Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика страны в 1985–1991 гг.

Поиск

 

В годы перестройки кардинально изменилась внешняя политика СССР,результатом чего стало предотвращение угрозы ядерной войны, с одной стороны, крушение системы социализма – с другой.

«Новое политическое мышление». В 1987 г. М.С. Горбачёв провозгласил политику «нового политического мыш­ления». Проводни­ками этого курса стали глава МИД СССР Э. А. Шеварднадзе (род. 1928) и член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев (1923–2005).

Основные принципы «нового политического мышления»:

1. Смягчение напряжённости между Востоком и Западом, ликвидация раскола мира на две враждебные системы – социалистическую и ка­питалистиче­скую, признание мира единым и взаимозависимым.

2. Использование при решении меж­дународных вопро­сов не баланс сил двух систем, а баланс их интересов.

3. Отказ от принципа пролетарского (социалистического) интер­на­циона­лизма, признание приоритета общечеловеческих ценностей над другими (классовыми, национальными, идеологическими).

4. Урегулиро­вание региональных конфликтов (в Афганистане и др.).

5. Расширение экономиче­ских связей со всеми государствами.

Реализация этого курса по одним направлениям имела положи­тель­ные последствия, по другим привела к прова­лам.

СССР и США. В ходе ежегодных встреч М.С. Горбачёва с президентом США Р. Рейганом, затем Д. Бушем-старшим были заключены договоры об уничтожении ракет средней и ближней дальности (1987 г.) и об ограниче­нии стратегических наступательных вооружений (1991 г. – согла­шение об ОСНВ-1). Началось сокращение ядер­ного оружия – правда, в основном, за счёт ликвидации советских ракет.

В 1989 г. министры иностранных дел 33 европейских госу­дарств, США и Канады приняли Венскую декларацию по вопросам безопасно­сти и сотруд­ничества в Европе. Затем в Вене про­шли переговоры госу­дарств-участников ОВД и НАТО по вопросам сокращения обычных вооружённых сил от Атлантики до Урала. Ликвидированы очаги международной напряжённости, локаль­ные конфликты. К 1989 г. был осуществлён вывод советских войск из Афганистана. II съезд народных депутатов СССР признал Афганскую войну политической ошибкой.

СССР и Япония. В 1991 г. во время визита в Токио М.С. Горбачёв официально при­знал суще­ствование территориального вопроса – о государ­ственной принадлеж­ности четырёх Курильских островов.

Отношения СССР и КНР. После выполнения Моск­вой условий Китая (вывод советских войск из Афганистана и Монголии, а вьетнамских – из Камбоджи) во время ви­зита Горбачёва в Китай в 1989 г. между двумя державами были подписаны соглаше­ния о политическом, экономическом и куль­турном сотрудничестве, о приграничной торговле.

Распад социалистического лагеря. «Бархатные революции». В 1989 г. начался поспешный (и социально не обеспечен­ный) вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. Это вызвало быстрый развал социалистического лагеря. В 1989–1990 гг. в Чехословакии, Венгрии, Польше, Болгарии произошли бескровные (мягкие, или «бархатные») революции. Власть перешла мирным путём от компартий к нацио­нально-демокра­тическим си­лам. Исключением стала Румы­ния, где имели место кровопролитные столкновения. Румынский диктатор Н. Чаушеску в 1989 г. был свергнут и публично расстрелян вместе с супругой.

В Югославии падение коммуни­стиче­ского режима привело к развалу страны. Хорватия и Словения объявили себя независимыми республи­ками. В Боснии и Герцеговине вспыхнули военные действия ме­жду серб­ской, хорватской и мусульманской общинами.

Страны бывшего социалистического лагеря взяли курс на отход от СССР и сближение с Западом. Они выразили готов­ность вступить в НАТО и «Общий рынок». В 1991 г. были распущены СЭВ и ОВД. Со­циалистическое содру­жество перестало существовать.

Объединение Германии. В 1989 г. коммунистический лидер ГДР Э. Хóнеккер ушёл в отставку. Берлинская стена, служившая символом идеологического проти­востояния в Ев­ропе, была разрушена. В 1990 г. на переговорах с канцлером ФРГ Г. Колем М. Горбачёв дал согласие на создание единого германского госу­дар­ства и на вхождение единой Германии в НАТО. В августе 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ и прекратила своё существование как суверен­ное государство.

