Психология развития и возрастная психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология развития и возрастная психология



 

Проблема детерминант психического развития в онтогенезе. Подходы к исследованию психического развития ребенка в зарубежной психологии. Биогенетический подход. Концепция рекапитуляции (С. Холл). Теория трех ступеней К. Бюлера. Нормативный подход к развитию психики ребенка. Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна. Проблема условий и движущих сил психического развития в отечественной психологии. Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С. Выготского. Понятие высших психических функций. Проблема обучения в развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития». Проблема сензитивных периодов. Понятие о «социальном наследовании» как специфически человеческой форме фиксации видового опыта. Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец). Роль общения в психическом развитии ребенка.

Проблема возраста. Житейское и научное понимание возраста. Соотношение биологического, социального и психологического возраста. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития (Л. С. Выготский). Структурные компоненты возраста. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических периодов (кризисов) развития. Периодизация психического развития человека. Проблема периодизации психического развития в трудах Л.С. Выготского. Проблема периодизации психического развития ребенка в зарубежной психологии (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л. Колберг). Проблема периодизации психического развития в отечественной психологии (Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский).

Характеристика новорожденности как кризисного периода. Безусловные рефлексы младенца. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. «Комплекс оживления» как центральное психологическое новообразование, отделяющее период новорожденности от младенчества. Развитие форм общения и механизм «опережающей инициативы» взрослого (М. И. Лисина). Общение со взрослым как ведущий вид деятельности в младенчестве. Ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение. Последствия депривации потребности в общении для психического развития ребенка. Соотношение развития сенсорных и моторных процессов в младенческом возрасте. Развитие восприятия в младенческом возрасте. Возникновение и развитие акта хватания, манипуляций с предметами, локомоций. Особенности понимания речи и развитие предпосылок активной речи (гукание, гуление, лепет, первые слова). Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Новообразования возраста: аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми, активность ребенка. Кризис одного года.

Социальная ситуации развития и ведущая деятельность раннего возраста. Развитие предметных и орудийных действий в раннем возрасте. Генезис игры в раннем возрасте. Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности развития понимания речи. Автономная речь. Развитие памяти в раннем детстве. Особенности развития эмоций и чувств. Предпосылки развития личности. Кризис трех лет: причины, негативная и позитивная симптоматика, психологическое значение.

Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Особенности развития общения со взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка. Изобразительная деятельность дошкольника. Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения и речи в дошкольном возрасте. Феномен эгоцентрической речи. Наглядно-образное мышление в дошкольном возрасте. Овладение понятием «сохранения» как показатель интеллектуального развития ребенка. Развитие личности в дошкольном возрасте. Структура и генезис самосознания и самооценки ребенка (В.С. Мухина, М.И. Лисина). Психосексуальное развитие и полоролевая идентификация в дошкольном возрасте. Развитие мотивационной сферы, установление иерархии мотивов. Развитие эмоционально-волевой сферы. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе.

Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Адаптация ребенка к школе. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте. Мотивы учения в младшем школьном возрасте. Психологическое значение коллективно-распределенных форм учебной деятельности. Содержание обучения как источник умственного развития школьников. Особенности развития восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, воображения младшего школьника. Развитие личности младшего школьника. Формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности. Развитие мотивационно-потребностной и волевой сферы. Особенности общения со взрослыми и сверстниками. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста.

Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Анатомо-физиологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Развитие интересов (доминант) в подростковом возрасте. Проблема ведущей деятельности подростка. Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста и специфическая форма самосознания (Д.Б. Эльконин). Виды взрослости. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам. Изменение отношений с учителем. Развитие формально-операционального интеллекта. Развитие личности в подростковом возрасте. Развитие самосознания и формирование самооценки. Психологические предпосылки перехода к юношескому возрасту.

Юношеский возраст в периодизации жизненного цикла. Переходный характер юношеского возраста. Ведущая деятельность юношеского возраста. Формирование профессиональной направленности и самоопределение как новообразования юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Стремление к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления. Формирование индивидуального стиля мышления. Развитие общения в юношеском возрасте. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры». Любовь и дружба в юношеском возрасте. Построение нового типа взаимоотношений с родителями. Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э. Эриксон). Юношеские дневники и их значение. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие воли и способности к самоуправлению.

