Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Формирование группового поведения в организацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Люди живут и работают в группах. 5 миллиардов 400миллионов человек, населяющих нашу планету, образуют более 200 государств, в которых насчитывается 20миллионов экономических организаций и сотни миллионов различных групп. В болыпой организации индивидуальность личности растворяется в общей массе людей. Иное дело в группе (бригаде, отделе, офисе и т.п.); здесь каждый со своими способностями, недостатками, поступками как на ладони. В силу особенностей группы в ней происходят процессы, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в организации. Первым обратил на это внимание Элтон Мейо во время своих известных экспериментов в Хоторне. Дальнейшие исследования в данном направлении позволили сделать важные выводы. Во-первых, группа занимает в организации ключевое место. С одной стороны, она - естественная форма объединения индивидов; с другой - структурный элемент для построения организации. Во-вторых, группа оказывает позитивное воздействие не только на отдельного работника, помогая ему лучше узнать самого себя, приобрести ' новые навыки, удовлетворить различные социальные потребности; но и на всю организацию, способствуя ее сплоченности, стабильности, появлению новых идей, совершенствованию методов принятия решений и контроля. Процессы, вследствие которых все это происходит, Элтон Мейо и Курт Левин назвали «групповой динамикой». Признавая ключевую роль групповой динамики в организационном поведении, разные ученые по-разному трактуют содержание этого понятия. Одни вкладывают в него формирование группы и управление ею. Другие считают, что она представляет собой набор техник и методик типа групповой терапии, ролевого тренинга и т.п. Третьи при некотором несовпадении в отдельных деталях придерживаются концепции Элтона Мейо и Курта Левина, согласно которой групповая динамика рассматривается с точки зрения внутренней природы группы, их характеристик и взаимодействия в них индивидов. Такой взгляд на групповую динамику позволяет более глубоко подойти к ее изучению, поскольку он охватывает широкий круг вопросов. Мы рассмотрим наиболее важные из них. Что такое группа и почему люди объединяются в группы? Ответ на первую часть вопроса является очевидным: группа - это несколько человек, небольшое собрание людей. Однако всякое ли небольшое объединение людей действительно можно назвать группой? Большинство исследователей утверждают, что для группы необходимо, во-первых, чтобы ее члены взаимодействовали и, во-вторых, чтобы они чувствовали свою сопричастность друге другом. Следовательно, группа - это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы», то есть как сообщество, к которому они принадлежат. Такое понимание группы во многом объясняет вторую часть вопроса. Рассмотрим основные элементы структуры понятия группы: взаимодействие и принадлежность. Взаимодействие предполагает действие индивидов на основе общих целей и интересов. Если их нет, нет и группы. Следующим условием взаимодействия является схожее отношение членов группы к этим целям и интересам. Индивид х будет взаимодействовать с индивидом у, если у того и у другого совпадают установки и ценности. Далее. Чтобы у человека возникло желание установить связь с другими людьми, он должен иметь в перспективе возможность получить в результате взаимодействия определенное моральное или материальное вознаграждение. Глубокий смысл заложен и во втором элементе структуры понятия группы. Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать его естественное стремление быть с другими людьми, сравнивать себя с ними и получать их оценку самого себя, уважение и признание. Принадлежность группе означает также потенциальную возможность для индивида иметь надежную защиту. Члены одной группы скорее заступятся друг за друга и при встрече с хулиганами на улице, и при разговоре с начальством, отстаивая групповые интересы. Наконец принадлежность к группе, например, к какому-либо клубу или профессиональному союзу обеспечивает человеку определенное положение в обществе, дает ему власть и возможности для достижения конкретных целей. Таким образом, люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свои потребности в: - общении, - самоуважении, - безопасности, - усилении власти, - получении определенного общественного статуса, - достижении социальных, экономических и других целей. Типы групп Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т.п.; в зависимости от длительности существования - постоянные или временные и т.д. Однако большинство ученых в основу типологии групп берут наиболее общий критерий - принцип их создания. Одни группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие - добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей. Первые называют формальными, вторые - неформальными. Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные. К административным относятся группы, предусмотренные организационной структурой: отделы, участки и т.д. Оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда. Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы. Примером первого типа могут служить объединения людей на основе стремления к саморазвитию, повышению своего профессионального мастерства или коллекционеры. Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей и установок. Формальные и неформальные группы имеют много общего. Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития. Во-вторых, они одинаково организованы - у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамике тех и других свойственны одинаковые характеристики: сплоченность и конфликты. Вместе с тем между ними существуют принципиальные различия. Наиболее важными из них Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают следующие.
