Впоследствии Русская Правда стала источником для составления Судебника 1497 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Впоследствии Русская Правда стала источником для составления Судебника 1497 г.



В Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами - участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был великий князь.

Древнерусское право еще не знало разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). Во всяком случае, и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны в процессе назывались истцами. (Исследователи полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный, розыскной процесс со всеми его атрибутами, включая пытку).

Русская Правда знает две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела - гонение следа и свод. Говоря о гонении следа, речь идёт об отыскании преступника по его следам. Если след приводил к дому конкретного человека, то он и считался преступником. Если след приводил в село, то ответственность несла община. Если след терялся, то поиск прекращался.

Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему не остается ничего другого, как прибегнуть к закличу, т.е. объявить на торговой площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например, купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т.е. указать лицо, у которого он приобрел данную вещь. При этом достаточно показаний двух свидетелей и мытника - сборщика торговых пошлин.

Закон предусматривает определенную систему доказательств, в том числе свидетельские показания. Различаются две категории свидетелей - видоки и послухи. Первые - свидетели в современном смысле слова, очевидцы происшествия. Послухи - более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец - добропорядочные люди, заслуживающие доверия. По некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля при заключении договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием). Иначе говоря, в использовании свидетельских показаний присутствует элемент формализма.

В Древнерусском государстве появляется целая система формальных доказательств - ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок - "поле". Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. В Русской Правде и иных законах Киевского государства "поле" не упоминается, но другие источники, в том числе иностранные, говорят о практическом применении на Руси этого вида ордалий.

Другим видом "суда божьего" были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящая ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. По более поздним источникам, однако, можно заключить, что если человек, связанный и брошенный в воду, начинал тонуть, то он считался выигравшим дело. Особым видом доказательства была присяга - "рота". В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Во всяком случае, можно полагать, что они имели в процессе явно второстепенное значение.

В Русской Правде видны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо - вирник являлся в дом осужденного с многочисленной и вооруженной свитой и "терпеливо" ждал, пока тот заплатит штраф, получая каждый день обильное натуральное содержание. Преступнику выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных "гостей". За основную массу преступлений наказанием была "продажа" - уголовный штраф.

13. Каноническое право Древней Руси.

Ответ: Как самостоятельная специфическая разновидность и подвид конфессионального права, распространяющего свое действие на верующих, оно имеет обособленный характер. Это определяется высокой степенью ее разработанности как системы норм права. Их функционирование непосредственно связано со специальными органами церковной юрисдикции, в том числе и церковным судом.

В основе формирования канонического права лежат многочисленные источники (как древние, так и современные). А.В. Поляков отмечает специфику проявления канонического права в том, что среди методов правового регулирования в определенном сочетании им используются акривия и икономия. Такой подход вытекает из самого духа евангельского Благовестия.

"Акривия представляет собой способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения, и применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существования Церкви и христианства".

Икономия означает метод правового регулирования, допускающий "снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастырских вопросах, не носящих догматического характера".

Первоначально каноническое право возникло как право христианской церкви. В свою очередь, христианство возникло как религия бедных и рабов. В начале оно было гонимо и жестоко преследовалось со стороны властей римского государства. В этот период христианские общины связывались между собой приходящими проповедниками, называвшимися пророками. При императоре Антонине Пие зарождающейся религии были сделаны некоторые послабления. Только в начале IV в. император Константин официально признал христианство, которое, несмотря ни на какие препятствия, быстро завоевывает популярность. Постепенно создается строго иерархическая организационная система христианской религии.

Роль и место пророков стали занимать епископы (хранители, наблюдатели), просвитеры (старейшины) и дьяконы (служители). Епископы возглавляли округ, состоящий из нескольких общин. Им принадлежала не только религиозная, но и судебная власть. Они обладали правом "истолковывать" вопросы Писания и церковных обрядов. Возникают синоды (собрания епископов). Формируется клир - организация наделенных особыми религиозными и священными правами служителей церкви.

В V в. возникли более крупные объединения - патриархии и митрополии. В это же время римские епископы получили особый статус наместника самого Бога, обладающего и светской и церковной властью - статус папы. Руководство делами церкви в других государствах доверялось особым папским посланцам - нунциям. Стала создаваться христианская литература, основу которой составили четыре Евангелия. Законами римских императоров Аркадия и Гонория за христианскими епископами стала признаваться роль арбитров не только в церковных делах, но и в тех, где затрагивались нематериальные, моральные стороны межчеловеческих отношений. Таким образом, церковь делали реальной участницей процесса государственного управления.

