По специальности 030301.65 Психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По специальности 030301.65 Психология



ПРОГРАММА

Государственного экзамена

По специальности 030301.65 Психология

(специализация «Социальная психология»)

 

Киров


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65 Психология, утвержденным Заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000, № государственной регистрации 235 гум/сп

 

 

Авторы-составители: к.пс.н., доцент Ершова Н.Н., к.п.н., доцент Ивутина Е.П., к.пс.н., доцент Касимова С.Г., к.пс.н., доцент Киселева Е.П., ст. преп. Клейн Е.Н., к.пс.н., доцент Корчагина Г.И., к.пс.н., доцент Матвеева Е.В., д.пс.н., доцент Низовских Н.А., ст. преп. Полубейко О.К., к.пс.н., к.п.н., доцент Рудницкая Е.Е., к.пс.н., доцент Сараева Е.В.

 

 

Рецензент: д.пс.н., проф. Мосунова Л.А.

 

 

Программа утверждена на заседании кафедры практической психологии 28.02.2012 г., протокол № 7


Пояснительная записка

 

Государственный экзамен проводится в соответствии с положениями об итоговой государственной аттестации выпускников образовтельных учреждений.

Целью государственного экзамена является установление уровня подготовки выпускников высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия их подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

К государственному экзамену допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности).

Результаты экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

 

Требования к государственному экзамену

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессинальных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре.

Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Государственный экзамен по психологии предполагает проверку следующих знаний и умений выпускника:

- знание истории и современных тенденций развития мировой психологической науки;

- владение системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, источниках его активности, о закономерностях освоения и переработки информации, сознании и самосознании, эмоциональных состояниях, индивидуальных и возрастных особенностях;

- владение знаниями о закономерностях психического развития ребенка, основных возрастных новообразованиях, условиях, обеспечивающих личностный рост;

- владение знаниями об особенностях и причинах нарушения психики, девиантного поведения, отклонений в психическом развитии;

- знание приемов и техник психологического консультирования, умение использовать их в своей профессиональной деятельности; владение умениями профилактической, терапевтической, диагностической и коррекционной работы;

- владение знаниями о закономерностях общения, социально-психологических феноменах группы и общества, путях социализации личности;

- владение способами профессиональной и личностной рефлексии, самоизменения и организации творческой деятельности человека;

- владение методами психологического просвещения;

- владение знаниями в области профессионализации и умение создавать условия для профессионального самоопределения личности;

- знание проблем формирования и функционирования семьи, основных проблем семейной жизни;

- знание закономерностей управления социальными системами, способами анализа проектирования их развития, владение приемами управленческого консультирования;

- владение методами психологического и социально-психологического исследования, умениями обработки и анализа материалов, постановки психологического диагноза, составления текстов заключений и практических рекомендаций;

- знание истории и тенденций развития социально-психологичческих концепций, современных социально-психологических технологий.


Содержание учебных дисциплин

1. Общепрофессиональные дисциплины

 

Введение в профессию

 

Отличительные соотношение житейской, научно-исследовательской и научно-практической психологии (уровень обобщенности, степень рациональности и осознанности, способ передачи знаний, методы получения знаний, объём фактического материала), специфика их взаимосвязи. Факторы развития психологии как науки (социальный, предметно-логический, личностный). Место и роль практической психологии в современном обществе, сферы функционирования практических психологов. Цель и методы практической психологии (психодиагностика, консультирование, психокоррекция и др.).

 

Общая психология

 

Определение психологии как науки. Первоначальный смысл понятия «психология» и причины его современной трансформации. Понятие предмета и объекта науки. Своеобразие явлений действительности, обозначаемых термином «психика». Особенности психологии: сложность, слияние объекта и субъекта, уникальность практических следствий, полипредметность. Современная психология, ее предмет, задачи и место в системе наук. Структура современной психологии, ее отрасли.Место и роль общей психологии в системе психологических знаний.

