Социально-территориальная организация восточнославянских общностей, составивших основу белорусского этноса.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-территориальная организация восточнославянских общностей, составивших основу белорусского этноса.



В VI—VII вв. н. э. начал формироваться белорусский этнос на базе славянских этнических общностей кривичей (занимали территории в верхнем и среднем течении Западной Двины и верховьев Днепра), дреговичей (бассейн реки Припять вплоть до Западной Двины), радимичей (бассейн реки Сож) и ассимилированных в период с ІХ по ХІІІ век восточно-балтских племен.

В VI-IX веках развитие сельского хозяйства и ремёсел способствует формированию феодальных отношений, расширению торговли, возникновению городов. Наиболее древним из них стал Полоцк (известен с 862 года).

Дреговичи, кривичи, радимичи являлись территориальными культурно-этническими общинами и не сформировались в народности. Они представляли собой не племена, как в раннем железном веке, а протонародности («народцы») и одновременно начальные государственные образования, или протогосударства.

Дреговичи, кривичи-полочане, радимичи постепенно втягивались в процесс формирования белорусской народности. Причем нужно отметить, что между славянами и балтами имели место и мирное сосуществование, и военные столкновения, и ассимиляционные процессы. Ассимилировали не только славяне балтов, но в ряде случаев славяне были ассимилированы балтами. Имели место существенные различия этих процессов на востоке и западе Беларуси. На востоке были очень сильные связи славянской, балтской и соседней финно-угорские культуры, которые долго осуществлялись в рамках широкой полосы, и продолжительность их была очень большой. В западных регионах Беларуси восточнославянские сообщества дреговичей, волынян, кривичей соседствовали и сосуществовали с восточно-балтскими (литовскими), западнославянских (мазовецким), западнобалтском (ятвяжских) племенами.

 

 

Взгляды учёных на истоки отечественной государственности.

Белоруссия прошла в своем развитии сложный, тернистый путь, пережила несколько форм государственности. В сильно растянутом во временном и историческом пространстве было множество противоречий, объективных трудностей и препятствий.

Географическое пространство нынешней Беларуси в прошлом было известно под разными названиями. Однако уже к середине ХVI века в литературе, публицистике, письменных актах наряду с понятиями «Великая Русь» и «Малая Русь» широко употребляется понятие «Белая Русь». Закрепившись за определенной территорией, оно постепенно наполнилось этническим содержанием. Факт наличия Белой Руси - Беларуси - как национально-территориального становления нации был упомянут в титуле русского царя Алексея Михайловича (1654 г.).

Необходимость создания независимого белорусского государства была обоснована революционером-демократом К.Калиновским (1838-1864). В то же время в силу определенных социально-политических обстоятельств, он предлагал принять модель управления страной в форме национально-государственного устройства, используя исторический опыт Великого княжества Литовского. Главным притеснителем западных губерний К.Калиновский видел русский царизм, самодержавие, которое, по его мнению, жестоко угнетало местное население. В своем завещании «Письмо из-под виселицы» (1864 г.) он делает вывод, что передовые революционные силы в Белоруссии должны ориентироваться на Польшу и польское революционной движение, которое может гарантировать самоуправление братним народам.

Дальнейший ход исторических событий показал, что эти надежды белорусского революционера-демократа не оправдались. Польские политические круги не видели и не хотели видеть в белорусах ни их национального самосознания, ни возможности сформировать независимое национальное государство. И когда в марте 1921 года на рижских мирных переговорах между Советской Россией и Польшей шел спор о белорусских территориях, именно Советская Россия оказалась на стороне сохранения и развития независимого белорусского государства (БССР). Белорусские же территории, которые отошли к Польше, подверглись достаточно жесткой колонизации.

Идея создания белорусского государства получила свое дальнейшее развитие в конце 70-х - начале 80-х годов ХІХ века, когда в Минске, Могилеве, Гродно, Слуцке, Пинске, Орше и других белорусских городах возникли небольшие народнические кружки, а также в деятельности студенческой группы "Гомон" (С.-Петербург). В ряде воззваний "К белорусской молодежи" (1881 г.), "Письма о Беларуси... Данилы Боровика" (1882 г.), "К белорусской интеллигенции" (1883) и других рассматривались проблемы формирования белорусского этноса как самобытного носителя исторических, этнографических традиций с самостоятельным языком и культурой.

