Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лидерство в проблематике психологических изучений в российской психологии и у иностранных авторов

Поиск

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Разработка программы тренинга по формированию лидерских качеств у студентов-менеджеров»
БР ЧОУ ВО ЮУ (ИУБиП) 030301.65.3.035.16
Студент Морозова Наталья Васильевна
  (фамилия, имя, отчество)
Руководитель Петренко Елена Анатольевна
  (фамилия, имя, отчество) к.ф.н., доцент
  (ученая степень, ученое звание, подпись)
  Руководитель Академии Управления
Пивоваров Игорь Владимирович
(фамилия, имя, отчество руководителя) к.э.н.
(ученая степень, ученое звание, подпись) Зав. кафедрой «Психология и управление персоналом»
Пищик Влада Игоревна
(фамилия, имя, отчество) д.псх.н., доцент
(ученая степень, ученое звание, подпись)

 

Ростов-на-Дону

 

Нормоконтроль ____________
   

РЕФЕРАТ

Дипломная работа содержит ___ листов дипломной работы, ___ рисунков, ___ таблицы, ___ приложений, ___ источников литературы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА, ЛИДЕРСТВО, ЛИДЕР, ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА, ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА, ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА, МОТИВАЦИЯ, ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, МНОГОПЛАНОВОСТЬ, АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ, СТУДЕНЧЕСКИЙ АКТИВ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ,

Тема дипломной работы: «Разработка программы тренинга по формированию лидерских качеств у студентов-менеджеров».

Цель исследования: изучение лидерских качеств у студентов-менеджеров вуза.

Объект исследования: студенты 1–3 курсов ЧОУ ВО «Южного Университета (ИУБиП)», обучающиеся по специальности «менеджмент». В количестве 40 человек, в возрасте от 17–19 лет.

 

Гипотезы исследования:

1. Существуют значимые корреляционные связи между групповым статусом лидера и определенными личностными качествами, типом мотивации, а также высоким уровнем манипуляции.

2. Существуют значимые различия между группами лидеров и другими групповыми статусами в уровне манипуляции, в типах мотивации и личностных качествах.

Проблема лидерства рассматривалась с доисторического периода такими учеными, как: Платон, Монтескье, Плутарх, Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Ч. Ломброзо, Г. Спенсер, А. Жоли, Г. Тард, Г. Лебон, Ф. Гальтон, Т. Адорно, М. Вудкок, Р. Стогдилл, Дж. Хоманс, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Д. Майерс, В. Кац, У. Беннис, Л. Эдигер, С. Седерберг, Р. Лайкерт, С. О'доннел, К. Аргирис, Р. Блейк и Дж. С. Моутон, Р. Танненбаум, В. Шмидт, Р. Хаус, П. Херси, Р. Бланшар, Дж.Ф. Феррис и Ф.Дж. Лимб, Г. Никарти, Н. Готтлиб и С. Кофман, Дж. Липман-Блюмен, Ф. Фидлер, Н.К. Михайловский, А.С. Зaлужный, А.Ф. Лазурский, Л. Войтоловский, В.М. Бехтерев, А.Л. Уманский, В.А. Вагнер, Н.А. Витке, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Р.Л. Кричевский, В.Т. Лисовский, Б.Д. Парыгин, Н.С. Жеребова и другие.

Результатами дипломной работы являются____________________

Предложенные рекомендации нацелены на улучшение качества работы по формированию и развитию лидерских способностей у студентов-менеджеров вуза, усовершенствование у них лидерской компетенции, развития большинства ключевых качеств лидера, а также на формирование положительной мотивации преподавателей университета к освоению технологии развития лидерских качеств у студентов в образовательном процессе.

В качестве источников данных дипломной работы были использованы книги, периодические издания и электронные ресурсы, которые использовались в качестве теоретических основ рассматриваемой проблематики и в качестве практических пособий при реализации проекта.

Результаты работы могут быть использованы для организации образовательного процесса и внеучебных мероприятий в высших ученых заведениях.

 

THE ABSTRACT

 

 

Содержание

Введение

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

1.1 Лидерство в проблематике психологических изучений в российской психологии и у иностранных авторов

1.1.1 Феноменология лидерства: понятие и проблема генезиса

1.1.2 Стили лидерства, как методы мотивации лидеров к деятельности.

1.1.3 Виды, типы, классификация и функции лидерства.

