Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура России конца XIX–начала хх вв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности развития культуры. Социальные и военные потрясения начала XX в. оказали воздействие на культуру. Этот период называют «серебряным веком». Усилилась интеграция русской культуры в общемировую культуру: с одной стороны, в России находили применение новинки западного научно-технического прогресса (телефон, кинематограф, граммофон, автомобиль, летательные аппараты), в литературе и искусстве получили распространение новые направления (импрессионизм в живописи, модерн в архитектуре, символизм, футуризм, акмеизм в литературе). С другой стороны, мировая культура обогатилась достижениями русской литературы и искусства. Наука. Прогресс промышленности способствовал развитию науки. Наиболее крупные учёные: - Е.Н. Жуковский –теоретик авиации, изобрёл аэродинамическую трубу, основал Аэродинамический институт; - К.Э. Циолковский – разработал теорию космических полётов; - В.И. Вернадский – геохимия, биохимия, теория ноосферы; - Н.Д. Зелинский – нефтехимия, создатель угольного противогаза. В 1904 г. лауреатом Нобелевской премии стал физиолог академик И.П. Павлов, а в 1908 г. – биолог И.И. Мечников. В 1910 г. в воздух поднялся аэроплан конструктора Я. М. Гаккеля. Авиаконструктор и будущий создатель вертолёта И. И. Сикорский построил сверхмощные (для тех лет) самолёты «Илья Муромец», «Русский витязь». Создателем первого ранцевого парашюта стал Г. Е. Котельников (1911 г.). В 1914 г. при попытке достигнуть Северного полюса погиб полярный исследователь Г. Я. Седов. Гуманитарные науки: Возрос интерес к гуманитарным наукам: истории, философии, экономике. «Патриарх» историков – автор «Курса русской истории» В.О. Ключевский. Возникла новая плеяда историков: П.Н. Милюков, А.А. Корнилов (лидеры кадетской партии), М.Н. Покровский, С.Ф. Платонов и др. А.А. Шахматов исследовал древнерусский язык и летописание. В философии распространяется идеализм. (В.С. Соловьёв – идея Богочеловечества), П.А. Флоренский. Философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.Б. Струве в 1909 г. опубликовали сборник «Вехи» о роли интеллигенции в революции. Они призвали интеллигенцию отречься от разрушительных революционных идей. Философы-материалисты – Г.В. Плеханов и В.И. Ульянов-Ленин. Экономист – М.И. Туган-Барановский. Образование. В 1906 г. П.А. Столыпин внёс законопроект в Государственную Думу «О введении всеобщего начального обучения». Усилился светский характер образования: в 1910 г. Дума передала церковноприходские школы в ведение министерства народного просвещения. Уровень грамотности с 1897 по 1917 г. возрос с 21% до 31–38 %. В 1909 г. был открыт университет в Саратове, а в 1916 г. – в Перми. В Петербурге открылись электротехнический, политехнический, женский педагогический институты, в Томске – технологический институт. В 1908–1918 гг. в Москве работал «Народный университет» мецената А.Л. Шанявского. В нём преподавали лучшие профессора, обучение было бесплатным для людей всех сословий, независимо от пола, возраста, национальности. Всего в стране к 1914 г. насчитывалось 93 вуза (из них 11 университетов), 30 высших женских курсов. Число студентов возросло за 20 лет в 10 раз. Книгоиздательство и печать. Число газет за период с кон. XIX в. до 1917 г. увеличилось в 11 раз и составило 1.100. Указ от 24 ноября 1905 г. отменил предварительную цензуру. Количество типографий возросло с 1 тыс. до 2,7 тыс., число названий издаваемых книг – с 10 тыс. до 27 тыс., число библотек – с 15 тыс. до 76 тыс. По количеству издаваемых книг Россия занимала 3-е место в мире. Крупнейшие издатели – А.С. Суворин в Петербурге (выпустил «Дешёвую библиотеку»), И.Д. Сытин в Москве (выпустил «Библиотеку для самообразования»). Кинематограф. В России первые кинотеатры («иллюзионы») появились в 1896 г. В 1905 г. только на Невском проспекте в Петербурге действовало около 100 «иллюзионов». К 1914 г. в России насчитывалось 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало 2 млн. зрителей. В 1908–1917 гг. в России было снято свыше 2.000 художественных фильмов. Первым русским кинопродюсером был А. А. Ханжóнков. Первые игровые отечественные кинофильмы: «Пиковая дама» и «Отец Сергий» снял режиссёр Я.А. Протазáнов. Огромной популярностью пользовалась киноактриса Вера Холодная (1893–1919). Литература. Актуальным оставалось реалистическое направление в литературе– Л.Н. Толстой («Воскресение», «Не могу молчать!»), А.П. Чехов («Три сестры», «Вишнёвый сад»). Новые писатели-реалисты – И.А. Бунин («Антоновские яблоки»), А.И. Куприн («Поединок», «Яма»), М. Горький («На дне», «Мать»), В.В. Вересаев. «Серебряный век» в литературе характерен многообразием идейных направлений и стилей: - Символизм – разновидность модернистского направления в литературе и искусстве. Для него характерны художественное выражение посредством «символа», метафоры, требование «чистого», «свободного» искусства (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, Андрей Белый, Д.С. Мережковский, З.Н. Ги́ппиус, А.