В названных публикациях впервые говорилось о необходимости существования самобытного белорусского этноса "как особой отрасли славянского племени", давалось теоретическое обоснование этого тезиса. Авторы отмечали специфические климатические условия, которые отличают Беларусь от других стран, протестовали против полонизации и русификации белорусов, резко критиковали реакционные взгляды на белорусский народ как на материал для всевозможных экспериментов, а не как на живую народность, свободную самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

Дальнейшее развитие идеи белорусской государственности получили в деятельности таких представителей интеллигенции, как Ф.Богушевич, А.Гуринович, Е.Карский. Известный белорусский ученый-историк Михаил Довнар-Запольский (1867-1934 гг.) с позиции исторических, географических и этнографических подходов рассмотрел процесс зарождения и формирования белорусского этноса. Творческое наследие М.Довнар-Запольского позволило преодолеть традиционные великодержавные взгляды на историю Белоруссии, предложило новые подходы к исследованию «старых проблем» с позиции не только теоретического исследования, но и общественного развития, к изучению не только истории народа, но и самого народа как носителя и творца своей самобытной судьбы.

Значительную роль в развитии и научном осмыслении белорусской национальной идеи и определении белорусов как самостоятельной нации сыграл видный деятель белорусской и славянской культуры Ефим Карский (1860-1931 гг.). Он автор более 700 трудов по славистике, истории белорусского языка, диалектологии, фольклору, этнографии. Его трехтомный труд «Белорусы» стал высшим достижением европейской славистики конца ХІХ - начала ХХ века, источником знаний для тех, кто исследует белорусский язык. Е.Карский, по существу, открыл глаза белорусам на самих себя как на один из значимых и древних европейских народов.

Проблематику белорусской государственности, самоопределения белорусского народа, роли политических партий и организаций ныне заинтересованно и серьезно изучают известные белорусские ученые А.Сташкевич, В.Ладысев, П.Бригадин, О.Слука, М.Костюк, А.Тихомиров и другие.

 

 

Образование государственности на территории белорусских земель в IХ – XII вв.

Становление государственности у восточных славян проходило в течение длительного периода времени под влиянием экономических, политических и социальных внутренних причин, хотя и внешние причины сыграли свою роль. Поведение населения в этот период регулировалось обычным правом и правилами, предписанными языческой религией.

Восточнославянские союзы племен чувствовали родство между собой, поскольку они были близки по языку, культуре, обычаям, имели много общих внешних интересов. Все это создавало условия для политического объединения восточных славян, что и произошло во второй половине IX в. Во главе этого объединения стояла династия Рюриковичей, а главным городом— Киев. Однако империя Рюриковичей не была централизованным государством. Она представляла собой политическое объединение феодалов вокруг великого князя с целью отпора постоянным набегам внешних врагов и осуществления сбора дани с собственного населения. В ХІ-ХІІ вв. - рост производительных сил, возникновение новых экономических центров, усиление власти князей на местах, постоянные междоусобицы, а в результате - феодальная раздробленность, приведшая к распаду Киевской Руси. Полоцкое княжество на севере и Туровское на Юге занимали основную часть территории Беларуси. Черная Русь входила во Владимиро-Волынское княжество. Земли в верхнем течении Днепра и Западной Двины составили Смоленское княжество. Нижнее Посожье и Поприпятье оказались, соответственно, в составе Черниговского и Киевского княжеств.