Различия формальных и неформальных групп
Как видно из таблицы, в неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же — официальные роли в терминах должностных прав и обязанностей индивидов. Неформальная власть, таким образом, обращается к человеку как к личности и, следовательно, носит личностный характер; формальная - как к должностному лицу, она устанавливается официально. Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный - от руководства организации. Далее. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми санкциями, в формальной - правилами и должностными инструкциями. Наконец в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной - награждения и штрафы. Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах особых межличностных отношений, которые оказывают порою более сильное влияние на поведение работников, чем административная власть. Поэтому, хотя неформальные группы создаются не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с ними. От того, как взаимодействуют неформальные группы с формальными, зависит в конечном счете эффективность организации. Неформальные группы имеют много своих достоинств. Они облегчают управленческую нагрузку менеджмента: если члены такой группы разделяют цели организации, то сами осуществляют контроль. Неформальные группы способствуют сотрудничеству и кооперации, получению удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации. Использование всех этих возможностей для повышения эффективности организации - прямая обязанность менеджмента. Существует ряд проверенных на практике правил, которых должен придерживаться в своей работе с неформальными группами каждый менеджер. Суть их сводится к тому, чтобы: 1. Признать существование неформальной группы и осознать, что ее подавление повлечет за собой ослабление организации. 2. Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их настроение. 3. Перед тем как предпринимать какие-либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальной группы. 4. Для ослабления сопротивления изменениям в организации со стороны неформальной группы привлекать ее членов к принятию управленческих решений. 5. Своевременно выдавать работникам точную информацию, препятствуя тем самым распространению слухов. Формирование группы и ее основные характеристики. \ В литературе имеется несколько моделей формирования группы, и в каждой из них стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс X. Донелли-младший считают, что в своем развитии каждая группа проходит через стадии: взаимного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктивности, контроля и организации. По мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наивысшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп). Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет также четыре этапа: образование группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения. Недостатком всех этих определений является некоторая их произвольность, отсутствие методологического критерия. В основе авторской модели лежит концепция, основанная на процессах, которые определяют особенности развития каждой группы. Процессы эти, по общепризнанному мнению психологов, таковы: адаптация, идентификация, интеграция и коммуникация. Адаптация характеризует начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и принимают друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерархия, статус, роли, лидерство. Идентификация связана с формированием чувства принадлежности индивида к группе. Этот процесс протекает на трех уровнях: эмоциональном - как умение сопереживать; ценностно-мировоззренческом - как способность стать на точку зрения другого человека или всей группы и поведенческом - как стремление подчиниться складывающимся групповым нормам. Интеграция знаменует собой этап, когда уже завершена борьба за власть в группе, окончательно установлены групповые нормы, роли каждого, то есть когда объединение индивидов превратилось в единичный коллектив. Интеграция приводит к превращению коллектива в саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности. Для данного этапа развития группы характерны следующие признаки: • четко обозначены цели; • достигнута совместимость индивидов в группе; • лидер группы доказал на практике право на лидерство; • группа успешно выполняет поставленные перед ней задачи; • размер группы позволяет знать мнение каждого ее члена и оценивать его; • люди чувствуют свою принадлежность к группе, поддерживают друг друга, преодолевая совместно трудности и решая групповые задачи; • конфликты и стрессы, проявлявшиеся на первых порах особенно часто и болезненно, возникают все реже и разрешаются наиболее щадящими способами с участием всей группы. Показателем эффективности интеграции является степень сплоченности группы. Наиболее высокая сплоченность присуща группе на ступени ее зрелости. Распад группы начинается с проявления разобщенности между ее членами. Таким образом, если следовать логике развития группы и тем процессам, которые его сопровождают, можно выделить следующие стадии: Адаптация. Идентификация. Интеграция. Распад. При этом следует заметить, что стадии эти не являются изолированными друг от друга формами эволюции группы. Они лишь указывают на доминирующие тенденции, которые определяют тот или иной ее жизненный цикл. В жизни все сложнее. Бывает, что процессы и адаптации, и идентификации, и интеграции происходят одновременно. А случается и так, что, достигнув уровня интеграции, группа переходит на более низкую ступень, потому что в ней появился новый лидер или изменились ее задачи. Что же касается процесса коммуникации, то он сопровождает развитие группы на всех ее стадиях. Коммуникация является средством, с помощью которого члены группы взаимодействуют, общаются, строят свои отношения, формируют характеристики группы, управляют своим поведением. Поэтому о ней мы поговорим отдельно. Обобщая сказанное, можно схематично представить модель формирования и развития групп.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.59.121 (0.009 с.) |