Реформы местного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы местного управления.



Земская реформа 1864 г. Реформу разработала комиссия во главе с Н. А. Ми­лютиным. Принципы реформы: выборность и бессослов­ность. По «Положению о губернских и уезд­ных земс­ких учреждениях» 1864 г. учреждались земства – выборные органы местного управле­ния. Они избирались всеми сосло­виями на 3-летний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

Выборы в уездные земские собрания проводились от 3 курий – особых разрядов избирателей:

-уездных землевладельцев (по­мещиков и бо­гатых крестьян);

-городских из­бирателей (буржуазии);

-сельских общин (крестьян).

42% депутатов составляли дворяне, 38% – крестьяне, 10% – купцы. Земские депутаты назывались гласными. Они созывались ежегодно на сес­сии. Никакого вознаграждения за работу они не получали. Земские управы действовали постоянно, члены управ получали жалова­нье. Земства имели право нанимать зем­ских врачей, ветери­наров, учителей и прочих земских служащих («третий элемент»; первым счита­лись гласные зем­ских собраний, вторым – члены земских управ). На со­держание земств собирались земские сборы с населения. В земствах работала прогрессивная интеллигенция, которая помо­гала населению в случае голода, эпидемий, пожаров. Активными зем­скими деятелями были Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

Компетенция земств: содержание местных дорог, земских школ и больниц, богаделен, приютов, тюрем и домов для умалишённых. Земства находились под контролем губернатора и МВД. Земства учреждались лишь в 34 губерниях. Их не было в Сибири, на Севере, национальных окраинах – там, где не было дворянства. Земства сыграли важ­ную роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов.

Городская реформа 1870 г. По «Городовому положению» 1870 г. в городах вводилось выборное самоуправление – городские думы, изби­раемые на 4 года. Город­ская дума избирала постоянно действующий исполнительный ор­ган – городскую управу, состоявшую из городского головы и 2 чле­нов из дворян или купцов. Правом избирать и быть избранными обладали лишь владельцы недвижимости. Избирательных прав не имели: прислуга, наёмные рабо­чие, ремесленники, служащие, жив­шие в съёмных квартирах. Избиратели делились на 3 курии по имуще­ственному цензу.

Компетенция городских дум: благоустройство (освещение улиц, водоснабжение, мостовые и т.д.), здравоохранение, образование, дома призрения, санитарные и проти­вопожарные меры.

Финансовая реформа 1862 г. В 1860 г. был создан Государственный банк. В 1862 г. государственный кон­тролёр В. А. Татари­нов реформировал систему государственного контроля, добился создания в России единого государственного бюджета. В 1863 г. был введён акци́з (косвенный налог) на торговлю водкой.

Судебная реформа 1864 г. является наиболее значимой. Её разработали Д. Н. Блудов и С. И. Зарудный. Император повелел создать «суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных».

Принципы судебной реформы:

-Гласность: На судебные заседания допускали публику и представителей прессы. Отчёты о заседаниях публиковались в газетах;

-Бессословность: Формально все российские подданные, независимо от сословия, вероисповедания и материального положе­ния, были равны перед судом и законом, хотя на практике это нередко нарушалось;

-Независимость суда от исполнительной власти и местной администрации. Судьи и судебные следова­тели были несменяемы. Уволить судью можно было только в судебном порядке за тяжкое преступление;

-Участие в судебном заседании выборных представителей – 12 присяжных заседателей. Они выносили вердикт (виновен; невиновен; виновен, но заслуживает снисхождения);

-Состязательность и право на защиту: Обвинение поддерживал прокурор, подсудимого защищал адвокат (присяжный поверенный). Выдающимися адвокатами XIX в. являлись А. Ф. Кóни, Ф. Н. Плевáко и др. В среде русской адвокатуры преобладали либеральные взгляды.

Вводились новые судебные учреждения – коронный и мировой суды:

-Мировой суд рассматривал в упрощённом порядке мелкие правонарушения и гражданские тяжбы на сумму до 500 руб.;

-Коронный суд имел две инстанции: окружной суд (в пределах губернии) и судебную палату, объединявшую несколько судебных округов и состоявшую из уголовного и гражданского департаментов. Решения суда можно было обжаловать в судах высшей инстанции – судебных палатах и Сенате. Сенат являлся высшей судебной инстанцией, имевшей право кас­сации (пересмотра) судебных решений.

Учреждён нотариат для оформления сделок и наследственных прав.

