ТОП 10:

Внешняя политика Федора (III) Алексеевича Романова (1676-1682)



Наследником Алексея стал его болезненный сын Федор, который 15-летним был венчан на царство – один из наиболее образованных правителей России, который обучен был польскому, древнегреческому языкам и латыни, проявлял уважение и интерес к западному быту. Царь разбирался в живописи и церковной музыке, имел «великое искусство в поезии и изрядные вирши складывал».

 

Друзья и родственники молодого царя, «люди образованные, способные и добросовестные», близкие царю и имевшие на него влияние, энергично принялись создавать дееспособное правительство. Царь был также склонен лично принимать участие в управлении, но без деспотизма и жестокости, какие были свойственны его преемнику и брату Петру I.

 

В 1678–1679 гг. правительством Федора была проведена перепись населения, отменен указ о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет). В 1681 г. было введено воеводское и местное приказное управление – важная подготовительная мера для губернской реформы Петра I. Главной из внутриполитических реформ стало уничтожение местничества – правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. При Федоре готовился проект о введении в России чинов – прообраз петровской «Табели о рангах», который должен был разделить гражданскую и военную власти. Для централизации управления некоторые приказы были объединены. Недовольство злоупотреблениями чиновников, притеснения стрельцов привело к восстанию городских низов, поддержанных стрельцами, в 1682 г.

 

Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян поместьями и вотчинами.

 

Получивший основы светского образования, царь Федор Алексеевич приглашал иноземцев для преподавания в Москве. Он был одним из инициаторов создания Славяно-греко-латинской академии, хотя сама академия была учреждена позже; и противником вмешательства церкви и патриарха в светские дела, установил увеличенные нормы сборов с церковных имений, начав тем самым процесс, завершившийся при Петре I ликвидацией патриаршества.

 

Во внешней политике царь Федор Алексеевич пытался возвратить России выход к Балтийскому морю, утраченный в годы Ливонской войны. Гораздо больше внимания, чем Алексей Михайлович, он уделял полкам «нового строя», укомплектованным и обучаемым на западный манер. Однако решению «балтийской задачи» мешали набеги крымских и татар и турок с юга. Поэтому крупной внешнеполитической акцией Федора стала успешная русско-турецкая война 1676-1681 гг., закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией. Киев Россия получила еще ранее по договору с Польшей 1678 г. в обмен на Невель, Себеж и Велиж. Во время войны 1676-1681 гг. на юге страны была создана Изюмская засечная черта (400 верст), позднее соединенная с Белгородской.

Вопрос 16.Реформы аппарата управления.В начале преобразований сохранялась приказная система; мало того, рядом со старыми приказами возникали новые. Не ликвидируя формально Боярскую думу, Пётр в первые годы Северной войны постепенно создавал новые органы управления. Важное политическое значение приобрела Конзилия министров, собиравшаяся обычно в Ближней канцелярии. В Конзилию входили главы важнейших приказов и военно-чальники. Большую роль в делах управления государством играла личная канцелярия царя – «Кабинет». Все дела о государственных преступлениях были сосредоточены в Приображенском приказе. Систематическая перестройка гос. аппарата началась в 1708-1709гг. разделением страны на губернии. Вся страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Губернская реформа укрепила господство помещиков на местах. В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр издал

указ об учреждении Сената первоначально в составе 9-и членов. В отличие от Боярской думы в состав Сената входили не только представители знати, но и близкие к царю высшие чиновники из дворян. Сенат был верховным органом управления, не законосовещательным, как Боярская дума, а распорядительным по делам суда, финансов, военным, внешней торговли. Все важнейшие государственные акты издавались теперь от имени царской власти. Для контроля над деятельностью Сената сначала назначались штаб-офицеры, а в 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора. Реформа центрального управления была завершена созданием коллегий. В 1718 г. вместо приказов, существовавших с 17 в., было учреждено 10 коллегий. Коллегии отличались от старых приказов принципом коллегиальности в рассмотрении и решении дел и более строгим распределением между собой отраслей государственного управления. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем находились вице-президент, несколько советников и асессоров, канцелярия со штатом чиновников-исполнителей.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.004 с.)