1.1.4 Ключевые лидерские качества и теории лидерства.

1.2 Формирование лидерских качеств у студентов менеджеров в период обучения в ВУЗе.

1.2.1 Воздействие образования в вузе на формирование лидерских качеств студентов-будущих менеджеров

1.2.2 Студенческое самоуправление и студенческое лидерство в системе образования

1.2.3 Лидерская компетенция студентов-менеджеров и способы ее усвоения и развития во время обучения в вузе

1.3 Выводы по первой главе

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

2.1 Программа и ход исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования

2.3 Выводы по второй главе

3. ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

3.1 Общая характеристика социально-психологического тренинга формирования лидерских качеств у студентов.

3.2 Характеристика разработанной программы тренинга по формированию лидерских качеств у студентов-менеджеров.

3.3 Программа и план социально-психологического тренинга «Студия развития управленческого лидерства».

3.4 Выводы по третьей главе.

 

заключение. 70

Conclusion.. 73

Перечень сокращений.. 74

Список использованных источников.. 7

приложение………………………………….

-

-

-

 

Введение

Актуальность исследования. Произошедшие перемены сути управленческой деятельности зависят от воздействия таких факторов, как: происходящие изменения в 20 и 21 веках меж умственной и физической деятельностью, возникновение новейших постиндустриальных профессиональных методов выполнения работы, усовершенствование и расширение информационного снабжения. Перечисленные конфигурации попадают в зависимость от предрасположенности социума к образованию, на рынке вакансий определяются увеличивающимся числом конкурентов и нуждаются в обучении специалистов без опыта. На данный момент, чтобы успешно работать на рынке продуктов и услуг, результативно управлять организацией или компанией, мало быть лишь на техническом уровне квалифицированным экспертом и отличным руководителем, необходимо обладать особыми способностями и познаниями (работоспособность, практичность, активность, желание к исполнению работ разного профиля), к тому же, нужно непрерывно развивать и улучшать качества личности, в первую очередь - лидерские. В них включают: умение разбираться в себе, в собственной эмоционально-чувственной стороне психики, создание саморекламы, отсутствие страха перед риском, смелость, чувство собственного достоинства, твердость убеждений, адекватность, логичность, последовательность, энергичность, напористость, самостоятельность и самодостаточность, способность формировать команду, способность просчитать возможные итоги, коммуникабельность и умение слушать и, слышать, честность, умение воодушевлять людей к действию, предоставляя подходящие условия для самоопределения и развития своих сторонников. Перечисленные лидерские качества гарантируют экспертам маневренность по своей специальности и умение противостоять конкурентам, считаются обязательными составляющими управленческой практики.

Решая данные задачи, весьма важные функции выполняет образование в ВУЗах, важность которого отображена в концепции его улучшения и развития, выявлением и воплощением в действие потенциала студентов-менеджеров, проявляющих интерес и тяготение к поиску высокотехнологичных путей, среды и методов развития у студентов-менеджеров лидерских качеств в ходу их подготовки по специальности. Сегодня требования к выпускнику школ бизнеса и менеджмента очень строги. Он обязан в идеале владеть теоретическими познаниями менеджмента, маркетинга, финансирования и других дисциплин, разбираясь в практической части этих дисциплин. Владеть индивидуальными, личностными, социальными и психологическими свойствами, которые посодействуют ему определить перспективы эффективной производительности, устанавливать финансовые взаимосвязи с организациями и собственным коллективом, быть предводителем, соединять воедино умения персонала, стремясь к успеху. Нехватка определенных дисциплин, которые предоставили бы студентам знания, умения и навыки, формирующие их лидерские качества, не лучшим образом отражается на их осведомленности и конкурентоспособности. Назначением системы образования является ознакомление с богатым опытом менеджмента в ходе обучения управляющих и менеджеров, предоставление максимума знаний во время подготовки профессионалов социального обеспечения. Формирование лидерских качеств студентов вуза относится к числу важных функций подготовки в образовательном учреждении.

Из чего следует, в нынешней среде развития нашей страны для увеличения результативности обучения студентов-менеджеров, в проекции - руководителей по выбранной специальности, во-первых, необходимо научно аргументированное исследование возникшей обстановки в экономико-производственной сфере. Если же взглянуть под другим углом, становится понятно, что сфера бизнеса выдвигает менеджерам постоянно изменяющиеся условия их профессиональной пригодности, рекомендует формирование их лидерских качеств на территории вуза и призывает развивать и стремиться усовершенствовать сам процесс их обучения. Все вышеперечисленное послужило основанием выбора и изучения темы дипломной работы.

