ТОП 10:

Культура России конца XIX–начала ХХ вв.



Особенности развития культуры.Социальные и военные потрясения начала XX в. оказали воздейст­вие на культуру. Этот период называют «серебряным веком». Усилилась ин­тегра­ция русской культуры в общемировую культуру: с одной стороны, в Рос­сии находили применение новинки запад­ного научно-технического про­гресса (теле­фон, кинематограф, граммофон, автомобиль, летательные аппараты), в литературе и искусстве получили распространение новые направ­ления (импресси­онизм в живописи, модерн в архитектуре, символизм, футуризм, акмеизм в литературе). С другой стороны, мировая культура обогатилась достижениями русской литературы и искусства.

Наука.Прогресс промышленности спо­собствовал развитию науки. Наиболее крупные учёные:

-Е.Н. Жуковский –теоретик авиации, изобрёл аэродина­мическую трубу, основал Аэродинамиче­ский институт;

-К.Э. Ци­олков­ский – разработал теорию космических полётов;

-В.И. Вернадский – геохимия, биохимия, теория ноосферы;

-Н.Д. Зелинский – нефтехимия, создатель угольного противогаза.

В 1904 г. лауреатом Нобелевской премии стал физиолог академик И.П. Павлов, а в 1908 г. – биолог И.И. Мечников.

В 1910 г. в воздух поднялся аэроплан конструктора Я. М. Гаккеля. Авиаконструктор и будущий создатель вертолёта И. И. Сикорский построил сверхмощные (для тех лет) самолёты «Илья Муромец», «Русский витязь». Создателем первого ранцевого парашюта стал Г. Е. Котельников (1911 г.). В 1914 г. при попытке достигнуть Северного полюса погиб полярный исследователь Г. Я. Седов.

Гуманитарные науки: Возрос интерес к гуманитарным наукам: истории, философии, эконо­мике. «Пат­ри­арх» историков – автор «Курса русской истории» В.О. Ключевский. Возникла новая плеяда истори­ков: П.Н. Милюков, А.А. Корнилов (лидеры ка­детской партии), М.Н. Покровский, С.Ф. Пла­тонов и др. А.А. Шахматов исследовал древнерусский язык и летописание. В философии распространяется идеализм. (В.С. Соловьёв – идея Богочеловечества), П.А. Флоренский. Философы Н.А. Бер­дяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.Б. Струве в 1909 г. опуб­ликовали сборник «Вехи» о роли интеллигенции в револю­ции. Они призвали интеллигенцию отречься от разрушительных революционных идей. Философы-материалисты – Г.В. Плеханов и В.И. Ульянов-Ленин. Экономист – М.И. Туган-Барановский.

Образование.В 1906 г. П.А. Столыпин внёс законопроект в Го­сударст­венную Думу «О вве­дении всеоб­щего начального обучения». Усилился светский характер образования: в 1910 г. Дума передала церковно­приходские школы в ведение министерства народного просвещения. Уровень грамотности с 1897 по 1917 г. возрос с 21% до 31–38 %.

В 1909 г. был открыт университет в Саратове, а в 1916 г. – в Перми. В Петер­бурге откры­лись электротехниче­ский, политехнический, женский педа­гогический ин­ституты, в Томске – технологический институт. В 1908–1918 гг. в Москве работал «На­родный универси­тет» мецената А.Л. Шанявского. В нём препо­давали лучшие профессора, обучение было бесплат­ным для людей всех сословий, независимо от пола, воз­раста, национальности. Всего в стране к 1914 г. насчитывалось 93 вуза (из них 11 университетов), 30 высших женских курсов. Число студентов воз­росло за 20 лет в 10 раз.

Книгоиздательство и печать.Число газет за период с кон. XIX в. до 1917 г. увеличилось в 11 раз и составило 1.100. Указ от 24 ноября 1905 г. отменил предва­ритель­ную цензуру. Количество типогра­фий возросло с 1 тыс. до 2,7 тыс., число названий издаваемых книг – с 10 тыс. до 27 тыс., число библотек – с 15 тыс. до 76 тыс. По количеству издаваемых книг Россия занимала 3-е место в мире. Крупнейшие издатели – А.С. Суворин в Петербурге (выпустил «Дешёвую библиотеку»), И.Д. Сы­тин в Москве (выпустил «Библиотеку для самообразования»).

