Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 50. Современное геополитическое положение.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первое. Очевидно, что геополитическая обстановка для России в Закавказском регионе остается весьма сложной. Россия теряет стратегическое пространство на южном направлении. Речь идет о переделе в Закавказье сфер влияния, в результате чего позиции России ослабевают, а Запада последовательно усиливаются. Нефтяные проекты в зоне Каспия привлекли внимание западных держав и в первую очередь США, которые объявили регион, где раньше доминировала Россия, зоной своих стратегических интересов. Причем, присутствие мировых держав в регионе явно перестает быть сбалансированным, и преимущество США становится подавляющим. Сказанное означает, что возникающая ситуация неизбежно порождает столкновение не только экономических, но также политических и военно-стратегических интересов. Регион становится ареной длительного и острого противоборства интересов различных, в том числе нерегиональных государств. Политика разрядки способствовала развитию сотрудничества стран Востока и Запада в различных сферах: от использования ядерной энергии в мирных целях до защиты окружающей среды. Быстро развивались экономические связи. В 1971 — 1976 гг. товарооборот между Востоком и Западом вырос в 5 раз. При этом объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз. Значительно были сокращены введенные в годы «холодной войны» ограничения на торговлю с СССР. Соглашение 1971 г. по Западному Берлину, которое подтверждало сложившееся положение и свободный доступ в город, положило начало так называемому европейскому процессу — диалогу между государствами Европы по вопросам мира и безопасности. В августе 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт совещания 33 европейских стран, а также США и Канады. Через 30 лет после завершения второй мировой войны наконец были зафиксированы важнейшие принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказа от применения силы и угрозы ее применения. Поворот к разрядке означал успех советской дипломатии. В 70-е годы улучшились отношения СССР практически со всеми западноевропейскими странами, развивались важные контакты с социал-демократическими партиями, с Социнтерном. К сожалению, разрядка оказалась недолговечной, через 2 — 3 года после Хельсинки она остановилась в развитии, а в конце 70-х годов сменилась обострением напряженности. Серьезный удар по разрядке был нанесен вводом советских войск в Афганистан. Причины неудачи разрядки 70-х годов коренились в несовпадении взглядов Востока и Запада на суть разрядки и ее перспективы. Каждая из сторон рассчитывала воспользоваться плодами разрядки в своих целях. С точки зрения советского руководства разрядка стала возможной благодаря ослаблению мировой позиции США и достижению Советским Союзом военно-стратегического паритета с этой страной. Решение направить «ограниченный советский контингент» в Афганистан было принято в момент, который представлялся брежневскому руководству звездным часом советского могущества. В эти дни газета «Правда» писала: «Пора бы Соединенным Штатам научиться держаться поскромнее. Так будет лучше и для самой Америки, и для всего мира». В условиях разрядки СССР успешно расширял свое присутствие в мире, подрывая влияние Запада. В свою очередь дипломатия Запада рассчитывала на крах советского блока в условиях разрядки. Эти ожидания не были лишены оснований. Политические режимы в странах Восточной Европы могли сохранить свою жизнеспособность лишь в условиях конфронтации с Западом. Среди этих стран Польша оказалась в конце 70-х годов самым слабым звеном. Там разразился экономический, а затем и политический кризис. контроль над средствами массовой информации. В Москву были введены войска. Сопротивление действиям ГКЧП возглавили руководители России — Президент Б.Н.Ельцин, глава правительства И.С.Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И.Хасбулатов, вице-президент РСФСР А.В.Руцкой, которые в случае победы путчистов лишались своей власти в республике. Действия ГКЧП были объявлены как незаконный антиконституционный. ГКЧП и его решения были также объявлены незаконными. По призыву Б.Н.Ельцина тысячи москвичей заняли оборону вокруг дома Правительства России. Введенные в столицу войска не предпринимали каких-либо действий. Элитные подразделения КГБ устранились от каких-либо решительных действий в пользу путчистов. Не обошлось и без трагического кровопролития, в котором были виновны некоторые части войск, командиры которых решили двигаться на защиту Белого дома, не согласовав свои действия с руководителями его обороны. Путчисты пребывали в растерянности, никак не ожидая такого поворота событий. Вскоре они были арестованы. «Освобождение» Президента СССР М.С.Горбачева из его «заточения» на даче в Форосе позволило считать, что его карьера как политика завершилась. Его влияние как Президента СССР резко упало, что привело к скорому упразднению центральных структур власти. Вскоре после провала заговора восемь советских республик заявили о своей независимости. Эстония, Латвия и Литва, еще раньше признанные международным сообществом, в начале сентября были признаны СССР независимыми суверенными государствами. Советский Союз фактически распался. Этот факт зафиксировал V внеочередной съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в сентябре 1991 года. Коммунистическая партия Советского Союза, скомпрометировавшая себя участием членов ее высших органов в попытке переворота, была запрещена. Президент СССР по сути стал выполнять декоративную роль. В попытках избавиться от дискредитировавшего себя центра в декабре 1991 года три руководителя республик-учредителей СССР (России—Б.Н. Ельцин, Украины — Л.М.Кравчук и Белоруссии — С.С.Шушкевич) встретились в Белоруссии и заявили о намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ) — так называемое «Беловежское соглашение». Это содружество позже объединило 11 бывших союзных республик (отказались войти в СНГ страны Балтии и Грузия). Следует отметить, что на эту встречу, решившую судьбу СССР, Президент СССР даже не был приглашен. 25 декабря 1991 года М.С.