Тема 6. Формирование группового поведения в организации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Формирование группового поведения в организации



 

Люди живут и работают в группах. 5миллиардов 400миллионов человек, населяющих нашу планету, образуют более 200 государств, в которых на­считывается 20миллионов экономических организаций и сотни миллионов различных групп.

В болыпой организации индивидуальность личности растворяется в общей массе людей. Иное дело в группе (бригаде, отделе, офисе и т.п.); здесь каждый со своими способностями, недостатками, поступками как на ладони. В силу особенностей группы в ней происходят процессы, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в организации.

Первым обратил на это внимание Элтон Мейо во время своих извест­ных экспериментов в Хоторне. Дальнейшие исследования в данном на­правлении позволили сделать важные выводы.

Во-первых, группа занимает в организации ключевое место. С одной стороны, она - естественная форма объединения индивидов; с другой -структурный элемент для построения организации.

Во-вторых, группа оказывает позитивное воздействие не только на от­дельного работника, помогая ему лучше узнать самого себя, приобрести ' новые навыки, удовлетворить различные социальные потребности; но и на всю организацию, способствуя ее сплоченности, стабильности, появлению новых идей, совершенствованию методов принятия решений и контроля. Процессы, вследствие которых все это происходит, Элтон Мейо и Курт Левин назвали «групповой динамикой». Признавая ключевую роль групповой динамики в организационном поведении, разные ученые по-разному трактуют содержание этого понятия.

Одни вкладывают в него формирование группы и управление ею. Дру­гие считают, что она представляет собой набор техник и методик типа груп­повой терапии, ролевого тренинга и т.п.

Третьи при некотором несовпадении в отдельных деталях придержи­ваются концепции Элтона Мейо и Курта Левина, согласно которой груп­повая динамика рассматривается с точки зрения внутренней природы груп­пы, их характеристик и взаимодействия в них индивидов.

Такой взгляд на групповую динамику позволяет более глубоко подой­ти к ее изучению, поскольку он охватывает широкий круг вопросов. Мы рассмотрим наиболее важные из них.

Что такое группа и почему люди объединяются в группы? Ответ на первую часть вопроса является очевидным: группа - это несколько че­ловек, небольшое собрание людей. Однако всякое ли небольшое объедине­ние людей действительно можно назвать группой?

Большинство исследователей утверждают, что для группы необходи­мо, во-первых, чтобы ее члены взаимодействовали и, во-вторых, что­бы они чувствовали свою сопричастность друге другом.

Следовательно, группа - это двое или более лиц, которые взаимодей­ствуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы», то есть как сообщество, к которому они принадлежат.

Такое понимание группы во многом объясняет вторую часть вопроса.

Рассмотрим основные элементы структуры понятия группы: взаимо­действие и принадлежность.

Взаимодействие предполагает действие индивидов на основе общих целей и интересов. Если их нет, нет и группы.

Следующим условием взаимодействия является схожее отношение членов группы к этим целям и интересам. Индивид х будет взаимодей­ствовать с индивидом у, если у того и у другого совпадают установки и ценности.

Далее. Чтобы у человека возникло желание установить связь с други­ми людьми, он должен иметь в перспективе возможность получить в ре­зультате взаимодействия определенное моральное или материальное воз­награждение.

Глубокий смысл заложен и во втором элементе структуры понятия группы.

Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать его естественное стремление быть с другими людьми, сравнивать себя с ними и получать их оценку самого себя, уважение и признание. Принадлежность группе означает также потенциальную возможность для индивида иметь надежную защиту. Члены одной группы скорее заступятся друг за друга и при встрече с хулиганами на улице, и при разговоре с начальством, отстаи­вая групповые интересы. Наконец принадлежность к группе, например, к какому-либо клубу или профессиональному союзу обеспечивает челове­ку определенное положение в обществе, дает ему власть и возможности для достижения конкретных целей.

Таким образом, люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить

свои потребности в:

- общении,

- самоуважении,

- безопасности,

- усилении власти,

- получении определенного общественного статуса,

- достижении социальных, экономических и других целей.

Типы группСуществуют разные критерии, по которым класси­фицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т.п.; в зависимости от длительности существования - постоянные или временные и т.д.

Однако большинство ученых в основу типологии групп берут наибо­лее общий критерий - принцип их создания.

Одни группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие - добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей. Первые называют фор­мальными,вторые - неформальными.

Формальные группы бывают двух типов: административные и опера­тивные. К административным относятся группы, предусмотренные орга­низационной структурой: отделы, участки и т.д. Оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда.

Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интере­сам и группы на основе дружбы.

Примером первого типа могут служить объединения людей на основе стремления к саморазвитию, повышению своего профессионального мас­терства или коллекционеры.

Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей и установок.

Формальные и неформальные группы имеют много общего.

Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития. Во-вторых, они одинаково организованы - у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамике тех и других свойственны одинаковые характеристики: сплоченность и конф­ликты.

Вместе с тем между ними существуют принципиальные различия. Наиболее важными из них Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают следующие.

