Вопрос 25. Восстание декабристов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 25. Восстание декабристов.



Потребности социально-экономического развития России выдвигали две взаимосвязанные проблемы: ликвидацию крепостного права и ограничение самодержавия. Решение первой из проблем неизбежно вело к разрешению второй. И уже с воцарением Александра I одновременно разрабатываются проекты отмены крепостного права и изменения формы правления государства. Эти же проблемы поднимались и общественными деятелями. Конечно, легальные пути участия общества в разработке указанных проблем были закрыты. Следствием этого явилось возникновение ряда законспирированных организаций.

Первая декабристская организация "Союз спасения" ("Общест­во истинных и верных сынов Отечества") возникла в 1816 г. Ее основателями стали офицеры братья А.Н. и Н.М. Муравьевы, кн. С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель и др. Большинство членов общества были давно знакомы друг с другом (родственники или товарищи по службе).

Первая декабристская организация ставила перед собой две задачи: ликвидацию крепостного права и ограничение самодержавия. Для достижения намеченных целей предполагалось использовать разнообразные средства. Например, следовало поддерживать все меры правительства, направленные на решение этих вопросов. Обсуждались и другие возможности. Наилучшим моментом для проведения намеченных преобразований считалась смена монарха. Надежды на изменение политического курса с приходом нового императора логично привели к обсуждению в Обществе вопроса о цареубийстве. Так, И.Д. Якушкин предложил застрелить императора в момент торжественного выхода из собора и следом застрелиться самому. Этот проект, как и другие подобные ему, был отвергнут Обществом. Члены Общества понимали, что их слишком мало. Понимали, что повлиять на изменение внутренней политики правительства такими силами невозможно. В Обществе было решено изменить тактику борьбы.

В 1818 г. "Союз спасения" был преобразован в "Союз благоденствия". Именно преобразован, поскольку и цели, и руководители нового объединения остались прежними. Но "Союз благоденствия" отказался от заговорщической тактики. Ведь цель будет обязательно достигнута, если будет сформировано благоприятное общественное мнение.

На этом этапе Общество приобретает более четкие структурные контуры. Помимо упоминавшихся уже коренной управы в Петербурге и управ в других городах европейской части России существовали и легальные объединения, в которых будущие декабристы вели активную работу. Вместе с изменением структуры у Общества появляется устав – "Зеленая книга".

Однако программа Союза так и не была написана. Объясняется это тем, что следовало уточнить цели деятельности Общества и средства их достижения. Эти задачи и решались на двух съездах "Союза благоденствия".

В 1820г. в Петербурге собралось совещание Союза для обсуждения его программы. Здесь впервые в России тайная организация высказалась единогласно за предложенное П.Пестелем республиканское будущее России. Вскоре республики узнали, что царь хорошо информирован о деятельности Союза. На созванном в январе 1821г. съезде в Москве его немногочисленные делегаты договорились распустить организацию, чтобы избавиться от ненадежных членов и пересмотреть тактику борьбы.

В 1821г. В Петербурге возникает Северное общество, а на Украине, где была расквартирована значительная часть русской армии, - Южное общество. Руководителями этих обществ - Н.М. Муравьевым и П.И. Пестелем - впервые в декабристском движении были разработаны четкие и обстоятельные программы реформ. Н.М. Муравьев в своей «Конституции» предлагал ввести в России конституционную монархию. Царя оставить главой исполнительной власти, в качестве высшего органа законодательной власти учредить «Народное вече», избираемое на основе довольно высокого имущественного ценза; крепостное право отменить, наделить каждого выходящего на волю крестьянина двумя десятинами земли. «Русская правда» П.И. Пестеля была радикальнее во всех отношениях. Россия должна быть преобразована в республику, все органы которой - и законодательный, «Народное вече», и исполнительный, «Державная Дума», - формировались бы путем всеобщих выборов без всякого имущественного ценза. Крепостное право, декларирует «Русская правда», отменяется, причем из казенных, монастырских и частично конфискованных у помещиков земель создается общественный фонд, из которого каждый земледелец должен получить в пользование надел, обеспечивающий минимум его потребностей. Эту землю нельзя ни продавать, ни закладывать. Остальная земля составляет частный фонд и может переходить из рук в руки, служа «доставлению изобилия» тем, кто успешно ведет свое хозяйство. Следует отметить, что программные документы декабристов, чрезвычайно интересные для характеристики общественного движения, носили в целом весьма умозрительный, абстрактный характер, основываясь не столько на знании реальных условий русской жизни, сколько на отвлеченных теоретических рассуждениях.