История становления и развития психологии как науки. Изменение предмета исследования на разных этапах развития психологии (душа, сознание, поведение, психика). Развитие идеалистических и материалистических представлений о душе в эпоху античности, средневековья. Переход к изучению сознания (Р. Декарт, В. Вундт, У. Джеймс). Бихевиоризм как наука о поведении (Дж. Уотсон, К. Холл, Б. Скиннер). Глубинная психология (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг). Теория и практика психоанализа. Гештальт - психология и ее идеи о целостности и структурной организованности психического (М. Верхеймер, В. Келер, К. Левин). Гуманистическая психология как ориентир на уникальность человеческой личности (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс). Когнитивная психология (Дж. Брунер, Р. Аткинсон, У. Найссер). Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Основные подходы к объяснению природы психического: идеалистический и материалистический. Функции психики. Психика как механизм отражения, адаптации, регуляции поведения и деятельности. Понятие отражения. Характеристика форм отражения в живом и неживом мире: физическое, биологическое, физиологическое, психическое. Особенности психического отражения: активность, субъективность, оценочность, критичность и др. Роль психики в эволюции живых существ.

Классификация психических явлений и процессов. Психические процессы, состояния и свойства личности. Их сравнительная характеристика. Уровни психического отражения.

Возникновение и развитие психики в филогенезе. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении и развитии психики. Раздражимость и чувствительность. Понятие биотических и абиотических раздражителей. Объективный критерий психического. Условие возникновения психического отражения. Сенсорная и перцептивная психика в работах А.Н. Леонтьева, К.Э. Фабри.

Психика и поведение животных, уровни поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. Ориентировочно-исследовательская деятельность животных как основа интеллектуального поведения. Соотношение инстинктивного, приобретенного и интеллектуального поведения. Развитие психики и эволюция нервной системы.

Возникновение и развитие сознания, его сущность. Основные факторы происхождения и развития сознания: коллективный труд, развитие коммуникации между членами общества (высший уровень - речь), появление принципов нравственности и морали, развитие мышления (в т.ч. рефлексии). Высшие психические функции человека (Л.С. Выготский), их основные характеристики (произвольность, опосредованность, социальность).

Проблема сознания в психологии. Качественное своеобразие психики человека, ее отличие от психики животных. Сознание человека и его сущность. Признаки и свойства сознания (активность, интенциональность, категоричность, мотивационно-ценностный характер и т. д.). Единство сознания и деятельности. Интериоризация, экстериоризация.

Структура сознания и его основные характеристики. Основные подходы к структуре сознания (З. Фрейд, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.). Бытийный и рефлексивный слои сознания (В.П. Зинченко). Структура сознания по А.В. Петровскому. Рефлексия и саморазвитие.

Сознание и бессознательное.Неосознаваемые явления в психике: неосознаваемые автоматизмы, явление неосознаваемой установки, неосознаваемые побудители сознательных действий, формы проявления бессознательного (сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы), надсознательные процессы. Защитные механизмы.

Деятельностный подход в психологии. Понятие о деятельности. Предметный характер человеческой деятельности. Потребности как источник активности личности. Строение деятельности. Операциональный аспект деятельности (действия, операции). Мотивационно-личностный аспект деятельности (потребности, мотивы, цели, задачи). Динамический аспект (взаимопереходы компонентов деятельности). Внутренняя и внешняя деятельность. Их взаимодействие. Интериоризация, экстериоризация. Освоение деятельности. Навыки, умения. Привычки, их роль в поведении человека. Основные виды деятельности (игра, учение, труд) и их психологическая характеристика. Роль игры в развитии ребенка. Учебная деятельность и ее особенности. Специфические особенности трудовой деятельности. Понятие ведущего вида деятельности. Единство сознания и деятельности.

Речь и речевая деятельность, ее роль в развитии человека. Речь и язык. Физиологические основы речевой деятельности. Рефлекторный характер речи. Функции речи. Мышление и речь.