Горбачев сложил с себя президентские полномочия в связи с исчезновением самого государства. Этот день стал последним в существовании Союза Советских Социалистических Республик. Второе. Существует очевидная угроза приближения НАТО к границам России с юга не только через возрастание натовской активности в регионе, но и результате реализации в той или иной форме выраженного стремления к вступлению ряда государств Закавказья (Азербайджан, Грузия) в североатлантический альянс. Регион объявлен зоной жизненных интересов США, начинается реализация планов вовлечения стран Закавказья в сферу натовского влияния. Европейская Россия оказывается зажатой между блоком НАТО, Прибалтикой, рвущейся в НАТО, и Украиной, также ориентирующейся на вступление в альянс. Азербайджан объявляет о готовности предоставить свою территорию военным базам НАТО. Из Грузии выведены российские пограничники и начата эвакуация военных баз. Россия без Крыма и Севастополя теряет позиции в Черном море, российский Черноморский флот медленно умирает. Черное море может фактически превратиться во внутреннее море НАТО. Третье. Серьезным фактором, отрицательно влияющим на региональную стабильность, остается неурегулированность существующих конфликтов (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах), а также сохраняющаяся вероятность возникновения новых конфликтных ситуаций, основанных на межнациональных, этнических, религиозных противоречиях. Четвертое. Обозначились и набирают силу различные экономические, транспортные и военно-политические структуры типа ГУУАМ, формирующиеся на антироссийской основе и в противовес России, опирающиеся на влияние и поддержку западных держав. Пятое. Активизировались региональные державы (Турция, Иран), преследующие свои геополитические интересы. Ожидается, что население из этих стран достигнет 100-миллионного рубежа уже в первой половине ХХI века, и борьба за жизненное пространство и ресурсы может обостриться с новой силой. Закавказье стало эпицентром столкновения разнонаправленных сил. Именно здесь, а также на пространстве за Каспием, по мнению аналитиков, формируется конфликтная зона между Турцией и Ираном. Соревнование между этими двумя державами за господство и влияние в регионе грозит со временем вылиться в широкомасштабный региональный конфликт между тюркской и арабо-иранской этнокультурными общностями. Серьезным дестабилизирующим фактором продолжает оставаться Афганистан. Нарастает угроза подавления славяно-православной цивилизации интенсивным наступлением исламизма с юга. На этом фоне опасность представляет турецкая экспансия, направленная на реализацию идей пантуранизма. Идет формирование "тюркской дуги", где Азербайджану на постсоветском пространстве отводится роль ключевого звена, соединяющего Турцию с мусульманским центрально-азиатским регионом. Реализация этого проекта несомненно усилила бы Турцию как региональную державу, превратила ее в мощный центр силы в этом регионе и реального противника России. В этом смысле Закавказье рассматривается как плацдарм для броска через Каспий в богатейшую природную кладовую - Центрально-азиатский регион. Формирование военно-политической оси из государств умеренного ислама: Турции, Азербайджана, Туркмении и Узбекистана, а также на Балканах, под контролем Вашингтона, при активном содействии НАТО и Турции продвигается достаточно успешно. Если на Балканах для достижения цели и "умиротворения" сербов применялась военная сила и где с мнением России не посчитались, то в Закавказье и на центрально-азиатском пространстве пока стараются не тревожить до поры до времени Москву и действовать с помощью финансовых, экономических и политических рычагов. Сам Вашингтон пока предпочитает воздерживаться от прямого военно-политического вмешательства на постсоветском пространстве - слишком велик риск не удержать ситуацию под контролем за многие тысячи километров от штаб-квартиры. Однако финансово-экономическое и военно-политическое "окучивание" стран Закавказья ведется более чем активно. Шестое. Создаются невыгодные и даже опасные для интересов России альтернативные транспортные коридоры, связывающие через кавказский регион Азию и Европу, изолирующие Россию от важных мировых коммуникаций и основных грузопотоков. Седьмое. В прибрежных районах и на акватории Каспийского моря складывается критическая экологическая ситуация, которая создает угрозу населению, экономике, уникальной и уязвимой природной среде этого региона. Угроза исходит от негативных последствий резких подъемов уровня Каспийского моря, но главным образом от активизации нефтедобывающей деятельности на Каспии, что приводит к стремительному истощению природных ресурсов и деградации природной среды в регионе. Тревожно само по себе намерение строить транскаспийские газонефтяные трубопроводы, особенно с учетом сейсмической опасности дна моря и наличия действующих вулканов (землетрясение 25-26 ноября 2000 г. в северном Каспии только подтвердило эти опасения). Восьмое. Следует ожидать, что под воздействием указанных и других техногенных и природных факторов на фоне непринятия адекватных мер в регионе могут произойти значительные негативные социально-экономические изменения, существует угроза региональной экологической катастрофы. При этом следует подчеркнуть, что в деятельности участников нефтегазодобычи на Каспии, в первую очередь внерегиональных, как показывают мировой опыт и практика, будет преобладать потребительское и хищническое отношение к природным ресурсам и окружающей среде Каспия и прилегающего региона. Девятое. В российском обществе не может не вызывать беспокойство крайне неблагоприятная динамика этнодемографических процессов, проявившихся в последнее десятилетие, в том числе в южных и прилегающих районах. По данным Госкомстата, население России к 2010 году сократится на 12,5 млн. человек. При этом прогнозируется значительный рост населения в таких республиках, как Дагестан и Ингушетия на фоне уменьшения населения в большинстве условно "русских" областей. Уже сейчас поток мигрантов с Кавказа создает серьезные трудности в Ставрополье, Краснодарском крае, Ростовской области.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.008 с.) |