Получив официальное признание, христианская церковь не смогла удержаться от искуса и переняла далеко не самые лучшие методы действий своих врагов. Первый вселенский собор, состоявшийся в 325 г. в Нике, объявил христианскую церковь "вселенской" и "ортодоксальной" (непогрешимой), осудил инакомыслие, провозгласил принцип нетерпимости. Впоследствии будут запрещены олимпийские игры и сожжена знаменитая александрийская библиотека. Будет и жестокий период инквизиции.

В IX в. началось догматическое и административное обособление восточной (греческой) церкви. Этот процесс завершился к середине XI в. В основе раскола лежат несколько причин, в том числе и их нежелание признавать верховенство римских пап.

В эпоху средневековья церковь представляла уже практически независимую, автономно управляющуюся не только духовную, но и политическую организацию. В своей деятельности она руководствовалась выработанными на основе библейских преданий и христианских традиций правилами. В силу значимости христианские правила постепенно приобрели черты канонического права и стали распространять свое действие не только на священнослужителей и работников церкви, но и на всех верующих.

С утверждением феодальных отношений в Европе церковь, монастыри и епископы приобрели полномочия сеньориального суда в отношении вассалов, подвластного населения и зависимых сословий. Процедура канонического судопроизводства имела более сложную систему, нежели обычные феодальные суды. Безусловное предпочтение отдавалось соблюдению чисто письменной процедуры (подача жалобы, возражения ответчика, показания свидетелей, решение суда). Считалось, что "того, чего нет в документах, не существует вообще". Суд должен был не устанавливать правоту одной стороны и осуждать другую, а выяснять истину, даже если это идет в ущерб интересов обратившегося.

Основателем ставшей официальным учением католической западной церкви доктрины исключительной "единоспасающей роли церкви" был крупнейший политический и духовный мыслитель святой Августин (IV в.). Согласно этой доктрине только церковь обладала посредническими полномочиями по пути человека от земной жизни к небесному житию, помогая ему преодолевать греховные дела и помыслы. Для выполнения этой великой миссии церковь изначально наделялась не только правами духовного воздействия, но и правом принуждения и обязывания.

Современное каноническое право отличается универсальным и экстерриториальным характером, оно действует там, где проживают его сторонники - католики. Для него характерна широта регулируемых отношений, включающих вопросы духовной и светской жизни. Ее корни уходят в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Первоначальные источники складывающегося канонического права были одинаковыми для западных и восточных (греческой) церквей, а именно: Священное писание, включающее Ветхий и Новый заветы; труды выдающихся мыслителей церкви (отцов церкви) - Василия Великого, Григория Богослова, святого Августина; постановления церковных соборов; римское право. Началом признания канонического права имеющим юридический характер считаются Апостольские конституции - сборник правил, составленных в IV в. первыми апостолами. Он включал в себя сначала 50, а затем 85 правил. После разделения церквей действие сборника стало распространяться только на западную церковь. В этот и последующие периоды среди источников канонического права стали играть декреталии - издаваемые папами постановления.

В период "папской революции" (XI - XII вв.), послужившей началом изменения характера взаимоотношений между церковью и государством, начинает формироваться новое каноническое право как самостоятельная часть правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Основными источниками становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты...). В этот же период времени каноническое право начинает изучаться в университетах. Предпринимается попытка его кодификации (монах Грациан). На этой основе возникает собственная церковная школа систематизаторов права - канонистов.

С 1583 г. все дополнения вместе с Декретом Грациана получили официальное название - единый Свод церковного канонического права (по аналогии с Кодификацией Юстиниана). Он стал единственным источником норм канонического права, разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским церковным доктринам. Начиная с 1918 г. сборники канонических законов стали выходить под названием "Кодекс канонического права".

Крупнейшим идеологом католицизма является доминиканский монах Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.), который одним из первых среди средневековых философов Западной Европы стал широко использовать труды Аристотеля. Взяв у него деление законов на естественные и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил их делением на законы человеческие (определяют порядок в общественной жизни) и божественные (предназначены указывать пути достижения "небесного блаженства"). Из сочетания классификаций законов, предложенных Аристотелем, и своего варианта он сформулировал следующие их виды:

1. Вечный (божественный естественный) представляет собой "сам божественный разум, управляющий миром", который лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества.

