Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установление значимых различий между группами лидеров и другими групповыми статусами по типам мотивации и личностным качествам.

Поиск

На следующем этапе эмпирического исследования были установлены значимые различия между группами лидеров и другими групповыми статусами по типам мотивации и личностным качествам.

Значимые различия выявляли с помощью непараметрического критерия Манна–Уитни.

Из восемнадцати показателей значимые различия выявились по четырнадцати показателям.

В результате чего были описаны психологические портреты лидеров и не лидеров (других групповых статусов). Таблица 2.1 и Приложение З.

 

Таблица 2.1 – Значимые различия по показателям

у группы лидеров и не лидеров

 

Показатели Размер сравнива-емых выборок N1 и N2 Уровень значи-мости p Uэмп. по выборкам 1 и 2 Выборка с большей выраженностью показателя
           
  Люмпенизированный тип   0,0037   Не лидеры
  Инструментальный тип   0,0037   Лидеры
  Профессиональный тип   0,0002   Лидеры
  Макиавеллистическая направленность   0,0002   Лидеры
  Адаптированность   0,0364   Лидеры
  Дезадаптированность   0,001816   Не лидеры
  Принятие себя   0,000000   Лидеры
  Непринятие себя   0,000006   Не лидеры
  Непринятие других   0,000125   Не лидеры
  Эмоциональный комфорт   0,015181   Лидеры
  Эмоциональный дискомфорт   0,036913   Не лидеры
  Доминирование   0,000153   Лидеры
  Ведомость   0,005689   Не лидеры
  Эскапизм   0,000001   Не лидеры

 

Условные обозначения:

N1 – группа лидеров;

N2 – группа не лидеров.

 

Студентов-менеджеров с групповым статусом лидера отличает высокий уровень выраженности профессионального и инструментального типа мотивации, макиавеллистичекая направленность, адаптированность, принятие себя, эмоциональный комфорт, доминирование.

1. Преобладание профессионального и инструментального типа мотивации – оба типа относятся к достижительному классу мотивации.

Характеристика профессионального типа мотивации: интересует содержание работы; не согласны на неинтересные для него работы, сколько бы за них не платили; интересуют трудные задания как возможность самовыражения; считает важной свободу в оперативных действиях; важно профессиональное признание, как лучшего в профессии. Стремятся стать профессионалами, стать лучше других в профессиональном отношении. Кроме того, людей такого типа интересуют новые и новые задачи. Рутина, просто функционирование в процессе – не их стихия. Естественно, хотят зарабатывать больше за честно выполненную работу. Вместе с тем, в целом ряде случаев такие работники вместо денег будут признательны за то, что руководство прилюдно их оценивает как лучших из лучших.

Характеристика инструментального типа мотивации: интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации); важна обоснованность цены, не желает «подачек»; важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно. Предпочитают конкретные договоренности по оплате труда, деньги для них существенно важнее, чем похвала, благодарности, доска почета.

2. Для лидеров характерен высокий уровень макиавеллистической направленности – это своего рода форма психологической защиты, социальной позиции и личностной ориентации; склонность индивида к манипуляции. Главными психологическими составляющими макиавеллизма как свойства личности являются: 1) убеждение субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать; 2) навыки, конкретные умения манипуляции. Последние включают в себя способность убеждать других, понимать их намерения и причины поступков.

Макиавеллический, или манипулятивный, тип личности — это смягченный вариант авторитарного типа. Макиавеллизм как личностная характеристика в целом отражает неверие субъекта в то, что большинству людей можно доверять, что они альтруистичны, независимы, обладают сильной волей. Высокие оценки по Мак-шкале положительно коррелируют с подозрительностью, враждебностью. Такие субъекты более эффективно обманывают других, в межличностном общении они чаще используют лесть и в целом успешнее влияют на других людей. При вступлении в контакт с другими склонны держаться эмоционально отчужденно, обособленно, ориентироваться на проблему, а не на собеседника, испытывать недоверие к окружающим. Такие субъекты в отличие от респонентов с низкими показателями имеют более частые, но менее глубокие контакты со своими друзьями.

Высокий уровень макиавеллизма называют «синдромом эмоциональной холодности», потому что социальная отстраненность при обширности социальных контактов является основной характеристикой подобных людей.