Древний Полоцк издавна соперничал с двумя другими влиятельными центрами восточнославянского мира: на севере - с Новгородом, а на юге - с Киевом. Во второй половине Х в. в Полоцке княжил Рогволод. Во время борьбы за киевский престол, которую вели братья Владимир и Ярополк, каждый из них стремился иметь Полоцкое княжество своим союзником. С этой целью Владимир решил жениться на дочери Рогволода Рогнеде, но встретил с ее стороны решительный отказ. В ответ Владимир с войском напал на Полоцк, убил Рогволода и его сыновей, а Рогнеду силой взял в жены. Согласно преданию, Рогнеда совершила неудачное покушение на жизнь мужа и была выслана вместе с сыном Изяславом в Полоцкую землю. Здесь Изяслав занял посад деда и возобновил местную княжескую династию.

В XI в. сын Изяслава Брячислав и, особенно, внук Всеслав фактически не считались с волей киевских князей и проводили самостоятельную политику. В борьбе с киевским князем Ярославом Мудрым за город Новгород Брячислав добился передачи ему городов Витебска и Усвят.Всеслав Брячиславич до поры до времени поддерживал мирные отношения с киевскими князьями, но как только между последними начались усобицы, развернул борьбу за подчинение Полоцку Северной Руси. В 1065 г. полоцкие дружины осаждали Псков, а в следующем, 1066 г., штурмом взяли Новгород. В ответ на это три князя - братья Ярославичи во главе с Изяславом киевским пошли на Полоцкую землю и захватили Минск. Здесь, на берегу реки Немиги, 3 марта 1067 г. произошла жестокая битва. Всеслав отступил. Пойдя на клятвопреступление, Ярославичи схватили его под Оршей и отвезли в Киев. Но в 1068 г. восставшие против Изяслава киевляне освободили Всеслава и сделали его великим князем киевским. Через семь месяцев он возвратился на родину, и борьба Полоцка с Киевом продолжалась дальше.

Изяслав, расправившись со своими врагами в Киеве, послал войска на Полоцк. Всеслав отошел к Финскому заливу и вместе с племенем пытался, правда безуспешно, захватить Новгород. Вскоре он при поддержке жителей Полоцка возвратил свою столицу. В 1071 г. произошла новая битва с киевскими войсками, по итогам которой было подписано соглашение о примирении между двумя государствами, но оно оказалось непродолжительным. В 1077 г. против Всеслава были осуществлены два похода: сожжены Лукомль, Логойск, Друцк, опустошены окрестности Полоцка, но сам город не был взят. Полоцкий князь, в свою очередь, на время захватил Смоленск (1078 г.). В 1084 г. Владимир Мономах с черниговскими и половецкими войсками разрушил Минск, не оставив в нем "ни челядина, ни скотины". На известный съезд князей в Любече (1097 г.), где было постановлено, что каждый должен держать "отчину свою", Всеслав не был приглашен. Это свидетельствовало скорее всего о том, что киевские князья считались с Полотчиной как неподвластной им землей.

В XII в. освободились из-под власти Киева другие земли. Труднее всего этого было достичь Туровскому княжеству, которое непосредственно граничило с Киевским. Туров являлся центром дреговичей и впервые упоминается в летописи под 980 г. в связи с именем князя Тура. Здесь на княжении сидели сыновья великих князей, которые пользовались правом наследования киевского престола. Вместе с Киевом в XII в. Туровская земля переходила то к суздальским, то к волынским князьям. Упорно боролся за полную самостоятельность Святополк Окаянный (988-1057 гг.), но окончательно достигнуть этого удалось значительно позже, в 1158 г., при Юрии Ярославиче, который утвердил в Турове самостоятельную династию. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого.

Государственное образование смоленских кривичей отделилось от Киева в конце 20-х гг. Тогда оно досталось князю Ростиславу Мстиславичу. Сначала-Смоленская земля по- развитию отставала от полоцкой, нов во второй половине XII в. стала одним из самых известных восточносдавядских княжеств. Одновременно началось дробление этих и других самостоятельных княжеств на уделы. В Понеманье выделились Гродненское, Новогрудское и Волковысское, на юге - Пинское и Дубровицкое княжества, а также Слуцкое и Клецкое. Разгорались междоусобицы, что приводило к разрушению городов и сел, уничтожению посевов, скота.