Виды речи и их психологическая характеристика. Речь внешняя и внутренняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая. Основные свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, воздейственность. Виды письменной речи. Развитие речи в онтогенезе. Вербальное и невербальное общение.

Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека: ощущения как источник познания, деятельности, эмоций и сознания. Рефлекторная природа ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Анализаторы как органы ощущений, их общее строение и функции. Функции ощущений.

Классификации ощущений: систематическая (интероцептивные, экстероцептивные, проприоцептивные ощущения) и генетическая (эпикритическая, протопатическая чувствительность). Специфика зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений: характер отражения, рецептор, раздражитель и его отражаемые качества.

Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность (латентный период, инерция ощущения, последовательные образы), пространственная локализация. Чувствительность и ее измерение. Виды и пороги чувствительности (абсолютный нижний и верхний, разностный).

Общие закономерности ощущений (адаптация и ее виды, сенсибилизация, синестезия и др.). Компенсаторные возможности ощущений.

Общее представление о восприятии. Восприятие как сложная перцептивная деятельность. Взаимосвязь с другими познавательными процессами. Физиологические механизмы восприятия. Перцептивные зоны КГМ. Основные свойства восприятия: предметность, осмысленность, структурность, апперцепция и другие.

Классификация видов восприятия: по модальности, по степени произвольности, по объекту отражения. Восприятие пространства, времени и движения. Типы восприятия. Иллюзии восприятия.

Теории восприятия: гештальтпсихологический подход к восприятию (восприятие как врожденная структурная организация, понятие фигуры и фона - М. Вертгеймер, Э. Рубин и др.); когнитивный подход (восприятие как акт категоризации - Дж. Брунер). Деятельностный подход к восприятию: восприятие как сложная перцептивная деятельность (В.А. Запорожец). Развитие восприятия в онтогенезе.

Общее представление о внимании. Роль внимания в психической и практической деятельности человека. Внимание и сознание. Физиологические механизмы внимания. Понятие доминанты и ее роль во внимании (концепция А.А. Ухтомского). Свойства внимания (концентрация, переключение, устойчивость и др.) и методы их диагностики. Рассеянность внимания и ее виды. Специфика использования корректурной пробы, таблиц Бурдона, Крепелина, Шульте и других методов диагностики свойств внимания.

Виды внимания: характеристика, условия возникновения, физиологические механизмы. Специфика произвольного и непроизвольного внимания как контроля деятельности.

Развитие внимания в онтогенезе. Условия сохранения и поддержания внимания.

Теории внимания. Внимание в когнитивной психологии: внимание как аспект активной переработки информации и как интеллектуальное предвосхищение сенсорной информации (У. Найссер). Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о развитии высших форм внимания. Деятельностный подход к проблеме внимания: теория П.Я. Гальперина о внимании как внутреннем контроле действия.

Понятие о памяти. Физиологические основы памяти. Функции памяти. Свойства памяти: объем, длительность сохранения материала и др. Виды памяти и их характеристика. Классификация видов памяти: по содержанию, по степени произвольности, по времени сохранения материала, по степени его осмысления. Их характеристика. Эйдетическая память.

Память как сложная мнемическая деятельность. Основные процессы и механизмы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Запоминание и его виды. Условия продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, Б.В. Зейгарник). Способы запоминания. Заучивание и его организация. Сохранение: способы реконструкции материала, условия сохранения. Воспроизведение и его виды (узнавание, припоминание). Процесс забывания. Формы забывания. Условия забывания. Закон Эббингауза.

Типы памяти: классификации по ведущему анализатору, по скорости запоминания и прочности сохранения.

Индивидуальные различия памяти и их учет в обучении. Условия и пути развития памяти. Нарушения памяти и их коррекция.

Исследования памяти: когнитивная психологии (сенсорный регистр (иконическая и эхоическая память), рабочая память, долговременная память и т.д.); деятельностный подход (исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко о закономерностях произвольного и непроизвольного запоминания); культурно-исторический подход (исследование развития высших форм запоминания в работах Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева).