 

Различия формальных и неформальных групп

 

№ п/п Основа для сравнения Неформальна группа Формальная группа
1. Общие взаимоотношения Неофициальные Официальные
2. Основные концепции Власть и политика Права и обязанности
3. Основное внимание к Человеку Должности
4. Источник власти Исходит от группы Делегируется руководством
5. Руководство к поведению Нормы Правила
6. Источник управления Санкции Вознаграждение и штраф

 

Как видно из таблицы, в неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же — официальные роли в терминах должностных прав и обязанностей индивидов.

Неформальная власть, таким образом, обращается к человеку как к лич­ности и, следовательно, носит личностный характер; формальная - как к должностному лицу, она устанавливается официально.

Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный - от руководства организации. Далее. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми санкциями, в формаль­ной - правилами и должностными инструкциями.

Наконец в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной - награж­дения и штрафы.

Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах особых межличностных отношений, которые оказывают порою более силь­ное влияние на поведение работников, чем административная власть.

Поэтому, хотя неформальные группы создаются не по воле руковод­ства, каждый менеджер должен считаться с ними. От того, как взаимодей­ствуют неформальные группы с формальными, зависит в конечном счете эффективность организации.

Неформальные группы имеют много своих достоинств. Они облегча­ют управленческую нагрузку менеджмента: если члены такой группы раз­деляют цели организации, то сами осуществляют контроль.

Неформальные группы способствуют сотрудничеству и кооперации, получению удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации.

Использование всех этих возможностей для повышения эффективно­сти организации - прямая обязанность менеджмента.

Существует ряд проверенных на практике правил, которых должен придерживаться в своей работе с неформальными группами каждый ме­неджер. Суть их сводится к тому, чтобы:

1. Признать существование неформальной группы и осознать, что ее подавление повлечет за собой ослабление организации.

2. Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их настроение.

3. Перед тем как предпринимать какие-либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальной группы.

4. Для ослабления сопротивления изменениям в организации со стороны неформальной группы привлекать ее членов к принятию управленческих решений.

5. Своевременно выдавать работникам точную информацию, препят­ствуя тем самым распространению слухов.

Формирование группы и ее основные характеристики. \ В литера­туре имеется несколько моделей формирования группы, и в каждой из них стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс X. Донелли-младший счи­тают, что в своем развитии каждая группа проходит через стадии: взаим­ного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктивности, контроля и организации .

По мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наи­высшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп).

Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет также четыре этапа: образование группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения.

Недостатком всех этих определений является некоторая их произволь­ность, отсутствие методологического критерия.

В основе авторской модели лежит концепция, основанная на процес­сах, которые определяют особенности развития каждой группы. Процессы эти, по общепризнанному мнению психологов, таковы: адаптация, иден­тификация, интеграция и коммуникация.

Адаптацияхарактеризует начальный этап формирования группы, ког­да ее члены узнают и принимают друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерар­хия, статус, роли, лидерство.

Идентификациясвязана с формированием чувства принадлежности индивида к группе. Этот процесс протекает на трех уровнях: эмоциональ­ном - как умение сопереживать; ценностно-мировоззренческом - как спо­собность стать на точку зрения другого человека или всей группы и поведен­ческом - как стремление подчиниться складывающимся групповым нормам.

Интеграциязнаменует собой этап, когда уже завершена борьба за власть в группе, окончательно установлены групповые нормы, роли каждого, то есть когда объединение индивидов превратилось в единичный коллектив.

Интеграция приводит к превращению коллектива в саморегулирую­щийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-ин­дивидуальной деятельности.

Для данного этапа развития группы характерны следующие признаки:

• четко обозначены цели;

• достигнута совместимость индивидов в группе;

• лидер группы доказал на практике право на лидерство;

• группа успешно выполняет поставленные перед ней задачи;

• размер группы позволяет знать мнение каждого ее члена и оценивать его;

• люди чувствуют свою принадлежность к группе, поддерживают друг друга, преодолевая совместно трудности и решая групповые задачи;

• конфликты и стрессы, проявлявшиеся на первых порах особенно ча­сто и болезненно, возникают все реже и разрешаются наиболее щадящими способами с участием всей группы.

Показателем эффективности интеграции является степень сплоченно­сти группы. Наиболее высокая сплоченность присуща группе на ступени ее зрелости. Распад группы начинается с проявления разобщенности между ее членами.

Таким образом, если следовать логике развития группы и тем процес­сам, которые его сопровождают, можно выделить следующие стадии:

Адаптация.

Идентификация.

Интеграция.

Распад.

При этом следует заметить, что стадии эти не являются изолирован­ными друг от друга формами эволюции группы. Они лишь указывают на доминирующие тенденции, которые определяют тот или иной ее жиз­ненный цикл.

В жизни все сложнее. Бывает, что процессы и адаптации, и идентифи­кации, и интеграции происходят одновременно. А случается и так, что,

достигнув уровня интеграции, группа переходит на более низкую ступень, потому что в ней появился новый лидер или изменились ее задачи.

Что же касается процесса коммуникации, то он сопровождает разви­тие группы на всех ее стадиях. Коммуникация является средством, с помо­щью которого члены группы взаимодействуют, общаются, строят свои от­ношения, формируют характеристики группы, управляют своим поведе­нием. Поэтому о ней мы поговорим отдельно.

Обобщая сказанное, можно схематично представить модель формиро­вания и развития групп.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.01 с.)