Не избежала этих процессов и Полоцкая земля. После смерти Всеслава его сыновья заняли уделы (Полоцкий, Минский, Витебский, Друцкий, Изяславский, Логойский), наиболее сильным из которых стал Минский. Глеб Всеславич, который здесь княжил, выделялся особенной активностью, расширяя во все стороны свои владения. Это вызвало недовольство Киева, приведшее к войнам с Минском, которые закончились пленением Глеба. Однако и дальше полоцкие князья вели отчаянную борьбу против Киева и его союзников, что привело в 1129 г. к высылке ряда князей в Византию, из которой через 10 лет не все возвратились в свои уделы. Политическая жизнь Полоцка второй половины XII в. характеризовалась выступлениями горожан против неугодных князей, борьбой враждующих боярских группировок, сменой местных князей на полоцком троне. Всеславичами развивается соперничество и стремление к перераспределению уделов, к изменению границ между ними. Распад Киевской Руси привел к прекращению попыток киевских князей подчинить себе Полоцк. Однако полоцкие князья сами вмешались в борьбу Киева и Смоленска, что привело к потере ряда городов (Друцка, Орши) в пользу последнего. Потери на востоке компенсировались расширением владений полоцких князей на землях по нижнему течению Западной Двины с выходом к Балтийскому морю. Характерно, что Всеславичи, внутри соперничая между собой, как правило, объединялись, если их родине угрожала внешняя опасность. Еще в первой половине XIII в., хотя и номинально, но признавалась власть полоцкого великого князя. Поэтому авторитет Полоцкого княжества оставался достаточно высоким, и союза с ним искали многие властители.

Управление в княжествах осуществлялось по принципу известной из истории средних веков феодальной иерархии великий князь - удельные князья - бояре Они создали местную администрацию - в волости или погосты назначались зависимые от князей тысяцкие, вирники и тиуны Крестьяне и мещане удерживались в повиновении с помощью военной силы княжеских дружин Бояре и дружинники составляли думу при князе. Важнейшим органом самоуправления в ряде городов (Полоцк, Витебск) было вече. В "Хронике Литовской и Жемойтской" утверждается "Новгород Великий, Псков и Полоцк.

Первые раннефеодальные княжества на Беларуси являются истоком ее государственности, воплощением идеи неза-висимости пробелорусского этноса. Ранее и наиболее последовательно просматривается эта идея в Полоцком кня-жестве, превосходившем своими размерами некоторые значительные королевства Западной Европы, где существовала местная династия, за которой признавались и сохранялись права на протяжении многих поколений, поэтому в истори-ческой литературе период ІХ-первой половины XIII в нередко определяется как полоцкий.

В рассматриваемый период на территории каждого княжества действовала своя система обычаев, регулирующих отноения между людьми.

В древности доминирующим было обычное неписаное право, источником которого служили обычаи, возникшие из общественных отношений и санкционированные государством. Оно складывалось по мере формирования государства, которое, прежде всего, поддерживало выгодные господствующему классу правила поведения, что привело к тому, что право и справедливость стали несовместимы.

По мере усиления социальной напряженности в обществе и его феодализации возникла необходимость в более четкой регламентации всех сторон общественной жизни, что можно было осуществить только с помощью писаного права, нормы которого в некоторой степени ограничивали произвол феодальной администрации.

Характерными чертами раннефеодального права были формальное равноправие свободных людей и мягкость наказаний. Но и в это время право предусматривало определенные привилегии феодалов и закрепляло полное бесправие рабов.

Писаное право не заменяло обычное право. Оно действовало наряду с ним, дополняя его или изменяя отдельные нормы. Первыми правовыми актами писаного права были грамоты князей, договоры. Одним из них был Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 г. был заключен с целью упорядочить взаимоотношения, возникавшие непосредственно в сфере торговли или тесно связанные с ней (например, кража, совершенная местным жителем у купца-иностранца; нарушение норм нравственности купцом-иностранцем и др.) Прогрессивной чертой Договора 1229 г. являются его паритетные начала: купцы-иностранцы имеют в стране пребывания одинаковый правовой статус. Большое внимание уделено и уголовному праву, нормы которого предусматривают различные виды наказаний. Нормы процессуального права предусматривают порядок возбуждения дела, виды доказательств и т.д.

