Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная инвестиционная политика: сущность, цели, пути реализации

Поиск

Пути формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе

Инвестиционный климат - совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска. Известно, что потенциальный инвестор, если он достаточно информирован, выбирает объект вложения своих средств в регионе с наилучшими условиями инвестирования. Таким образом, очевидно, что формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе во многом повысит его конкурентоспособность среди других субъектов Российской Федерации. Оценка инвестиционной привлекательности региона представляет собой анализ социально-экономических, политических и финансовых факторов, которые обеспечивают тот или иной уровень инвестиционной привлекательности региона.Определение сильных и слабых сторон конкурентоспособности региона может определяться различными факторами. Одним из основных, по нашему мнению, является состояние развития инновационной сферы.В настоящее время существует ряд проблем в развитии инновационной сферы среди субъектов РФ. Эти проблемы условно можно разделить на следующие сектора: кадровая проблема, выраженная в неэффективности подготовки научных и административных кадров; слабость инновационной инфраструктуры – выражается в недостатке венчурных фондов, необходимых для эффективного распределения инвестиционных потоков, а также в слабости материально-технической базы инновационной сферы; Как отмечают экономисты Ставрополья и эксперты Евросоюза, в Ставропольском крае существует хороший инновационный потенциал. Разработки ставропольских ученых в области медицины, биотехнологий и другие уже получили свое признание на всевозможных выставках в России и за рубежом. Однако в крае нет системы интеграции новых технологий в производство. В большей степени эти проблемы коснулись сферы биотехнологий, машиностроения, биохимии, электроники и других, где недостаточно одного приобретения нового оборудования. наличие бюрократических барьеров, в числе которых можно выделить проблему лицензирования, а также трудность межорганизационных и межотраслевых взаимодействий; пассивность бизнес-элит, выражающаяся в сопротивлении переменам, нежелании идти на риск и сложности согласования интересов среди участников инвестиционного процесса;проблемы политико-правового характера, обусловленные ограничениями со стороны антимонопольного, налогового и патентно-лицензионного законодательства.На наш взгляд, необходим комплекс мер, направленных на решение вышеописанных проблем. Что касается решения кадровой проблемы, имеется необходимость расширения резерва финансовых и материально-технических средств для поддержания прогрессивных технологий.На современном этапе развития инновационной деятельности –необходимо образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука-производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом. Это во многом поможет решению проблемы оптимизации распределения потоков финансирования объектов инновационной инфраструктуры. В эффективном развитии инновационной деятельности огромную роль играют региональные и муниципальные органы власти, осуществляющие ее поддержку, учитывая культурные, исторические и географические особенности региона и его инфраструктуру. Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными их которых, по мнению автора, являются следующие:1. Разработка концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в регионе с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики.2. Разработка программы инновационного развития региона, которая должна быть адресным документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона.3. Включение основных положений программы инновационного развития региона в программу его социально-экономического развития.4. Организация практической деятельности органов местного и регионального управления по реализации и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению ими организационного и информационного обеспечения данной программы.Однако для повышения инвестиционной привлекательности региона важным условием является также доработка налогового законодательства в области инвестиций. Необходимо создание благоприятных условий для потенциальных инвесторов, при которых эффективность результата процесса привлечения инвестиций в инновационную сферу станет максимальной.

Классификация проектов

 

 

Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту.

Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (говорят также - проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.

Основной структурной единицей участников проекта является команда проекта - специальная группа, которая становится самостоятельным участником проекта (или входит в состав одного из этих участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом в рамках проекта.

Реализация проекта происходит в рамках организационной формы, структура которой в значительной степени влияет на сам проект.

Жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на четыре основные смысловые фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную, ликвидационную..

Функции управления проектом включают: планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспер тизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование.

Подсистемы управления проектом включают: управление содержанием и объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное управление, управление информацией и коммуникациями.

Различают следующие варианты схем управления проектом:

 

"Основная" система. Руководитель (менеджер) проекта - представитель ("агент") заказчика финансовой ответственности за принимаемые решения не несет. Им может быть любое юридическое или физическое лицо.

Система "расширенного управления". Руководитель (менеджер) проекта несет ответственность за проект в пределах фиксированной (сметной) цены.

Менеджер обеспечивает управление и координацию процессов проекта по соглашениям между ним, заказчиком и участниками проекта. Как и в "основной" системе, им может быть любое юридическое или физическое лицо.

Система "под ключ". Руководитель (менеджер) проекта - проектно-строительная фирма, с которой заказчик заключает контракт "под ключ" с объявленной стоимостью проекта.

