Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР стал 1929 год. В знаменитой статье И. В. Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство было признано главной задачей, решение которой уже через три года сделает страну «одной из самых хлебных, если не самой хлебной страной в мире». Выбор был сделан — в пользу ликвидации единоличных хозяйств, раскулачивания, разгрома хлебного рынка, фактического огосударствления деревенской экономики. Что стояло за решением о начале коллективизации?С одной стороны, крепнувшая убежденность в том, что экономика всегда следует за политикой, а политическая целесообразность выше экономических законов. Именно эти выводы сделало руководство ВКП(б) из опыта разрешения хлебозаготовительных кризисов 1926—1929 гг. Сущность кризиса хлебозаготовок состояла в том, то крестьяне-единоличники снижали поставки рна государству и срывали намеченные показатели: твердые закупочные цены были слишком низки, а систематические нападки на «деревенских мироедов» не располагали к расширению посевных площадей, повышению урожайности. Экономические по характеру проблемы партия и государство оценивали как политические. Соответствующими были предложенные решения: запрет свободной торговли хлебом, конфискация зерновых запасов, возбуждение бедноты против зажиточной части деревни. Результаты убеждали в эффективности насильственных мер.С другой стороны, требовала колоссальных капиталовложений начавшаяся форсированная индустриализация. Главным их источником была признана деревня, которая должна была, по замыслу разработчиков новой генеральной линии, бесперебойно снабжать промышленность сырьем, а города — практически бесплатным продовольствием.Политика коллективизации проводилась по двум основным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание.Основной формой объединения единоличных хозяйств были признаны колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь. В постановлении ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. устанавливались поистине стремительные темпы коллективизации: в ключевых производящих зерно регионах (Поволжье, Северный Кавказ) она должна была завершиться в течение одного года; на Украине, в черноземных областях России, в Казахстане — в течение двух лет; в остальных районах — в течение трех лет. Для ускорения коллективизации в деревню были направлены «грамотные в идейном отношении» городские рабочие (сначала 25, а затем еще 35 тыс. человек). Колебания, сомнения, душевные метания крестьян-единоличников, в массе своей привязанных к собственному хозяйству, к земле, к скоту («остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою», — писал по другому поводу Сергей Есенин), преодолевались просто — силой. Карательные органы лишали упорствовавших избирательных прав, конфисковывали имущество, запугивали, сажали под арест.Параллельно коллективизации шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса. На этот счет была принята секретная директива, по которой все кулачество (кого понимать под кулаком, в ней четко не определялось) делилось на три категории: участников антисоветских движений; зажиточных хозяев, имевших влияние на соседей; всех остальных. Первые подлежали аресту и передаче в руки ОГПУ; вторые — выселению в отдаленные области Урала, Казахстана, Сибири вместе с семьями; третьи — переселению на худшие земли в том же районе. Земля, имущество, денежные накопления кулаков подлежали конфискации. Трагизм ситуации усугублялся тем, что по всем категориям были установлены твердые задания для каждого региона, которые превышали реальную численность зажиточного крестьянства. Были еще так называемые подкулачники, «пособники врагов-мироедов» («самого ободранного батрака вполне можно зачислить в подкулачники», — свидетельствует А. И. Солженицын). По данным историков, зажиточных хозяйств накануне коллективизации было около 3%; раскулачиванию подлежали в некоторых районах до 10—15% единоличных хозяйств. Аресты, расстрелы, переселения в отдаленные районы — весь набор репрессивных средств был использован при проведении раскулачивания, которое коснулось не менее 1 млн хозяйств (средняя численность семей — 7—8 человек).Ответом стали массовые волнения, убой скота, скрытое и явное сопротивление. Государству пришлось временно отступить: статья Сталина «Головокружение от успехов» (весна 1930) ответственность за насилие и принуждение возложила на местные власти. Начался обратный процесс, миллионы крестьян вышли из колхозов. Но уже с осени 1930 г. нажим вновь усилился. В 1932—1933гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришел голод. По самым осторожным подсчетам, голодной смертью умерло более 3 млн человек (по другим данным, до 8 млн). При этом неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок. К 1933 г. в колхозах состояло более 60% крестьян, к 1937 г. — около 93%. Коллективизация была объявлена завершенной.