ТОП 10:

Вопрос 22. Особенности социально-экономического развития России в 17-первой половине 19в.



(только 19, т.к. 17 и 18 есть выше)

В условиях, когда расшатывались устои старого, феодального базиса, правительство, стремясь сохранить феодально-крепостнический строй, было в то же время принуждено считаться в своей экономической политики с новыми социально-экономическими явлениями. Волна крестьянских восстаний в особенности заставляла правительство приспосабливаться к этим новым явлениям. Отсюда проистекал ряд противоречий в политике царизма, общее направление которой оставалось реакционным.

В первую очередь правительство защищало интересы господствующего класса помещиков. Оно опиралось на сословный строй и всячески его поддерживало. Сословный принцип лежал в основе промышленного и торгового законодательства. Наиболее отчетливо это выявилось в постановлении о гильдиях, которое строго регламентировало торговые права отдельных сословий, ограждало привилегии гильдейского купечества и ограничивало деятельность мелких промышленников и торговцев из среды крестьян и мещан. Таким образом, правительство ставило препятствия на пути развития капиталистических отношений.

Для экономики России XIX век стал переходным от аграрного типа к аграрно-индустриальному, от засилья крепостного труда в сельском хозяйстве и промышленности к вольному найму. Огромное влияние на этот процесс оказали политические реформы описываемого времени. Однако и сами реформы были вызваны потребностями социально-экономического развития страны.

В XIX в. территория России продолжала расширяться. Покровительствуя православному населению современной Грузии, Россия вступила в полосу войн на Кавказе. Приходилось воевать и с Персией (Иран), и с Турцией, и с народами Кавказа. В результате к России были присоединены Восточная Грузия (1801 г.), Мегрелия и Имеретия (1804 г.), Гурия (1810 г.), Северный Азербайджан (1813 г.), Нахичеванское и Эриванское ханства (1828 г.). В 1864 г. завершается почти полувековая война за покорение Кавказа. В результате победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. к России отошел ряд захваченных в Закавказье крепостей (Карс, Батум, Ардаган).

Войны с Турцией в XIX в. обусловливались не только политикой русского правительства на Кавказе. Велась борьба и за расширение территории в Причерноморье и на Дунае. В 1812 г. к России была присоединена Бесарабия. В 1829 г. Турция признала включение в состав России всех спорных пунктов на черноморском побережье и устья р. Дунай. Осложнения вызывал и вопрос о судоходстве через Босфор и Дарданеллы. Кроме того, Россия выступала в поддержку освободительной борьбы народов Балканского полуострова.

В 1808 г. Россия начала войну со Швецией. По Фридрихсгамскому мирному договору 1809 г. к России отошли Аландские острова и Финляндия до реки Торнео. Финляндия получила автономию в составе России.

Перипетии борьбы за мировую гегемонию приводят Наполеона от союза с Россией к войне с ней. Поход 1812 г. завершился полным разгромом "Великой армии" императора французов. После изгнания наполеоновских войск начинается заграничный поход русской армии. Благодаря искусной дипломатии российского императора Александра I против Наполеона выступила практически вся Европа – как обычные его противники Англия и Испания, так и недавние союзники Пруссия и Австрия. По отречении Наполеона в Вене был созван в 1815 г. конгресс для обсуждения условий мирного договора. По решению союзников России была передана территория герцогства Варшавского (Царство Польское).

Начало промышленного переворота в России обычно относят к 30-м годам XIX в. Однако пока в стране существовало крепостное право, завершиться этот процесс не мог. И дело не только в упоминавшемся уже отсутствии рынка свободной рабочей силы. Крестьянство, составлявшее 9/10 населения страны, редко нуждалось в изделиях промышленности. В свою очередь, невысокая покупательная способность не позволяла значительно увеличить объемы производства. В условиях крепостничества действовали и другие сдерживавшие развитие промышленности факторы. К таким факторам можно отнести стремление русского купечества получить дворянство и др.