В отличие от респонденов с низкими показателями по шкале макиавеллизма люди с высокими значениями по Мак-шкале более коммуникабельны и убедительны независимо от того, говорят они собеседнику правду или лгут; более точны и честны в восприятии и понимании себя и других. В общении макиавеллисты, как правило, предметно ориентированы: в социальных взаимодействиях они более целеустремленны, конкурентоспособны и направлены прежде всего на достижение цели, а не на взаимодействие с партнерами.

Обобщенные психологические характеристики для описания сильно выраженного типа макиавеллистской личности: умный, смелый, амбициозный, доминирующий, настойчивый, эгоистичный. Любому ярко выраженному макиавеллисту хочется выглядеть в глазах окружающих, к примеру, умным и неэгоистичным. Естественно, что в коммуникативных ситуациях именно такими они и стараются себя показать.

Высокий уровень макиавеллизмапредполагает: стремление говорить правду, критичность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели. Доминантность, качества лидера, агрессивность, напористость, личностная сила, любовь к соревнованию. Пренебрежение социальным одобрением, тенденция иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, нацеленность на результат, прагматичность. Уверенность, чувство собственного превосходства, независимость, стремление к соперничеству. Саморефлексия, наличие внутренних конфликтов, общий негативный эмоциональный фон. Тщеславие, любовь к лести, честолюбие, умение приспосабливаться в любой ситуации.

Люди с высокими баллами по данной шкале значительно более успешны при ведении переговоров, использовании манипулятивных тактик и получении вознаграждения, чем имеющие средние и тем более низкие баллы.

Манипуляция и макиавеллизм – понятия, перекрывающие друг друга, но не тождественные. Макиавеллевская манипуляция никогда не имеет целью воздействовать на кого-то, чтобы что-то или как-то его изменить. Ее основная цель – получить то, что нужно. В этом случае другой человек выступает либо средством для достижения, либо преградой. Чем больше выражена степень макиавеллизма личности, тем меньше ее интересуют люди сами по себе, несмотря на то что она может казаться обаятельной и весьма заинтересованной в своих собеседниках.

Выраженные макиавеллисты (маки) часто кажутся спокойными, уверенными, нацеленными на результат совместных действий и часто вызывают симпатию у окружающих.

3. Для лидеров характерен высокий уровень самопринятия – степень дружественности по отношению к собственному «Я». Высокие баллы по этой шкале означают одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку.

4. Для лидеров присуще ощущение эмоционального комфорта– это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни;

5. Выражено стремление лидеров доминировать в межличностных отношениях, что говорит о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими.

Для группы студентов-менеджеров не являющихся лидерами, а имеющих другие групповые статусы, характерным является высокий уровень выраженности люмпенизированного типа мотивации, дезадаптированность, непринятие себя, непринятие других, эмоциональный дискомфорт, ведомость, эскапизм.

1. Доминирует люмпенизированный тип мотивации, который относится к избегательному классу мотивации. Характеристика: все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений; согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше; низкая квалификация; не стремится повысить квалификацию, противодействует этому; низкая активность и выступление против активности других – сами не проявляют активности и не дают «высовываться» другим; низкая ответственность, стремление переложить ее на других; стремление к минимизации усилий.

Они многого опасаются, не берут на себя лишней работы, ответственности, как за свои слова, так и за свои, и тем более, чужие дела. Но часто внутренне завидуют тем, у кого лучше получается, и тем, кто больше зарабатывает. Одним из способов воздействия на людей такого типа может являться четкость поручений и твердость спроса. То есть они опасаются «кнута» и очень любят «пряники».

2. В сравнении с группой лидеров у них наблюдается слабо выраженный тип макиавелизма: трусливый, нерешительный, поддающийся влиянию, честный, сентиментальный, надежный. Низкий уровень макиавеллизмапредполагает: застенчивость, вежливость, отсутствие грубых выражений в речи; сострадательность, доброту, сердечность; эмпатию, сочувствие, уступчивость, понимание. Ощущение радости от процесса (творчества). Потребность в помощи, доверии, признании со стороны окружающих, стремление к тесному сотрудничеству, дружелюбное отношение к окружающим. Правдивость, доверчивость, искренность.

3. Ярко выражена дезадаптированость, которая предполагает неприятие себя и других. Видят в себе недостатки, низкая самооценку, склонны к самообвинению.

4. Характерен эмоциональный дискомфорт – выраженных отрицательных эмоциональных состояний.

5. Свойственна ведомость – склонность к подчинению, мягкость, покорность.