Падение международного авторитета СССР. Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР потерял инициативу в международных делах и вошёл в фарватер внешней политики стран НАТО. Ухудшение экономиче­ского положе­ния СССР побудило горбачёвскую администрацию обра­титься в 1990–1991 гг. за финансо­вой поддержкой к ведущим держа­вам мира («большой семёрке») – США, Канада, Вели­ко­британия, Германия, Франция, Италия, Япония. Запад оказал СССР гуманитарную по­мощь продо­вольствием и медикаментами. Серьёзной же финансовой помощи не последовало. В 1991 г. по соглашению Бейкер – Шеварднадзе СССР безвозмездно передал США морские территориальные воды в Тихом океане площадью в четыре Польши. Пози­ции СССР в мире в 1985–1991 гг. резко ослабли.

Политика СССР в странах «третьего» мира. СССР, испытывав­ший большие экономические трудности, во второй пол. 1980-х гг. прекратил вмешательство в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Камбодже, Никарагуа и других «горячих точках». Эко­номи­ческая и военная помощь развивающимся странам резко сократилась. Был ликвидирован ре­жим апартеи́да (расовой дискриминации) в Южно-Африканской Рес­публике. В 1990 г. СССР осу­дил агрессию Ирака против Кувей­та и выступил за применение силы против агрессора, поддержав предпринятую США против Ирака опе­ра­цию «Буря в пустыне». Таким образом, СССР впервые занял единую с Западом позицию в региональном конфликте.

Итоги «нового полити­ческого мышления»: плюсы и минусы.

Плюсы: -улучшились отношения с За­падом, укрепилась международная безопасность, разрядка напряжённости;

-возникло осознание мира как единого целого, в котором не должно быть места угрозе взаимного уничтожения, применения военной силы;

-был уничтожен целый класс ракетно-ядерных вооружений;

-СССР избавился от непосильного бремени гонки вооружений и противостояния Западу. Мир стал безопас­нее, исчезла угроза новой войны;

-расширилось экономическое сотрудничество с Западом;

-были выведены советские войска из Афганистана.

Минусы: -был нанесён ущерб государственным интересам СССР;

-непродуманность и поспешность уступок Западу привели к не­гативным результатам (например, при объединении Германии и выводе советских войск из Восточной Европы были разрушены СЭВ и ОВД);

-СССР понёс геополитические потери, ослабла его оборонная мощь;

-крушение СССР вывело США в разряд единственной сверх­державы в мире. В декабре 1991 г. президент США Дж. Буш-старший по­здравил американский народ с победой в «холодной войне». По мнению В.В. Путина, высказанному в 2005 г., «крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века».

 

.

.

.

.

.

.

.

.

.

..

.

**

73. Россия в 1992–2011 гг. Конституция 1993 г. Политические партии и дви­жения

Становление российской государственности. Становление совре­менной государственности России началось 12 июня 1990 г., когда 1-й Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государствен­ном суверенитете России. Че­рез год, 12 июня 1991 г., Б.Н. Ельцин (1931–2007 гг.) был избран Президентом России.

Политическая конфронтация 1993 г. Российская государственность была представлена 3 ветвями власти:

- законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет);

- исполнительной (Президент и назна­чаемое им правитель­ство);

- судебной с вен­чающим её Конституционным судом.

В 1993 г. обострилось про­ти­востояние исполнительной и законодательной ветвей власти из-за разного видения стратегии экономи­ческих реформ. Президент Б.Н. Ельцин резко перешёл к свободному рынку, что вызвало рост цен, разорение предприятий и обнищание населения. Верховный Со­вет во главе с Р.И. Хасбулатовым (род. 1942) выступал против «дикого рынка», наста­ивал на плавном, постепенном пере­ходе страны к рыночным отношениям при государственном регулирова­нии. Роль арбитра в конфликте взял на себя председатель Конституци­онного суда Валерий Зорькин (род. 1943). От исхода противостоя­ния зависел выбор Россией одной из трёх фор­м государственности:

- президентской республики (сильный президент, формирующий прави­тельство и имеющий право распускать парламент);

- пар­ламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчёт­ное ему правительство, у президента ограничены полномочия);

- смешанной, парламентско-президентской республики.