В целом Договор 1229 года, создав прочную правовую основу для развития торговли, содействовал ее расширению, ибо предусматривал такие прогрессивные положения, как запрет принуждать купцов-иностранцев к участию в военных походах.

Образование государств-княжеств на территории белорусских земель (IX – XII вв.)

Вопрос о возникновении белорусской государственности у народов Восточной Европы до сих пор остается открытым, что обусловлено весьма скудным количеством письменных источников, дошедших до наших дней. Результат этого - множество теорий, каждая из которых называет свои даты и причины происхождения государств на территории Беларуси. В соответствии с норманской теорией первые государства в Восточной Европе были образованы иностранными князьями-варягами в IX в. нашей эры. Однако в настоящее время она опровергнута многими учеными. Так, по мнению Б. А. Рыбакова «Археологичные источники свидетельствуют о высоком экономическом развитии восточно-славянского общества в V—III вв. до н.э., дошедшего «до уровня государственности». Так, И. Забелин считал: «Развитие нашей страны было, конечно, прежде всего, земледельческое, и началось оно по всему, вероятно, с той поры, когда по берегам Черного моря появились греческие колонии, за 700 и 600 лет до Р.Х.». М. Дьяконов отмечал: «В начале истории не существует единого русского государства. На протяжении Европейской России существует целый ряд небольших государств». Эти небольшие государства называются волостями, землями, княжениями. И.А. Юхо отмечает также, что о наличии государств у восточных славян свидетельствуют многотысячные военные экспедиции против Византии, римлян и германских народов в III-VII вв. н. э. По данным Баварского анонимного географа, к IX в. н.э. на территории Беларуси имелось более 700 городов. Не вызывает сомнения, что образование такого числа городов не могло быть одномоментным и было возможным только при наличии органов государственного управления, осуществлявших руководство строительством и надзор за содержанием в надлежащем состоянии общественных сооружений (рвов, стен, башен и др.). Появление городов означило появление государств в миниатюре, поскольку им были присущи основные признаки государства: устанавливалась публичная власть, учреждались органы, осуществлявшие управленческие функции, компетенция которых распространялась на определенную территорию, собирались налоги и сборы. Так, каждый крупный город с прилегающими сельскохозяйственными землями представлял собой самостоятельное государство. На территории древней Беларуси таких небольших государств-княжеств было несколько десятков. Наиболее крупными среди них были: Полоцкое, Туровское, Пинское, Витебское, Берестейское, Минское, Городенское, Новогородское, Слуцкое, Мстиславское княжества. До IX в. преобладали мелкие государства-княжества, разрозненные и отделенные друг от друга. В IX в. начался процесс объединения маленьких княжеств в более крупные государств. Среди них особенно выделялись Полоцкое и Турово-Пинское княжества, в зависимости от которых находились многие небольшие княжества. Историческим ядром Полоцкого государства было племенное княжение кривичей-полочан. Центром княжества был Полоцк, который основали кривичи задолго до прихода варягов. С X в. Полоцкое княжество существует уже как могущественное государство, имеющее свою княжескую династию, сильное войско, развитые торговые связи с другими государствами. Летописные хроники включают в себя сведения о генеалогии князей полоцких и важнейших этапах в развитии Полоцкого княжества в IX-XII вв. Так, известно, что во второй половине X в. «в Полоцк пришел княжить Рогвалод, основавший династию князей Рогвалодовичей. Упоминание о Полоцке при походе Олега на Константинополь в 907 г. свидетельствует об уровне развития этого государства. В 980 г. Полоцкое княжество потеряло свою самостоятельность. Как следует из «Повести временных лет», князь Киевский и Новгородский Владимир захватил и разрушил Полоцк. Полоцкая земля была включена в состав Киевского княжества. В 988 г. Владимир возвратил Рогнеду с сыном Изяславом в ее вотчину - полоцкую землю, основав для них город Изяславль. Изяслав занял полоцкий княжеский престол, чем восстановил Полоцкое княжество и княжескую династию. Летописные источники упоминают о мирных договорах князей полоцких с Киевским князем Ярославом Мудрым 1021 и расширении территории княжества. Во второй половине XI в. взаимоотношения Полоцкого княжества с другими характеризуются, наоборот, многочисленными военными действиями на полоцкой земле, походами киевлян на Полоцк. Сказанное свидетельствует о том, что Полоцкое княжество было одним из крупных европейских государств в XI-XIII вв. В зависимости от Полоцкого княжества находились Друцкое, Браславское, Лукомльское, Черторийское княжества. Летописи мало говорят о Туровском княжестве, основу которого составила территория племенного союза дреговичей. Первое упоминание о нем относится к 980 г. В 1078 г. туровским князем становится сын Изяслава – Ярополк. В 1157 г. князем стал Юрий Ярославович, с именем которого связано возрождение самостоятельности Туровского княжества. В XII в. из состава Туровской земли выделились Пинское, Клецкое, Слуцкое, Дубровитское, Степанское княжества. Турово-Пинские князья подпадают под влияние Галицко-Волынского княжества, участвуют в междоусобных войнах за трон киевского княжества. В ХIII в. от Турово-Пинского княжества в зависимости находились княжества Копыльское, Брагинское, Клецкое, Несвижское, Мозырское, Речицкое. В тесной связи с Туровом и Киевом находилось Берестейское княжество, которое отыгрывало значительную роль форпоста обороны на западе. В Верхнем Поднепровье в VIII-IХ вв. происходило объединение смоленских кривичей. Смоленское княжество стало политически обособляться от Киева в XI в. В XII в. при князе Ростиславе Мстиславовиче оно достигло Наибольшего расцвета. Этому способствовало образование в Смоленске в 1136 г. епархии. Смоленск выступает соперником Полоцкого княжества в объединении кривичских земель. В XII в. происходит экономическое и культурное сближение Полоцка и Смоленска. В XIII в. центрами отдельных княжеств были Городня, Новогрудок, Волковыск, Слоним и другие белорусские города. Сведения об их зарождении и развитии содержат «Кроника литовская и жмойтская», Хроника Быховца и другие. Первое упоминание о Литве в западных летописных источниках датируется 1009 г.