Каковы ее итоги? Статистика свидетельствует о том, что она нанесла невосполнимый удар по аграрной экономике (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей и пр.). Вместе с тем государственные заготовки зерна выросли в 2 раза, размеры налогов с колхозов — в 3,5 раза. За этим очевидным противоречием стояла подлинная трагедия российского крестьянства. Конечно, крупные, технически оснащенные хозяйства имели известные преимущества. Но главным было не это. Колхозы, формально остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превратились в разновидность государственных предприятий, имевших жесткие плановые задания и подлежавших директивному управлению. При проведении паспортной реформы колхозники паспортов не получили: фактически их прикрепили к колхозу и лишили свободы передвижения. Промышленность росла за счет сельского хозяйства. Коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы. Более того, она уничтожила целый социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями, устоями. Ему на смену пришел новый класс — колхозное крестьянство. 85. Конституция СССР 1936 года. Ответ: На фоне развивающейся уголовно-репрессивной политики советского государства в середине 1930-х годов было принято решение о разработке проекта новой Конституции СССР, которая по уровню юридической техники и объему провозглашаемых прав и свобод советских граждан должна была стать одной из самых прогрессивных не только в истории новой советской государственности, но и мира. Необходимость её принятия во многом была обусловлена укреплением политической власти в стране при сохранении Конституции СССР 1924 года, выполнившей, по сути, техническую функцию формального закрепления статуса объединившихся советских республик, однако несколько устаревшую к началу 1930-х годов. Новая конституция должна была упорядочить отношения между союзными и автономными республиками в составе СССР, закрепив основы государственного управления. Весной 1936 года Президиум ЦИК СССР рассмотрел проект новой Конституции СССР, которая была принята VIII-м Всесоюзным чрезвычайным съездом советов и которую советский народ назвал «сталинской конституцией». Согласно статьи 13 новой Конституции СССР в состав союза входили уже не четыре (РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР) как первоначально при образовании, а одиннадцать союзных республик. Из состава Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР) выделились Азербайджан, Грузия и Армения на правах самостоятельных союзных республик, Казакская АССР и Киргизская АССР, входившие в состав РСФСР, были преобразованы соответственно в Казахскую и Киргизскую союзные советские социалистические республики. Помимо этого в союз вошли подписавшие ранее союзные договоры о вступлении в СССР Туркменская, Узбекская и Таджикская ССР. В отличие от предшествующей Конституции СССР 1924 г. статья 14 новой Конституции относила к исключительному ведению Союза Советских Социалистических Республик контроль за исполнением Основного закона СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР, а также утверждение изменений границ между союзными республиками, утверждение образования новых краев, областей, новых автономных республик в составе союзных республик. В предшествующем Основном законе это полномочие было сформулировано следующим образом: «изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками», что делало существенно более узкими права центральных органов государственной власти союза ССР. Также к числу главнейших полномочий СССР, определявшихся союзной конституцией, относились: представительство в международных отношениях, вопросы войны и мира, принятие в состав СССР новых республик, организация обороны СССР и руководство всеми вооруженными силами, охрана государственной безопасности, установление планов развития народного хозяйства, утверждение единого бюджета, управление банками, промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, транспортом и связью, руководство денежной и кредитной системой. По Конституции Советский Союз объявлялся социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которого составили советы депутатов трудящихся. Согласно новой конституции экономическую основу СССР составили социалистическая собственность и социалистическая система хозяйства. Конституция закрепила за союзным государством право полной собственности на землю, ее недра, воды, леса. Социалистическая собственность в СССР определялась либо в форме государственной собственности (всенародное достояние), либо в форме кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений). Земля закреплялась за колхозами в вечное бесплатное и бессрочное пользование. Конституция допускала мелкое частное хозяйство без использования (эксплуатации) чужого (наемного) труда. Определялся также и плановый характер экономики. В Конституции СССР 1936 года были закреплены следующие права советских граждан. Право на труд подразумевало получение гарантий на работу с соответствующей качеству и количеству труда заработной