Б. Н. Ельцин перешёл в наступление и в марте 1993 г. заявил о подписании им указа, устанавливающего «осо­бый порядок управления страной». В апреле 1993 г. состоялся референ­дум. Большин­ство населения высказалось за доверие Президенту. Но голосов за проведение досрочных перевыборов пре­зидента и парламента не хватило.

Трагические события сентября–октября 1993 г. Б. Н. Ельцин расценил итоги референ­дума как свою личную победу и пообещал, что сентябрь будет «сверхбоевым». 21 сентября в Указе № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» Президент объявил о роспуске Съезда народных депутатов, Вер­ховного Совета и проведении 12 декабря референдума по новой Конститу­ции и о выборах в но­вый орган законода­тельной власти – Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Факти­чески было введено президентское правле­ние. Указ Президента формально противоречил действующей Конституции, которая не допускала роспуска парламента Прези­дентом.

Оппозиция ответила решительными действиями. В ночь на 23 сен­тября 1993 г. X Чрезвычайный Съезд народных депутатов под предсе­дательством Р. И. Хасбулатова объявил действия Б.Н. Ельцина «госу­дарственным переворотом» и отстранил его от должности Президента РФ. Съезд избрал вице-президента А. В. Руцкого (род. 1947) исполняю­щим обязанности Президента. Руцкой при­ступил к созданию парал­лельного пра­ви­тельства и воо­ружённых формирований. «Белый дом» – здание Верховного Совета – стал центром сопро­тивления. В него свозили оружие и боеприпасы. Председатель Конституционного Суда В. Д. Зорькин предложил «нулевой вари­ант» – отменить все решения Президента и Верховного Совета после 21 сентября и назначить одно­временные пе­ревыборы Президента и парламента. Но его никто не слушал. Противостояние перешло в силовую борьбу.

В Москве состоялись демонстрации оппозиции, в центре города возникли баррикады. 3 октября А. В. Руцкой и Р. И. Хасбулатов при­звали собрав­шихся у «Белого дома» десятки тысяч людей к штурму мэ­рии и Останкин­ского телецентра. Зда­ние мэрии было захвачено. По­пытка штурма теле­центра не удалась. Б.Н. Ельцин объявил в столице чрезвы­чайное положение и ввёл войска. «Белый дом» был блокирован, лишён элек­тричества и водоснабжения. Утром 4 октября шесть танков Т-80 обстреляли боевыми сна­рядами «Белый дом». Здание загорелось и было занято вой­сками. Руководители сопротивления А. Руцкой, Р. Хасбулатов, В. Баранников (1940–1995), А. Макашов и др. были арестованы и водворены в следственный изолятор «Лефортово». В ходе октябрьских событий в Москве по официальным данным погибло от 123 до 145 человек (по данным сторонников Верховного Совета было убито до 1.300 человек).

В октябре 1993 г. система Советов была ликвидирована, местные органы совет­ской власти упразднены. Их полномочия перешли к пред­ставителям Президента, главам админи­страций краёв и областей.

Оценки событий «чёрного октября» 1993 г. Тра­гические события были по-раз­ному восприняты в об­ществе. Взаимоис­ключающие оценки были высказаны, с одной сто­роны, Президентом и его сто­ронниками, а с другой – теми, кто поддер­живал Верховный Совет.

1. Президентская сторона всю ответственность за кровавые со­бытия возло­жила на Верховный Совет. Историче­ский смысл событий заклю­чался, по её мнению, в крушении системы Советов и совет­ской власти, которая после ухода с политической сцены КПСС оставалась последним опло­том тоталита­ризма и главным барье­ром на пути либеральных демо­кратиче­ских преобразований. Согласно её аргументации, Прези­дент избрал единственно возможный способ выхода из тупика.

2. Антипрезидентская сторона всю ответственность за трагиче­ские со­бытия возложила персонально на Б. Ель­цина и его окружение. Дейст­вия защитников Белого дома приравни­ваются к подвигу, при­званному спасти конституцион­ный строй и законность. В президент­ской политике они видят целенаправленное утверждение авторитар­ного режима, призванного обслуживать интересы мафиозно-крими­нальных структур, коррумпирован­ного чиновничества и зарубеж­ных сил.