 

Отметим главные области изменений на сегодняшний день, являющиеся предпосылками применения и одновременно потенциальной сферой интересов изучаемой дисциплины:

  • ликвидация планово-распределительной системы, основанной на принудительном и волевом администрировании, начало формирования правовой системы регулирования в городском хозяйстве;
  • изменение отношений собственности (разгосударствление предприятий и организаций, акционирование, приватизация предприятий в городском хозяйстве и др.);
  • процесс демонополизации производителей различного рода товаров и услуг ЖКХ;
  • изменение рынка - переход к относительному балансу предложения и платежеспособного спроса;
  • изменение организационных форм (в соответствии с изменениями отношений собственности и рынка), сопровождающееся децентрализацией управления и постепенной передачей определенных функций на места;
  • изменение производственной системы, "подстраивающейся под рынок";
  • изменение методов и средств управления, в частности переход на идеологию программного управления;
  • формирование рынка инвестиционных проектов, недвижимости, ценных бумаг, подрядных и других работ;
  • создание рынка инвестиционных компаний, инжиниринговых и консалтинговых фирм, предлагающих свои услуги в области экономической, управленческой, информационной поддержки проектов;
  • появление в инвестиционной сфере первых проектно-ориентированных структур, создаваемых как на основе государственных, так и частных предприятий и компаний;
  • определенные изменения в психологии управленцев;
  • развитие новых информационных технологий;
  • активное привлечение к реализации инвестиционных проектов иностранных подрядчиков и инвесторов, которые традиционно широко используют методологию управления проектами;
  • создание новых рыночных структур, работающих с проектами (инвестиционные фонды, финансовые компании, коммерческие банки и др.), которые свою работу строят на проектной основе.

 

17 Содержание процесса планирования проекта в городском хозяйстве

В управлении проектом планирование в городском хозяйстве является организационным началом процесса реализации проекта. Сущность планирования проекта состоит в обосновании целей и средств их достижения на основе выявления ресурсов, определения комплекса работ, эффективных методов и средств, необходимых для их выполнения, и установление взаимодействия организаций — участников проекта. Процесс разработки планов охватывает все этапы проектного цикла: создание концепции проекта; выбор стратегического решения Основные процессы планирования могут повторяться несколько раз как в течение всего проекта, так и его отдельных фаз. К ним относят:

  • планирование содержания проекта и его документирование;
  • описание содержания проекта, определение основных этапов реализации проекта, декомпозицию их на более мелкие и управляемые элементы;
  • составление сметы, оценку стоимости ресурсов, необходимых для выполнения работ проекта;
  • определение работ, формирование списка конкретных работ, которые обеспечивают достижение целей проекта;
  • расстановку (последовательность) работ, определение и документирование технологических зависимостей и ограничений на работы;
  • оценку продолжительности работ, трудозатрат и других ресурсов, необходимых для выполнения отдельных работ;
  • расчет расписания, анализ технологических зависимостей выполнения работ, длительности работ и требований к ресурсам;
  • планирование ресурсов, определение того, какие ресурсы и в каких количествах потребуются для выполнения работ проекта. Определение сроков выполнения работ с учетом ограниченности ресурсов;
  • составление бюджета, привязка сметных затрат к конкретным видам деятельности;
  • создание (разработку) плана проекта, сбор результатов остальных процессов планирования и их объединение в общий документ.

Вспомогательные процессы выполняются по мере необходимости. К ним относят:

  • планирование качества, определение стандартов качества, соответствующих данному проекту, и поиск путей их достижения;
  • организационное планирование (проектирование), определение, обследование, документирование и распределение проектных ролей, ответственности и отношений подчиненности;
  • подбор кадров, формирование команды проекта на всех стадиях жизненного цикла проекта, набор необходимых людских ресурсов, включенных в проект и работающих в нем;
  • планирование коммуникаций, определение информационных и коммуникационных потребностей участников проекта: кому и какая информация необходима, когда и как она им должна быть доставлена;
  • идентификацию и оценку рисков, определение того, какой фактор неопределенности и в какой степени может повлиять на ход реализации проекта, определение благоприятного и неблагоприятного сценария реализации проекта, документирование рисков;
  • планирование поставок, определение того, что, каким образом, когда и с помощью кого закупать и поставлять;
  • планирование предложений, документирование товарных требований и определение потенциальных поставщиков.

и приведение в порядок контрактных предложений, заключение контрактов, выполнение работ, завершение проекта. На этапе планирования проекта определяют все необходимые параметры его реализации - продолжительность (вообще и за отдельными работами), потребность в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах, сроки поставки сырья, материалов и технологического оборудования, а также привлечение к проекту других организаций.