платой. Право на отдых было обеспечено 7-часовым рабочим днем, наличием отпусков, предоставлением выходных дней и праздничных дней в соответствии с календарем. Право на материальное обеспечение по старости, в случае болезни и потери трудоспособности включало в себя государственное социальное страхование, бесплатную медицинскую помощь, отдых и лечение на курортах в санаториях, домах отдыха. Право на образование давало советским гражданам возможность получать бесплатное среднее и высшее образование, получение студентами стипендий. Согласно конституции мужчины и женщины имели во всех отношениях равные права. Также равные права были предоставлены всем советским гражданам независимо от национальности, расы и языка, вероисповедания, оседлости, социального происхождения и прошлой деятельности. Следует особо указать на то, конституция закрепляла права на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и охрану тайны личной переписки, однако на практике указанные права зачастую не соблюдались, что выливалось в массовые репрессии в отношении граждан советского союза. Что касается иных конституционных свобод, то они традиционно представляли собой свободу слова, свободу печати, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций, то есть можно вести речь об их соответствии основным мировым демократическим стандартам. Следует обратить внимание на гарантированное конституцией право граждан на объединение, и союзная конституция приводит полный перечень всех общественных объединений и организаций, допущенных к существованию в СССР. Абсолютным новшеством конституции явилась статья 126, в которой без всякого стеснения объявлялось то, что была закреплена руководящая роль коммунистической партии. Таким образом, сталинская идея о сосредоточении всей полноты власти в руках партийного аппарата под его непосредственным руководством была реализована. Кроме того, в Конституции СССР 1936 года были установлены многочисленные обязанности советских граждан. Советские люди были должны соблюдать конституцию и исполнять законы. Труд был объявлен обязанностью для всех советских граждан по принципу: кто не работает, тот не ест. Среди обязанностей выделялись несение воинской обязанности и защиты Отечества, а также бережное отношение к социалистической собственности. Примечательно, что социалистическая собственность объявлялась «священной», то есть ей придавался почти сакральный характер, а все лица, которые покушались на социалистическую собственность, признавались врагами народа. Важной стороной Конституции СССР 1936 года явилось подробное изложение системы правосудия в СССР. По иерархии правосудие осуществлялось Верховным судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик, судами автономных областей, окружными судами, специальными судами, которые создаются по постановлениям Верховного Совета СССР, народными судами районов. Высший надзор за исполнением законов на территории СССР всеми органами власти и управления, государственными учреждениями, должностными лицами и гражданами был возложен на генерального прокурора СССР. Генеральный прокурор назначался на свою должность сроком на семь лет Верховным Советом СССР. Все остальные прокуроры соответствующих территориальных образований назначались сроком на пять лет по назначению либо утверждению генеральным прокурором СССР. Органы прокуратуры по конституции получили полную независимость от местных органов власти и подчинялись только генеральному прокурору СССР. Другой важнейшей стороной Конституции СССР 1936 года явилось создание и учреждение совершенно новой системы органов государственной власти и введение новой избирательной системы. Основная причина столь радикальной реформы системы органов власти состояла в том, что партийный аппарат не только слился с государственным аппаратом, но и стал фактически государственной структурой. Без согласования с партийными инстанциями теперь стране не состоялось ни одно назначение на руководящие должности и не проходило ни одно мероприятие любого уровня. Кроме того, Сталин был совершенно уверен в том, что установленный им тоталитарный режим позволит создать такую систему органов власти, которая будет послушна высшему партийному руководству и ему лично и в то же время будет иметь вполне демократический вид, напоминающий парламент. Вместо Съезда Советов как высший государственный законодательный орган был учрежден Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат. Первая палата - Совет Союза – избиралась от всего населения СССР по установленным округам по норме 1 депутат от 300 тысяч избирателей. Вторая палата – Союз национальностей – избирался от округов, которые формировались в республиках и не совпадали с округами по выборам в Совет Союза. Нормы были установлены такие: 26 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа. Обе палаты признавались по конституции равноправными, поэтому закон считался принятым только тогда, когда был утвержден большинством