Конституция РФ 1993 г. Референдум по проекту Конституции за­вер­шился её одобрением при минимальной явке народа. Основной Закон про­возгласил Россию демокра­тическим федеративным правовым государ­ством с республиканской формой правле­ния. Носителем суве­ренитета и единственным источни­ком власти в Россий­ской Федерации является её многонациональный народ. Субъекты РФ не об­ладают правом на сво­бодный выход, но имеют высокую степень неза­ви­симо­сти. Консти­туция признаёт в качестве высшей ценности челове­ка, его права и сво­боды; идеологиче­ское и политическое многообразие; рав­ноправие госу­дарственной и частной собственности.

Президент наделён широкими пол­номочиями: он определяет основные направления внутренней и внеш­ней политики государ­ства; является Верховным Главнокомандующим Вооружённы­ми Силами; представляет Государственной Думе кан­дидатуры председателя пра­вительства РФ, Генерального прокурора, судей Кон­ституционного, Верхов­ного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке правитель­ства; обладает правом распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения Думой кандидатуры пре­мьер-мини­стра.

Парламентские выборы 1993 г. Выборы в Государственную Думу принесли успех «Выбору Рос­сии» (Е. Т. Гайдар, 1956–2009) – 96 мест (из 450), ЛДПР (В. В. Жиринов­ский) – 70 мест, КПРФ (Г.А. Зюганов) – 65 мест и Аграрной партии (М. И. Лап­шин, 1934–2006) – 47 мест.

Договор об общественном согласии (апрель 1994 г.). Главная идея Договора – отказ от силовых ме­тодов разрешения конфликтов, поиск ком­промис­сов. Договор подписали Президент Б.Н. Ельцин, пре­мьер-министр В. С. Черномырдин, председатели верх­ней и нижней па­лат парламента В. Ф. Шумейко и И. П. Рыбкин, главы республик и местных администраций, лидеры политических партий, религиозных объединений, профсоюзов и дру­гих организаций. Договор отказались подпи­сать КПРФ и Аграрная партия. В рамках до­говора были прекращены уголов­ные дела против чле­нов ГКЧП августа 1991 г. и за­щитников «Белого дома» октября 1993 г. Они вышли на свободу.

Отношения между центром и регионами.Проблема федера­лизма. Федерализм – форма правления, при которой суверенная власть конституци­онно поделена между центральным правительством и регио­нами. После раз­рушения СССР возникла угроза распада России. В 1991 г., стремясь во взаимной борьбе опереться на ав­то­номии, М. С. Горбачёв и Б. Н. Ельцин сделали угрозу распада России реальной. Горбачёв – обещанием вывести автономии на непосредственное под­писание договора об ССГ (Содружестве Суверенных государств), Ель­цин – знамени­тым призывом: «берите столько суверенитета, сколько сможете переварить». В ре­зультате начался «парад суверенитетов» – республики и автономные об­лас­ти заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автоном­ные области (кроме Еврейской), также объявили себя суверенными.

Республики, входившие в РСФСР – Татарстан, Башкортостан, Якутия взяли курс на вы­ход из России. Чеченская республика сразу заявила о выходе из России и о готовности защищать свою независимость. В основе этого процесса лежало желание местных правящих элит вырваться из подчинения центру, стесняющего их самостоятельность.

Антирусские настроения распространились в бывших союз­ных рес­публиках и привели к бегству около 1 млн. русских граж­дан. Проблема беженцев пре­вратилась в одну из самых острых. В октябре-декабре 1992 г. обострился конфликт по территориальному вопросу между осетинами и ингушами. В феврале 1994 г. был подписан дого­вор между РФ и Татарстаном на особых условиях.

Россия и чеченский конфликт. Наиболее тяжёлые последствия «парад суверени­тетов» имел на Кавказе. Конфликт России и Чечни имеет вековые корни (со времён набегов чеченцев на южнорусские земли и завоева­ния Чечни Россией в XIX в.). Конфликт был усугублен депортацией чеченцев в Казахстан сталинским режимом в 1944 г.