2. Естественный (человеческий естественный) понимается как отражение вечного закона человеческим разумом и выражается в определении законов общественной жизни, а также в стремлении к сохранению и продолжению рода.

3. Человеческий (человеческий положительный) - феодальное право, рассматриваемое им как выражение требований естественного закона, подкрепленное возможностью принуждения и наличием штрафных санкций. Необходимость такого закона объяснялась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло. Поэтому для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха возможного наказания.

4. Божественный (божественный положительный) - это положения, изложенные в Библии.

Говоря о справедливости принимаемого закона, Фома Аквинский отмечал: "чтобы воля, выраженная в поведении, могла иметь свойства права, она должна быть в согласии с разумом....Поскольку закон, главным образом, повелевается для общего блага, любые другие предписания, индивидуально произведенные, не могут обладать правовой природой". Под правовой природой он понимал то, что составляет существо человеческих действий, "потому что оно есть их правило и мера".

Специалисты отмечают, что даже римское право в средние века не имело такого влияния на общественные отношения в европейских государствах, какое имело каноническое право. Брачно-семейные отношения каноническое право долгие столетия рассматривало как свою вотчину. Брачный возраст для мужчин определялся 16 лет, а для женщин - 14 лет. Бракосочетание могло быть только добровольным (по взаимному согласию), в том числе и тайным, но при свидетелях. Внебрачные сексуальные отношения сурово карались.

В сфере влияния канонического права находились и вопросы наследования. Чтобы завещание имело юридическую силу, необходимо было, чтобы оно было составлено в присутствии приходского священника, нотариуса или двух свидетелей. Канонисты создали новый институт исполнителя завещания - душеприказчик. Он брал на себя владение всей собственностью, подлежащей в дальнейшем перераспределению, т.е. осуществлял права завещателя и выполнял его обязательства.

В области уголовного права (XII - XIII вв.) ересь (инакомыслие - другая позиция, нарушающая точку зрения церкви), считавшаяся ранее духовным проступком, стала рассматриваться как правонарушение, приравниваемое к измене. Для ее выявления стала применяться инквизиционная процедура и применяться смертная казнь. Собственность осужденных подлежала конфискации.

Для искоренения в обществе ереси предусматривалось создание системы инквизиционного трибунала, в состав которого входили:

1. Инквизиторы - члены доминиканского или францисканского монашеских орденов не моложе 40 лет. Они играли главную роль в ходе производства следствия и судебного процесса. Наделялись неограниченными правами и подчинялись только римскому папе, который являлся главой инквизиции.

2. Эксперты - юристы выступали в роли квалификаторов. Они формулировали обвинение и сам приговор, а также определяли степень вины подсудимого без права его ознакомления с делом.

3. Прокурор - представлял на уголовном процессе обвинение.

4. Обслуживающий персонал - нотариусы и понятые (скрепляли своей подписью показания обвиняемых и свидетелей), врач (следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался под пыткой преждевременно), палач (приводил приговор в исполнение).

Основной задачей в уголовном процессе, основывающемся на нормах канонического права было не чтобы потерпевший добился справедливости, а чтобы подвергнуть виновного государственному наказанию.

Канонический процесс предусматривал и другие меры уголовного наказания, такие, например, как:

1. Интердикт - в отношении церковной общины (запрет на богослужение, лишение священника права на осуществление таинств или похорон в наказанном приходе) или отдельного человека (лишение права носить оружие, отлучение от церкви).

2. Епитимия - церковные наказания, обладавшие широким спектром в виде обязывания совершать поклоны, посты, длительные молитвы, бичевание.

3. Тюремное заключение.

4. Ссылка на галеры гребцами.

Влияние канонического права на характер развития долговых и торговых правоотношений выражалось в том, что церковь идеологическими средствами пыталась воздействовать на содержание торговой жизни с целью достижения справедливых договоренностей между сторонами.

В последующем многие юридические конструкции, применяемые в каноническом праве, оказали большое влияние на разработку правовых институтов национальных правовых систем (например, понятие вины в уголовном процессе).