голосов каждой из названных палат. Конституция СССР 1936 года точно и четко сформулировала полномочия Верховного Совета СССР. Он обладал правом принимать и изменять текст конституции, принимать законы, утверждать пятилетние планы развития страны, утверждать государственный бюджет, утверждать состав Совнаркома СССР, проводить амнистию, изменять границы между союзными республиками. Для принятия решений Верховный Совет СССР собирался на сессии два раза в год. Между сессиями постоянно действовал как высший орган власти в стране Президиум Верховного Совета СССР с широчайшим кругом полномочий, закрепленных в конституции. Президиум издавал указы и толковал законы. В состав Президиума Верховного Совета СССР входили председатель Президиума, заместители председателя Президиума, каждый из которых представлял свою союзную республику, секретарь Президиума и двадцать членов Президиума. Высшим органом исполнительной власти в стране, то есть правительством, по-прежнему являлся Совнарком СССР. Согласно конституции он был подотчетен Верховному Совету СССР. В Совнарком СССР входили союзные наркомы (в 1936 году было 18 союзных наркоматов), главы Совнаркомов союзных республик и председатели различных государственных комитетов на правах наркоматов. В союзных и автономных республиках избирались собственные Верховные Советы со своим Президиумом и назначались республиканские Совнаркомы. В краях, областях, городах и районах страны избирались Советы с подотчетными им исполкомами советов. Сами советы теперь назвались советами депутатов трудящихся, а не советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Исполкомы по конституции становились исполнительно-распорядительными органами с подчинением соответствующим советам. Что касается избирательной системы, утвержденной новой конституцией, то выборы депутатов стали прямыми. Избиратели по своим округам избирали депутата в Верховный Совет СССР сроком на четыре года на безальтернативной основе. Здесь опять в полной мере проявилось стремление высшей партийной верхушки страны взять под жесткий контроль проведение в Верховный Совет СССР послушных исполнителей воли сталинского окружения. Принятие Конституции СССР 1936 года повлекло за собой принятие новых конституций союзных и автономных республик. В 1937 году такие конституции были приняты на основе общесоюзной конституции. 86. Массовые политические репрессии в СССР в 30-40 гг. и их правовая оценка. Ответ: Форсированная модернизация экономики СССР, проходившая в 30-е гг., причём во враждебном окружении, объективно требовала концентрации власти. «Социалистическое наступление по всему фронту», начавшееся в конце 20-х-начале 30-х гг., сопровождалось интенсивной перетряской партийных и советских кадров, удалением сторонников Бухарина и других неугодных Сталину лиц. В 1929 г. развернулась чистка партии и государственного аппарата. С работы было снято с работы 138 тыс. служащих или 11% от числа прошедших чистку. Количество лиц, лишённых избирательных прав, в городах увеличилась до 8,5%. Были расширены права ОГПУ. Как известно, массовая коллективизация вызвала крестьянские восстания. Этим пыталась воспользоваться российская белая эмиграция, послав своих эмиссаров в СССР для объединения крестьянских восстаний в мощную силу, направленную против советской власти. В ответ органы ОГПУ в 1930 г. похитили из Парижа руководителя Российского общевоинского союза генерала А.И. Кутепова и развернули на территории СССР массовые аресты бывших царских офицеров, служивших, как правило, добросовестно в Красной Армии. Были сфальсифицированы политические процессы по делу так называемой Трудовой крестьянской партии, инженерного центра или Промышленной партии. В результате пострадали видные экономисты-аграрники, представители научно-технической интеллигенции. Развернулась широкая кампания против старых специалистов, которых стали обвинять чуть ли не во всех экономических проблемах и трудностях. Власть очень хорошо эксплуатировала антибуржуазные настроения, которые были присущи рабочему классу. Важной социальной опорой сталинской «революции сверху» помимо старых рабочих, пропитанных антибуржуазными настроениями, были раскрестьяненные крестьяне, оторванные от корней, сельская беднота (в 1927 г. 28,3% крестьянских хозяйств РСФСР не имело рабочего скота, 31,6% -пахотного инвентаря). Режим мог использовать в своих интересах и пассивность значительной массы среднего крестьянства. Сталинская «революция сверху» не могла бы осуществиться, если бы к тому времени не сформировался соответствующий административный аппарат. На 1 октября 1922 г. он насчитывал 1320 тыс. советских служащих, а в 1927 г.-3722 тыс. Это в 1,6 раза превосходило численность рабочих крупной промышленности (2388 тыс.