В 1991 г. президентом Ичке­рии (Чечни) был избран отставной советский генерал Джохар Дудаев (1944–1996). В Чечне под флагом борьбы за нацио­нальную независи­мость фактически возник криминальный режим. Российской армией были оставлены сепара­тистам склады с оружием. В 1992 г. в Чечне была принята Конституция, провозгласившая республику независимым госу­дарством. Чечня не подписала федеративный договор и фак­тически в 1991–1994 гг. находилась вне правового и полити­ческого поля РФ. В Чечне банды боевиков совершали теракты, похищения людей, расправы над русскоязычными жите­лями, захват заложни­ков. В 1993 г. Дудаев разогнал парламент, а в 1994 г. объявил России «священную войну». Первоначально федеральный центр мало обращал на Чечню внимания. Но 30 ноября 1994 г. Президент Ельцин издал Указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной закон­ности и правопорядка на территории Чеченской республики», в соответст­вии с которым была создана специальная группировка войск. В ноябре 1994 г. отряды антидуда­евской оппози­ции при поддержке российских танкистов неудачно штурмовали Грозный.

Первый этап чеченской войны (1994–1996 гг.). 11 декабря 1994 г. федеральные войска вошли в Чечню, имея приказ «восстановить консти­туционный порядок». Министр обороны РФ Павел Грачёв (1948–2012) самонадеянно уверял, что «одним парашютно-де­сантным полком можно… в течение двух часов решить всё». Боевые действия складывались для федеральных войск неудачно. Штурм Грозного в новогоднюю ночь 31 декабря 1994 г. стал военной катастро­фой, в результате кото­рой погибли сотни российских военнослужащих. Неожиданностью оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной 13-тысячной армии, включающей наёмников и добровольцев из других стран. Умело играя на национальных чувствах, Дудаеву удалось привлечь на свою сторону чеченский народ, который воспринял ввод федеральных войск как вторжение вражеской армии, стремя­щейся отнять независимость. Дудаев превра­тился в национального героя.

Война показала слабую боеготовность россий­ской армии, непригодность воен­ных методов в решении сложных национальных вопросов. Конфликт в Чечне стал траге­дией как для чеченцев, так и для всех граждан России. К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 80 тыс. человек – военнослужащих, сепаратистов и мир­ных жи­телей, 240 тыс. человек получили ра­нения. В апреле 1996 г. погиб генерал Д. Дудаев. Исполняющим обязанности президента Чечни стал З. Яндарбиев.

С целью оказания давления на правительство РФ че­ченские боевики совер­шили ряд дерзких терактов. В июне 1995 г. террористы во главе с Ш. Басаевым захватили больницу в г. Будённовск. В Грозном был тяжело ранен командующий федеральной группировкой войск генерал А.С. Романов. В январе 1996 г. около 500 боевиков С. Радуева вошли в даге­станский г. Кизляр. Они захватили род­дом, взяли в заложники около 3 тыс. человек. Боевики и заложники были блокированы в селе Первомайском. После боя части боевиков во главе с Радуе­вым удалось уйти в Чечню. В августе 1996 г. боевики в ходе операции «Джихад» вне­запным штурмом захватили г. Грозный. Федеральные войска понесли большие потери. 31 августа 1996 г. при участии секретаря Совета безо­пасности А.И. Лебедя в г. Хасавюрт (Дагестан) были подписаны мир­ные со­глашения о прекращении огня и выводе федеральных войск. К январю 1997 г. войска были выведены из Чечни, что фактически озна­чало поражение России. Чеченцы – сторонники федеральной власти были бро­шены на произвол судьбы, над ними расправились боевики. В 1997 г. состоя­лись выборы президента Чечни, победу одержал А. Масхадов (1951–2005). В мае 1997 г. в Кремле Ельцин и Масхадов подпи­сали российско-чеченский мирный договор.

Выборы в Государственную Думу 1995 г. Кризис доверия власти ярко проявился на думских выборах в декабре 1995 г. Попытки кремлёвской администрации выстроить «партию власти» – политическую структуру для лоббирования в законодательном органе своих интересов – успехом не увенчались. Предвыборный блок «Наш домРоссия» (народное ироничное на­звание «Наш дом – Газпром»), возглавляемый премьером В. Черномыр­диным, набрал лишь 9,8% голосов. Сильные пози­ции в Думе заняла оппозиция: КПРФ получила 22,3 % голосов, ЛДПР – 11,6%, «Яблоко» – 6,9%. Член КПРФ – Г. Н. Селезнёв (род. 1947) – был избран Председателем Думы (впоследствии исключён из КПРФ в 2002 г.). Председателем Совета Федерации в 1996–2001 гг. являлся Е.С. Стрóев (род. 1937).

