Экономическая наука относится к разряду общественных (социальных) наук, поскольку экономические явления осуществляются посредством общественных отношений между людьми. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая наука относится к разряду общественных (социальных) наук, поскольку экономические явления осуществляются посредством общественных отношений между людьми.



Во всех социальных науках определение их предмета составляет сложную проблему. Не представляет исключения и экономическая наука; ее определяют как науку:

· о богатстве;

· о видах деятельности, связанных с денежными сделками;

· об отношениях при производстве распределении, обмене и потреблении материальных благ;

· о деловой повседневной жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

· об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров и распределении их между членами общества в целях потребления.

Обобщая эти определения, можно считать, что экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Экономическая наука использует разнообразные методы познания окружающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.

Синтез основан на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в его и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанные стороны процесса познания.

Индукция базируется на умозаключениях от частного к общему. Метод индукции – это выведение теоретических положений и принципов из фактов.

Дедукция предполагает умозаключения от общего к частному, от теории к фактам. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в реальном познавательном процессе их трудно разделить. Они взаимодополняют друг друга, обеспечивая тем самым действенность метода науки.

Аналогия предполагает перенос свойств из известного явления или процесса на неизвестное. Например, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.

 

Семинар

1. Предмет экономической науки.

2. Методы изучения экономической жизни.

3. Экономический выбор. Экономические отношения.

4. Экономические системы.

5. Основные этапы развития экономической теории.

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2001 год, стр. [26-35].

2. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. И доп.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001, стр. [32-33].

3. Курс экономической теории: Чепурина М.Н., Киселевой Е.А / учебник – 5-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2003г, стр. [30-36];

4. Куликов, Л. М. Основы экономической теории: учеб. Пособие для сред. Спец. Учеб. Заведений / Л. М. Куликов. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2006, стр. [7-12];

5. Экономика: учеб. Для вузов по экон. Спец. И напр. / А. С. Булатов, С. А. Бартенев, А. И. Бельчук и др.; под ред. А. С. Булатова. – Изд. 4-е, перераб. И доп. – М.: Экономистъ, 2005, стр. [30-33, 39-41].

6. Экономика: учебник/ под ред. Д-ра экон. Наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Экономистъ, 2005, стр. [112-118].

7. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2001, стр. [14-28].

8. Борисов Е.Ф. экономическая теория: Учебник. -2 –е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004, стр. [60-63].

9. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория. – СПб: Питер, 2001, стр. [433-438];

10. Макконнелл, К. Р. Экономикс. Принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т.1 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю; пер. с англ. Н. Н. Барышникова и др. – 13-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – XXVI, стр. [4-13].

 

 

Тест к теме 1

1. Экономическая теория выполняет функции:

а) все указанные функции

б) проникновение в сущность явлений и процессов

в) разработки принципов и методов рационального хозяйствования

г) разработки научных прогнозов и перспектив общественного развития

д) изучение и объяснение процессов и явлений экономической жизни.

 

2. Значение экономической теории в структуре экономического знания в том, что:

а) выражает отношения между людьми в процессе общественного производства

б) выявляет отношения людей к вещам

в) показывает отношение к науке

г) выражает отношение человека к окружающей природе

д) дает полное представление об объемах производства.

 

3. Жизненные задачи, с которыми человеку приходится встречаться в своей повседневной жизни, когда необходимо самому определить исходные данные, результат и способ решения-

а) Неформализованные задачи.

б) Формализованные задачи.

в) Экономические задачи.

 

4. Метод, проводимый посредством социального анализа, использования аналогий, опроса общественного мнения-

а) Описательный метод.

б) Качественный метод.

в) Экономический метод.

 

5. Какие методы исследования экономических процессов используются экономической теорией:

а) все предложенные методы

б) индукция и дедукция

в) математический

г) графический

д) анализ и синтез

 

6. Можно ли экономику определить как точную науку?

а) Определенно да.

б) Определенно нет.

в) В некотором роде

 

7. Верно ли утверждение: «Из частных наблюдений нельзя делать общие выводы»?

а) Да.

б) Нет.

 

8. Является ли верным утверждение, что народ не может потреблять больше, чем производит?

а) Да.