6. Эскапизм – «бегство от проблем» – ярко выражен как защитная реакция от жизненных трудностей.

По другим показателям значимых различий между группами лидеров и не лидеров обнаружить не удалось.

Таким образом, была статистически подтверждена вторая гипотеза о том, что существуют значимые различия между группами лидеров и другими групповыми статусами по типам мотивации и личностным качествам.

 

Выводы по второй главе

В результате корреляционного анализа были обнаружены статистически значимые связи статуса лидера в официальной и неофициальной сфере с определенными личностными особенностями и типами мотивации.

Статистически достоверны прямые связи между статусом лидера в официальной сфере и такими личностными особенностями и типами мотивации как: профессиональный тип, макиавеллистическая направленность, адаптированность, принятие себя, доминирование. То есть, если респондент имеет статус лидера в официальной сфере, тем сильнее выражены у него данные личностные особенности и профессиональный тип мотивации.

Так же обнаружена обратная связь между статусом лидера в официальной и неофициальной сфере и такими типом мотивации как люмпенизированный, то есть, для статуса лидера менее всего характерен люмпенизированный тип мотивации.

Обнаружены статистически достоверные прямые связи между статусом лидера в неофициальной сфере и такими личностными особенностями и типами мотивации как: инструментальный тип, макиавеллистическая направленность, адаптированность, эмоциональный комфорт. То есть, если респондент имеет статус лидера в неофициальной сфере, тем сильнее выражены у него данные личностные особенности и инсрументальный тип мотивации.

Других статистически достоверных корреляций обнаружено не было.

Таким образом, была подтверждена первая гипотеза о том, что существуют значимые корреляционные связи между групповым статусом лидера и определенными личностными качествами, типом мотивации.

Были установлены значимые различия между группами лидеров и другими групповыми статусами по типам мотивации и личностным качествам. Из восемнадцати показателей значимые различия выявились по четырнадцати показателям. В результате чего были описаны психологические портреты лидеров и не лидеров (других групповых статусов).

Студентов-менеджеров с групповым статусом лидера отличает высокий уровень выраженности профессионального и инструментального типа мотивации, макиавеллистичекая направленность, адаптированность, принятие себя, эмоциональный комфорт, доминирование.

Для группы студентов-менеджеров не являющихся лидерами, а имеющих другие групповые статусы, характерным является высокий уровень выраженности люмпенизированного типа мотивации, дезадаптированность, непринятие себя, непринятие других, эмоциональный дискомфорт, ведомость, эскапизм.

По другим показателям значимых различий между группами лидеров и не лидеров обнаружить не удалось.

Таким образом, была статистически подтверждена вторая гипотеза о том, что существуют значимые различия между группами лидеров и другими групповыми статусами по типам мотивации и личностным качествам.

 

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

3.1 Общая характеристика социально-психологического тренинга формирования лидерских качеств студентов-будущих менеджеров

Начиная теоретическое исследование и ввод данной формы интенсивного изучения материала к практическому обучению учащихся вуза, мы опирались на тезис о том, что развитие лидерских качеств станет наиболее эффективным, если влияние психологии на формирование личных качеств и состав социального опыта успешного лидера будет проводиться не частями, а протяженностью всего срока обучения студентов в университете. Таким образом, логическое составление программ, нацеленных на формирование лидерских качеств студентов-менеджеров, а также практическая ее часть выстраиваются с учетом потребностей образовательной практики. Внедрение социально-психологических тренингов в обучающую программу, разработанную для студентов вуза необходимо начать с первого семестра.

Из года в год все обширнее употребляются форматы работы в группе, в числе которых особенно выделяют тренинги. Тренинги короткие по срокам, но высокоинтенсивные просвещающие занятия, устремленные на становление, формирование и классификацию каких-либо способностей, направленных на решение определенных личных, обучающих или задач профессиональной сферы, в купе с увеличением мотивировки индивидуума касаемо выполнения какого-либо рода деятельности.

Отличительные особенности тренинга – это его продуктивность, результативность, негласность, искренность общения участников, дружественная атмосфера, личностная и коллективная рефлексия (самопознание) и прочий функционал, влекущие большинство людей, ранее участвовавших в тренингах и тех, кто еще не познал этот опыт.

Понятие «социально-психологический тренинг», столь широко применимое в наши дни в практической деятельности психологов, утвердил М. Форверг. По словам И.В. Вачкова социально-психологический тренинг – это комплекс эффективных методов практической психологии.