А. Блок, Вяч. Иванов). -Акмеизм – от греческого «акмэ» – высшая степень, цветущая пора. Ему свойственны отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму (Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам). - Футуризм – стремление к «искусству будущего» (отсюда его название), к свободе творчества. Футуристы делились на эгофутуристов (Игорь Северянин, В.Г. Шершеневич) и кубофутуристов (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский). Принципы футуристов были изложены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г.). -Декадентство – отказ от гражданственности, погружение в сферу индивидуальных переживаний, культ красоты. Крестьянская поэзия характерна для С. Есенина и Н. Клюева. Ранние рассказы М. Горького написаны в духе неоромантизма. Своеобразием отличалось творчество М. Цветаевой, М. Волошина. В 1896 г. был образован Союз Российских писателей. В 1898 г. М. Горький основал книгоиздательство Товарищества «Знание». Живопись. В 1903 г. был создан Союз русских художников. «Мир искусства». В кон. 1890-х гг. возникло объединение «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансерé, Б. М. Кустóдиев, В. А. Серов, К. А. Сомов, К. А. Коровин, И.Э. Грабáрь и Н. К. Рéрих). Журнал «Мир искусства» (редактор С. П. Д я гилев) отстаивал идею «защиты искусства для искусства»: -А. Н. Бенуа – «Версальская серия»; -В. А. Серов – «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем»), портреты Александра III и Николая II; - К. А. Сомов – «Осмеянный поцелуй», «Дама в голубом»; - Е. Е. Лансере – «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе»; - Б. М. Кустодиев – запечатлел купеческий быт («Купчиха»). «Голубая роза» – объединение художников-символистов (с 1907 г.), отличавшихся утончённым психологизмом (М.С. Сарьян и др.). «Бубновый валет». Импрессионизм. В 1910–1911 гг. возникло объединение импрессионистов «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, А. В. Лентýлов, Р. Р. Фальк и др.). Их картины отличались декоративностью, игрой цвета. К. А. Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма – «Париж. Бульвар Капуцинов», «Сирень». И. И. Левитан написал в г. Плёсе (ныне Ивановской обл.) пейзажи «Берёзовая роща», «Над вечным покоем», «Вечер. Золотой Плёс». В. М. Васнецов – «Богатыри», «Снегурочка». И. Е. Репин – «Заседание Государственного Совета». М. В. Нестеров изображал монашескую, православную Русь («Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Великий пóстриг»). М. А. Врубель –«Демон сидящий», «Демон поверженный». В. Э. Борисов-Мусатов – поэтизировал усадьбу («Призраки»). К. С. Петров-Водкин – «Купание красного коня». Течение примитивизм: М. З. Шагáл («Венчание», «Над Витебском»), П. Н. Филонов («Восток и запад», «Пир королей»). Направление абстракционизм: К. С. Малевич («Чёрный квадрат»); В. В. Кандинский («Абстракция»). Архитектура. Создаются индустриальные сооружения – заводские корпуса, железнодорожные вокзалы, торговые центры, банки и т.д. Используются новые строительные материалы: сталь, железобетон, стекло, облицовка гранитом. Основной архитектурный стиль – модерн. Его черты: свободное развитие объёмов, асимметрия, использование мозаики, цветных витражей, скульптуры. Модерн был особенно популярен среди буржуазии. В г. Иваново-Вознесенске фабриканты заказывали в стиле модерн особняки – комплекс зданий Д. Г. Бурылина (ныне Музей ситца, историко-краеведческий музей и Дворец бракосочетаний). В стиле модерн можно выделить несколько направлений: - неорусский стиль – Ф. О. Шéхтель – особняк банкира Рябушинского, Ярославский вокзал в Москве; А. В. Щусев – Казанский вокзал в Москве; В. М. Васнецов – здание Третьяковской галереи; П. Г. Бéген – Введенский собор в Иваново-Вознесенске. - неоклассицизм –воспроизводил принципы архитектуры прошлых веков (И. И. Рерберг – Киевский вокзал в Москве); - предконструктивизм – Ф. О. Шéхтель – типография «Утро России». Скульптура. В скульптуре был популярен импрессионизм: -П. П. Трубецкой (памятник Александру III в Петербурге); - Н. А. Андреев (памятник Н.В. Гоголю в Москве); - А. С. Голубкина («Сидящий человек», «Изергиль», «Старая» и др.). - С. Т. Конёнков создавал мифические образы («Стрибог» и др.). Музыка. Наиболее известные композиторы: А. К. Глазунов (балет «Раймонда»), А. Н. Скрябин (симфонии «Божественная поэма», «Поэма экстаза»), И. Ф. Стравинский (балеты «Петрушка», «Весна священная»), С. В. Рахманинов (оперы «Алеко», «Франческа да Римини»), С. И. Танеев (опера «Орестея»), С. М. Ляпунов. Театр. На рубеже XIX–XX вв. возникли новые театры: -МХТ – Московский Художественный театр(К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, 1898 г.). Здесь с 1912 г. проводил занятия по «системе Станиславского» Е. Б. Вахтангов, работал В. Э. Мейерхольд; -Драматический театр в Петербурге (В.Ф. Комиссаржевская, 1904 г.); -частная опера С. И. Мамонтова в Москве. Ставились пьесы А. П. Чехова и А. М. Горького. В Мариинском театре выступали балерины М. Ф. Кшесинская и А. П. Павлова. Певцы: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Сóбинов, А. В. Нежданова. Театральный деятель С. П. Д я гилев в 1907–1913 гг. организовывал «Русские сезоны» в Париже.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.008 с.) |