Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема человека в философии.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Издревле проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.
Основные определения:
2. Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества. В философии выделяются позитивные моральные качества: • гуманизм; • человечность; • честь; • совесть; • скромность; • великодушие; • справедливость; • верность; • иные качества.
И общественно осуждаемые — негативные: • чванливость; • цинизм; • грубость; • тунеядство; • трусость; • нигилизм; • иные негативные черты.
К общественно полезным качествам относятся: • воля; • решительность; • мудрость; • умение; • установки; • убеждения; • патриотизм.
3. Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость, снова деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Потребности могут быть: • биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.; • духовными — стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры; • материальными - обеспечить достойный уровень жизни; • социальными — реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.
Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы — также двигатель прогресса. Среди интересов выделяются: • личные (индивидуальные); • групповые; • классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры); • общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке); • государственные; • интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.). 4. Жизнь человека и общества невозможна без деятельности — целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд. В современном развитом обществе труд — одна из высших социальных ценностей. Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом. Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество. Научное познание Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверки знаний. Научным может считаться только хорошо проверенное и обоснованное знание. Знание становиться научным, когда оно достигает некоторого, достаточного высокого уровня развития, порога научности. Научное познание – развивающая система знаний, которая включает в себя два основных, но качественно различных уровня – эмпирический и теоретический. Научное познание имеет 2 уровня : эмпирический и теоретический. На обоих из них участвуют чувственное и рациональное познание. Оба уровня научного познания имеют свои методы и средства познания. Между ними (опыт и теория) существует двусторонняя связь. Границы между этими уровнями относительны и исторически условны.
Совокупность приемов исследования объекта - есть метод.
Методы бывают: · -Конкретно-научные и специфические методы. · -Общенаучные, применяемые во всех науках. · -Всеобщий, философский метод.
Общенаучный метод делится на 3 группы: 1. Эмпирические методы познания (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент) 2. Методы, используемые в эмпирическом и теоретическом познании (обобщение, абстрагирование, анализ и синтез) и схожие с ними методы (дедукция и индукция, моделирование и идеализация) 3. Чисто теоретические методы (формализация, исторический и логический методы, восхождение от абстракции к конкретному, системно - структурный метод, аксиоматический).
Методы теоретического уровня научного познания отличаются от методов эмпирического: Абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств предмета познания с целью углубленного исследования одной из его сторон. Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. Моделирование - метод, основанный на изучении не самого объекта, а его модели. Идеализация - метод использования идеальной модели. Научное познание начинается с постановки проблемы. Далее следует гипотеза. А затем теория (статус гипотезы как достоверного знания).
Проблема - «знание о незнании» о том, что еще не познано. Гипотеза - Научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своей целью решить проблему, носящее вероятностный характер. Теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых предположений и сводящая все открытые в данной области законы к единому основанию. Концепция - определенный способ понимания, трактовки каких - либо явлений, основная точка зрения. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: • познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества); • познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры). 2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: • гностицизм; • агностицизм.
Сторонники гностицизма (материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики (идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: • сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума); • сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что: • идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума; • материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.
3. Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах: • диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики; • историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления; • практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя; • познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания; • объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания; • активности творческого отображения действительности; • конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
4. Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.
Объектом познания является окружающий мир, а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Главные виды практики: • материальное производство; • управленческая деятельность; • научный эксперимент.
Функции практики — то, что она является: • критерием истины; • основой познания; • целью познания; • результатом познания.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, и др. которые являются продуктами всемирной истории, а не только результатом биологического эволюции. Чувственное познание осуществляется в ощущениях, восприятиях и представлениях, каждое из них является субъективным образом объективного мира. Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Рациональное познание представляет более высокий и сложный уровень познания. Оно осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.01 с.) |