Цель работы: изучениелидерских качеств у студентов-менеджеров вуза, как значимых свойств в области управления на профессиональном уровне. На базе анализа данных современных исследований и уяснения всех условий пригодности индивида к личностным, профессиональным, социальным, психологическим чертам менеджера, разработать и обосновать с точки зрения науки социально-психологический тренинг развития лидерских качеств, определить и обозначить особенности применения социально-психологического тренинга во время учебы студентов-менеджеров в вузе.

Предмет исследования: лидерские качества студентов-будущих менеджеров; разработка программы социально-психологического тренинга в целях формирования лидерских качеств студентов-менеджеров.

Объект исследования: студенты 1–3 курсов ЧОУ ВО «Южного Университета (ИУБиП)», обучающиеся по специальности «менеджмент». В количестве 40 человек, в возрасте от 17–19 лет.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

Теоретические задачи:

Установить основные тенденции разработки проблемы лидерства.

Выделить характеристики устремленности на лидерство.

Раскрыть специфику вузовского периода формирования лидерских устремлений человека.

Методические задачи:

Подобрать методики, адекватные цели исследования.

Разработать алгоритм выявления психологических условий формирования лидерских качеств у студентов-менеджеров вуза.

Разработать программу тренинга по формированию лидерских качеств у студентов вуза.

Эмпирические задачи исследования:

Выявить лидеров в группе студентов-менеджеров.

Определить мотивационный тип студентов-менеджеров.

Определить уровень манипуляции респондентов.

4) измерить личностные особенности респондентов, связанные с социально-психологической адаптацией.

5) установить значимые корреляционные связи между групповым статусом лидера и определенным типом мотивации, а так же высоким уровнем манипуляции.

Составить психологические портреты студентов-лидеров и студентов, имеющих другие групповые статусы.

В качестве гипотез исследования нами были выдвинуты предположения:

1) существуют значимые корреляционные связи между групповым статусом лидера и определенными личностными качествами, типом мотивации, а также высоким уровнем манипуляции.

2) существуют значимые различия между группами лидеров и другими групповыми статусами в уровне манипуляции, в типах мотивации и личностных качествах.

методы исследования.

Методы сбора данных:

1. Монографический метод (анализ психологической литературы).

2. Психодиагностический метод (тестирование).

Методы обработки данных:

1.Сравнительный анализ.

2. Методы статистической обработки данных:

3. Корреляционный анализ методом рангового коэффициента корреляции Спирмена для выявления связи между переменными;

4. Критерий Манна-Уитни для сравнения двух выборок.

5. Статистические расчеты производились с помощью компьютерных программ: EXCEL, NCSS и SPSS 10.0.

В соответствии с задачами исследования и выдвинутыми гипотезами был подобран методический инструментарий:

1. Социометрия Дж. Морено.

2. Шкала макиавеллизма P.Kристи - Ф.Гейза.

3. Тест «Motype – построение мотивационного профиля» Герчикова В.И.

4. Опросник «СПА» (Даймонда-Роджерса).

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что:

1) обнаружены и обусловлены критерии, подходящие им характеристики, апробированы материалы для оценки результативности формирования лидерских качеств студентов-менеджеров вуза;

2) прописана программа формирования лидерских качеств на базе предложенного тренинга и рекомендаций для преподавателей и обучающихся ВУЗа по усовершенствованию качеств лидера в процессе обучения в высшем учебном заведении;

3) материалы и методические советы имеют все шансы масштабно применяться в практической деятельности разных вузов, обучающих и готовящих будущих менеджеров.

Структура и объем дипломной работы. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего ХХ источника и х приложений. Объем работы без списка литературы и приложений составляет ХХ страниц и содержит ХХ рисунков и х таблицы. (прописать)

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Выводы по первой главе

Интерес к генезису лидерства не угасает в течение всего исторического процесса человеческого рода. В 20-30 года прошедшего века исследователи с интересом занимались открытием личностных качеств и описанием лидеров. Причины становления лидерства существенно развивались и процесс развития не стоит на месте и в наше время. В 90-х г. 20 века лидерство представляли феноменом, компонентами которого были: лидерские качества индивидов и их последователей, ход развития, его устройство, польза от совместной групповой работы, задачи, функции и другое.