В России активное развитие церковного права как науки и особой правовой системы началось с конца XVIII в. Вопрос о необходимости преподавания церковного права был поднят митрополитом Платоном в его "Инструкции", написанной в 1776 г. для Московской славяно-греко-латинской духовной академии, в последующем преобразованную в Московскую духовную семинарию. При Александре I церковное право вошло в курс богословских наук и стало преподаваться в духовных академиях, а с 1835 г. было введено в университетах.

Церковные каноны оказывали серьезное влияние на развитие системы права Российской империи. В первой главе Соборного уложения (1649 г.), называвшейся "О богохульниках и церковных мятежниках", были помещены различные виды религиозных преступлений. При составлении Свода законов Российской империи один из разделов назывался "О преступлениях против веры". В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) религиозные преступления также были объединены в отдельный раздел, который назывался "О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих веру оную постановлений". Исследуя природу религиозных преступлений, профессор Таганцев Н.С. пришел к выводу о том, что сущностью таких преступлений является воззрение еврейского законодательства, отождествлявшего понятия "преступление" и "грех".

Заметное влияние церковное право оказало и на систему наказаний. Это выразилось в следующем. Церковное право способствовало постепенной трансформации цели наказания от устрашения к перевоспитанию преступника. Церковные наказания (отлучение, церковное покаяние, лишение церковного погребения и др.) активно использовались государством. Например, церковное покаяние являлось дополнительным наказанием в случае наказания виновных к лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Сибирь, а также ко всем исправительным наказаниям, за исключением заключения в крепости.

Революционные события, произошедшие в России в 1905 г., повлекли за собой реформирование государственного строя. Практически неограниченная самодержавная власть трансформировалась в конституционную монархию. С учреждением Государственной Думы политические партии различного толка стали активно лоббировать интересы тех или иных слоев населения, в том числе и интересы религии.

Министерству внутренних дел, обладавшему среди других министерств наиболее широкими полномочиями, было поручено разработать законопроекты, определяющие начала веротерпимости и свободы совести. Органы государственной власти склонялись к тому, чтобы законодательно закрепить ведущую роль Православной церкви. Авторы вероисповедальческих реформ предпринимали неоднократные попытки повлиять на судьбу разрабатываемых законопроектов. В конечном счете правовая неопределенность религиозных вопросов так и не была устранена.

Под веротерпимостью понималось терпимое отношение государства и Русской православной церкви ко всем существовавшим в стране конфессиям. Под свободой совести понималась: свобода выхода из вероисповедания и избрание такового; свобода проповеди с целью обращения; свобода осуществления исповедания; отсутствие ограничений по религиозным мотивам.

С отделением церкви от государства (1917 г.) в России потеряли свою юридическую силу и церковные преступления. Однако ранее применявшиеся принципы (наличие вины, возможность раскаяния преступника, определение цели наказания и др.) стали исходной позицией для дальнейшего развития советского уголовного права.

Особенностью современного канонического права является то, что оно действует в светских государствах (в основном это страны Западной Европы) и не имеет юридических последствий. Однако нельзя отрицать того очевидного факта, что при принятии юридически значимого решения граждане и должностные лица принимают во внимание его нормы и соотносят с ним свои возможные действия. Вобрав в себя тысячелетние культуру, язык, положения норм римского права и опыт предшественников, каноническое право в полной мере соответствует следующей формуле: "церковь живет по римским законам".

Общепризнанным лидером западноевропейской католической религии по давно установившейся традиции является Папа Римский. Это выражается не только в высочайшем моральном авторитете, но и в перечне его званий и должностей, регулярно публикуемых в ежегодниках Римско-католической церкви Annuario pontificio. В 2006 г. у Папы Римского Бенедикта XVI их было семь: епископ Рима; викарий Иисуса Христа; Преемник князя Апостолов; Верховный понтифик Вселенской церкви; примас Италии; архиепископ и митрополит Римской провинции; суверен города-государства Ватикан и раб рабов божьих. С 1466 и по 2005 гг. римских понтификов также называли патриархами Запада, т.е. очередными наследниками святого Петра. В 2006 г. от этой традиции решили отказаться.