Выборы Президента 1996 г. К концу 1995 г. рейтинг популярности Президента Б. Н. Ельцина сильно понизился. Ближай­шие сотрудники Президента – начальник охраны А. Коржаков и ответственный за чеченскую кампанию О. Сосковец – предлагали вовсе отменить выборы. Тем не менее Ельцин решил участвовать в президентских выборах. Другого кандидата у «партии власти» не было. Высокую вероятность приобретала победа лидера КПРФ Г. Зюганова, не сулившая ничего доброго «ан­тинародному режиму», как выражался лидер коммунистов. Семь крупнейших «олигархов» – Анатолий Чубайс, Владимир Потанин, Владимир Гусинский, Борис Березовский (1946–2013) и др. обеспечили победу Ель­цина. Злые языки окрестили этот союз «семибанкирщиной» по аналогии с «семибоярщиной» времён Смуты.

16 мая 1996 г., с целью укрепления своего рейтинга, Б. Ельцин издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». С августа 1996 г. введён мораторий на смертные приговоры.

Победа досталась Ельцину ценой чрезвычайных усилий и только во втором туре. Первый тур основные противники «сыграли» по существу, вничью (35,28% голосов было подано за Ельцина, 32,03% – за Зюганова). Сенса­цией стал выход на третье место генерала А. Лебедя (1950–2002). Между первым и вторым туром Б.Н. Ельцин успел проделать два неожиданных манёвра (очередные «заго­гулины», как он сам выражался): отправить в отставку Коржакова и Сосковца, а третьего «призёра» первого тура генерала А. Лебедя при­влечь в свою «команду» на должность секретаря Совета безопасности. Выби­рать российские граждане должны были «из двух зол». Второй тур голосования завершился победой Б. Н. Ель­цина. За него проголосовали 53,8%, за Г. А. Зюганова – 40,3%. Из 108 млн. избирателей 40 млн. не явились на избирательные участки. Существует мнение, что результаты выборов были сфальсифицированы и в реальности победил Зюганов. После выборов «оли­гархи» потребовали благодарно­сти. В. Потанин получил должность пер­вого вице-премьера, Б. Березовский стал замсекретаря Совета безопасности, А. Чубайс занял ключевой пост руководителя Администрации Президента.

Второй этап чеченской войны (осень 1999–2006 гг.). Подписывая в 1996 г. в Хасавюрте договор о т. н. «отложенном статусе» Чечни, федеральная сторона рассчитывала нормализовать ситуацию в мятежной республике. Но произошло прямо противоположное. Правовая неопределён­ность способствовала эскалации в Чечне насилия и беззакония. За 1996–1999 гг. на территории РФ фактически укрепилось мятежное самопровоз­глашён­ное государство, поддерживаемое экстремистами исламских стран. Лидеры Чечни вынашивали планы захвата всего Кавказа и создания исламского теократического государства «Великая Ичкерия». Первым шагом на этом пути должно было стать объединение Чечни с Даге­станом. В августе 1999 г. несколько тысяч чеченских бое­виков Ш. Басаева и иорданского наёмника Хаттáба вторглись в Дагестан. Это вызывало ответные жёсткие действия нового главы прави­тельства В. В. Путина. Федеральные силы разгро­мили боевиков.

После ряда терактов сентября 1999 г. в Москве (взрывы жилых домов, торгового комплекса, подземного перехода), взрывов домов г. Буйнакске и Волгодонске 1 октября 1999 г. федеральные войска вновь вошли в Чечню. Началась вторая чеченская антитеррори­стическая военная кампания. Её отличия от пер­вой:

-бóльший профессионализм федеральных сил;

-применение точечных спецопераций вместо масштабных боевых действий с целью сохранения мирных жителей;

-привлечение на сторону России авторитетных чеченцев (А. Кадырова и др.).