Планирование проекта – это процесс формирования решений, определяющих порядок, в котором должна совершаться последовательность отдельных мероприятий, действий и работ по проекту. Планирование занимает основное место в управлении проектом, являясь организующим началом всего процесса по его использованию.

В методологии управления проектами сформированы три фундаментальных уровня управления: концептуальный, стратегический и тактический.

На концептуальном уровне управления определяют цели и задачи проекта; рассматривают альтернативные варианты действий для достижения намеченных результатов с оценкой отрицательных и положительных аспектов каждого варианта; определяют концептуальные направления реализации проекта, в частности описание предметной области, укрупненной структуры работ и логики их выполнения; предварительно оценивают продолжительность и стоимость проекта, а также потребности в ресурсах.

На стратегическом уровне управления определяют целевые этапы и основные направления работы, которые характеризуются сроками материализации объектов и производственных мощностей, объемами выпуска продукции; этапы проекта, которые характеризуются сроками завершения комплексов работ, снабжение продукции (оборудование), подготовки фронта работ; планируют кооперацию организаций-исполнителей; выявляют потребности в материальных, технических и финансовых ресурсах с распределением по годам и кварталам.

На тактическом уровне управления разрабатывают текущие и оперативные планы. Текущие планы уточняют сроки выполнения комплексов работ по годам и кварталам и потребности в ресурсах, определяют четкие границы между этапами работ, за выполнение которых отвечают разные организации-исполнители. Оперативные планы детализируют задачи на месяц, неделю или сутки по комплексам работ.

Планы можно детализировать по функциям управления и степени охвата работ. Функциональный план разрабатывают на каждый комплекс работ (подготовительные работы, проектирование, снабжение материалами и оборудованием, строительство, пусковой период и освоение производственных мощностей) или на комплекс работ, которые выполняет одна организация.

Структура разбиения работ (СРР) – иерархическая структура последовательной декомпозиции проекта на подпроекты, пакеты работ различного уровня, пакеты детальных работ. СРР является базовым средством для создания системы управления проектом, так как позволяет решать проблемы организации работ, распределения ответственности, оценки стоимости, создания системы отчетности, эффективно поддерживать процедуры сбора информации о выполнении работ и отображать результаты в информационной управленческой системе для обобщения графиков работ, стоимости, ресурсов и дат завершения.

СРР является удобным средством управления для проект-менеджера, так как позволяет:

  • определить работы, пакеты работ, обеспечивающие достижение подцелей проекта;
  • проверить, все ли цели будут достигнуты в результате реализации проекта;
  • создать удобную, соответствующую целям проекта структуру отчетности;
  • определить на соответствующем уровне детализации плана вехи (ключевые результаты), которые должны стать контрольными точками по проекту;
  • распределить ответственность за достижение целей проекта между его исполнителями и тем самым гарантировать, что все работы по проекту имеют ответственных и не выпадут из поля зрения;
  • обеспечить членам команды понимание общих целей и задач по проекту.

 

Планирование проекта – это процесс формирования решений, определяющих порядок, в котором должна совершаться последовательность отдельных мероприятий, действий и работ по проекту. Планирование занимает основное место в управлении проектом, являясь организующим началом всего процесса по его использованию.

Понятие «план» имеет много значений, в него часто вкладывается различный смысл. План реализации проекта отличается от функциональных планов типа плана производства, плана материально-технического снабжения, финансового плана и т.д., так как носит в принципе комплексный характер, т.е. содержит полную систему целей и задач, соответствующих им детальных работ и мероприятий, направленных на достижение основной цели проекта.

 

Содержание проекта - работы, которые необходимо выполнить, чтобы получить продукт, услугу или результат с указанными свойствами и функциями.

Проверка содержания - это формальная (официальная) приемка содержания и результатов проекта. Служит для определения соответствия работ и результатов требованиям и критериям приемки продукта. Приемка результатов проекта оформляется актами сдачи-приемки работ или другими официальными документами. Непринятые результаты проекта также должны быть отражены в документации. По ним формируются запросы на изменения и доработку.

Учет затрат в течение жизненного цикла, т.е. управление стоимостью в сочетании с методами оптимизации выгод может способствовать оптимизации процесса принятия решений, а также снижению стоимости и времени выполнения проекта, повышению качества и эффективности результата поставки проекта.

Виды оценки стоимости

Стоимостная оценка по аналогам означает, что при оценке стоимости текущего проекта в качестве основы принимается фактическая стоимость предыдущих схожих проектов. Этот метод часто используется при стоимостной оценке в условиях недостатка детальной информации о проекте (например, на ранних фазах проекта). Стоимостная оценка по аналогам производится с использованием экспертной оценки.