Социально-психологический тренинг (СПТ), характеризуется тем, что участвующие в нем люди имеют возможность подготовиться к реалиям современной жизни. СПТ является эффективным методом быстрого обучения.

Социально-психологический тренинг - это форма интенсивного изучения материала и психологического влияния на участников тренинга в ходе заранее спланированных действий и их общения в группе. Внедрение СПТ в процесс обучения студентов - менеджеров надлежит расценивать как значимое и нужное направление практики психологической помощи и улучшения бизнес-образования в России, где основной его целью является формирование и совершенствование у студентов лидерских качеств. Таким образом, осуществляется содействие росту уровня знаний у готовящихся к выпуску специалистов, его более точному соответствию с предъявляемыми требованиями к студентам рынком труда.

Социально-психологический тренинг студентов-менеджеров является единой системой последовательно проводимых друг за другом процедур, устремленных на образование, формирование и развитие наиболее значимых для них качеств лидера-профессионала. В следствие интенсивного психического действия, исполняемого в процессе участия в тренинге, актуализируется их глубинные персоналистические способности и активируется внутренняя настройка на улучшение личных качеств студентов, необходимых в их дальнейшей работе, с целью добиться успеха в будущей деятельности по выбранной специальности. При всем этом, у студентов – менеджеров происходит завершение формирования самосознания. У них складывается верное понимание о схемах действия психики при взаимном влиянии субъектов и объектов во время исполнения работы руководителя. В следствие чего, их последующее изучение собственной профессии является наисильнейшим побуждающим импульсом, содействующим окончанию процессов формирования личности и нормальной самореализации в ее пределах. Исследование перемен в личной динамике развивавшихся у студентов- менеджеров значимых качеств лидера и эффективности влияния психологии на них в процессе тренинга подразумевает внедрение верно отобранных психодиагностических методических материалов, помогающих оценить выполненных процедур на занятиях тренинга.

Основные задачи СПТ лидерства – это формирование индивидуальности человека, развитие умений и способностей эффективного общения, овладение межличностной связью, увеличение познаний о лидерстве как об организаторской деятельности и управлении небольшой категорией людей, усиление лидерских способностей - как набора навыков управления собой и другими индивидами. Любой участник тренинга, так или иначе, разовьет в себе адекватное осознание своей личности и сформирует корректировку самооценки, обучится индивидуальным способам межличностного общения с целью увеличения его качества. В ходе проведения тренинга, его участники смогут рассмотреть со стороны собственный лидерский потенциал, понять в чем легкость и сложность его развития, обозначить плюсы и минусы своей индивидуальности касаемо лидерства, проявляемого при различных обстоятельствах, освоить методы влияния с позиций лидера, улучшить лидерские способности.

В период проведения социально-психологического тренинга для студентов, инструктор по тренингу должен наблюдать за наличием искренности проявленного отношения к занятиям у участников; важно, чтобы они соблюдали общепринятые правила поведения; чтобы контролировали демонстрацию своих эмоциональных состояний во время проведения тренинговых упражнений; чтобы обсуждение предложенных для разбора тем, не выходило из настоящего времени.

Добровольное участие студентов в социально-психологическом тренинге рассматривается как главное соблюдаемое условие при наборе групп участников. Никакие методы принуждения людей к межличностному общению, к установлению обратной связи, к формированию лидерских качеств и развитию умений, способностей и навыков применять нельзя, так как это причинит вред психике студентов. С людьми, возжелавшими поучаствовать в тренинге, необходимо провести инструктаж для обеспечения их всей нужной и важной информацией, дать представление о задачах, целях тренинга, объяснить, что для освоения новыми навыками, студентам нужно быть активными, открытыми с другими участниками при работе на тренинговых занятиях. И, как только все потенциальные участники тренинга решат, каждый для себя: нужен ли ему тренинг, готов ли он к нему, заняться набором и комплектацией групп социально-психологического тренинга развития лидерских качеств.

 

3.2 Характеристика разработанной программы тренинга по формированию лидерских качеств у студентов-менеджеров вуза.

Результаты проведенного эксперимента оказались правильными относительно домыслов о том, что развитие профессионально важных лидерских качеств студентов ограниченно. Сообразно нашим предположениям, теоретически доказанная и методически проработанная программа социально-психологического тренинга, может явиться источником действенного и результативного способаобучения успешных лидеров в числе учащихся вуза.