Психология еще не выдвинула точного термина, характеризующего феномен лидерства, так как оно является весьма трудным для изучения социально-психологическим явлением. Для того, чтобы лучше увидеть и понять многоплановость функций лидера, необходимо уметь разбираться в стилях лидерства, эффективно применяя их на практике лидером и группой. Были рассмотрены следующие стили: авторитарный, демократический, либеральный; дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий, проблемоорганизующий; директивный, коллегиальный и либеральный (крайние типы стилей); директивно-пассивный, директивно-коллегиальный, коллегиально-пассивный, смешанный (промежуточные).

По видам лидерство различают на: формальное и неформальное; авторитарное, демократическое, либеральное; лидерство в зависимости от назначения работы лидера, от критериев и другое. По функциям: интегративная,дез интегративная, организационная, конструктивная, координационная. В отечественной психологии можно проследить конкретность разделения восприятия определений: лидерство и руководство.

Высокая функциональность лидерства сильно ориентируется на качества лидера, например, таких, как: интеллект и интуитивность в вопросах организации, харизма, честность, активность, целеустремленность, умение вести за собой, ответственность и другие важные лидерские качества.

Анализируя лидерство в масштабах всевозможных концепций и теорий, мы рассмотрели следующие: теория «великого человека», теория черт, гуманистического направления («x» и «y»), бихевиористские, ситуационные и личностно-ситуативные, мотивационные теории, теория политического лидерства, теория ожидания-взаимодействия, теория обмена и трансактного анализа. Из проведенного теоретического анализа следует, что лидерство – это основательно не изученная и изменяющаяся тема.

Формирование лидерских качеств у студентов-менеджеров в период обучения в ВУЗе – процесс долгий и трудоемкий. Немалая доля лидерских способностей формируется и совершенствуется у студентов, участвующих в общественных мероприятиях вуза. Потенциал будущих специалистов, развитие лидерских качеств, применение на практике знаний, предоставленных вузом, увеличение мотивации к приобретению квалификации находятся в сильной зависимости от успеха индивида в социальной среде, а также, от его самореализации в обществе.

Современное образование в ВУЗе преобразовывается, появляются проблемы, влияющих на студентов. Образование в ВУЗе направлено на саморазвитие, самовоспитание, самообразование, самопроектирование и серьезное отношение педагога к качеству собственной деятельности. Вуз характеризуется сильной предрасположенностью для формирования лидерских качеств студентов, но процессу формирования и развития лидерских качеств у студентов отводится недостаточно внимания.

Модель совершенствования качеств лидера учащихся ВУЗов в работе студенческого самоуправления (ССУ) – это система последовательно соединенных, активно формирующихся открытых блоков, сопоставимых с требованиями рынка труда страны на подготовку выпускающихся студентов, стремящихся при помощи лидерских качеств решать сложные задачи в профессиональной и индивидуально-личностной среде.

Суть лидерской компетенции – такой обязательной в работе менеджеров и приравниваемой к профессиональной, состоит в решении задач любой сложности, заданных индивиду эффективно и с применением теорий лидерства и мотивации. Сегодня основной проблемой создания условий для развития лидерской компетенции студентов-менеджеров является недостаточно усовершенствованная организация учебной деятельности. Развивают лидерскую компетенцию у студентов - дискуссии, дебаты, рефлексивные и ролевые игры и т.д. При совмещении всех критериев в логике системного подхода, есть вероятно усовершенствовать лидерскую компетенцию студентов-менеджеров в практике управления.

К эмпирическому исследованию лидерских качеств у студентов-менеджеров обратимся в следующей главе.

 

 

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ.

Люмпенизированный тип.

Относится к избегательному классу мотивации. Характеристика:

· все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;

· согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;

· низкая квалификация;

· не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;

· низкая активность и выступление против активности других;

· низкая ответственность, стремление переложить ее на других;

· стремление к минимизации усилий.

Сотрудники с данным типом трудовой мотивации – не самый лучший вариант для коммерческих структур, ориентированных на безусловный успех. Очень часто они служат тормозом развития бизнеса, неся в себе остатки «совкового, тоталитарного» мышления.