Антитеррори­стическая военная операция проходила в два этапа:

1) 1999–2000 гг. – активные боевые действия, штурм г. Грозного, слом организованного сопротивления боевиков;

2) 2000–2006 гг. – точечные операции спецподразделений:

-захват и предание суду С. Ра­дуева (2000 г., умер в тюрьме);

-уничтожение отряда Р. Гелаева (2001 г.);

-ликвидация Ари Бараева (2001 г.);

-отравление Хаттаба (2002 г.);

-ликви­дация банд Мовсара Бараева (2002 г.) и Абу-Валида (2003 г.);

-ликвидация З. Яндарбиева – подрыв его джипа в Катáре(2004 г.);

-гибель в схроне экс-президента Чечни А. Масхадова (март 2005 г.);

-уничтожение «террориста № 1» Ш. Басаева (июль 2006 г.).

Таким образом, федераль­ным войскам удалось восстановить контроль над мятежной республи­кой. По данным МО и МВД РФ с августа 1999 г. по май 2001 г. в Чечне по­гибло 4.700 военнослужащих федеральных сил. В 2003 г. президентом Чечен­ской республики стал лояль­ный к феде­ральному центру бывший муфтий Чечни Ахмат Кадыров (1951–2004). 9 мая 2004 г. в результате те­ракта А. Кадыров был убит. В 2004–2007 гг. президентом Чечни являлся Алу Алханов (род. 1957). В феврале 2007 г. президентом Чечни был избран 30-летний сын погибшего Ахмата Кадырова – Рамзан Кадыров (род. 1976).

Политическая жизнь России в 1997–1999 гг. «Молодые реформаторы» и «министерская чехарда». В 1996 г. в правительство вошли «молодые реформаторы» – А. Б. Чубайс, Б. Е. Немцов. Ельцин тогда прочил Немцова в свои преемники. Оправившись от операции на сердце, Ель­цин решительно взял бразды правления в свои руки и в 1997 г. устроил перетряску кабинета министров. «Молодые реформаторы» вскоре ушли из прави­тельства. Ельцин со словами «Во всём виноват Чубайс!» уволил его с поста первого вице-премьера (более внятных комментариев о причине отставки дано не было).

В марте 1998 г. премьер-министром назначен 35-летний С.В. Кириенко. После дефолта – девальвации рубля 17 августа 1998 г. – Кириенко также был отправлен в отставку. Началась «министерская чехарда» – быстрая смена премьер-минист­ров.

В сентябре 1998 г. премьер-министром назначен Евгений Примаков (род. 1929). Он повёл наступление на «олигар­хов» и т. н. «семью» – политическую группировку, состоящую из родственников президента, доверенных бизнесменов и чиновников. Сам Ельцин слу­жил для «семьи» скорее ширмой, активную роль играла в становлении «се­мейного дела» дочь президента Татьяна Дьяченко. «Серым кардиналом» «семьи» числился Б. Березовский.

Попытка импичмента 1999 г. При голосовании об импичменте Б. Ельцину Государственная Дума не смогла набрать необходимое число голосов ни по одному из пяти обвине­ний в адрес Президента:

1) подписании Беловежских согла­шений, разрушивших СССР;

2) расстреле российского парла­мента в октябре 1993 г.;

3) развале российской армии;

4) чечен­ской войне;

5) гено­циде российского на­рода.

Выбор «преемника» тяжело больной Б. Н. Ельцин проводил из «людей в погонах», не связанных с «олигархами». В 1999 г. на посту премьер-министра Е. Примакова сменил министр юстиции С. В. Степашин (род. 1952). Но Степашин продержался лишь 4 месяца. В августе 1999 г. Ельцин назначил главой правительства руководителя ФСБ В. В. Путина (род. 1952). Многие политологи расценили это как бессмыс­ленное само­дурство Президента. Большин­ство было уверено, что Путин недолго удержится в должности. Однако реши­тельные действия по борьбе с терроризмом соз­дали Путину высокий рейтинг в общест­ве.