человек в 1926/27 г.). В то же время в условиях форсированной индустриализации и коллективизации центр управления на чрезвычайные партийные (политотделы при МТС, в совхозах, на транспорте) и карательные (ОГПУ- НКВД) органы. Вышеназванные органы перестраиваются под интересы консолидирующейся административной системы с её жёсткой иерархией и единоличным вождём - Сталиным. Наряду с партийными чистками (1929,1930 и 1933 гг.) в 1935-1936 гг. проводится проверка и обмен партийных билетов, которая на практике означала ту же самую чистку. Одновременно ряды коммунистической партии разбавляются новыми членами, которые не были обременены знанием партийной истории и ориентированными лишь на одного бесспорного вождя - Сталина. В конечном итоге, партия вновь становится монолитной, её численность быстро растёт. Если в 1926 г. она насчитывала 1,1 млн. членов и кандидатов, то в 1930 г. - почти 2млн., в 1934 г.-2,8 млн., в 1939 г.-2,5 млн. Внутрипартийный режим ужесточается. Остатки внутрипартийной демократии сворачиваются. С 1928 г. прекращается рассылка на места стенограмм пленумов ЦК, планов работ Политбюро и Оргбюро. Всё реже созываются партийные съезды, конференции, пленумы. Важнейшим этапом укрепления единоличной власти Сталина стало убийство при довольно странных обстоятельств руководителя Ленинградской партийной организации С.М. Кирова, которое произошло 1 декабря 1934 г. С этого события начались политические процессы. Уже в январе 1935 г. состоялся первый политический процесс над бывшими лидерами «новой оппозиции»: Г.Е. Зиновьевым, Л.Б. Каменевым, Г.Е. Евдокимовым. Основная волна массовых репрессий по стране прокатывается с 1937 по 1939 гг. За период с 1930 по 1953 гг., т.е. за время нахождения у власти И.В. Сталина по официальным данным было репрессировано 3,8 млн. человек, из них расстреляно 786 тыс. человек. Поражает масштаб репрессий и его всеобъемлющий характер. Причины широкомасштабного сталинского террора имеют множество аспектов. Прежде всего, они были связаны со стремлением Сталина к абсолютной власти. Объективно же «большой террор» знаменовал собой оформление в СССР тоталитарного политического режима. Террор преследовал следующие цели: уничтожение всякой, даже потенциальной оппозиции, малейшей нелояльности верховной власти в лице Сталина; уничтожение «старой партийной гвардии» и остатков прежних (несоциалистических) социальных групп, мешавших новому харизматичному лидеру своими традициями, знанием реальной истории и способных к самостоятельному мышлению; очищение партии от разложившихся партийных и советских функционеров; подавление в зародыше местнических, ведомственных настроений. В конце 30-х гг. эти цели были в основном реализованы. В Советском Союзе сформировался тоталитарный режим. Политический режим 30-х гг. с его террором, регулярным перетряхиванием кадров генетически был связан с выбранной моделью индустриализации, с оформившейся в ходе её административно-командной системой. Страна, оказавшаяся в тех исторических условиях, должна была решать целый комплекс задач, причём в кратчайшие сроки. Необходимо было решить проблему технико-экономической отсталости страны при отсутствии внешних источников финансирования, необходимо было сохранить государственный суверенитет, поскольку военная угроза для СССР была реальной. И, разумеется, при этом сохранить курс на построение социалистического общества. Поэтому та модель модернизации страны, которая была реализована в 30-е гг. вряд ли могла быть иной. Цена, конечно, была заплачена великая. Но и страна сохранилась как великая держава. Без созданного потенциала страны в 30-е гг. (технического, экономического, научного) одержать победу в Великой Отечественной войне было бы вряд ли возможно. В создании этого потенциала большая роль (это сейчас признано) принадлежит режиму, который олицетворялся с именем И.В. Сталина. 87. Органы государственной власти и управления СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Ответ: Почти сразу после разгрома Франции Гитлер уже определил свои дальнейшие планы относительно СССР, развернул дипломатическую игру со Сталиным, вовлекая его в переговоры о присоединении к тройственному пакту (Германия, Италия, Япония) и разделу сфер влияния в мире. Зондаж, проведенный в 1939 – 1940 гг., показал, что Сталин благосклонно относится к такой возможности. В Берлин был послан Молотов. 13 ноября 1940 г. Гитлер провел с ним несколько бесед относительно того, как следует поступать с наследством британской империи после скорого поражения Англии. Молотов уклонился от обсуждения этого предложения, подозревая стремление Гитлера втянуть Советское правительство в дискуссию, которая побудила бы Англию не вступать в контакты с СССР в случае нападения на него Германии. В отличие от Молотова Сталин попал в расставленную ему ловушку. Спустя 10 дней было подготовлено ответное письмо Гитлеру. Сталин надеялся связать Германию новым соглашением о присоединении к трехстороннему договору, превратить «пакт трех» в «пакт четырех» и тем самым заставить Гитлера отказаться от мысли о нападении на СССР. Но ответа на письмо Сталина не поступило. Гитлер вплотную включился в подготовку нападения на