Председатели и члены окружных судов, судебных палат, присяжные поверенные и следователи должны были иметь высшее юри­дическое образование. Председатели и члены окружных судов и судеб­ных палат утверждались лично императором, а мировые судьи – Сенатом. Реформа была ограниченной и действовала только в 44 губерниях.

Реформа цензуры и печати 1865 г. Александр II смягчил цензурный гнёт. Была отменена предварительная цензура для периодических изданий, но сохранена карательная цензура – за нарушение законов о печати издание могло быть закрыто в судебном порядке.

Военная реформа 1874 г. В 1855 г. в ходе Крымской войны была образована ко­миссия Ф. В. Рéдигера «для улучшения военного дела». В 1861 г. военный министр Д. А. Милютин сократил срок службы рекрутов с 25 до 12 лет и отменил телес­ные наказания в армии. В 1864 г. страна была разделена на 15 военных округов. Был принят новый военно-судеб­ный устав, по­строенный на принципах судебной реформы 1864 г. Создава­лись воен­ные гимназии, юнкерские и военные академии для подготовки команд­ного состава.

В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность. Она рас­простра­нялась на всех мужчин, достигших 20-летнего воз­раста, безразличия сословий. Срок службы в сухопутных войсках – 6 лет, на флоте – 7 лет. Для окончивших школу срок службы сокращался до 3 лет, для окон­чивших гимназию – до полутора лет, для имевших высшее образова­ние – до полугода. В то время армия была небольшой, поэтому на службу призывалось не более 25 % лиц призывного возраста. Призыву не подле­жали единственный сын, един­ственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат отбывает или отбыл срок службы, духовные лица, а также представители коренных народов Крайнего Севера, Сибири, Сред­ней Азии и Казахстана. Те, на кого не распространялись льготы, тянули жребий. Новая система комплектования позволила сократить армию в мирное время (с 1132 тыс. в 1864 г. до 742 тыс. в 1867 г.) и быстро её развёртывать в случае войны.

Произошло перевооружение, гладкоствольное ору­жие заменялось нарезным и скорострельным (винтовки Бердáна). Появились новая стальная артил­лерия (вместо чугунной и бронзовой), паровой флот. Боеспособность армии значительно повысилась. В результате Россия одержала по­беду над Турцией в 1877–1878 гг.

Недостатки реформы: -реформа была слепо скопирована у Пруссии без учёта российской специфики;

-не был ликвидирован сословный характер армии. (Офицеры – дворяне, солдаты – выходцы из низов);

-в армии процве­тало официально запрещённое рукоприкладство.

 

Реформы в области образования.

Университетская реформа 1863 г. Университетам вернули автономию. Вводится выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров. Полиция не имела права входить на территорию университета.

Были основаны новые университеты – «Новороссийский» в Одессе (1862–1865 гг.) и Томский (1888 г.). В Мо­скве в 1861 г. открылась Петровская земледельческая академия, а в Петербурге в 1891 г. – Электротехнический ин­ститут. Было поло­жено начало высшему женскому образованию: открылись 7 высших жен­ских курсов. В Петер­бурге в 1878 г. основаны Бесту­жевские курсы профессора К. Н. Бестужева-Рю­мина; в Москве в 1872 г. – курсы профессора В. И. Герье. Образование на женских курсах не уступало университетскому, но диплома о высшем образовании курсистки не получали. В 1897 г. в Петербурге открылся Женский медицинский институт.

Школьная реформа 1864 г. Автор реформы: министр просвещения А.В. Головнин. В 1862 г. открылись жен­ские гимназии. Было разрешено откры­вать частные школы. В 1864 г. утверждены Положение о начальных народных училищах и Устав гимназий и прогимназий.

Начальное образо­вание осуществляли школы трёх типов: государственные, церковно-при­ходские и земские. Срок обучения: 1–3 года. Преемственности между начальными школами и гимназиями не было.

Среднее образование: 4-классные прогимназии и 7-классные гимназии. Гимназии делились на классические с гуманитар­ным уклоном (преподава­нием «классических» языков – латинского и греческого), и реальные с углублённым изучением естественных наук. В 1871 г. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища.

Численность учебных заведений возросла с 8 тыс. в середине XIX века до 79 тыс. к концу века, а число учащихся, соответст­вено, с 23 тыс. до 3,8 млн. Грамотность выросла с 1–2 % до 22 %. Интелли­генция шла в земские школы в надежде помочь народу. Большое значение имела деятель­ность талантливого педагога К. Д. Ушинского.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.012 с.)