Они многого опасаются, не берут на себя лишней работы, ответственности, как за свои слова, так и за свои, и тем более, чужие дела. Но часто внутренне завидуют тем, у кого лучше получается, в том числе руководителям, и тем, кто больше зарабатывает.

Среди них, в зависимости от типа личности, могут быть критиканы. Но, понимая внутренне свои комплексы, эти люди боятся, как правило, потерять место.
Поэтому одним из способов воздействия на людей такого типа может являться четкость поручений и твердость спроса. Т.е. они опасаются «кнута» и очень любят «пряники».

Как правило, они – плохие работники с низкой ценой рабочей силы, которые не хотят повышать квалификацию, избегают ответственности, стремятся к минимизации усилий. Сами не проявляют активности и не дают «высовываться» другим, подавляя их зачастую своей уверенной, «целостной», «обоснованной» позицией по любому вопросу.

Инструментальный тип.

Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:

· интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);

· важна обоснованность цены, не желает «подачек»;

· важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно

Предпочитают конкретные договоренности по оплате труда, деньги для них существенно важнее, чем похвала, благодарности, доска почета.
Но они любят заработанные собственным трудом, на основе согласованных правил, деньги.

Зная это, можно утверждать, что лучше всего на сотрудников с таким типом трудовой мотивации влияет четкая шкала и система стимулирования, причем ориентированная на такие критерии, которые зависят непосредственно от этого человека.

Профессиональный тип.

Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:

· интересует содержание работы;

· не согласен на неинтересные для него работы, сколько бы за них не платили;

· интересуют трудные задания – возможность самовыражения;

· считает важной свободу в оперативных действиях;

· важно профессиональное признание, как лучшего в профессии

Стремятся стать профессионалами, стать лучше других в профессиональном отношении. Кроме того, людей такого типа интересуют новые и новые задачи. Рутина, просто функционирование в процессе – не их стихия.

Зная это, руководитель может ставить перед такими сотрудниками задачи все более сложные и, как правило, будет находить понимание необходимости и целесообразности решения этих задач.

Данные сотрудники, таким образом, удовлетворяют свою потребность в собственном развитии. Естественно, такие сотрудники хотят зарабатывать больше за честно выполненную работу.

Вместе с тем, в целом ряде случаев такие сотрудники вместо денег будут признательны за то, что руководство прилюдно их оценивает как лучших из лучших. Ценят свободу в оперативной деятельности.

Патриотический тип.

Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:

· необходима идея, которая будет им двигать;

· важно общественное признание участия в успехе;

· главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме

Сотрудники с таким типом трудовой мотивации исключительно лояльны к организации, очень часто цементируют корпоративную культуру организации.
Но, часто бывают менее эффективны и производительны, чем сотрудники с инструментальной, профессиональной или хозяйственной мотивацией.

Вместе с тем, такие сотрудники, также важны в любой организации, так как в любой организации нужны люди усердно и качественно исполняющие свои обязанности. При этом естественно такие сотрудники менее привередливы в вопросах оплаты их труда, что в целом ряде случаев не маловажно для фирмы.

Для них важна идея на уровне веры в лидера и/или в успех, а также общественное признание их заслуг.

Хозяйский тип.

Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:

· добровольно принимает на себя ответственность;

· характеризуется обостренным требованием свободы действий;

· не терпит контроля

Сотрудников с таким типом иногда называют внутренние интерпренеры.
Они инициативны, не потому, что за это они получат больше денег, – нет, это просто их нормальное состояние, они таким образом реализуют свою сущность, свой потенциал.

Можно сказать, примерно так, что на ключевых участках, требующих самостоятельного, творческого и заинтересованного подхода, предпочтительны именно такие сотрудники.

Для них характерна добровольная ответственность, суверенитет (обостренное чувство свободы, отсутствие контроля).

5. Опросник социально-психологической адаптации предложена в 1954 г. К. Роджерсом и Р. Даймондом. Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах. Шкала как измерительный инструмент обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний адаптации и дезадаптации, но и особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей. В опроснике содержатся высказывания о человеке, его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

 

 

Корреляционная плеяда

Личностные качества

и тип мотивации:

Доминирование
Люмпенизированный тип
Лидер в официальной сфере
Лидер в неофициальной сфере
Инструментальный тип
Профессиональный тип
Макиавел-листическая направленность
Адаптированность
Принятие себя
Эмоциональный комфорт r = 0,333**
0,317*
0,333*
0,571**
– 0,377**
0,711**
0,299*
0,442*
– 0,343**
0,533***
0,371*
0,403*


Условные обозначения:

________ - прямая связь,

- обратная связь.

* Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

 

 

Рисунок 2.5 – Значимые корреляционные связи между статусом

лидера в разных сферах взаимоотношений и определенными личностными качествами

Так же обнаружена обратная связь между статусом лидера в официальной (r = – 0,343, p>0,01) и неофициальной (r = – 0,377, p>0,01) сфере и такими типом мотивации как люмпенизированный, то есть, для статуса лидера менее всего характерен люмпенизированный тип мотивации.

Рассмотрим статистически достоверные прямые связи между статусом лидера в неофициальной сфере и такими личностными особенностями и типами мотивации как: инструментальный тип (r = 0,571, p>0,01), макиавеллистическая направленность (r = 0,403, p>0,05), адаптированность (r = 0,333, p>0,05), эмоциональный комфорт (r = 0,299, p>0,05). То есть, если респондент имеет статус лидера в неофициальной сфере, тем сильнее выражены у него данные личностные особенности и инсрументальный тип мотивации.

Других статистически достоверных корреляций обнаружено не было.

Таким образом, была подтверждена первая гипотеза о том, что существуют значимые корреляционные связи между групповым статусом лидера и определенными личностными качествами, типом мотивации.

 

Выводы по второй главе

В результате корреляционного анализа были обнаружены статистически значимые связи статуса лидера в официальной и неофициальной сфере с определенными личностными особенностями и типами мотивации.

Статистически достоверны прямые связи между статусом лидера в официальной сфере и такими личностными особенностями и типами мотивации как: профессиональный тип, макиавеллистическая направленность, адаптированность, принятие себя, доминирование. То есть, если респондент имеет статус лидера в официальной сфере, тем сильнее выражены у него данные личностные особенности и профессиональный тип мотивации.

Так же обнаружена обратная связь между статусом лидера в официальной и неофициальной сфере и такими типом мотивации как люмпенизированный, то есть, для статуса лидера менее всего характерен люмпенизированный тип мотивации.

Обнаружены статистически достоверные прямые связи между статусом лидера в неофициальной сфере и такими личностными особенностями и типами мотивации как: инструментальный тип, макиавеллистическая направленность, адаптированность, эмоциональный комфорт. То есть, если респондент имеет статус лидера в неофициальной сфере, тем сильнее выражены у него данные личностные особенности и инсрументальный тип мотивации.

Других статистически достоверных корреляций обнаружено не было.

Таким образом, была подтверждена первая гипотеза о том, что существуют значимые корреляционные связи между групповым статусом лидера и определенными личностными качествами, типом мотивации.

Были установлены значимые различия между группами лидеров и другими групповыми статусами по типам мотивации и личностным качествам. Из восемнадцати показателей значимые различия выявились по четырнадцати показателям. В результате чего были описаны психологические портреты лидеров и не лидеров (других групповых статусов).

Студентов-менеджеров с групповым статусом лидера отличает высокий уровень выраженности профессионального и инструментального типа мотивации, макиавеллистичекая направленность, адаптированность, принятие себя, эмоциональный комфорт, доминирование.

Для группы студентов-менеджеров не являющихся лидерами, а имеющих другие групповые статусы, характерным является высокий уровень выраженности люмпенизированного типа мотивации, дезадаптированность, непринятие себя, непринятие других, эмоциональный дискомфорт, ведомость, эскапизм.

По другим показателям значимых различий между группами лидеров и не лидеров обнаружить не удалось.

Таким образом, была статистически подтверждена вторая гипотеза о том, что существуют значимые различия между группами лидеров и другими групповыми статусами по типам мотивации и личностным качествам.

 

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

3.1 Общая характеристика социально-психологического тренинга формирования лидерских качеств студентов-будущих менеджеров

Начиная теоретическое исследование и ввод данной формы интенсивного изучения материала к практическому обучению учащихся вуза, мы опирались на тезис о том, что развитие лидерских качеств станет наиболее эффективным, если влияние психологии на формирование личных качеств и состав социального опыта успешного лидера будет проводиться не частями, а протяженностью всего срока обучения студентов в университете. Таким образом, логическое составление программ, нацеленных на формирование лидерских качеств студентов-менеджеров, а также практическая ее часть выстраиваются с учетом потребностей образовательной практики. Внедрение социально-психологических тренингов в обучающую программу, разработанную для студентов вуза необходимо начать с первого семестра.

