальная шкала оценок - производное от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида. Результатом функционирования индивидуальной шкалы оценок является самокатегоризация индивида. 7) самокатегоризация индивида - принятие роли, отождествление с определенной категорией лиц). Самокатегоризация индивида зависит от индивидуального самосознания; 8) индивидуальное самосознание - самооценка и оценка ситуации, в рамках которой действует индивид (индивидуальная перцепция). От характера индивидуального самосознания непосредственно зависит последующее индивидуальное действие, являющееся реакцией на социальное действие.
Каждый из компонентов системы социального контроля может подвергаться внешнему и внутреннему воздействию, корректировке. Социальный контроль связан с системой факторов, изменяющей социальное поведение индивида, его сознание, мотивацию, оценку и самооценку, и т.п. В связи с этим следует учитывать то, что социальный контроль может либо усиливать воздействующие в обществе отклонения, либо смягчать их, приводить в норму.
Коррекционно-воспитательная деятельность направлена главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить для обеих сторон возникший конфликт «личность — общество», «личность — социальная среда», «личность — группа», «личность—личность».
Необходимость в коррекционно-воспитательной деятельности возникает в случаях отклонения в поведении ребенка, подростка, юноши, вызванных, главным образом, социальными нарушениями (то есть без патологии – А.Х.)
Этапы асоциального поведения определяются тремя признаками: а) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий; б) степень несоответствия диспозиции личности общественным требованиям, нормам и законам. Она определяется через анализ отношения личности к этим требованиям, а также оценку собственного поведения; в) единичность и рецидивность асоциальных действий.
На каждом этапе асоциального поведения личности предполагается определенная реакция со стороны общества в форме помощи или санкций. Исходя из сказанного, предлагается[25][25] модель изучения конкретного девиантного поведения для последующей социально-педагогической и психологической коррекции: 1. Диагностика нарушения общественных требований, норм и законов, их единичность и рецидивность. 2. Отношение личности [26][26] к социальным нормам, требованиям и собственному поведению. 3. Стимулы и санкции. 4. Институты, осуществляющие социализирующие влияния. 5. Социальный прогноз.
На первом этапе может не быть девиантного поведения в «чистом» виде, а могут проявляться некоторые его симптомы: непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований (семьи, школы, социальной группы). Как правило, причины - в неправильном воспитательном воздействии. Социальный контроль совершает попытку это воздействие компенсировать. Социальная помощь должна быть направлена: - на корректировку воспитательного воздействия (помощь педагогам, родителям); - на конкретную личность и носить характер измененной воспитательной деятельности. При успешной работе социальный прогноз может быть положительным, в противном случае возможны два исхода: или личность сама справляется с проблемами, или девиантное поведение закрепляется.
Второй этап характеризуется дальнейшими нарушениями социальных норм, требований и первыми проявлениями противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно вхождение в малые группы с выраженным асоциальным характером поведения.
Варианты отношения личности к социальным нормам: а) личность воспринимает свое поведение как нормальное и соответствующее собственным ценностям и установкам; б) личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует не столько ее собственным нормам и ценностям, сколько нормам и ценностям ближайшего социального окружения или социальной группы, к которой она стремится; в) личность оценивает свое поведение отрицательно, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам. В случае своевременного внимания и успешной коррекционной помощи прогноз будет положительным. В противном случае вероятно дальнейшее углубление нарушений в социальном поведении.
На третьем этапе девиантного поведения его характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление социального опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство, спекуляция, проституция и др.). Личность либо принимает свое поведение как нормальное, соответствующее его собственным ценностям и установкам, либо у нее наступает «кризис идентификации». Это кризис представления о себе и оценке общественного мнения на свой счет, что ведет к социальному конфликту, часто завершающемуся идентификацией с образом, который окружающие имеют о нем. (Принятие ярлыка, стигмы – А.Х.) На этом этапе коррекционная помощь должна носить интенсивный характер с целью разрушения социально отрицательных диспозиций и формирования новых, социально-релевантных. Санкции могут носить принудительный характер в специализированных воспитательных учреждениях по решению суда, по предложению родителей, учителей, психологов и др. с целью отрыва от вредного влияния окружающей социальной среды. На данном этапе существует минимальная вероятность того, что личность справится с проблемами.
Четвертый этап — устойчивое девиантное поведение — включает в характеристику рецидив и тяжесть противозаконных действий, возможное проявление опасных социальных отклонений, включение в группы с постоянно выраженным асоциальным характером. Возможно, что личность отрицательно оценивает свои действия, но испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления. Характер и содержание коррекционной деятельности сохраняются такими же, как и на третьем этапе. Существует возможность успешного решения проблем, возможен отказ от асоциальных действий, но благоприятный результат в целом затруднен тем обстоятельством, что «наклеивание ярлыка» (стигматизация) уже произошло. Поэтому при неудачной помощи формируется устойчивая готовность к девиантному поведению.
Пятый этап — устойчивое, особо опасное девиантное поведение, характеризующееся устойчивыми асоциальными действиями и тяжелыми социальными отклонениями. Проявления отношения к социальным нормамсо стороны личности сохраняются, как и на предыдущем этапе. На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, так как отчуждение личности от общества стабильное. При неудачной коррекционной помощи сохраняется устойчивая готовность к постоянному девиантному поведению. Приведенные этапы девиантного поведения имеют условный характер, так как каждый отдельный девиантный акт является специфическим комплексом характеристик нарушения и личностной мотивации, и социального поведения.
Коррекция личности девианта Функции процесса перевоспитания: 1. Воспитательная — восстановление положительных качеств, которые преобладали до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах. 2. Компенсаторная — формирование стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении. 3. Стимулирующая — активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам. 4. Корректирующая— исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения. 5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.
Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах: 1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы. 2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения. 3. Диагностический этап. 4. Выбор методов и технологий коррекционной работы. 5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы. 6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью. 7. Контроль над ходом и эффективностью программы.
Определение причин отклоняющегося поведения: - выяснить особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др. - выяснить, какие потребности он удовлетворяет своей принадлежностью к неформальному объединению: хочет ли самоутвердиться или получить социальную защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.; - проследить путь, который привел подростка именно в эту группу; - определить субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, социальному окружению, и разницу между этим отношением до и после включения в группу.
Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы (по Ю.А. Клейбергу): — единство диагностики и коррекции; — нормативности развития; — системность развития психической деятельности; — деятельностный принцип коррекции; — нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи; — понимание и сочувствие; — прагматизм психолого-педагогического воздействия; — приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика; — своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки; — творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе; — профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.
Задачи: 1) развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим; 2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения; 3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе; 4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов; 5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения. Приемы коррекционно-воспитательного воздействия: 1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации. 2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения. 3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения. 4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).
Вопросы для самопроверки: 1) В чем состоят, и как взаимосвязаны между собой компоненты системы социального контроля? 2) Каковы цели коррекционно-воспитательной работы? При каком условии такая работа сохраняет смысл и выполняет ведущую роль в профилактике девиантного поведения? 3) На каком основании построена классификация этапов асоциального поведения? Как оценивается продуктивность коррекционно-воспитательной работы на том или ином этапе? 4) В чем состоят функции процесса перевоспитания? 5) Каковы задачи и приемы психокоррекционной работы (по Клейбергу)?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.13 (0.013 с.) |