Зрелость. Молодость как начальный этап зрелости, «время путешествий» и поиска себя. Создание «мечты» и направленное формирование стабильной структуры жизни. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанностей взрослого человека, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор партнера, вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиций, воспитание детей, формирование образа жизни и круга общения. Переход к средней зрелости как нормативный кризис (30 лет). Расхождение между идеальной моделью образа жизни и реальностью. Переживание чувства утраты смысла и давление времени. Пути выхода из кризиса: личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Средняя зрелость. Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Формирование потребности передачи опыта другим, наставничество. Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, сензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры.

Переход ко второму периоду зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Осознание утраты молодости и реальности смерти. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Переживание «символической смерти» молодости. Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Возрастание потребности в продуктивном самовыражении. Индивидуализация и формирование самодостаточности и независимости. Зрелость как вершина жизненного пути. Коллективная производительная деятельность как ведущая деятельность данного периода. Основные задачи развития: сохранение супружеских отношений, воспитание детей, достижения в карьере, развитие форм досуга и хобби, принятие изменений в организме и приспособление к ним, принятие ответственности за стареющих родителей. Особенности социальной активности в зрелом возрасте. Развитие самодостаточности. Особенности общения. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости (К. Шайи). Постформальные операции в период зрелости. Факторы, влияющие на развитие интеллекта в зрелости. Критика теорий зрелости как «психической окаменелости». Возможности обучения в зрелых возрастах. Стабильность и изменения личности в зрелости (Э. Эриксон, Д. Левинсон). Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма).

Пожилой возраст и старость. Биологические и социальные факторы старения. Историческая и социокультурная изменчивость старости. Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации. Задачи развития: принятие и освоение новых социальных ролей, адаптация к снижению физических возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной позиции в отношении смерти, деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости. Развитие потребности в передаче накопленного опыта, уважении и самоутверждении. Выход на пенсию как психологическая проблема. Проблема участия в трудовой деятельности в пожилом возрасте и старости. Жизненная мудрость как личностное новообразование и результат личностной интеграции. Влияние истории жизненного пути на процесс старения. Особенности общения и межличностных отношений в старости. Одиночество в старости. Компенсаторные механизмы в период старения. Факторы адаптивного и продуктивного старения. Заключительные этапы жизни человека.

Педагогическая психология

 

Сущность понятий обучение и развитие, их взаимосвязь. Суть проблемы соотношения обучения и развития как центральной проблемы педагогической психологии. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития. Три основные теории о соотношении обучения и развития (Л.С. Выготский). Отрицание связи между обучением и развитием ребенка (Ж. Пиаже, А. Гезелл, 3. Фрейд и др.). Обучение и развитие - тождественные процессы (У. Джемс, Дж. Уотсон, Э.Торндайк и др.). Развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение (К. Коффка). Точка зрения Л. С. Выготского на соотношение обучения и развития.

УчениеЛ. С. Выготского о двух уровнях психического развития ребенка. Понятие "зона ближайшего развития". Основные "пласты": уровня актуального развития (обученность, воспитанность, развитость); зоны ближайшего развития (обучаемость, развиваемость, воспитуемость).

Обучаемость как способность к обучению. Различные трактовки обучаемости (Б. Г. Ананьев, 3. И. Калмыкова, А. К. Маркова и др.). Показатели обучаемости. Виды обучаемости: общая обучаемость, специальная обучаемость. Признаки обучаемости.

Понятие стратегии организации образования. Сравнительная характеристика традиционной и инновационной стратегий организации образования: единица управления, цели, ролевые позиции учителя и стиль руководства, мотивационно-смысловые установки учителя и ученика, характер организации учебно-познавательной деятельности, формы взаимодействия и формы отношений между участниками образовательного процесса, контроль и оценка. Достоинства и недостатки традиционной и инновационной парадигмы образования. Психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий организации образования.

Определение и общая характеристика учения. Теории учения: бихевиористские, когнитивные, деятельностные. Теория программированного обучения (Б. Скиннер). Теории развивающего обучения (С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, В. В. Давыдов, Л. В. Занков). Теория личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская). Проблемное обучение (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин). Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Познавательное и личностное развитие с точки зрения различных теорий учения.