Общая характеристика мышления. Отличие мышления от непосредственного чувственного познания. Основные признаки мышления: проблемность, связь с речью, обобщенность, опосредствованность. Функции мышления. Характеристика основных этапов мышления.

Операции мышления: анализ, синтез, сравнение и др. Логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Индивидуальные особенности мышления. Качества ума. Понятие когнитивного стиля.

Классификация видов мышления: по генезису, по степени новизны, по степени развернутости и др. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Теоретическое и эмпирическое, практическое и мировоззренческое мышление. Логическое (дискурсивное) и интуитивное мышление. Творческое мышление и воображение.

Методики диагностики мышления. Исследования вербального и невербального интеллекта (Д. Векслер Р. Амтхауэр, Д. Равен). Методики диагностики умственных способностей (АСТУР, КОТ).

Основные подходы к изучению мышления: мышление как ассоциации представлений (ассоцианизм); представления о продуктивном мышлении в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер и др.); концепция Ж. Пиаже об этапах развития интеллекта в онтогенезе; деятельностный подход к мышлению, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Общая характеристика воображения. Функции воображения. Физиологический механизм воображения.

Классификация видов воображения по степени активности и преднамеренности. Характеристика видов воображения. Приемы создания творческих образов: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация. Воображение и творчество. Этапы творческой деятельности.

Теории воображения. Психоаналитический подход к воображению. Невроз как источник фантазии и творчества (3. Фрейд). Источники воображения (по К.Г. Юнгу): «коллективное бессознательное», «архетип». Воображение как конкретизация архетипических представлений. Концепция воображения Л.С. Выготского как критика концепции Ж. Пиаже. Концепция М. Беркинблита, А.В. Петровского: проблема соотношения видов воображения и мышления.

Мотивационно-потребностная сфера человека. Потребности как основа направленности личности. Функции потребностей. Общественная природа человеческих потребностей, виды потребностей. Мотивы и мотивация. Понятие мотива. Осознанные и неосознанные мотивы. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

Классификация мотивов. Иерархия и взаимовлияние мотивов. Теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии. Мотивация и деятельность. Понятие оптимума мотивации.

Понятие об эмоциях и чувствах. Роль эмоций и чувств в деятельности человека. Физиологические основы эмоций и чувств. Функции эмоций: оценочная, сигнальная, приспособительная, экспрессивно-коммуникативная, побудительная, регулятивная и др. Общие признаки эмоциональных явлений: социально-исторический характер, субъективность, амбивалентность, двойственность, внешнее выражение, социальная обусловленность и др. Отличие эмоций и чувств: степень обобщения, устойчивости, физиологические основы и др. Взаимосвязь эмоций и чувств.

Виды эмоциональных состояний. Причины их возникновения и формы протекания. Внешнее выражение эмоций и чувств. Чувства и личность. Виды высших чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные, праксические. Индивидуальные различия в проявлении чувств.

Эмоциональные проблемы и их разрешение.

Эмоции и личность. Сила и глубина чувств. Роль воспитания чувств в формировании личности. Эмоции и мотивация в структуре поведения. Условия возникновения эмоций. Эмоции и потребности.

Универсальные принципы регуляции и контроля эмоций. Приемы регуляции эмоций. Регуляция эмоций при различных эмоциональных состояниях: аффекте, стрессе, депрессии и др.

Теоретические и экспериментальные исследования эмоций (У. Кэннон, У. Джемс, Г. Ланге, П. Бард, Линдсей, Д. Хебб. Л. Фестингер. С. Шехтер, П.В. Симонов и др.).

Понятие о воле. Воля как процесс сознательного регулирования поведения и деятельности. Функции воли. Значение воли в жизни человека. Структура и психологический механизм волевого акта: побуждение к совершению действия, осмысление цели действия, принятие решения действовать, борьба мотивов, волевое усилие, внешнее или внутреннее волевое действие. Накопление опыта волевого поведения. Волевые качества личности (целеустремленность, выдержка, самостоятельность, решительность и т.д.), их формирование. Волевая устойчивость личности. Развитие и воспитание воли. Самоконтроль и самооценка. Нарушение воли.