До II Ватиканского собора (1962 - 1965 гг.) каких-либо отношений между Римско-католической и Русской православной церквами практически не существовало. Впервые желание посетить Россию по приглашению сначала Президента СССР М.С. Горбачева, а затем и Президента России В.В. Путина - изъявлял папа Иоанн Павел II. Однако первый в истории визит ныне покойного понтифика в Россию не состоялся, так как приглашения от предстоятеля Русской православной церкви (РПЦ) не последовало. РПЦ обвиняет Ватикан в прозелитизме (переманивание верующих из одной конфессии в другую) на канонической территории РПЦ. В 2004 г. для разрешения имеющихся разногласий в Москве встречались представители этих конфессий, однако многовековой спор до конца не закончен.

 

 

14. Общественно-политическое устройство Новгородской и Псковской феодальных республик.

Ответ:

Политический строй В. Новгорода характеризовался тем, что новгородские князья были не наследственными, а выборными; город являлся республикой. Другой характерной чертой политического строя было то, что В. Новгород был не только столицей земли, но и носителем высшей власти, носителем государственного суверенитета. В соответствии с этим город назывался «Господин Великий Новгород».

Общегородское вече – собрание всех свободных горожан (кроме женщин) – высший орган власти. Собиралось по мере необходимости на определенном месте – Ярославовом дворе. Решения принимались единогласно. Компетенция вече ничем не ограничивалась. Оно избирало и смещало должностных лиц, ведало финансами, внешней политикой, объявляло войну и заключало мир, обладало судебной властью.
Вечевая изба – канцелярия веча. Делопроизводство велось вечевым дьяком. Здесь хранилась особая вечевая печать, которая считалось государственной печатью В. Новгорода.

Совет «Оспод» (боярский совет). Ему принадлежала реальная власть в Великом Новгороде. Составлялся из верхушки бояр и высшей новгородской администрации: посадников, тысяцких, сотских, кончанских старост. Первоначально в состав совета входил и князь. Возглавлял совет бояр владыка, архиепископ Софийского собора. Боярский совет решал вопросы внутренней и внешней политики. Он же решал, какие дела следует внести на рассмотрение веча. Подбирал кандидатуру князя, посадника и других должностных лиц.
Посадник. Первое по важности должностное лицо, избиравшееся на вече из числа знатнейших боярских фамилий. Председательствовал на вече, контролировал деятельность князя, выполнял вместе с ним важнейшие функции (командование вооруженными силами, суд), ведал администрацией, внешнеполитическими делами, следил за взыскиванием податей с населения. Отставной посадник (старый) входил в состав боярского совета. С середины XIV в. в В. Новгороде избирают одновременно шесть посадников с пожизненными полномочиями, но одного их них ежегодно избирают на должность главного – степенного посадника. В основе этого органа власти лежит представительство от концов города. В XV в. число посадников достигает 36.
Тысяцкий. Второе по значению должностное лицо В. Новгорода. Избирался на вече из бояр. Ведал торговлей и судом по торговым делам. Был помощником посадника. Имел свою печать. Со второй половины XIV в. число тысяцких достигало 5 (по числу концов), один из них ежегодно избирался в степенные. Тысяцкий и посадник за свою должность получали часть доходов от разного рода повинностей населения В. Новгорода.
Князь. Избирался вечем и заключал с городом договор, в котором определялись пределы княжеской власти. Князь не мог издавать законы, по своей инициативе объявлять войну и заключать мир. Князьям, их женам и их боярам запрещалось приобретать каким - либо образом земли в В. Новгороде, ставить слободы. За свою деятельность князь получал финансовые поступления с определенных районов, а также судебные пошлины. На последнем этапе существования Новгородской феодальной республики великий князь посылал в В. Новгород своего наместника.
Архиепископ. Играл важнейшую роль в политической жизни В. Новгорода. Избирался вече, возглавлял боярский совет, представлял В. Новгород во внешних сношениях, скреплял печатью договоры и грамоты В, Новгорода. Ведал всеми тяжбами по земельным делам. В его резиденции заседал суд высшей инстанции. Архиепископ вершил и церковный суд. Был крупным земельным собственником. Софийский собор был хранителем эталонов мер длины, веса и т. п.
В городе сложилась своя администрация. Он делился на пять концов: Плотницкий, Славенский, Загородский, Неревский и Гончарский. Каждый конец созывал вече (кончанское). Во главе вече стоял староста. Каждый конец избирал посадника, который представлял их интересы в «совете оспод». Конец состоял из двух сотен во главе сотскими. Сотни делились на улицы во главе с сотскими. Сотни и улицы имели свои веча.

