Историография науки «История государства и права Беларуси». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историография науки «История государства и права Беларуси».



Историография- это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе.

Для определения истории государства и права Республики Беларусь подходит следующее выражение - это наука историко-правовая, ибо она изу­чает только историю государственно-правовой надстрой­ки, не касаясь истории культуры, хозяйства и других сто­рон общественной жизни народа.

Как юридическая наука история государства и права Республики Беларусь легла в основу аналогичного учеб­ного курса, который относится к фундаментальным пра­вовым дисциплинам, необходимым для получения выс­шего юридического образования.

Задачей истории государства и права Республики Бе­ларусь является не только систематическое изложение конкретных государственно-правовых явлений и их на­учное объяснение, но и установление тенденций их раз­вития. Именно последнее обусловливает большое прак­тическое значение истории государства и права Респуб­лики Беларусь, гонение общих закономерностей и тен­денций развития государства и права помогает избежать ошибок и научно прогнозировать дальнейшее развитие государственно-правовой надстройки.

Авторы, которые внесли значительный вклад в развитие ИГПБ: Довнар Т.И., Шелкопляс В.А., Кузнецовым А.И., Юхо И.А. и др.

 

4. Государственно-правовые взгляды отечественных мыслителей (Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана).

Специфика развития политической мысли на Беларуси во многом определяется особенностями исторической судьбы ее народа. Следует учитывать вхождение Беларуси в разные исторические эпохи в состав Древнерусского государства, Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи. Общественно-политическая жизнь Беларуси испытала воздействие западноевропейских и русских мыслителей. Однако из этого не следует, что на Беларуси не было оригинальных политических учений и идей.

Зарождение политических идей на территории нашей страны относится к периоду формирования первых княжеств, распространения христианства, становления белорусской народности. Особенно бурное развитие философской, общественно-политической мысли на Беларуси наблюдается в эпоху Возрождения. Культура Возрождения утвердилась в Великом Княжестве Литовском с некоторым опозданием по сравнению со странами Западной Европы. В это время усиливается политическая централизация и государственно-правовая стабилизация белорусско-литовского государства.

На политическую мысль белорусского Возрождения большое влияние оказала Реформация с ее радикальными течениями, личной ответственности перед богом без посредничества церкви, демократизма церковной жизни, приоритета общественно-государственных интересов. Представители Реформации на Беларуси часто являлись одновременно и мыслителями-гуманистами. Гуманистическо-реформаторские идеи осваивались в Беларуси, сочетаясь с феодальными средневековыми представлениями о государстве и обществе.

Отличительными чертами белорусской ренессансной политической мысли являются:

а) идея индивидуальной свободы не получила всестороннего развития и в большей степени, чем в западноевропейском гуманизме, ограничена интересами общества, общественного блага;

б) идея служения общему благу в конкретных исторических условиях развития Беларуси приобрела национально-патриотическую форму, выступает прежде всего как служение своему народу;

в) демократизм и просвещение; убеждение в том, что духовные ценности должны быть доступны широким слоям населения как в социальном, так и интеллектуальном смысле;

г) отечественный гуманизм в ряде случаев приобретает форму так называемого «христианского гуманизма». Взгляды многих мыслителей не порывают с христианским мировоззрением.

В зависимости от сословно-классовой ориентации мыслителей, их отношения к общественным переменам, представителей эпохи Возрождения можно разделить на два направления:

- умеренное, отражало интересы шляхты, горожан и выражалось в стремлении усовершенствовать моральные и правовые нормы, не меняя социально-политические институты (Ф. Скорина, М. Литвин, С. Будный, А. Волан, Л. Сапега);

- радикальное, отражающее интересы народных масс и требующее ликвидации крепостного права, расформирования государственных институтов (Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Петр из Гонендза, Павел из Визны).

Ярким представителем христианского гуманизма на Беларуси является Франциск Скорина. Особые симпатии у него вызывала просвещенная монархия. Гуманный монарх должен бороться со злом, сохранять в стране мир и спокойствие, заботиться о повышении благосостояния и культуры подданных. Порокам современного ему феодального общества мыслитель противопоставлял идеалы раннего христианства, принимая требования всеобщего равенства перед Богом. Мыслитель придавал большое значение роли права в жизни общества и человека. Закон придает общественной жизни смысл и согласие. Идеал гражданина для него - воспитанный человек, без принуждения придерживающийся законов. Ф.Скорина делил законы на «писаные» и «неписаные». Он полагал, что люди сначала жили по «неписаным» законам справедливости и взаимного доверия. Мыслитель был сторонником идеи «естественного права». Он полагал, что все люди рождаются свободными и равными между собой. По своей природе человек существо доброе, гуманное и справедливое. «Писаные» законы пришли на смену «неписаным», когда отдельные члены общества стали нарушать последние, злоупотреблять ими. Возникли ссоры, конфликты между людьми, убийства. Чтобы обезопасить людей, утвердить гражданский мир, были придуманы «писаные» законы. Но они были созданы на основе «неписаных» законов, другими словами, на основе естественных прав человека.

Видным деятелем также был Сымон Будный (1533-1593), который считал, что церковные земли должны принадлежать церковной общине, а доход от их использования должен тратиться на строительство больниц, школ, на благотворительность. Социально-политические взгляды мыслителя во многом противоречивы: демократические, прогрессивные моменты уживаются с консервативными. Он не отрицал основ феодально-крепостной системы, старался трактовать самоуправство шляхты не как правило, а как исключение. Был убежден, что отношения феодалов и крестьян должны напоминать отношения родителей и детей. В то же время С.Будный требовал от шляхты гуманного обращения со своими подданными. Мыслитель был убежденным сторонником социально-классовой гармонии в обществе, мирного сосуществования всех его сословий. С.Будный допускал переход человека из одного сословия в другое и напоминал о необходимости уважения чести и достоинства человека, соблюдения законности и правопорядка в обществе, равенства всех сословий перед законом. Мыслитель считал, что государственная власть является божественным установлением и ей необходимо подчиняться. В несправедливости повинна не власть, а конкретные люди, которые выполняют государственные функции управления. Власть не виновата, что ее используют в злых целях. Гуманист осуждал самосуд хозяев по отношению к крестьянам, выступал за справедливость правосудия, повышение нравственности и ответственности чиновников. Политический идеал С.Будного - просвещенная монархия, ограниченная сословным представительством и законом. Регуляторами справедливых взаимоотношений между гражданами является правосудие, справедливый монарх, религия, закон, права и обязанности.

Социально-политическая мысль эпохи возрождения на Беларуси неразрывно связана с именем Андрей Волана (1530—1610). Воланом обосновывается мысль о естественном происхождении общества. Он был сторонником теории «естественного права», которое выражает сущность неотчуждаемых прав человека: право на жизнь и неприкосновенность частной собственности. Это - во-первых.

Во-вторых, в трудах Волана отчетливо выражена идея правового государства. Мыслитель обращал особое внимание на авторитет закона, ограничение произвола феодалов и государственной власти, разрешение конфликтов в судебном порядке, защиту от несправедливости.

В-третьих, необходимым условием совершенствования общества, фактором могущества государства и безопасности граждан Волан считал свободу. Свобода человека трактуется прежде как правовая свобода, возможность свободы связывается с ее юридическими гарантиями.

В-четвертых, мыслитель отстаивал равенство всех сословий перед законом.

В-пятых, Волан считал, что лучшей является та форма власти, которая способна поддерживать социальный мир и гармонию. Его политический идеал - просвещенная монархия, компетенция которой должна ограничиваться исполнительными функциями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.008 с.)