Процесс экономического, социально-политического и культурного сближения всех княжеств, их укрупнения на территории древней Беларуси привел к образованию белорусской народности, сами же княжества стали основой для возникновения новой формы государственности у нескольких, в том числе и белорусского, народов Великого княжества Литовского.

11. Социальная структура княжеств на белорусских землях в IХ – ХII вв.

 

В рассматриваемый период на территории современной Беларуси существовал раннефеодальный строй. Основными классами были феодалы и феодально-зависимые крестьяне. При этом отметим, что в обществе одновременно с феодалами и феодально-зависимым населением существовали рабы (холопы, челядь несвободная), свободные городские жильцы (ремесленники, купцы, гocти - крупные купцы, вели междугородную и зарубежную торговлю) и крестьяне-данники. Последние не находились в зависимости от отдельных феодалов, а исполняли определенные повинности и внocили феодальную ренту непосредственно на пользу государства. Разумеется, что в IX-XI вв. процесс феодализации развивался медленно. В IX ст. князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное и полусвободное население данью. Сбор даров из свободного населения на территории, которой обладал князь, назывался «полюдьем». Дружинники также получали от князя права собирать дань и «кормиться» из той или иной волости. Например, еще к появлению крупного княжеского землевладения у восточных славян возникали признаки вассальной зависимости. Она выглядела как право получения дружинниками дани с определенной территории. В качества вассалов большого князя дружинники несли у него службу за «лен» — право сбора дани из определенной территории. Военная дружина была важной опорой княжеской власти. Дружинники окружали князей, защищали все их интересы. С ними князь советовался по вопросам организации походов, а также суда и административного управления. Когда князь передвигался на новое княжество, дружина следовала за ним.