Проанализируем суть разработанной нами программы тренинга по формированию лидерских качеств у студентов-менеджеров.

Психологическое развитие (тренинг) представляет собой оживленную работу психолога по формированию профессионально важных лидерских качеств у студентов вуза. Эта деятельность позволила применить на практике наиболее ценные критерии из области психологии, способствующие успешному формированию у студентов лидерских навыков, развитию умений применения твердого характера и спокойного поведения, самопознания, а также качеств, присущих лидеру. Во время работы на тренинге, совершенствуются полезные и нужные, в устремлениях к реализации определенных целей, способности. Таким образом, тренинг всегда имеет цель, направленность и экономически выгодный вклад в человека.

Тренинг является миксом разных форм обучения, таких, как:лекции, анализ необычных ситуативных эпизодов, деловые игры, упражнения на развитие нужных умений и способностей, направленных на то, чтобы помочь в разборе определенных неразрешенных задач, стоящих перед участником.

Благодаря смешению разных форм преподавания, обучающие программы тренинга воспринимаются и запоминаются гораздо лучше, нежели во время обычных занятий. Часто применяется в идео и аудиозапись упражнений для дальнейшего анализадостигнутых результатов, а также, запись может помочь участникам тренинга посмотреть на себя с другого ракурса, для того, чтобы исправить собственные промахи и развить свои плюсы. Тренинг позволяет участникам лучше узнать друг друга, стать сплоченным коллективом.

Участникам выдаются все материалы тренинга для того, чтобы через время они могли вернуться к полученным на тренинге умениям и напомнить самому себе о них для применения этих навыков в жизни.

Мы разработали социально-психологический тренинг «Студия развития управленческого лидерства», главная цель которого - развить лидерские качества, компетенции, способности и навыки у студентов-менеджеров; заложить психологический фундамент для незатруднительного движения в профессиональной и в среде обучения в вузе; научить студентов самопознанию.

Созданный нами тренинг для обучающихся в вузе людей содействует вовлечению эмоций в ход получения образования на самых первых шагах, воздействию на нормальное психическое и индивидуальное развитие учащегося вуза, прививанию любви к активному образу жизни, ознакомлению с нюансами и проблемами в управлении, обучит лидерству, умению влиять, налаживать искренние и доверительные взаимоотношения на своем личном опыте. Данный СПТ сопоставим с целями и задачами психологической поддержки студентов-менеджеров вуза, подчинен обобщенным принципам создания программ образования, проходящих при поддержке психологического преподавания. Наш тренинг поможет развить способности делового общения и взаимодействия, ведущих к успеху, без эффективности которых сложно понять и изучить профессию «менеджмент».

Организационная работа и проведение тренинга выстроены на последовательных методах и способах: специально разработанные для тренинга упражнения, короткие лекции, групповые обсуждения,дебрифинг, деловые и ролевые игры и всевозможные техники расслабления.

Упражнение, разработанное для тренинга, применялось нами как сравнительно отделенная по структуре и смыслу секция деятельности, выстроенная на диалоговой игре и дискуссии по теме проведенной работы.

Способ работы, применяемый в программе тренинга, называемый групповой дискуссией был употреблен с применением технологии дебрифинг. Данная процедура переосмысления теорий, соображений и точек зрения студентов, участвующих в диалоговом обучении со сравнением их решения с решениями других участников. Мы использовали дебрифинг в качестве обсуждения, следующего после упражнения, разбор ситуаций с применением обратной связи.

Ролевая игра использовалась нами для увеличения умений и опыта студентов во внезапно предъявленных им ситуациях и обстоятельствах, должны незамедлительно вжиться в роль какого-нибудь из участвующих студентов и потом избрать способ, позволяющий решить ситуацию благополучно и эффективно. Метод ролевых игр помогает участвующим людям в нашем тренинге, показать свои мысли, чувства, образы и другое.

Техники релаксации применялись в программе тренинга для того, чтобы научить участников расслабляться физически, эмоционально и психологически. Такой метод помог студентам понять как бороться с негативизмом и стрессом.

Программа социально-психологического тренинга «Студия развития управленческого лидерства»разрабатывалась исходя из ряда принципов (по О.В. Евтихову): 1. Организационные принципы (состав участников не должен меняться; время и место проведения тренинга не должны причинять неудобство его участникам);2. Процессуальные принципы (профессиональной направленности; последовательности; целенаправленного руководства группой); 3. Этические принципы (не должен быть нанесен ущерб; принцип неразглашения);4. Принцип создания среды (тренинг должен быть реалистичен, психологически и технически непомерен).(Евтихов О.В. Тренинг лидерства. СПб.: Речь, 2007. 256 с.).