 

Психология личности

 

Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность: понятия и основные подходы. Структура и типологии личности. Индивид как генотипическое образование, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Индивидные свойства (возрастно-половые и первичные индивидуально-типические)

Проблема строения индивидуальности, выделение основных единиц ее анализа (психических свойств и процессов (С.Л. Рубинштейн). Понятие интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин). Индивидуальность (Б.Г. Ананьев), как целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта: свойств индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных и др. отношений) и субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их продуктивности).

Неоднозначность определения понятия личности. Теоретические подходы к целостному пониманию личности (А.Л. Леонтьев, А.Г. Асмолов, В.Н. Мясищев, Д.А. Леонтьев). Структура личности (К.К. Платонов). Мотивационно-динамическая стратегия изучения личности. Роль индивидуальных свойств в формировании личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.Г. Юнг, Э. Кречмер, Р. Кеттелл, Г. Айзенк).

Сущность субъектности, как способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.

Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности.

Индивидуально-психологические особенности, как своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно-потребностной сфере и способностях, образующиеся в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения.

Определение темперамента. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Классические (гуморальные) теории темперамента. Типы темперамента в истории психологии. Нейродинамический подход к исследованию темперамента. Исследования темперамента в физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии индивидуальных различий. Основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) и типы высшей нервной деятельности. Синдромы свойств нервной системы. Проблема соотнесения свойств нервной системы и типов темперамента. Общая характеристика свойств темперамента в предметной и социальной сферах деятельности человека: эргичность, темп, пластичность, эмоциональность. Роль темперамента в деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности

Основные проблемы психологии характера. Определение характера. Соотношение темперамента и характера. Характер как система отношений человека к миру, другим людям, самому себе. Черты характера. Строение характера. Характер как форма поведения, необходимая для сохранения сложившейся структуры мотивов. Защитные функции характера. Характер как индивидуальный жизненный стиль личности. Общая характеристика современного состояния исследований характера.

Представления о характере в классическом психоанализе. Фиксация сексуальной энергии и типы характера (орально-пассивный, орально-агрессивный, анально-выталкивающий, анально-задерживающий, фалический). Генитальный характер как вариант решения про­блемы нормального развития характера.

Исследовательские и прикладные задачи классификации характера. Эндо- и экзопсихические комплексы (А.Ф. Лазурский). Социальные характеры (Э. Фромм).

Понятие способностей в психологии. Определение способностей. Способности как врожденное и приобретенное свойство. Проблема наследования и развития способностей. Способности как продукт взаимодействия генетических и средовых факторов. Задатки как органические предпосылки способностей. Общее представление о сензитивных периодах в развитии способностей. Способности и одаренность.

Структура способностей. Общие и специальные способности. Понятие интеллекта. Структура интеллектуальных способностей. Факторные концепции интел­лекта. Проблема общего (генерального) фактора способностей. Роль наследственности и среды в формировании интеллекта. Интеллект и креативность. Проблема генезиса креативности (творческих способностей, талантливости, гениальности человека).

 

Педагогическая психология

 

Сущность понятий обучение и развитие, их взаимосвязь. Суть проблемы соотношения обучения и развития как центральной проблемы педагогической психологии. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития. Три основные теории о соотношении обучения и развития (Л.С. Выготский). Отрицание связи между обучением и развитием ребенка (Ж. Пиаже, А. Гезелл, 3. Фрейд и др.). Обучение и развитие - тождественные процессы (У. Джемс, Дж. Уотсон, Э.Торндайк и др.). Развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение (К. Коффка). Точка зрения Л. С. Выготского на соотношение обучения и развития.

УчениеЛ. С. Выготского о двух уровнях психического развития ребенка. Понятие "зона ближайшего развития". Основные "пласты": уровня актуального развития (обученность, воспитанность, развитость); зоны ближайшего развития (обучаемость, развиваемость, воспитуемость).