Из года в год все обширнее употребляются форматы работы в группе, в числе которых особенно выделяют тренинги. Тренинги короткие по срокам, но высокоинтенсивные просвещающие занятия, устремленные на становление, формирование и классификацию каких-либо способностей, направленных на решение определенных личных, обучающих или задач профессиональной сферы, в купе с увеличением мотивировки индивидуума касаемо выполнения какого-либо рода деятельности.

Отличительные особенности тренинга – это его продуктивность, результативность, негласность, искренность общения участников, дружественная атмосфера, личностная и коллективная рефлексия (самопознание) и прочий функционал, влекущие большинство людей, ранее участвовавших в тренингах и тех, кто еще не познал этот опыт.

Понятие «социально-психологический тренинг», столь широко применимое в наши дни в практической деятельности психологов, утвердил М. Форверг. По словам И.В. Вачкова социально-психологический тренинг – это комплекс эффективных методов практической психологии.

Социально-психологический тренинг (СПТ), характеризуется тем, что участвующие в нем люди имеют возможность подготовиться к реалиям современной жизни. СПТ является эффективным методом быстрого обучения.

Социально-психологический тренинг - это форма интенсивного изучения материала и психологического влияния на участников тренинга в ходе заранее спланированных действий и их общения в группе. Внедрение СПТ в процесс обучения студентов - менеджеров надлежит расценивать как значимое и нужное направление практики психологической помощи и улучшения бизнес-образования в России, где основной его целью является формирование и совершенствование у студентов лидерских качеств. Таким образом, осуществляется содействие росту уровня знаний у готовящихся к выпуску специалистов, его более точному соответствию с предъявляемыми требованиями к студентам рынком труда.

Социально-психологический тренинг студентов-менеджеров является единой системой последовательно проводимых друг за другом процедур, устремленных на образование, формирование и развитие наиболее значимых для них качеств лидера-профессионала. В следствие интенсивного психического действия, исполняемого в процессе участия в тренинге, актуализируется их глубинные персоналистические способности и активируется внутренняя настройка на улучшение личных качеств студентов, необходимых в их дальнейшей работе, с целью добиться успеха в будущей деятельности по выбранной специальности. При всем этом, у студентов – менеджеров происходит завершение формирования самосознания. У них складывается верное понимание о схемах действия психики при взаимном влиянии субъектов и объектов во время исполнения работы руководителя. В следствие чего, их последующее изучение собственной профессии является наисильнейшим побуждающим импульсом, содействующим окончанию процессов формирования личности и нормальной самореализации в ее пределах. Исследование перемен в личной динамике развивавшихся у студентов- менеджеров значимых качеств лидера и эффективности влияния психологии на них в процессе тренинга подразумевает внедрение верно отобранных психодиагностических методических материалов, помогающих оценить выполненных процедур на занятиях тренинга.

Основные задачи СПТ лидерства – это формирование индивидуальности человека, развитие умений и способностей эффективного общения, овладение межличностной связью, увеличение познаний о лидерстве как об организаторской деятельности и управлении небольшой категорией людей, усиление лидерских способностей - как набора навыков управления собой и другими индивидами. Любой участник тренинга, так или иначе, разовьет в себе адекватное осознание своей личности и сформирует корректировку самооценки, обучится индивидуальным способам межличностного общения с целью увеличения его качества. В ходе проведения тренинга, его участники смогут рассмотреть со стороны собственный лидерский потенциал, понять в чем легкость и сложность его развития, обозначить плюсы и минусы своей индивидуальности касаемо лидерства, проявляемого при различных обстоятельствах, освоить методы влияния с позиций лидера, улучшить лидерские способности.

В период проведения социально-психологического тренинга для студентов, инструктор по тренингу должен наблюдать за наличием искренности проявленного отношения к занятиям у участников; важно, чтобы они соблюдали общепринятые правила поведения; чтобы контролировали демонстрацию своих эмоциональных состояний во время проведения тренинговых упражнений; чтобы обсуждение предложенных для разбора тем, не выходило из настоящ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.220 (0.014 с.)