Кинематограф.В России первые кинотеатры («иллюзионы») появились в 1896 г. В 1905 г. только на Невском проспекте в Петербурге действовало около 100 «иллюзио­нов». К 1914 г. в России насчитывалось 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посе­щало 2 млн. зрителей. В 1908–1917 гг. в России было снято свыше 2.000 художест­венных фильмов. Первым русским кинопродюсером был А. А. Ханжóнков. Первые игровые отечественные кинофильмы: «Пиковая дама» и «Отец Сергий» снял режиссёр Я.А. Протазáнов. Огромной популярностью пользовалась киноактриса Вера Холодная (1893–1919).

Литература. Актуальным оставалось реалистическое направление в литературе– Л.Н. Тол­стой («Воскресение», «Не могу молчать!»), А.П. Чехов («Три сестры», «Вишнёвый сад»). Новые писатели-реалисты – И.А. Бунин («Антоновские яблоки»), А.И. Куприн («Поединок», «Яма»), М. Горький («На дне», «Мать»), В.В. Вересаев.

«Серебряный век» в литературе характерен многооб­разием идейных направлений и стилей:

-Символизм – разновидность модерни­стского направления в ли­те­ра­туре и искусстве. Для него характерны художественное выражение по­средством «сим­вола», метафоры, требование «чистого», «свобод­ного» искусства (В.Я. Брюсов, К.Д. Баль­монт, Ф.К. Сологуб, Андрей Белый, Д.С. Мережковский, З.Н. Ги́ппиус, А.А. Блок, Вяч. Иванов).

-Акмеизм – от греческого «акмэ» – высшая степень, цве­тущая пора. Ему свойственны отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму (Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Ман­дельштам).

-Футуризм – стремление к «искусству будущего» (отсюда его на­звание), к свободе творчества. Футуристы делились на эгофутуристов (Игорь Северянин, В.Г. Шершеневич) и кубофутуристов (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский). Принципы футуристов были изложены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г.).

-Декадентство – отказ от гражданственности, погружение в сферу инди­видуальных переживаний, культ красоты.

Крестьянская поэзия характерна для С. Есенина и Н. Клюева.

Ранние рассказы М. Горького написаны в духе неоромантизма.

Своеобразием отличалось творчество М. Цветаевой, М. Волошина.

В 1896 г. был образован Союз Российских писателей. В 1898 г. М. Горький основал кни­гоиздатель­ство Товарищества «Знание».

Живопись. В 1903 г. был создан Союз русских ху­дожников.

«Мир искус­ства». В кон. 1890-х гг. возникло объединение «Мир искус­ства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансерé, Б. М. Кустóдиев, В. А. Се­ров, К. А. Сомов, К. А. Коровин, И .Э. Грабáрь и Н. К. Рéрих). Журнал «Мир искусства» (редактор С. П. Дягилев) от­стаивал идею «защиты искусства для искусства»:

-А. Н. Бенуа – «Версальская серия»;

-В. А. Серов – «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем»), портреты Алек­сандра III и Николая II;

-К. А. Сомов – «Осмеянный поцелуй», «Дама в голубом»;

-Е. Е. Лансере – «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе»;

- Б. М. Кус­тодиев – запечатлел купеческий быт («Купчиха»).

«Голубая роза» – объеди­нение художников-симво­листов (с 1907 г.), отличавшихся утончённым психологизмом (М.С. Сарьян и др.).

«Бубновый ва­лет». Импрессионизм. В 1910–1911 гг. возникло объединение импрессионистов «Бубновый ва­лет» (П. П. Кон­чалов­ский, А. В. Лентýлов, Р. Р. Фальк и др.). Их картины отличались декоративностью, игрой цвета. К. А. Коровин – самый яркий представитель русского импрессио­низма – «Париж. Бульвар Капуцинов», «Сирень».