в) Нет верного ответа.

 

9. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

а) поведение отдельных экономических субъектов

б) численность занятых в экономике страны

в) общий уровень цен

г) исследует экономику как целостную систему

д) мировую экономику.

 

10. Экономическая теория пригодна для изучения:

а) всех экономических систем

б) только капиталистической системы хозяйства

в) нет правильного ответа

г) развитых и развивающихся стран, кроме стран социализма

д) смешанных экономик

 

11. Если экономика изучается как целостная система, то это анализ:

а) макроэкономический

б) микроэкономический

в) позитивный

г) нормативный

д) национальный.

 

12. Предметом исследования макроэкономики являются:

а) поведение таких агентов, как домашние хозяйства, фирмы, отдельные потребители и производители;

б) причины инфляции, безработицы в стране;

в) система денежного обращения в стране;

г) влияние фискальной политики на экономический рост;

д) реализация продукции и повышение эффективности производства.

 

13. Основными субъектами в макроэкономике является:

а) центральный банк;

б) домохозяйства;

в) фирмы;

г) рынок товаров и услуг;

д) государство.

 

14. Изучает количественные соотношения, взаимосвязи между экономическими величинами на основе применения математических моделей и статистических методов обработки экономической информации.

а) Экономическая теория.

б) Эконометрика.

в) Экономика.

 

15. Практическая ветвь экономической науки-

а) Эконометрика.

б) Экономическая статистика.

в) Прикладная экономика.

 

16. Ориентирована на объективное толкование, научное объяснение наблюдаемых экономических процессов и явлений, выявление закономерностей функционирования экономических систем-

а) Прогнозирование.

б) Нормативная экономика.

в) Дескриптивная экономика.

 

17. Научное предвидение того, что может и должно происходить в экономике в будущем-

а) Прогнозирование.

б) Дескриптивная экономика.

в) Нормативная экономика.

 

18. Характеризует состояние экономики, ее объектов, протекающих в ней процессов в прошлом, настоящем и будущем-

а) Экономическое прогнозирование

б) Экономические показатели

в) Экономическая статистика

 

19. Совокупность взаимосвязанных, систематизированных показателей, характеризующих экономику в целом, ее отрасль, регион, сферу экономической деятельности, группу однородных экономических процессов-

а) Система экономического прогнозирования.

б) Система экономических статистик.

в) Система экономических показателей.

 

20. Отношение количества экономического продукта, произведенного или потребленного в данном периоде, к количеству, произведенному или потребленному в предыдущем периоде-

а) Индексный показатель.

б) Показатель роста.

в) показатель прироста.

 

Задачи к теме 1

1. Исходя из здравого смысла и Вашего повседневного опыта, определите, какие функциональные связи существуют между:

а) ценой товара и величиной спроса на него;

б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями;

в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление;

г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит.

Какие из этих зависимостей прямо и какие обратно пропорциональны? Учитывался ли при Ваших ответах принцип "при прочих равных условиях"?

Ответ:

а) обратная, если цена — независимая переменная;

б) прямая, если доход — независимая переменная;

в) прямая, если доход — независимая переменная;

г) обратная, если процент - независимая переменная;

Это верно, если соблюдается принцип "при прочих равных условиях".

2.Дайте комментарий к следующему утверждению: "Экономическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли бы получать желаемое в неограниченных количествах".

Ответ:

Утверждение верное, ибо экономическая теория изучает поведение людей в мире редких ресурсов, равно как и наиболее эффективные способы использования этих ресурсов.

3. Насколько теоретически состоятельным является лозунг "От каждого по способностям, каждому по потребностям"? Ответ объясните.

Ответ:

Абсолютно несостоятельным, поскольку одновременное удовлетворение потребностей (в принципе безграничных) всех в условиях редкости ресурсов - утопия. Попытки же определить "разумные" потребности по сути означают принудительное нивелирование и ограничение потребностей.

 

Тема 2.Микроэкономика.

(4 часа)

 

1. Рынок.

2. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность.

3. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

Рынок

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок — это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок — это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Основополагающую характеристику рынка можно свести к следующему определению: рынок — это система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Не следует понимать под рынком ни место, где происходят обменные операции, хотя оно и называется рынком, ни торговлю как вид деятельности, связанный с куплей и продажей товаров. Когда мы говорим о рынке, то непременно должны подразумевать всю совокупность структур экономических отношений между хозяйственными субъектами, основывающихся на принципе возмездности предоставляемых товаров и услуг.

Приступая к анализу структуры рынка, следует заметить, что принципы ценообразования имеют универсальный характер, ибо на каждом рынке действует законы спроса и предложения, под влиянием которых складывается цена. В свою очередь цена влияет на спрос и предложение. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и денежном рынке — форму процента, на рынке земли — форму ренты.

Рынок в целом характеризуется весьма сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев классификации. Наиболее важным критерием является экономическое назначение объектов рыночных отношений. В соответствии с данным критерием в национальном рынке можно выделить три основных вида рынков: потребительских товаров и услуг, факторов производства и финансовый.

Рынок предметов потребления. Рынок потребительских товаров и услуг, предоставляет собой сферу обращения, посредством которой реализуются товары народного потребления и услуги.

Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Данный рынок наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции. Для функционирования рынка товаров и услуг требуется развитие оптовой и розничной торговли, маркетинговых служб.

В рамках рынка потребительских товаров и услуг необходимо выделить рынок продовольственных товаров и рынок промышленных, или непродовольственных товаров.

Рынок факторов производства предполагает куплю и продажу ресурсов.

Рынок труда. Рынок труда представляет собой куплю - продажу услуг все работающих, включая услуги неквалифицированных и квалифицированных рабочих, административно-управленческого аппарата фирм.

Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где непосредственно формируется спрос на рабочую силу различного вида и ее предложение.

Биржа труда располагает информацией о конъюнктуре на рынке труда, фиксирует имеющийся резерв рабочей силы и вакантные рабочие места, занимается организацией общественных работ, оказывает консультационную помощь при трудоустройстве. Биржи труда — это государственные учреждения, подчиненные министерствам труда.

На рынке труда, как и на любом другом рынке, действует закон спроса и предложения, в соответствии с которым устанавливается цена (заработная плата) на рабочую силу (труд). На рынке труда имеет место конкуренция, через механизм которой осуществляется отбор наиболее способных и предприимчивых работников и стимулирование повышения квалификации, обновления знаний.

Рынок инвестиционных товаров. Другой составной частью рынка факторов производства является рынок реального капитала; к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения, или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но используются для решения задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операции и долгосрочный характер отношении между партнерами, но, как правило, с этим рынком сопряжено решение проблем инвестиций, капитальных вложений.

На этом рынке объектами купли-продажи являются патенты, лицензии, ноу-хау, (знание и опыт), инжиниринг, опытные образцы и т.п. Многомерность и многоплановость воздействия продукции данного рынка на состояние и качество инвестиционных товаров, рабочей силы, любых конечных товаров и услуг обусловливает необходимость привлечения внимания к ус­ловиям функционирования системы образования, высшей школы и науки, которые в единстве с культурой, духовностью являются отправной точкой истинного социально-экономического прогресса.

Информационный рынок. Этот рынок выступает в роли предвестника будущего состояния прочих рынков. Информационный рынок объективно связан с обеспечением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на том или ином рынке, с целью принятия адекват­ных решений в соответствии со складывающейся ситуацией: Поэтому информационный рынок в прямом его функциональном назначении сводится к обеспечению хозяйственных субъектов самой разнообразной информацией краткосрочного и среднесрочного характера.

Рынок земли. Одним из структурных подразделений рынка ресурсов является рынок земли. Под землей в данном случае понимаются не просто земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, а и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. При этом было бы неправильно предполагать, что на данном рынке происходят сделки, связанные исключительно с куплей-продажей земли; т.е. с переходом права собственности на землю из одних рук в другие. Большинство сделок на данном рынке имеет совершенно иной характер: происходит передача земли на определенный срок в аренду. В данном случае исключительное право собственности остаётся за собственником, который реализует экономическое отношение владения посредством присвоения ренты. Новый хозяин — арендатор получает лишь абсолютное право собственности на срок арендного соглашения, но за это он вынужден ежегодно платить действительному собственнику ренту. Таким образом, присвоение Земельной ренты представляет собой экономическую форму реализации собственности на землю. Следовательно, на рынке земли рента выступает своеобразной ценой земли.