Психологическая теория учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и др.). Теоретико-методологические основания теории учебной деятельности. Понятие учебной деятельности, ее особенности и характеристики. Структура учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности. Решение учебной задачи как специфическое содержание учебной деятельности. Результат учебной деятельности. Проблема формирования учебной деятельности и возможные пути ее решения. Роль учителя и сверстников в процессе формирования учебной деятельности.

Психологическая сущность процесса воспитания. Цели воспитания. Междисциплинарный подход к воспитанию. Критерии, показатели, уровни воспитанности и воспитуемости. Психологические основы методов воспитания. Методы воспитания: понятие и классификация. Средства воспитания: понятие и классификация. Условия успешности воспитания. Институты воспитания. Особенности воспитания на разных возрастных этапах.

Общая характеристика педагогической деятельности, ее сущность и предметное содержание. Особенности педагогической деятельности (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. С. Выготский и др.). Структура педагогической деятельности: мотивация; педагогические цели и задачи; предмет педагогической деятельности; педагогические средства и способы решения поставленных задач; продукт и результат педагогической деятельности. Понятие и сущность педагогических способностей. Базовые педагогические способности (Ф. Н. Гоноболин, Н. Д. Левитов, В. А. Крутецкий). Основные группы функций педагогической деятельности: целеполагающая и организационно-структурная. Соотношение функций педагогической деятельности с педагогическими способностями. Педагогические умения по А. К. Марковой. Соотношение педагогических умений с педагогической направленностью. Понятие стиля педагогической деятельности. Виды стилей педагогической деятельности (А. К. Маркова, А. Я. Никонова).

Общая характеристика общения. Междисциплинарный подход к общению. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Специфика педагогического общения. Уровни педагогического общения. Функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная, эмотивная. Основные стороны педагогического общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе: проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия, стереотипизация. Стили педагогического общения. Модели педагогического общения. Барьеры в педагогическом общении: причины возникновения, характеристика, пути преодоления. Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения.

 

Социальная психология

 

Социальная психология как наука. Пограничный характер социально-психологического знания: зависимость понимания предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. Современные представления о предмете социальной психологии. Задачи, структура социальной психологии как науки. Связь социальной психологии с другими науками.

Межличностные отношения. Определяющая роль общественных отношений для развития индивидуального сознания. Социальная роль как общественно-необходимый вид социальной деятельности, как способ поведения личности. Возникновение межличностных отношений внутри системы общественных отношений. Межличностные отношения как реальность общественных отношений, как форма их проявления. Эмоциональная основа межличностных отно­шений. Аттракция. Факторы развития аттракции. Агрессия в межличностных отношениях. Основные теории происхождения агрессии. Инстинктивная теория (З.Фрейд, К.Лоренц). Агрессия как фрустрация (Доллард, Миллер, Берковиц). Теория социального научения агрессии (А.Бандура). Методы снятия агрессии.

Психология малых групп. Проблема группы в социальной психологии. Социально-психологические исследования малых групп на Западе: социометрическое направление (Дж.Морено), социологическое направление (Э.Мэйо), школа "групповой динамики" (К.Левин). Понятие "малой группы". Классификация малых групп. Структура малой группы. Положение индивида в группе. Динамические процессы в малых группах. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Значение исследований групповой динамики в школе К.Левина. Основные механизмы развития малой группы: разрешение противоречий, «идеосинкразический кредит». Различная интерпретация понятий "конформизм" и "конформность", "конформное поведение". Эксперимент С..Аша по исследованию конформизма в лабораторных условиях. Традиции изучения групповой сплоченности в истории социальной психологии. Социометрические индексы групповой сплоченности. Новый подход к изучению групповой сплоченности на основе принципа деятельностного опосредования групповой активности.

Лидерство и руководство в малых группах. Вопрос об определении понятия "лидер" и "руководитель", "лидерство"' и руководство". Теоретические подходы к изучению лидерства в истории социальной психологии. Теория «черт» лидерства. Ситуационная" теория лидерства. "Системная" теория лидерства. Вероятностная модель Фидлера. Экспериментальное исследование стиля лидерства в школе "групповой динамики" К.Левина. Методика выявления лидеров в малых группах. Использование социометрического текста для этих целей. Возможности и ограниченности социометрческой методики. Другие методы выявления лидеров. Аппаратурные методы изучения лидерства.