Дружины у полоцких князей, как и у других князей «русских», состояли из двух групп. В первую, старшую дружину, входили «бояре», «сильные мужи», во вторую, младшую дружину, какая жила при дворе князя, — «гридь», «отроки», «детские». С нее выходили слуги князя, его телохранители, младшие должностные лица. Земские ополченцы, которые не принадлежали к взрослой княжеской армии, носили именование «воинов». Таким образом, общество распалось на несколько слоев. Высший складывали князья, бояре, старшая и младшая дружины, духовенство. Феодалы были взаимосвязаны системой вассалитета, которая регулировала права и обязанности между ними, а также иx перед государством. Экономическая мощность класса феодалов разрешила им занять главенствующее положение в политической жизни общества, захватить в свои руки все ключевые престолы в государственном аппарате. Класс феодально-зависимых людей образовывался:

1) за счет закрепления холопов и других несвободных людей на земле, ведь для феодала значительно важнее становилась обладать правом распоряжаться повинностями крестьян, чем ними самими;

2) путем насильственного внеэкономического принуждения бывших свободных общинников вносить определенные дани и выполнять повинности на пользу отдельных феодалов или государства в целом;

3) в итоге имущественного расслоения свободных крестьян, которые, обеднев, попали в долговую кабалу.

Вместе с тем, на начале развития феодальных отношений на территории Беларуси продолжали еще сохраняться свободные крестьяне-данники, которые вели свое собственное хозяйство и обязаны были вносить на пользу центральных и местных органов управления определенную дань натурой или деньгами, исполнять ряд государственных повинностей (несение военной службы в ополчении, ремонт и строительство замков, мостов, путей (дорог) и т. д.). Крестьяне-данники сохраняли свою свободу до XVII ст. Наличие в рассматриваемый период значительного количества свободных крестьян-данников и рабов в окончательном итоге не меняла феодального характера общественных отношений. Свободные крестьяне-данники платили ренту на пользу феодального государства, и рабы эксплуатировались также феодалами. В экономической структуре общества работа свободных крестьян-данников и челяди несвободной не имела ведущей роли, а носила вспомогательный характер. В городах также шел процесс имущественного расслоения. Главенствующее положение в городской экономике заняли купцы и богатые ремесленники. Они оказывали значительное влияние и на политику государства.

 

 

12.Система управления княжеств на белорусских землях в IХ – ХII вв.