СССР. Его дипломатическая служба регулярно заявляла Сталину через советского посла в Берлине о том, что ответ готовится, согласуется с остальными участниками пакта и вот-вот поступит. Это утверждало Сталина во мнении, что в 1941 г. войны не будет, а все предостережения о готовящемся нападении расценивались как интриги Англии, видящей свое спасение в конфликте между СССР и Германией. Сталин все еще надеялся втянуть Гитлера в переговоры. С этой целью было сделано заявление ТАСС от 14 июня 1941 г. о том, что СССР и Германия выполняют свои обязательства по договору. Позицию Гитлера это заявление ТАСС не поколебало, о нем даже не было сообщения в прессе. Зато советские люди и вооруженные силы были введены в заблуждение. В апреле и первых числах мая 1941 года Германия оккупировала Югославию, Грецию, захватила военным десантом остров Крит, закрывающий выход английским судам в Средиземное море. Войска Германии вошли в Румынию и Болгарию. Венгрия окончательно связала себя с фашисткой Германией. А Сталин продолжал верить, что Гитлер на Советский Союз не нападет. К числу стратегических мероприятий Советского правительства по обеспечению обороноспособности страны следует отнести советско-финляндскую войну 1939 – 1940 гг. В результате войны граница севернее Ленинграда отодвигалась за линию Выборг, Сортавала, Карельский перешеек, ряд мелких островов в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний отошли к СССР. В аренду на 30 лет передавался полуостров Ханко с правом создать на нем военно-морскую базу, закрывавшую вход в Финский залив. Советский Союз значительно улучшил свое стратегическое положение на северо-западе и севере, создал предпосылки для обеспечения безопасности Ленинграда, незамерзающего Мурманского порта и Мурманской железной дороги. Улучшились условия для действий Балтийского и Северного морских флотов. Выигранное время и более удобное стратегическое положение на «выдвинутых рубежах» во многом обусловило срыв планов молниеносной войны гитлеровской армии в 1941 году. Народы СССР уплатили тяжелейшую цену за ошибки своего и чужих правительств. Война, которая не была нужна ни одному народу, показала бессмысленность решения международных вопросов военными средствами. К сознанию этой истины мир приходит только сейчас, спустя более полувека. В 41-м году советское правительство на нужды обороны стало ассигновать в 3 раза больше средств, чем в 1939-м. Вторая мировая война, подготовленная силами международной реакции, стала реальностью с момента нападения фашисткой Германии на Польшу. Последовавший за этим разгром Польши, Франции и других малых европейских государств поставил Англию один на один с агрессором. Реальной стала опасность высадки немецко-фашистской армии на Британские острова. Создание коалиционного правительства Черчилля, сменившего ушедший в отставку кабинет Чемберлена, подтвердило крах предвоенной внешней политики Англии. В то же время СССР преодолел политическую и экономическую изоляцию, улучшил свое стратегическое положение. Фашистская Германия заблаговременно и тщательно готовилась к войне против Советского Союза. Еще в декабре 1940 г., в разгар воздушного наступления на Англию, был утвержден план «Барбаросса», в котором излагались военные замыслы гитлеровцев на Востоке. Ими предусматривался молниеносный разгром Советского Союза в течение одной летней кампании 1941 года, еще до окончания войны с Англией. В течение 2 – 3 месяцев фашистская армия должна была захватить Ленинград, Москву, Киев, Центральный промышленный район, Донбасс и выйти на рубеж Волги по линии Астрахань – Архангельск. Достижение этой линии считалось выигрышем войны. Из директивы N21. План «Барбаросса». Ставка Фюрера. 18 декабря 1940 г.: … Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии. (Вариант «Барбаросса»). Сухопутные силы должны использовать для этой цели все находящиеся в их распоряжении соединения… Приказ о стратегическом развертывании вооруженных сил против Советского Союза я отдам в случае в случае необходимости за восемь недель до намеченного срока начала операции. Приготовления требующие более продолжительного времени, если они не начались, следует начать уже сейчас и закончить к 15.5.41 г. Решающее значение должно быть предано тому, чтобы наши намерения напасть не были распознаны… Общий замысел: Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев. Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено. Путем быстрого преследования должна быть достигнута линия, с которой русские военно-воздушные силы будут не в состоянии совершать налеты на имперскую территорию Германии. Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга – Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации.