Выборы в Государственную Думу в декабре 1999 г. Политические партии и общественно-политиче­ские движе­ния. В 1999 г. в России было зарегистрировано139 политических организаций (из них 43 партии). 5-процентный избира­тель­ный барьер в Госдуму преодолели:

1. КПРФ (председа­тель ЦК КПРФ – Г. Зюганов) – 24% мест;

2. «Единство», или «Медведь» (лидер – С. Шойгу) – 23%;

3. Блок «Отечество – Вся Россия» (Е. Примаков, Ю. Лужков) – 13%;

4. Союз правых сил (лидеры – Б. Немцов, А. Чубайс, Е. Гайдар, С. Кириенко, И. Хакамада) – 8,5%;

5. Блок Жириновского, или Либерально-демократическая партия Рос­сии (ЛДПР) (председатель – В. Жириновский) – 6%;

6. Объединение «Яблоко» (председатель – Г. Явлинский) – 5,9%;.

Председателем Думы вновь был избран Г. Н. Селезнёв (КПРФ).

В 2002 г. «Единство», «Отечество» и «Вся Россия» объедини­лись в партию «Единая Россия» – партию поддержки Прези­дента. Лидер – Б. В. Грызлов (род. 1950). В 2008 г. председателем «Единой России» избран В. В. Путин. В 2006 г. создана партия «Справедливая Россия: Родина /Пенсионеры /Жизнь». Лидер – С. М. Миронов (род. 1953).

Отставка Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. По мнению аналитиков, первый Президент России к 1999 г. эволюцио­нировал от демократиче­ского кумира до авторитарного, непредсказуе­мого руководи­теля, окружив­шего себя т. н. «семьёй». Авто­ритет и популяр­ность президента падали. Ельцин, стремясь навсегда покончить с возможно­стью реставрации социализма, вошёл в историю как «успешный разруши­тель». Россия же остро нуждалась в переходе от разру­шения старого к созиданию нового. 31 декабря 1999 г. серьёзно болев­ший Ель­цин ушёл в отставку, назначив исполняющим обя­занности Пре­зидента председателя Правительства В. В. Путина. В 2007 г. Б. Н. Ельцин скончался.

Оценка событий 1991–1999 гг. События 1990-х гг. носят революционный, разрушительный ха­рактер. На­лицо три признака революции:

1) смена власти; 2) смена форм собственности;

3) гражданская война, которая, к счастью, проявилась лишь эпизодически (путч ГКЧП, расстрел парламента в октябре 1993 г., межнациональные конфликты, теракты и т.д.).

Эту революцию совершили радикально настроенная часть интелли­генции, представители «теневой» экономики, часть государственной номенклатуры и национальной элиты при пассивном соучастии мил­лионов простых людей, которые отказали в доверии коммунистам, но не знали, что ждёт их при другой власти. Победе революции помог кризис КПСС, а также деятельность зарубежных противников СССР. События 1990-х гг. в корне изменили психоло­гию, моральные установки, повседневную жизнь миллионов россиян.

Президент В. В. Путин. Владимир Путин родился 7 октября 1952 г. в г. Ле­нин­граде. В 1975 г. он окончил юриди­ческий факуль­тет Ленин­градского государствен­ного университета (ЛГУ), затем – Краснозна­менный ака­демический ин­ститут (КАИ) ПГУ КГБ СССР. В 1975–1990 гг. Путин служил в КГБ СССР, в 1985–1990 гг. находился в ГДР. В 1990 г. Путин стал советником председателя Ленсо­вета А. Собчака (1937–2000) по междуна­родным связям. В 1991 г. Путин вышел из КПСС в связи с её запретом. После избрания Собчака в августе 1991 г. мэром Санкт-Петербурга Путин работал в аппарате мэрии. В 1992–1996 гг. Путин – за­м. мэра Санкт-Петер­бурга. В 1995 г. он из­бран председателем Санкт-Петербургского отделения движения «Наш дом – Россия». В 1996 г. Путин переехал в Москву. В 1997–1998 гг. он – зам. Руководителя Администрации Прези­дента, с 1998 г. – глава ФСБ. В 1999 г. он одно­временно занял пост сек­ретаря Совета Безопасности РФ. 16 августа 1999 г. Дума утвер­дила Путина в должнос­ти председа­теля Правительства России. 31 декабря 1999 г. после отставки Ельцина В. Путин приступил к исполнению обязанностей Прези­дента РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 4042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.32 (0.018 с.)