Оценка «снизу вверх». Этот метод включает в себя оценку стоимости отдельных пакетов работ или отдельных плановых операций с максимальной степенью детализации. Эта подробно рассчитанная стоимость суммируется или «переходит» на более высокие уровни и используется при составлении отчетов и для контроля за исполнением. Стоимость и точность оценки стоимости по методу «снизу вверх» обычно зависят от размеров и сложности отдельных плановых операций или блоков работ. Обычно чем меньше трудоемкость операций, тем выше точность стоимостной оценки плановых операций.

Параметрическая оценка - это метод, при котором для стоимостной оценки ресурсов плановой операции используется статистическая зависимость между историческими данными и другими переменными (например, величина площади конструкции в строительстве, количество строк в коде программы, количество часов рабочего времени). При помощи данного метода можно получить более точную оценку стоимости. Уровень точности оценки зависит от сложности, количества ресурсов, выделенных для такой работы, и данных о стоимости, встроенных в модель. Например: для того, чтобы получить оценку стоимости, нужно запланированный объем работ умножить на стоимость одной единицы работ в прошлом.

 

Риск – вероятность наступления неблагоприятного события.

Могут быть внешние и внутренние риски проекта.

Могут быть допустимые, критические, катастрофические

Управление рисками проекта включает в себя процессы, связанные с определением, анализом и реагированием на риски проекта с целью повышения вероятности и степени влияния положительных и снижения вероятности и степени влияния негативных событий в проекте.

 

Методы сокращения рисков:

1. Страхование

2. Создание резервов

3. Распределение ответственности между участниками

4. Отказ от риска

5. Лимитирование (установление предельных сумм расходов, кредита, инвестиций и т.п.)

6. Метод аутсортинга риска (передача ответственности на сторонюю организацию, например охранная фирма)

 

28 Сетевое планирование в управлении проектами.

Сущность планирования состоит в обосновании целей проекта и способов их удовлетворения на основе:

выявления детального комплекса работ;

определения эффективных способов и методов их выполнения;

определения ресурсов всех видов, необходимых для проекта;

Государственная инвестиционная политика: сущность, цели, пути реализации

 

Инвестиционная политика государства является важным рычагом воздействия на деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны в целом. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы и объемы производства, уровень инфляции, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.В настоящее время существует множество определений понятия «инвестиционная политика государства». Для того чтобы обрисовать все составляющие инвестиционной политики целесообразно привести следующее определение:Инвестиционная политика государства - это комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика - это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.Инвестиционная политика должна быть ориентирована на: а) определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: 1) отраслевой; 2) воспроизводственной; 3) технологической; 4) территориальной и по формам собственности; б) выбор приоритетов; в) повышение эффективности инвестиций.Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи, принципы и механизм их реализации. Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем экономики страны и повышение эффективности общественного производства.Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним могут относится:- обеспечение структурной перестройки экономики; - стимулирование предпринимательства и частных инвестиций; - создание дополнительных рабочих мест; - привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции; - совершенствование системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса; - выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства; - обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; - поддержка развития малого и среднего бизнеса; - поддержка развития экспортных производств; - обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики России и др.К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе, учитывая кризисные явления в российской экономике, а также влияние мирового экономического кризиса можно отнести: - снижение реальных процентных ставок кредитования до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции; - проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики; - осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности; - формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов; - повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиление государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он, как правило, должен включать в себя: - выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций; - определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; - создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций; - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: денежно-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.Амортизационная политика тесно связана с научно-технической и инвестиционной политикой государства. Устанавливая порядок начисления и использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.Являясь одной из форм экономической политики, инвестиционная политика государства включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др. Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране (факторы формирования которого приведены в приложении 1), на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а также поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.В современной экономической литературе деятельность государства в рамках регулирования инвестиционного процесса определяется следующими функциями (которые на практике могут быть реализованы в различном сочетании и с разной степенью интенсивности):- разработка макроэкономических (индикативных) планов и формирование приоритетов развития в сфере инвестиционного и инновационного процессов; - содействие развитию сбалансированной структуры экономики (модернизация, изменение или поддержка существующей структуры); - создание благоприятных условий для развития стабильного инвестиционного климата, в том числе посредством достижения макроэкономической стабильности, совершенствования денежно-кредитной, амортизационной, налоговой, антимонопольной и других видов экономической политики, предоставление гарантий соблюдения прав как отечественных, так и иностранных инвесторов; - обеспечение социальной защиты и экологической безопасности; - непосредственное участие государства в инвестиционной деятельности (государственное предпринимательство); - обоснование экономических инструментов и механизмов государственного регулирования процессов, не входящих в сферу прямого контроля государства, т.е. поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности частных компаний (налоги, кредитные льготы, таможенные правила и т.д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.013 с.)