2.Советский Союз в условиях войны. Подвиг фронта и тыла. 22 июня 1941 г. гитлеровская армия без объявления напала на Советский Союз. Атакованные внезапно части Красной Армии были вынуждены вступать в тяжелые бои без необходимой подготовки и без завершения стратегического развертывания, будучи укомплектованным на 60 – 70 % до штатов военного времени с ограниченным количеством материальных средств, транспорта, связи нередко без воздушной и артиллерийской поддержки. Характеризуя причины неудач советских вооруженных сил в первые месяцы войны, многие историки ссылаются на весьма серьезные ошибки, допущенных советским руководством в предвоенные годы. Прежде всего следует отметить, что отрицательную роль сыграло ослабление командного состава, вызванного довоенными репрессиями. К началу войны около 75% командиров и 70% политработников находились на своих должностях менее одного года. Даже начальник Генерального штаба сухопутных сил фашисткой Германии генерал- полковник Ф. Гальдер в мае 1941 г. отмечал в своем дневнике: «Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933 г. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты». К числу серьезных ошибок советского руководства следует отнести и просчет в определении времени возможного нападения фашисткой Германии на СССР. Перестройка всей жизни страны на военный лад началась с первых дней войны. 23 июня 1941 г. была образована Ставка Верховного Главнокомандования, призванная осуществлять высшее стратегическое руководство вооруженными силами. В годы Великой Отечественной войны никаких пленумов, а тем более съездов партии не проводилось, все кардинальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО). Оперативные вопросы, как правило, рассматривались единолично его Председателем или отдельными членами. Характерным в работе ГКО было и то, что даже важнейшие проблемы государственной жизни и военного строительства зачастую решались опросным порядком. Такой подход нередко приводил к субъективизму, однако в сложившейся ситуации оказывался неизбежным. Известно, что в период войны Сталин занимал ряд важнейших партийных, государственных и военных постов. Он являлся Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем Совета Народных Комиссаров СССР, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и наркомом обороны СССР, возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования. Одной из главных задач, которую пришлось решать с первых дней войны, был быстрейший перевод народного хозяйства, всей экономики страны на военные рельсы. Главным звеном в переходе народного хозяйства на военные рельсы являлась перестройка промышленности. Перевод промышленности на военные рельсы означал радикальную перестройку всего процесса общественного производства, изменение его направленностей и пропорций. На военные рельсы переводилось практически все машиностроение. В ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Наркомат минометного вооружения. Кроме созданных до войны наркоматов авиационной промышленности, судостроения, вооружения и боеприпасов в начале войны были образованы два наркомата – танковой и минометной промышленности. Благодаря этому все решающие отрасли военной промышленности получали специализированное центральное управление. Было начато производство реактивных минометов, существовавших до войны лишь в опытных образцах. Их изготовление было организованно на московском заводе «Компрессор». Первой ракетной боевой установке фронтовиками было дано название «Катюша». В начале войны было внесено изменение в распределение продовольственных ресурсов. Значительные запасы продовольствия были потеряны во время военных действий. Имевшиеся же ресурсы направлялись в первую очередь для снабжения Красной Армии и обеспечения населения промышленных районов. В стране была введена карточная система. Одновременно были введены обязательные сверхурочные работы и отменялись отпуска. Это позволило примерно на треть увеличить загрузку производственных мощностей, не увеличивая численности рабочих и служащих. В июле 1941 г. Совнарком СССР предоставил право союзным и автономным республикам, исполкомам краевых и областных Советов переводить при необходимости рабочих и служащих на работу на другие предприятия независимо от их ведомственной принадлежности и территориального расположения. Это позволило местным органам более оперативно маневрировать кадрами в интересах укрепления оборонных отраслей промышленности. Благодаря этому уже ко второй половине 1941 г. удалось проделать большую работу по перераспределению кадров. В результате уже к январю 1042 г. в отрасли оборонной промышленности дополнительно было направленно более 120 тыс. человек. В ходе перестройки народного хозяйства основным центром военной экономики СССР становилась восточная индустриальная база, которая была значительно расширена и укреплена с началом войны. Братская дружба советских народов проявилась в ходе эвакуации, в трудоустройстве эвакуированного населения, в усыновлении детей, родители которых погибли. Мене чем за год войны, к 1 мая 1942 г. только трудящимися Казахстана было усыновлено до 2 тыс. осиротевших
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.89 (0.015 с.) |