Разработанный нами тренинг «Студия развития управленческого лидерства» преследует следующие цели:

- выстроить у студентов понятие о практической форме обучения - социально-психологическом тренинге;

- сформировать и усовершенствовать качества лидера, профессиональные компетенции, возможности, способности, умения у студентов-менеджеров;

- заложить психологический фундамент для незатруднительного движения в профессиональной и в среде обучения в вузе;

- в ходе ролевых игр, тренинговых упражнений, мини-лекций, обсуждений в группе, имитирования ситуаций из реальности посодействовать учащимся вуза развить свой кругозор о теме лидерства, как методе управления группой, привести в действие весь потенциал лидера для объединения навыка управлять собой и другими.

- облегчить процесс образования коллектива, в котором они будут обучаться, познакомить учащихся группы друг с другом;

- сформировать психологическое основание для предстоящего движения в студенческой среде и профессиональной деятельности.

 

Для того, чтобы эффективно выполнить поставленные цели, были намечены задачи тренинга:

- теоретически ввести студентов в понимание темы лидерства и лидер;

- взрастить у обучающихся мотивацию и устремленность на лидерство;

- отрегулировать развитие лидерских качеств студентов;

- уяснить значение понятий команда и как она образуется;

- обучиться методам межличностного общения с людьми различных типов;

- уметь самопрезентовать себя, развить креативность;

- развить интеллектуальные, волевые, творческие способности.

 

Данный тренинг включает в себя 9 занятий, время проведения которых от 40 до 60 минут каждое. Занятия лучше проводить дважды в неделю с группой студентов вуза в количестве 10-15 человек.

Проработанные и выдвинутые к рассмотрению занятия логически связаны между собой и входят в специальные модули (см. приложение ____).

Общие задачи проведения социально-психологического тренинга раскрываются в ознакомительно-разъяснительном и завершающем модулях, которые раскрывают темы знакомства участвующих в тренинге студентов, предоставление участникам информации о целях и задачах тренинга, сплочение, дискуссии об итогах и выводах после проведения занятий и другое.

Модули, направленные на усовершенствование психолого-управленческой компетенции менеджера, коммуникационных навыков и способностей к организационной деятельности, эмоционально-волевой сферы личности, мотивации на достижение успеха в профессиональной и личностной среде, процесс формирования интеллектуальной области психики студентов-менеджеров были скомплектованы с учетом возрастных и психологических личных особенностей студентов и теоретического познания о качествах лидера как о единой, планомерной характеристике менеджера-лидера, компонентами коей считаются сила воли на пути к поставленной цели, навык эффективного общения, ответственность, мотивация, творческие способности, компетентность, самообладание, интеллект и другие.

Содержание перечисленных модулей было составлено по материалам, разработанным для проведения тренингов, включающие в себя упражнения, созданные русскими и иностранными авторами, такими, как: А.П. Панфилова, О.В. Евтихов, М. Кипнис, Д.Д. Бекоева, С.И. Макшанов, Г.В. Угляница, и др.

Разработанный тренинг может проводиться в виде программы-максимум (тренинг и общий курс психологии лидерства) и программы-минимум (только тренинг). При проведении данных программ в вузе, их отличия будут заключаться в количестве часов, требуемых для осуществления программ, условиями учебного заведения и технического оснащение аудитории, и свободным временем у студентов, желающих принять участие в тренинге.

Форма проведения занятий тренинга. Информационный материал не носит лекционную форму и внедрен в программу обучения частями по 10-20 минут каждая. Практические занятия тоже грамотно разбиты по курсу и содержат участие в обсуждениях, наработку определенных умений и способов регулирования себя лично, коммуникационной стороны работы на тренинге, самотренировку. Именно по этой причине наша программа не содержит распределение на лекции, практическую часть и самостоятельные занятия.

Индивидуальные перемены совершаются на протяжении всего времени работы участников в группе, включая и первый день тренинга. Более значимым и действенным эпизодом, обозначающим ход личного развития, будет осознание участниками степени восприятия происходящего события, а также, их собственные действия в сложившихся условиях. Данный процесс отлично просматривается на примере гениальной и простой модели познания и раскрытия себя остальным участникам группы, называющейся «Окно Джохари» (Дж. Лафт и Г. Инграм).