Великий Новгород делился на пять концов. Новгородская республика делилась на пять пятин, каждая из которых подчинялась одному из концов. Все пятины начинались у В. Новгорода и в виде расширяющихся радиальных полос разбегались во все стороны. По пятинам велся учет населения, раскладка и сбор государственных податей и повинностей, учет феодального землевладения и военной службы.
Пятины делились на полупятины и погосты.

Погосты. Величина их была различной. В XI – XIV вв. они состояли из нескольких десятков или даже сотен деревень. По погостам велся счет жителей, имуществ и земель. Погост управлялся старостой.

Пригород. Так назывался город, подчиненный в административном и экономическом отношении другому, более крупному. Например, Пермь и Вятка были пригородами В. Новгорода. Пригородом был и Псков. После образования Псковской феодальной республики в его состав входили 12 пригородов, т.е. городов и волостей. Управлялись пригороды наместниками, присылаемыми из В. Новгорода и Пскова.

Территории, приобретенные позже в результате «военно-промышленной» колонизации и не вошедшие в пятины, получили название «земли» и «волости».

Города: Волок–Ламский, Торжок, Великие Луки, Ржев, Бежичи составили особые волости, которые находились в совместном владении с Владимирскими, позднее Московскими и Смоленскими князьями.
Во главе волостей и земель стояли должностные лица, назначавшиеся князьями и посадниками.

Новгородская и Псковская Судные грамоты – важнейшие правовые документы эпохи феодальной раздробленности. Эти документы отражают своеобразие общественно-политического строя феодальных республик, в которых высшим органом власти являлось вече. В Судных грамотах отсутствуют многие нормы, известные по Русской Правде. Например, нет статей об охране феодальной собственности, о смердах, закупах, холопах. Нет развернутых статей о наказаниях за убийства. Объясняется это, видимо, тем, что данные правовые нормы, разработанные в Русской Правде, были хорошо известны, имели общерусское значение и продолжали действовать в В. Новгороде и Пскове. В Судных грамотах больше, чем в Русской Правде содержится статей, относящихся к гражданскому праву.

Новгородская Судная грамота дошла до нас не в подлиннике, а в одном из списков XV в. в составе сборников Новгородских и Двинских актов. Документ не имеет конца и утрачена часть текста (1440 – 1456 гг.)
Псковская Судная грамота сохранилась в двух списках. Один из них содержит 120 статей. Время ее составления противоречиво. Началась она составляться в 1327 – 1330 гг., а в целом, с дополнениями и изменениями, документ составили в 1467г.

Княжеские уставы. Н аиболее важными из дошедших до нас документов является «Устав Новгородского князя Святослава Ольговича о церковной десятине 1137 г.» и «Устав князя Ярослава о мостех» (61 г. XIII в.) и др. Первый документ регулирует отчисления судебных доходов князя в пользу новгородской епископии. В нем содержатся сведения о распределении юрисдикции между князьями и органами боярской республики, что свидетельствовало об укреплении новгородской независимости от княжеской власти.
«Устав князя Ярослава о мостех» посвящен организации мощения главных улиц Новгорода, ведущих к пристаням и на городской Торг, об организации строительства и ремонта моста через Волхов и т.д.

Договорные грамоты с князьями. Князья избирались новгородским вече, с ними заключали договор, скрепляемый присягой. В договоре обговаривались пределы княжеской власти, а также предусматривались меры, ограничивающие экономическое и политическое влияние князя.
Жалованные грамоты Великого Новгорода монастырям. Устанавливали права монастырей на землю, привилегии духовенства в торговле и т.п. Духовенство владело землями в отдаленных районах, а также, в пригороде, рыбными угодьями.

Договоры с иноземными государствами и городами. Сохранились договоры с Готским берегом, Любеком и др. городами. В них определялись права как иноземцев в В. Новгороде, так и новгородцев в иностранных городах. Регулировались вопросы, возникавшие в результате торговых операций.

Византийское право. Церковный суд применял традиционно нормы византийского права (Номоканоны), распространявшееся на Руси в виде Кормчих книг.

 

15. Право Новгородской и Псковской феодальных республик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.063 с.)