Принятие группового решения. Основные факторы, влияющие на механизм формирования группового мнения и на процесс принятия решения группой. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения. Явление "поляризации группы". Проблема соотношения качества группового и индивидуального решения. Феномен "сдвига риска" и его роль в объяснении природы группового решения. (Дж.Стоунер). Методы повышения эффективности принятия решений группой: "брэйнсторминг", "синэктика" и др. Факторы ошибочных групповых решений. Феномен "группового духа" (И.Джанис). Эффективность деятельности малой группы. Множественность критериев эффективности для одной и той же группы. Социально-психологический климат коллектива.

Психология больших социальных групп. Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация. Виды больших социальных групп, занимающих особое место в системе общественных отношений. Структура психологии больших социальных групп. Особенности исследования психологии больших социальных групп. Тесная связь социальной психологии с социологией при исследовании психологии больших социальных групп. Специфика подхода рассмотрения социальных классов в разных культурах. Структура классовой психологии: классовые потребности, классовые интересы. Этнические группы.

Проблема личности в социальной психологии. Интерес к исследованию личности в различных отраслях научного знания. Необходимость комплексного подхода к исследованию личности и определения роли каждой отдельной науки в этом комплексном подходе. Исследование личности в социологии и общей психологии. Специфика социально-психологического подхода.

Социальная установка. Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе для изучения социальных установок. Различные подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии (Категории "отношение", "направленность", "ценностная ориентация" и т.д.). Традиция исследования социальных установок -"аттитюдов" в современной социальной психологии на Западе. Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения (эксперимент Лапьера). Иерархическая структура диспо­зиций личности. Создание диспозиционной концеп­ции регуляции социального поведения и ее основное содержание (В.Л. Ядов).

Социализация личности. Социально-психологические и социологические аспекты социализации. Связь этого процесса с исследованиями социализации в возрастной психологии. Содержание процесса социализации в сфере деятельности, общения, самосознания. Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к определению основных этапов социализации (концепция Э. Эриксона). Институты социализации. Зависимость механизмов и институтов от характера общественных отношений. Социализация и детерминация социального поведения личности.

 

Психология труда

 

Психология труда как область научного знания. Теоретические и практические задачи психологии труда. Психология труда как профессия и учебная дисциплина. Связь психологии труда с другими дисциплинами. Сравнительная характеристика применения психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Основные этапы развития психотехники и индустриальной психологии. Современное состояние психологии труда и тенденции ее развития.

Понятие трудовой и профессиональной деятельности. Психологические признаки и структура трудовой деятельности. Объективно заданные цели труда, отношение к труду, стимулы труда, мотивы труда, этические императивы трудовой деятельности. Объекты труда и их основные разновидности (биологические системы, неживые природные и технические системы, социальные и знаковые системы, формы художественного отражения действительности). Средства труда, их классификация. Классификация профессий.

Правила проектирования рабочих задач. Критерии эффективности эргономически спроектированных задач. Эргономическое проектирование работ. Критерии проектирования работ. Рекомендации по эргономическому проектированию работ. Содержательные аспекты проектирования. Критерии оценки проекта рабочей системы при ее приемке и утверждении.

 

Психология управления

 

Типы образов структур организационной среды: иерархическая, харизматическая, неустойчивая, эгалитарная.

Параметры организационной среды: стереотипы, правила, мифы, границы, стабилизаторы организации.

Модель организационной среды на основании представлений менеджмента о человеке работающем: «человек экономический», «человек функциональный», «человек психологический», «человек этический».

Психологическая сущность управленческих решений. Характеристика процесса принятия управленческих решений.

Управленческий цикл руководителя. Стадии управленческого цикла руководителя (сбор и оценка информации, принятие решения, и т.д.).

Управленческие ориентации руководителя, их содержание (технократические, автократические, и т.д.). Соотношенияуправленческих ориентаций руководителя как стиль управления: доминирование одной ориентации над другими, баланс выраженности ориентаций руководителя в управлении и другие сочетания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.026 с.)