Авторы этой модели предлагают в процессе ее применения участником тренинга, суметь взглянуть в глубины собственной сути, найти достоинства и недочеты и отыскать метод усиления влияния своих сильных сторон, предотвратить массу проблем в ходе стремления к цели.

Согласно данной модели, у любого человека имеются четыре зоны его существа: открытая зона (то, что знают о вас другие), скрытая зона (то, что не знают о вас другие), слепая зона (то, что другие знают о вас) и неизвестная зона (то, что вы сами не знаете о себе).

Использование модели «Джогари» выявляет, что процесс самораскрытия человека в группе дает ее участникам больше информации «о себе», в следствие чего, сокращается «скрытая зона» и становится шире - «открытая». Говоря о «слепой зоне», отметим, что она также уменьшается и доля непознанного для человека становится известна другим. Группа обязательно должна быть настроена доброжелательно по отношению к друг другу, так как зона «скрытого» может нести и отрицательную информацию о конкретном участнике, что опасно, если среди участников есть недоброжелатели. Без дружественной атмосферы, создается видимость взаимопонимания и межличностного общения, работая в тренинге по жестко распределенным ролям. На первом этапе формирования группы, ее участникам свойственно оберегать образ своего «Я». Они пытаются не разрушить сложившее положительное мнение о себе у других участников и в то же время, избегают чрезмерной открытости, обходят конфликтные ситуации, ищут похвалу у других участников, иногда пытаясь что-то посоветовать твоим товарищам или поддержать. Инструктор по тренингу должен всеми способами стремиться к созданию дружественной атмосферы в коллективе участников, применяя прием подмены оценивающего, осуждающего поведения и общения на описательное.

В ходе совместного участия в социально-психологическом тренинге, участникам регулярно поступает от группы обратная связь, которую те успешно возвращают. Обратная связь – это информация о том, как отдельный участник воспринимается остальными: хорошо или плохо. Основное требование нашего тренинга заключается в том, чтобы выражение положительных и отрицательных эмоций осуществлялось сообразно ощущений, а не оценочного восприятия.

 

3.3 Программа и план социально-психологического тренинга «Студия развития управленческого лидерства».

ПРОГРАММА ТРЕНИГА.

МОДУЛИ ТРЕНИНГА:

1. Модуль ознакомительно-разъяснительный.

На первом этапе тренинга происходит знакомство участников группы, установление доверительных отношений людей, стремящихся развить в себе лидерские способности; оглашение тренером правил групповой работы, а также, объяснение причин встречи участников тренинга лидерства, рассказывая о задачах и целях тренинга; ознакомление группы с понятиями “лидер” и “лидерство”, иначе говоря, - водная мотивирующая беседа, способствующая сплочению коллектива участников тренинга.

2. Модуль, направленный на усовершенствование психолого-управленческой компетенции менеджера.

Задача модуля — развить у участников способность воздействовать на других индивидов, быть инициативными, общительными, с адекватным и позитивным восприятием самого себя. Модуль поможет сформировать способность к управленческой деятельности, с вовлечением в процесс их творческих способностей;

разовьет навык эффективной групповой деятельности, а также, сформирует навык видеть различные пути решения управленческих проблем.

3. Модуль, направленный на формирование у студентов коммуникационных навыков и способностей к организационной деятельности.

Цель модуля – развить у будущих менеджеров культуру речи и поведение, соответствующее коммуникативным требованиям.

4. Модуль, направленный на формирование эмоционально-волевой сферы личности.

Задача модуля состоит в том, чтобы развить в личности студента настойчивость, волю, самоконтроль и развить навык управления собой в ситуация управленческой деятельности; научиться эффективно удалять негативные эмоции в себе.

5. Модуль, направленный на формирование мотивации на достижение успеха в профессиональной и личностной сфере.

Задача модуля - формировать умения результативного познания себя; нарастить навык мотивировать себя; научение целеполаганию, как важного компонента управленческой деятельности.

6. Модуль, направленный на процесс формирования интеллектуального развития.

Задача модуля заключается в том, чтобы развить способности к познанию, сформировать совладающий интеллект.

7. Завершающий модуль.

Задача модуля состоит в закреплении опыта по формированию наиболее значимых, в будущей профессии менеджера, лидерских качеств; итоги тренинга.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА ТРЕНИНГЕ.

Тренинг открывает



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.205 (0.021 с.)