Система финансов. Финансовая система – это система формирования, распределения и использования денежных ресурсов в процессе общественного воспроизводства. Финансовые отношения пронизывают все уровни народного хозяйства.

На микроуровне формируются и действуют финансовые фонды предприятий, отражающие движение денежных ресурсов предприятия в различных формах (заработная плата, прибыль, налоги, кредиты).

На макроуровне важную роль играют централизованные фонды финансовых ресурсов. Это – федеральные, региональные и местные бюджеты.

Рынок ценных бумаг. Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынков капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности — акциях, облигациях, векселях. Фактически происходит раздвоение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопределенность, получает самостоятельное движение, обращение. Реальный капитал — это фонды предприятий (здания, и сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальный капитал в ценных бумагах; они получают хождение как самостоятельный товар и обладают, как и любой другой товар, ценой, которая называется курсом ценных бумаг.

Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.

Инфраструктура рынка. Инфраструктура рынка это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков. Например, на рынках товаров и услуг функционирует система оптовой и розничной торговли, товарные биржи.

Товарные биржи формируются по признакам однородности и родственности товарных групп. (например, биржи зерна, нефти, хлопка). Они содействуют не только реализации уже имеющихся товаров, но и организации сделок под будущие поставки продукции.

Фондовые биржи – организации, где совершаются акты купли- продажи ценных бумаг: акций и облигаций и устанавливаются их курсы, т.е. рыночные цены.

Банковская система – это часть кредитной системы, которая включает в себя банки, страховые компании, пенсионные фонды, фонды профсоюзных и других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. Это –совокупность учреждений и организаций, которая способна мобилизовать, аккумулировать временно свободные денежные средства и найти соответствующие формы их размещения в виде кредитов и капиталовложений.

Свободный рынок. На рынке встречаются два контрагента, один из которых стремится продать товар подороже (продавец), а другой желает приобрести его подешевле (покупатель). Свободное проявление воли контрагентов и есть не что иное, как реализация экономических интересов, которые сводятся к максимизации извлекаемой выгоды.

Для такой ситуации на рынке должна царить атмосфера абсолютного равенства всех агентов рынка. Подобное рыночных отношений и характеризуется понятием «свободный рынок», который должен отвечать целому ряду требований.

Признаки свободного рынка. Одним из признаков такого рынка является, прежде всего, свободный доступ на рынок любого товаропроизводителя и выход из него, что предполагает безграничность числа его участников. На таком рынке полностью отсутствует проявление монополии — господства одного продавца, или монопсонии — господства одного покупателя.

Однако для обеспечения свободного входа и выхода необходимо, чтобы все агенты рынка принимали эти решения на основе полной свободы доступа к исчерпывающей информации о рыночной ситуации (уровень цен и процента, состояние спроса и предложения и т.п.)- Это, открывает каждому участнику рынка возможность рационального поведения: свободу выбора с целью максимизации выгоды и минимизации затрат.

Другим признаком свободного рынка является абсолютная мобильность факторов производства, под которой понимается наличие возможности в случае необходимости осуществить перелив капитала, перемещение материальных и трудовых ресурсов из одних отраслей и сфер хозяйственной деятельности в другие.

Важным условием функционирования свободного рынка является недопущение вмешательства государства в экономические отношения субъектов рынка и отказ от проведения той или иной экономической политики.

В реальной действительности полное выполнение выше перечисленных условий представляется невероятным. Если говорить о полной свободе конкуренции, то совершенно очевидно, что именно в результате нее одни товаропроизводители разоряются, другие укрепляют свои рыночные позиции, расширяют свой сегмент рынка и, в конечном счете, могут его монополизировать.

Свободный, рынок — это абстракция, идеал, которого, нет и нельзя достичь. Конкретный рынок — это в большей иди меньшей степени регулируемый рынок. Тем не менее, он обладает собственным механизмом саморегуляции. Основным его инструментом прежде всего являются цены, которые сигнализируют о положении дел на рынке как потребителям, так и производителям.