19 ноября 1825 г. далеко от столицы, в Таганроге внезапно умер 48 летний Александр I. Императором по воле покойного должен был стать его младший брат Николай, но об этом практически никто не знал (кроме нескольких высших сановников и митрополита). Имевший в силу возраста как бы больше прав на престол Константин, средний из братьев, стал утрачивать таковые права после женитьбы на особе не монаршего достоинства (она была незнатной польской дворянкой). Да он и не хотел становиться императором, но во время своего решения в соответствии с тогдашними законами не оформил. Возник династический кризис. Смерть царя и начавшиеся междуцарствие участники тайных обществ решили использовать для захвата власти. 14 декабря 1825 г., после смерти Александра I, Северное общество вывело на Сенатскую площадь в Петербурге некоторые гвардейские части, пытаясь сорвать присягу новому царю - Николаю I. Сами управлять страной декабристы не хотели),и боялись упреков в узурпации власти), а собирались передать управление страной наиболее популярным в обществе высшим сановникам империи, известным своими симпатиями к либеральным идеям (М.М. Сперанскому, члену Государственного Совета Н.С. Мордвинову). Но в последний момент часть заговорщиков на Сенатскую площадь не явилось, а солдаты, пришедшие на площадь со своими офицерами, не понимали ни задач, ни целей своего выступления. 29 декабря на Украине вспыхнуло инспирированное Южным обществом восстание Черниговского полка. Оба восстания были жестоко подавлены властью, которая затем беспощадно расправилась с их участниками.

После разгрома восстания главные вожаки были арестованы. Николай I учредил Верховную следственную комиссию, затем Верховный уголовный суд. Сам принял активное участие в роли сыщика и следователя. Суду было передано >120 человек. В начале В. У. С. приговорил вожаков четвертованию, а всех остальных к расстрелу. Николай I заменил четвертование пяти вожакам виселицей, а всем остальным расстрел - каторжными работами в Сибири и ссылкой на поселения в Сибирь в зависимости от того разряда, к которому относились подсудимые (5 разрядов). Декабристы Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин, Рылеев, Муравьев были казнены. Остальные под конвоем жандармов в Сибирь. Пробыли в Сибири до 1856 г., пока не были помилованы Александром II.секретарем. Как правило, положения плана преобразований рождались в ходе обсуждения той или иной проблемы. Так появилось "Введение к уложению государственных законов".

В проекте реформ М.М. Сперанского подчеркивалась мысль о единстве исторического пути России и Европы. Следовательно, и для России пригодно признанное наилучшим европейскими политическими мыслителями устройство государства. И вовсе не обязательно переходить к республиканской форме правления. Главное – исключить возможность концентрации всей полноты власти в одних руках. Поэтому в проекте законодательная, исполнительная и судебная ветви власти предоставляются различным органам. Законодательной властью наделялись Думы от Волостной (волость – несколько близлежащих деревень) и до Государственной. Ни один законопроект не приобретал силу закона без утверждения Государственной думой. Однако Дума обсуждала лишь предложенные императором законопроекты. Дума не была единственным законодательным органом. Прежде, чем закон вносился в Думу, его рассматривал Государственный совет. В отличие от выборной Государственной думы Госсовет назначался императором. Он же в нем и председательствовал. За императором оставалось также право роспуска Государственной думы.

Законодательной власти предоставлялся контроль за деятельностью исполнительной. Органами исполнительной власти являлись министерства, ее главой – император. Высшим судебным органом страны должен был стать Сенат. Его члены назначались императором пожизненно из числа кандидатов, избранных губернскими думами.

Стройная система органов власти дополнялась гарантиями прав подданных. Гражданские права предоставлялись всем жителям страны, включая крепостных. Избирательные же права получали лишь представители двух первых сословий государства: дворянство и купечество. Право быть избранным (пассивное избирательное право) ограничивалось высоким имущественным цензом. Расширение прав сословий в проекте не связывалось с изменением социальной структуры страны. Одним из следствий такого подхода был отказ от решения проблемы ликвидации крепостного права в России.

Во "Введении к Уложению государственных законов" намечалась и последовательность претворения в жизнь данных предложений. Начать следовало с образования Государственного совета. Этому учреждению необходимо было представить для обсуждения заранее приготовленный гражданский кодекс. После его утверждения тем же порядком проходило принятие "Государственного уложения" (новой структуры органов власти). И лишь затем можно было объявить о выборах в Думы.

Реализация плана М.М. Сперанского началась с указов 1809 г., регламентировавших государственную службу.Во-первых, по указу о придворных званиях придворные чины становились лишь знаками отличия, не дававшими никаких служебных выгод. Указ был направлен против столичной аристократии. Бывало, что сыновья вельмож, служа лишь при дворе, очень быстро получали штаб-офицерские и даже генеральские чины. А затем тем же чином переводились на гражданскую службу, со спецификой которой они были не знакомы. Во-вторых, указом о порядке производства в некоторые гражданские чины устанавливались дополнительные требования к лицам, назначавшимся на должности коллежского советника (VIII ранг) и статского советника (V ранг). При производстве в указанные чины требовалось предоставить диплом одного из русских университетов. Конечно, реакция на эти два указа в дворянской среде была крайне отрицательной.