Обучаемость как способность к обучению. Различные трактовки обучаемости (Б. Г. Ананьев, 3. И. Калмыкова, А. К. Маркова и др.). Показатели обучаемости. Виды обучаемости: общая обучаемость, специальная обучаемость. Признаки обучаемости.

Понятие стратегии организации образования. Сравнительная характеристика традиционной и инновационной стратегий организации образования: единица управления, цели, ролевые позиции учителя и стиль руководства, мотивационно-смысловые установки учителя и ученика, характер организации учебно-познавательной деятельности, формы взаимодействия и формы отношений между участниками образовательного процесса, контроль и оценка. Достоинства и недостатки традиционной и инновационной парадигмы образования. Психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий организации образования.

Определение и общая характеристика учения. Теории учения: бихевиористские, когнитивные, деятельностные. Теория программированного обучения (Б. Скиннер). Теории развивающего обучения (С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, В. В. Давыдов, Л. В. Занков). Теория личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская). Проблемное обучение (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин). Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Познавательное и личностное развитие с точки зрения различных теорий учения.

Психологическая теория учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и др.). Теоретико-методологические основания теории учебной деятельности. Понятие учебной деятельности, ее особенности и характеристики. Структура учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности. Решение учебной задачи как специфическое содержание учебной деятельности. Результат учебной деятельности. Проблема формирования учебной деятельности и возможные пути ее решения. Роль учителя и сверстников в процессе формирования учебной деятельности.

Психологическая сущность процесса воспитания. Цели воспитания. Междисциплинарный подход к воспитанию. Критерии, показатели, уровни воспитанности и воспитуемости. Психологические основы методов воспитания. Методы воспитания: понятие и классификация. Средства воспитания: понятие и классификация. Условия успешности воспитания. Институты воспитания. Особенности воспитания на разных возрастных этапах.

Общая характеристика педагогической деятельности, ее сущность и предметное содержание. Особенности педагогической деятельности (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. С. Выготский и др.). Структура педагогической деятельности: мотивация; педагогические цели и задачи; предмет педагогической деятельности; педагогические средства и способы решения поставленных задач; продукт и результат педагогической деятельности. Понятие и сущность педагогических способностей. Базовые педагогические способности (Ф. Н. Гоноболин, Н. Д. Левитов, В. А. Крутецкий). Основные группы функций педагогической деятельности: целеполагающая и организационно-структурная. Соотношение функций педагогической деятельности с педагогическими способностями. Педагогические умения по А. К. Марковой. Соотношение педагогических умений с педагогической направленностью. Понятие стиля педагогической деятельности. Виды стилей педагогической деятельности (А. К. Маркова, А. Я. Никонова).

Общая характеристика общения. Междисциплинарный подход к общению. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Специфика педагогического общения. Уровни педагогического общения. Функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная, эмотивная. Основные стороны педагогического общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе: проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия, стереотипизация. Стили педагогического общения. Модели педагогического общения. Барьеры в педагогическом общении: причины возникновения, характеристика, пути преодоления. Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения.

 

Социальная психология

 

Социальная психология как наука. Пограничный характер социально-психологического знания: зависимость понимания предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. Современные представления о предмете социальной психологии. Задачи, структура социальной психологии как науки. Связь социальной психологии с другими науками.

Межличностные отношения. Определяющая роль общественных отношений для развития индивидуального сознания. Социальная роль как общественно-необходимый вид социальной деятельности, как способ поведения личности. Возникновение межличностных отношений внутри системы общественных отношений. Межличностные отношения как реальность общественных отношений, как форма их проявления. Эмоциональная основа межличностных отно­шений. Аттракция. Факторы развития аттракции. Агрессия в межличностных отношениях. Основные теории происхождения агрессии. Инстинктивная теория (З.Фрейд, К.Лоренц). Агрессия как фрустрация (Доллард, Миллер, Берковиц). Теория социального научения агрессии (А.Бандура). Методы снятия агрессии.