Важнейшими элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Как уже отмечалось, рынок есть механизм взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, соотнося спрос и предложение товара, определяют его цену.

 

Спрос и предложение.

Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 15 тыс. долл., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует.

Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

· при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

· для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);

· при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок — на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. Изменение величины спроса — это движение по кривой спроса.

Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые) воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса.

Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие:

· изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;

· изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения;

· природные катастрофы, войны.

Равновесная цена. Равновесная (рыночная) цена устанавливается под воздействием опроса и предложения. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:

1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка». Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополии, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

«Цепа пола» — установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены. Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения.

Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы:

1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:

· фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска;

· цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;

· наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса, то:

· фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия);

· начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

 

Потребительские предпочтения и предельная полезность

· Рынок – это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке.

· В своих рассуждениях экономисты исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально. Вести себя рационально – значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях. Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Так как потребности многообразны и безграничны, а доход (т.е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых на рынке.

· Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Предпочтения людей достаточно трудно учитывать также по причинам так называемых «эффектов покупательских взаимовлияний». Например, в поведении покупателя иногда имеет место «эффект подражания», когда покупки делаются только потому, что их совершили другие (например, друзья, соседи). Известен также «эффект сноба», когда покупки делаются «наоборот, вопреки тому, что предпочитают другие».

· Большинство предпочтений не относятся к числу факторов ценообразования и не могут учитываться при анализе спроса потребителей. Например, покупатель всегда предпочитает большее количество товаров меньшему их количеству при той же цене; качественные товары более предпочтительны, чем некачественные или устаревшие.

· Потребительские предпочтения можно сфокусировать по конкретным группам потребителей (молодежная, детская, мужская, женская); по товарным ассортиментам (зимнему и летнему, промышленному и продовольственному). Но и в этих случаях требуются некие конкретные основания для того, чтобы установить реальные основания для движения цен по товарным покупательским группам.

· Экономическая концепция, базирующаяся на исследовании предельных (дополнительных) полезностей потребляемых благ и их влияние на спрос, получила название теории маржинализма (латинское "marginal" - предельный), или теории предельной полезности. Впоследствии в экономическом анализе большое внимание уделялось предельным величинам и их связи со спросом.

· Для каждого отдельно взятого субъекта предельная полезность имеет разное значение. Допустим, покупая телевизор, разные потребители остановят их приобретение на различных предельных величинах: один на втором купленном телевизоре, другой - на третьем, третий - на четвертом и т.д. Следовательно, в первом случае предельным благом стал второй дополнительно к первому купленный телевизор, во втором - третий, в третьем - четвертый. Необходимо различать общую и предельную полезность. По мере роста объема потребления общая полезность блага растет, тогда как предельная убывает. Эта тенденция получила название «закона убывающей предельной полезности». В условиях действия данного закона каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей добавочной полезностью, а, следовательно, потребитель станет их приобретать только при снижении цен на них. Дело в том, что цена, которую готов покупатель уплатить за товар, определяется не общей его полезностью, а предельной полезностью последней единицы товара. Последние единицы товара, которые потребляются уже в достаточно больших количествах, имеют весьма низкую ценность, поскольку от их потребления можно отказаться без существенного для себя ущерба.

· Необходимо обратить внимание также на ту совокупность свойств любого блага, на которые покупатель обращает внимание, приобретая его. Речь идет о разнообразных качественно-технических, экономических, социальных параметрах того или иного товара или услуги, которыми они обладают в силу их природы и социально-экономической и психологической их оценки покупателями.

· Особого внимания заслуживает поэлементное рассмотрение предельной полезности, когда предельная полезность того или иного блага оценивается не просто в целом, а на основе оценки предельной полезности отдельных свойств (элементов) данного блага. Поэтому предельную полезность блага можно рассматривать как суммарную оценку предельных полезностей составляющих его элементов или свойств.

· Наряду с субъективной оценкой предельной полезности благ заслуживает внимания общественная ее оценка, осуществляемая отдельными социальными группами или классами потребителей.

· Регулирующим классом предельных покупателей является тот класс, максимальная цена которого за это благо, ставшая рыночной це­ной, обеспечивает ра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.112 с.)