И. И. Левитан написал в г. Плёсе (ныне Ивановской обл.) пейзажи «Берёзовая роща», «Над вечным по­коем», «Вечер. Золотой Плёс».

В. М. Васнецов – «Богатыри», «Снегурочка».

И. Е. Репин – «Заседание Госу­дарственного Совета».

М. В. Нестеров изображал монашескую, православную Русь («Видение отроку Варфоло­мею», «Пус­тынник», «Великий пóстриг»).

М. А. Врубель –«Демон сидящий», «Демон поверженный».

В. Э. Борисов-Мусатов – поэтизировал усадьбу («Призраки»).

К. С. Петров-Водкин – «Купание крас­ного коня».

Течение примитивизм: М. З. Шагáл («Венча­ние», «Над Витебском»), П. Н. Филонов («Восток и запад», «Пир королей»).

Направление абстракционизм: К. С. Малевич («Чёрный квадрат»); В. В. Кандинский («Абстракция»).

Архитектура. Создаются индуст­риальные соору­жения – завод­ские корпуса, железнодо­рожные вокзалы, торговые центры, бан­ки и т.д. Используются новые строительные материалы: сталь, железобетон, стекло, облицовка гра­нитом. Основной архитектурный стиль – мо­дерн. Его черты: свободное развитие объёмов, асимметрия, использование мозаики, цветных витражей, скульптуры. Модерн был особенно популярен среди буржуазии.

В г. Иваново-Воз­несенске фабриканты заказывали в стиле модерн особняки – комплекс зданий Д. Г. Бурылина (ныне Музей ситца, историко-краеведческий музей и Дворец бракосочетаний).

В стиле модерн можно выделить несколько направлений:

-неорусский стиль Ф. О. Шéхтель – особняк банкира Рябушинского, Ярославский вокзал в Москве; А. В. Щусев – Казанский вокзал в Москве; В. М. Васнецов – здание Третьяковской галереи; П. Г. Бéген – Введенский собор в Иваново-Вознесенске.

-неоклассицизм –воспроизводил прин­ципы архитектуры прошлых веков (И. И. Рерберг – Киевский вокзал в Москве);

-предконструктивизмФ. О. Шéхтель – типография «Утро России».

Скульптура. В скульптуре был популярен импрес­си­онизм:

-П. П. Трубецкой (памятник Алексан­д­ру III в Петербурге);

-Н. А. Андреев (памятник Н.В. Гоголю в Москве);

-А. С. Голубкина («Сидящий человек», «Изергиль», «Старая» и др.).

-С. Т. Конёнков соз­давал мифиче­ские образы («Стрибог» и др.).

Музыка. Наиболее известные композиторы: А. К. Глазунов (балет «Раймонда»), А. Н. Скрябин (сим­фонии «Божественная поэма», «Поэма экстаза»), И. Ф. Стравинский (ба­леты «Пет­рушка», «Весна священная»), С. В. Рахманинов (оперы «Алеко», «Франческа да Римини»), С. И. Танеев (опера «Орестея»), С. М. Ляпунов.

Театр.На рубеже XIX–XX вв. возникли новые театры:

-МХТ – Мос­ковский Художественный театр(К. С. Ста­ниславский и В. И. Не­мирович-Данченко, 1898 г.). Здесь с 1912 г. проводил занятия по «системе Станиславского» Е. Б. Вахтангов, работал В. Э. Мейерхольд;

-Дра­матический театр в Петербурге (В.Ф. Комиссаржевская, 1904 г.);

-частная опера С. И. Мамонтова в Москве.

Ставились пьесы А. П. Чехова и А. М. Горького. В Мариинском театре выступали балерины М. Ф. Кшесинская и А. П. Павлова.

Певцы: Ф. И. Ша­ляпин, Л. В. Сóбинов, А. В. Нежданова. Те­атральный деятель С. П. Дя­гилев в 1907–1913 гг. организовывал «Русские сезоны» в Париже.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.007 с.)