Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качественные наблюдения и относительные понятия как основа реконструкции переменных

Поиск

 

Для выделения переменных в психологическом эксперименте используются разные методические средства. Все они служат цели операционализации, т.е. конкретизации в способах представления переменных тех эмпирически нагруженных понятий, которыми переменные представлены в психологической гипотезе.

Операционализация переменных как предварительное условие их измерения в психологическом исследовании учитывает традиции и анализа психологических шкал, используемых субъектом для описания своего внутреннего (перцептивного) опыта, и выявления переменных, соответствующих тем или иным шкалам, при описании полученных эмпирических данных с позиции исследователя как внешнего наблюдателя. Одна проблема остается при этом достаточно общей: имеет ли внутренний или внешний наблюдатель исходные основания для решения вопроса о возможности перехода от качественного анализа психологической реальности к конструированию этой реальности на уровне переменной, т.е. количественно измеряемой реальности?

Само по себе использование качественных описаний также не бесспорно с точки зрения возможности отнесения их к шкале наименований. Для научной классификации должен быть установлен критерий, в соответствии с которым приписывание разных чисел (или маркеров) различным классам «психологических объектов» или явлений удовлетворяет требованию установления отношения равномерности (идентичности) внутри класса и возможности отнесения каждого элемента только в один класс. В психологии нередки описания результатов, построенные таким образом, что каждый класс определяется по новому критерию (например, первый – по особенностям мотивации испытуемых, второй – по особенностям их мышления и т.д.). В таком случае элементы должны перемещаться из класса в класс с каждой новой сменой критерия.

Проблема использования классификационных признаков заключается также в том, что многие психологические термины можно определить только как относительные, т.е. не путем указания входящих в эти понятия признаков, а на основе противопоставления другим терминам. Тогда речь идет о проблематичности существования классификационного критерия. По мнению австралийских психологов [72], так обстоят дела, например, с терминами «интеллигентный», «нормальный», «интровертированный», «мужественный». Почти о каждом прилагательном можно сказать, что применительно к описанию человека оно задает лишь относительное понятие: норма противопоставляется ненорме, мужественность – женственности и т.д.

Относительное понятие предполагает наличие континуума, по которому все люди оцениваются как «относительно таковые». Так, «интеллигентность» (в переводе с английского точнее «интеллектуальность») подразумевает не разделение людей на две группы, но оценку или упорядочение каких-то проявлений субъекта относительно всего ряда соответствующих наблюдений в данной популяции. Не может быть однозначного критерия или четкой линии, отделяющей интеллектуальное проявление человека от неинтеллектуального. В то же время в обществе существуют определенные представления о различиях между интеллектуальными и неинтеллектуальными проявлениями человека в его поведении и формах общения.

 

Заметим, что эти критерии связаны с рамками определенной культуры. Так, в истории русской культуры понятие интеллигентности не отождествлялось только с критерием интеллектуальности, а оценка интеллигентности связывалась с рядом нравственных проявлений человека (т.е. неинтеллектуальным критерием). Если рассматривать различные этнические группы, то социокультурные аспекты значения «интеллектуальность» делают возможность сравнения людей из этих разных групп очень проблематичной. Без специального обсуждения термина «интеллектуальность» нельзя говорить, что одна группа интеллектуальнее другой.

 

Экскурс 6.3

 

Относительным понятие интеллектуальности остается и при построении психологических шкал на основе нормативного тестирования. Допустим, исследователь операционализировал понятие «интеллектуальность» на уровне методики психологического теста на интеллект. Измерение коэффициента интеллекта, или IQ, не решает проблемы, так как учитывает относительность понятия нормы выраженности показателя. Показатель 70 баллов произвольно может быть определен как «пограничная линия» для отделения нормальной, хотя и сниженной по отношению к 100, «интеллектуальности» от «неинтеллектуальности» и «умственной ненормальности». Вряд ли у психолога будет уверенность в отнесении людей с показателями 69 и 71 к названным разным классам «неинтеллектуальности».

 

Итак, ответ на вопрос о возможности построения классификации как способа задания качественной шкалы психологических переменных зависит во многом от решения проблемы соответствия вербальной категоризации для описания субъективной реальности и эмпирическому распределению оцениваемых атрибутов. Континуальный характер множества признаков облегчает иногда рассмотрение их на уровне более высокой шкалы – шкалы порядка.

Собственно психологическое измерение начинается с установления классификаций, в результате которых получают так называемые номинативные шкалы. Если выделен признак, по которому сравниваются объекты, то качественные различия по этому признаку позволяют приписать показателю переменной номер того или иного класса. В данном случае используется лишь то свойство чисел, что они разные. Поэтому иногда об измерении начинают говорить только в том случае, если психологическая переменная удовлетворяет и другим свойствам чисел. Так, если можно установить порядок следования психологических объектов в соответствии с выраженностью какого-то свойства, то построена порядковая шкала. Она позволяет зафиксировать ранг, или место, каждого значения переменной по отношению к другим значениям. Этот ранг может быть результатом установления порядка между какими-то стимулами или их атрибутами самим испытуемым (первичный показатель методик ранжирования, или рейтинговых процедур), но может определяться экспериментатором в качестве вторичного показателя (например, при ранжировке частот положительных ответов испытуемых на вопросы, относящиеся к разным темам).