1 января 1810 г. был образован Государственный совет. Как и предполагалось, Совету был представлен проект "Гражданского уложения". Однако очень скоро начались отклонения от намеченного плана. В Совете были обсуждены и одобрены только две первые части гражданского кодекса. Представленный в начале 1811 г. проект реформы Сената был одобрен большинством Государственного Совета и даже утвержден императором, однако реализован он не был. О формировании же Государственной думы и речи не было.

В начале 1810 г. в Совете был принят и "План финансов" – проект выхода из финансового кризиса. Дело в том, что с 1769 г. в России наряду с серебряными деньгами начинают печатать бумажные – ассигнации. Правительство обещало не печатать лишних денег. Однако частые войны, внутренние волнения и др. привели к тому, что уже к концу царствования Екатерины Великой цена ассигнации резко упала. Павлу I на короткое время удалось стабилизировать ситуацию. Но уже в начале XIX в. вновь прибегли к старому средству пополнения бюджетного дефицита. И к 1810 г. цена 1 руб. ассигнациями упала до 25 коп. серебром. В этих условиях М.М. Сперанский предложил отказаться от новой эмиссии и увеличить налоги. Одновременно был объявлен срочный государственный заем в 100 млн. руб. И хотя меры эти дали ощутимый результат практически сразу, в дворянских кругах они были восприняты однозначно негативно. Эти настроения дворянства нашли отражение в записке "О древней и новой России" Н.М. Карамзина. Записка была составлена по поручению вел. кн. Екатерины Павловны (сестра Алексан­дра I) специально для прочтения царю. Разворачивая перед читателем тысячелетнюю историю России, автор приводит его к выводу о самобытности развития страны (вывод прямо противоположный основному постулату М.М. Сперанского). И если европейские государства нуждаются в разделении властей и гарантиях прав граждан, то залогом самого существования Родины для Н.М. Карамзи­на является самодержавие. Причем император не имел права ограничить собственную власть, поскольку предки его получили эту власть "нераздельной". По мнению автора, столь же очевиден и другой вывод. Место и обязанности каждого из сословий России определены исторически.

Ближайшим следствием записки Н.М.Карамзина было нерасположение императора к автору. Но если логическое обоснование ненужности преобразований в России можно было игнорировать, то не замечать доносы на М.М. Сперанского было нельзя. Помимо обвинений в государственной измене (доносчики называли Сперанского французским шпионом), Александру I исправно сообщали о всех неосторожных высказываниях госсекретаря в его адрес. Дело кончилось в марте 1812 г. отставкой М.М. Сперанского и высылкой его из Петербурга. В дальнейшем знания, ум, работоспособность этого незаурядного человека еще не раз будут использоваться императорами Александром I и Николаем I. Однако план реформы государственного аппарата, по существу, останется нереализованным. Очередное поражение не привело Александра I к отказу от планов реформы. Только преобразования снова были прерваны войной. Одним из военных трофеев России стало герцогство Варшавское. И вот Польша, воевавшая на стороне Франции, получила в 1815 г. конституцию и выборный Сейм. Причину отсутствия подобных учреждений в самой России император объяснил неготовностью страны. Возможно, император имел в виду консерватизм подавляющего большинства русского дворянства. И несмотря на сомнения в возможности каких-либо реформ в России, Александр I поручил Н.Н. Новосильцеву разработать проект конституции и для остальной части страны. Проект этот был в основном готов в конце 1819 г. и получил название "Уставной грамоты". Но нельзя даже сказать, что ее постигла судьба проекта М.М. Сперанского. К реализации "Уставной грамоты" вовсе не приступали.

Существует несколько гипотез, объясняющих причины отказа от реализации детально разработанных проектов реформы государственного управления. Ряд советских историков считал, что кардинальных изменений и быть не могло, поскольку перед “ре­форматорами” стояла задача найти лишь новую форму абсолютной монархии. По мнению других исследователей, провести реформы было если не невозможно, то очень трудно из-за неготовности страны (слишком узкой была социальная база).

Но несмотря на неудачу кардинальной реформы политической системы страны, именно тогда был создан аппарат центрального управления, с незначительными дополнениями просуществовавший до начала нынешнего столетия. Устойчивость сформированной в начале XIX в. административной структуры объясняется в том числе и тем, что она возникла как логическое завершение реформ Екатерины II. Создавая новые учреждения, реформаторы также стремились соблюдать принцип разделения властей. На практике осуществить такое разделение не удалось.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.009 с.)