Психология малых групп. Проблема группы в социальной психологии. Социально-психологические исследования малых групп на Западе: социометрическое направление (Дж.Морено), социологическое направление (Э.Мэйо), школа "групповой динамики" (К.Левин). Понятие "малой группы". Классификация малых групп. Структура малой группы. Положение индивида в группе. Динамические процессы в малых группах. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Значение исследований групповой динамики в школе К.Левина. Основные механизмы развития малой группы: разрешение противоречий, «идеосинкразический кредит». Различная интерпретация понятий "конформизм" и "конформность", "конформное поведение". Эксперимент С..Аша по исследованию конформизма в лабораторных условиях. Традиции изучения групповой сплоченности в истории социальной психологии. Социометрические индексы групповой сплоченности. Новый подход к изучению групповой сплоченности на основе принципа деятельностного опосредования групповой активности.

Лидерство и руководство в малых группах. Вопрос об определении понятия "лидер" и "руководитель", "лидерство"' и руководство". Теоретические подходы к изучению лидерства в истории социальной психологии. Теория «черт» лидерства. Ситуационная" теория лидерства. "Системная" теория лидерства. Вероятностная модель Фидлера. Экспериментальное исследование стиля лидерства в школе "групповой динамики" К.Левина. Методика выявления лидеров в малых группах. Использование социометрического текста для этих целей. Возможности и ограниченности социометрческой методики. Другие методы выявления лидеров. Аппаратурные методы изучения лидерства.

Принятие группового решения. Основные факторы, влияющие на механизм формирования группового мнения и на процесс принятия решения группой. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения. Явление "поляризации группы". Проблема соотношения качества группового и индивидуального решения. Феномен "сдвига риска" и его роль в объяснении природы группового решения. (Дж.Стоунер). Методы повышения эффективности принятия решений группой: "брэйнсторминг", "синэктика" и др. Факторы ошибочных групповых решений. Феномен "группового духа" (И.Джанис). Эффективность деятельности малой группы. Множественность критериев эффективности для одной и той же группы. Социально-психологический климат коллектива.

Психология больших социальных групп. Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация. Виды больших социальных групп, занимающих особое место в системе общественных отношений. Структура психологии больших социальных групп. Особенности исследования психологии больших социальных групп. Тесная связь социальной психологии с социологией при исследовании психологии больших социальных групп. Специфика подхода рассмотрения социальных классов в разных культурах. Структура классовой психологии: классовые потребности, классовые интересы. Этнические группы.

Проблема личности в социальной психологии. Интерес к исследованию личности в различных отраслях научного знания. Необходимость комплексного подхода к исследованию личности и определения роли каждой отдельной науки в этом комплексном подходе. Исследование личности в социологии и общей психологии. Специфика социально-психологического подхода.

Социальная установка. Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе для изучения социальных установок. Различные подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии (Категории "отношение", "направленность", "ценностная ориентация" и т.д.). Традиция исследования социальных установок -"аттитюдов" в современной социальной психологии на Западе. Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения (эксперимент Лапьера). Иерархическая структура диспо­зиций личности. Создание диспозиционной концеп­ции регуляции социального поведения и ее основное содержание (В.Л. Ядов).

Социализация личности. Социально-психологические и социологические аспекты социализации. Связь этого процесса с исследованиями социализации в возрастной психологии. Содержание процесса социализации в сфере деятельности, общения, самосознания. Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к определению основных этапов социализации (концепция Э. Эриксона). Институты социализации. Зависимость механизмов и институтов от характера общественных отношений. Социализация и детерминация социального поведения личности.

 

Психология труда

 

Психология труда как область научного знания. Теоретические и практические задачи психологии труда. Психология труда как профессия и учебная дисциплина. Связь психологии труда с другими дисциплинами. Сравнительная характеристика применения психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Основные этапы развития психотехники и индустриал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.069 с.)