Большинство белорусских государств-княжеств по форме правления в IX-ХII вв. являлись ограниченными монархиями, поскольку государственная власть переходила от одного лица к другому, как правило, по наследству, но власть князя не была безграничной. Система органов государственной власти в государствах-княжествах на территории древней Беларуси представляла собой совокупность трех основных институтов: князь, совет (рада) и вече (сойм). Князь являлся главой государства и главным должностным лицом во всей системе управления, ему предоставлялось право решать все текущие вопросы государственного управления, осуществлять правосудие, представлять княжество во внешних отношениях. На первых этапах развития княжества главными обязанностями князя являлись организация и командование войском, осуществление судебных функций и сбор дани. Он должен был обеспечить защиту княжества от внешней опасности, мог объявлять войну и заключать мир. В целом он руководил всей внешней политикой государства, в том числе заключал договоры, вступал в военные союзы и др. При решении важных вопросов он совещался со своими ближайшими советниками. С целью более широкого обсуждения вопроса созывал вече, в котором участвовали свободные люди. В связи с тем, что основной обязанностью князя была организация обороны государства от внешнего нападения и поддержание порядка внутри государства, в его распоряжении имелась небольшая дружина, состоящая зачастую из наемников-иностранцев. Дружина не только охраняла княжеский двор, но и занималась поддержанием порядка в государстве. Объем властных полномочий князя зависел как от его личных качеств и авторитета среди населения, так и от степени поддержки правящей элиты. Вступление князя на престол могло происходить различными способами. Наиболее частым было вступление на престол одного из наследников ранее правившего князя. Однако считалось вполне естественным и приглашение другого князя. Довольно частыми были случаи захвата власти силой, когда князь, опираясь на поддержку части населения или с помощью другого государства, «садился на княжение». Имели место и случаи принудительного «посажения князя» в том или ином государстве другим более сильным князем из числа своих родственников или друзей, которые взамен за это признавали руководящую роль более сильного князя и оказывали ему содействие в его военных походах. Условия вступления князя на престол часто оформлялись в договоре-ряде, который заключался с князем правящей элитой. Полномочия князя в более поздний период в древних государствах реализовывались в основном в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Правом издания новых законов князь не обладал. Такое право признавалось только за коллегиальными органами - советом (радой) и вече. Судебная деятельность князя ограничивалась, он не мог судить единолично и должен был отправлять правосудие совместно с членами совета и другими в присутствии всех свободных людей. Князья руководили княжествами совместно с правящей элитой. Совет при князе (рада) не имел постоянного состава. Князь мог приглашать к себе на совещания всех, кого он хотел, но вместе с тем он не мог игнорировать мнения наиболее влиятельных людей в государстве. К ближайшим советникам князя относились: епископ, игумены, посадник, тысяцкий, подвойский, ключник, наиболее уважаемые члены княжеской дружины, а также тивун градский, старцы градские. Компетенция рады фактически сливалась с компетенцией князя, т.к. все вопросы, которые решал князь, он, как правило, обсуждал со своими советниками. Рада являлась постоянно действующим органом. Кроме текущих вопросов в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, в раде решались и наиболее важные судебные дела, касающиеся интересов представителей правящей верхушки и высших должностных лиц государственного аппарата. При отсутствии князя все управление государственными делами сосредоточивалось в руках членов рады. На раде готовились и решения, которые подлежали обсуждению на вече. Вече (сойм) - общее собрание свободных людей являлось наиболее древним органом государственной власти. Вече собирались в определенных местах - на торговой площади, около церкви, и др., - но они считались вполне законными, если собирались и не в заранее установленных (традиционных) местах. Полноправными участниками вече признавались только свободные люди. При небольшом чиновничьем аппарате органы власти вынуждены были постоянно искать поддержки у населения, а поэтому все важнейшие вопросы государственной политики могли быть проведены в жизнь только с согласия большинства полноправных граждан. Однако руководящая роль на вечевых собраниях принадлежала правящей верхушке. С усилением расслоения общества постепенно падает значение простых людей и возрастает роль правящей верхушки, поэтому вече перестают созываться. На вечевых собраниях все вопросы решались подавляющим большинством голосов. Круг рассматриваемых на вече вопросов не был строго определен. Наиболее важными делами были: избрание и смещение (изгнание) князя, назначение и смещение высших должностных лиц, вопросы войны и мира, международные отношения, организация ополчения и обороны, налоги, наиболее важные судебные дела. Функции органов центрального управления выполняли отдельные должностные лица: посадник, тысяцкий, ключник, подвойский, тивун, мытники и другие. Посадник избирался вече или назначался князем на неопределенный срок. Объем его полномочий был очень большим. Он вместе с князем участвовал в отправлении правосудия, участвовал в княжеской раде, председательствовал на сойме (вече), участвовал в разработке новых нормативных правовых актов и договоров с другими государствами, выполнял функции князя во время его отсутствия. Тысяцкий, как и посадник, избирался вече или назначался князем на неопределенный срок. В военное время он командовал ополчением, а в мирное - ведал поддержанием порядка в городе и торговыми делами. Подвойскому, состоящему в числе приближенных князя, поручалось исполнение решений вече и распоряжений князя. Он был и командиром княжеской дружины. Хозяйственными делами в государстве ведали ключник и тивун. Они же обладали и некоторыми судебно-административными полномочиями. Тивуны исполняли также финансовые функции. Исполнение тех или иных служебных обязанностей князь мог возложить на представителей своей дружины. Активное участие во всей политической жизни государства и общества принимало духовенство. В управлении княжествами участвовали высшие чины православной церкви - епископ и игумены. Духовенство занималось также вопросами образования, опекой над нищими и больными.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.99.243 (0.017 с.)