Измерение в порядковых шкалах уже означает выполнение требования монотонности. Соответственно появляется возможность графически представить зависимость между НП и ЗП. Для номинативных шкал количественное представление экспериментального эффекта может быть отражено в виде диаграмм, но не графиков. График предполагает, что расположение чисел на осях координат удовлетворяет требованию монотонности. Если значения НП представлены номинативной шкалой, графическое изображение рисует псевдозависимости.

 

«Псевдо» в данном случае означает, что вид зависимости не может быть установлен как количественная связь, поскольку допустима перестановка на номинативной шкале любых классов – любых уровней как качественно отличающихся между собой. Продолжим в этом аспекте рассмотрение в качестве примера количественных данных из работы С. Московичи и Ф. Бушини [44]. Проверялась гипотеза о разном восприятии одного и того же решения проблемы, если испытуемым предвзятое дается как мнение большинства или меньшинства. НП была представлена тремя источниками сообщения. В условии А испытуемому говорили, что источник является анонимным, в условии Б – большинство (другими словами, представленное в тексте решение проблемы нужно рассматривать как мнение большинства). Третье условие М в инструкции было задано так, что сообщение приписывалось позиции меньшинства. ЗП измерялась средними величинами прямого влияния источника сообщения, которые были получены при использовании пятибалльных шкал оценивания согласия испытуемого с решением проблемы таким образом, как это задано в тексте сообщения.

 

 

Рис. 6.1. Влияние экспериментального фактора «источник сообщения» при разном расположении уровней НП на оси X.

 

Содержательно установленная связь выглядит так: с предвзятым решением люди в большей степени согласны, если оно задано им как мнение большинства. Анонимный источник оказывает еще большее прямое влияние (с приписываемыми анонимному источнику сообщениями люди в большей степени согласны; различие между выборочными средними, согласно t -критерию, значимо на уровне а<0,01). Графики, отражающие эту связь, будут выглядеть по-разному, если изменен порядок условий НП на оси Х (рис. 6.1).

В представленном примере о количественно выраженном экспериментальном эффекте говорить можно, а о количественной зависимости – нельзя. Установление количественной зависимости означает, что именно НП представлена количественно, т.е. как минимум в шкале порядка. Только в таком случае можно было бы утверждать, что увеличение или уменьшение показателей НП как-то сказывается на изменении показателей ЗП. При качественных уровнях НП невозможна первая часть подобного высказывания – о том, что изменения НП носят количественный характер.

Итак, не следует путать количественные данные об экспериментальных эффектах (связываемых с варьированием качественных или количественных уровней НП) и утверждения о количественных зависимостях между НП и ЗП. Наличие качественных уровней НП никак не связано со способом измерения ЗП.

Наконец, следует учитывать различия в способах реализации статистических решений о значимости полученных экспериментальных эффектов, а именно: когда выборочные значения ЗП предполагают использование критериев непараметрической и параметрической статистики.

 

Необходимость применения непараметрических критериев возникает там, где устанавливаемый эффект представлен в измерениях на уровнях номинативных или порядковых шкал. Непараметрической шкала порядка является в том смысле, что она не предполагает указания метрики делений, а значит, расстояния между соседними значениями переменной могут быть неравными. Приведенный пример измерения коэффициента интеллекта IQ позволяет установить метрику шкалы, переводимой тем самым в ранг параметрической, в данном случае шкалы интервалов.

 

Для шкалы интервалов выполняется требование равномерности ее делений, соотносимых с выбранными числовыми значениями переменной. Так, при измерении IQ можно сказать, на сколько условных единиц тестовый балл испытуемого А отличается от тестового балла испытуемого Б, а не только указать, что испытуемый А имеет более высокий показатель, чем испытуемый Б. Однако шкала интервалов не имеет нулевой отметки, относительно которой можно было бы проводить сравнения индивидуальных значений. Тем самым она не позволяет ответить на вопрос, во сколько раз тот или иной субъект имеет более высокие или более низкие значения, чем другой (по измеренной или тестируемой ЗП).

Следующая параметрическая шкала – шкала отношений – уже предполагает такое сравнение, как возможность ответа на вопрос, «во сколько раз» одно значение больше или меньше другого, поскольку на ней появляется нулевая отметка. Собственно, знакомая каждому со школьной скамьи система евклидовых координат и представляет такой случай, когда обе переменные (расположенные на осях абсцисс и ординат) заданы шкалами отношений. Однако построить шкалы отношений применительно к результатам использования психологических методик очень сложно. Соответствие субъективного ряда оценок испытуемого (каких-то объектов по предполагаемым атрибутам) такой шкале достигается методами прямого шкалирования, введенными впервые в стивенсовских методах при проведении психофизических экспериментов.

 

Измерение на уровне шкал отношений допускает такие операции со значениями переменной, как умножение или деление. Правила построения таких шкал предполагают, что метрика субъективной шкалы испытуемого включала в себя процедуру установления числовых соотношений. Если базисный процесс, опосредствовавший отчет испытуемого, не включал его прямые оценки (позволяющие устанавливать отношения между психологическими объектами или переживаниями, соответствующими каким-то атрибутам реальности), то претензии исследователя на получение в результате проведенных опытов зависимой переменной на уровне шкалы отношений требуют доводов как содержательного характера, так и эмпирических – по проверке свойств полученной шкалы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.143 (0.012 с.)