сфере просвещения культура России приобретает светский характер. В результате преобразований первой четверти XVIII в. в России были созданы крупная промышленность, регулярная армия и флот, новый административный аппарат в центре и на местах. Реформы позволили России выполнить ряд внешнеполитических задач. Россия приобрела статус великой европейской державы.

 

Вопрос 23. Правление Александра 1, попытки реформирования политической системы.

Воцарение Александра I не могло не принести изменений. Их неизбежность объяснялась самим способом прихода к власти нового императора. Его отец (Павел I) был убит в результате заговора. И заговорщики (недовольные не столько содержанием, сколько методами павловской политики) не без оснований ожидали, что молодой император вынужден будет пойти на уступки. В унисон с ожиданиями прозвучало обещание Александра I править "по законам и по сердцу" бабки – Екатерины Великой. И действительно, в полном объеме были восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам, ликвидирована Тайная экспедиция, вновь запрещены пытки, сняты бытовые ограничения и др. Надежды екатерининских вельмож оправдывались и учреждением в апреле 1801 г. Непременного совета. Члены Совета назначались императором. Совет наделялся совещательными функциями. Однако преобразовательные планы самого императора вовсе не ограничивались простым возвратом к порядкам бабушки. Он слишком хорошо был знаком со злоупотреблениями чиновников и просчетами верховной власти екатерининского времени. Воспитанный в традициях Просвещения (воспитатель Ц. Лагарп после отъезда из России некоторое время был президентом Швейцарской конфедерации), император Александр I был убежденным республиканцем и противником крепостничества. Получив неограниченную власть, он надеялся реформировать социально-политические отношения в России в соответствии с собственными убеждениями. Подобные взгляды не могли, конечно, вызвать сочувствия у большинства сановников. Поэтому разработку проектов преобразований царь не доверил ни одному из государственных органов. Обсуждение планов реформ Александр I перенес в кружок близких ему лиц, а Павел I под разными предлогами удалил их из столицы. Потребовалось несколько месяцев, чтобы графы П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и князь А. Чарторыйский вновь собрались в Петербурге, и с августа 1801 г. начинает работать так называемый Негласный комитет. В сановной среде Комитет скоро окрестили "якобинской шайкой".

Члены Негласного комитета решили, что следует начать с выяснения внутреннего состояния империи. Затем – реформировать аппарат управления. И только после этого приступать к разработке конституции. Император же желал поскорее перейти к последнему пункту программы. И уже к коронации (сентябрь 1801 г.) были приготовлены проекты, реализация которых серьезно изменила бы социальную структуру и политический режим в стране. В проекте "Всемилостивейшей грамоты, российскому народу жалуемой" еще раз подтверждались сословные права дворянства, купечества, мещан. Кроме того, грамотой гарантировались права частной собственности и личной безопасности и даже ряд политических свобод (слова и совести). Второй проект должен был положить начало решению крестьянского вопроса. Предполагалось запретить продажу крестьян без земли, а также установить порядок выкупа крепостных в случае необходимости правительством и порядок выкупа самими крестьянами. Третьим проектом предлагалось реорганизовать Сенат, наделив его судебными, исполнительными и законосовещательными функциями. Негласный комитет одобрил лишь первый проект. Меры по крестьянскому вопросу показались "молодым друзьям" царя преждевременными. Реорганизация Сената была признана вообще ненужной. Царю настойчиво втолковывали, что какое бы то ни было ограничение самодержавия вредно для России. В результате ни один из документов так и не увидел свет.

В полном соответствии со взглядами своих сотрудников Александр I в 1802 г. обращается к реформе органов управления. Ранее отмечалось, что реформа Сената привела к упразднению большинства коллегий. Александр I постепенно ликвидировал коллежскую систему, проведя министерскую реформу 1802-1811 гг.

В 1802 г. было создано восемь министерств: военно-сухопут­ных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения и финансов. На правах министерств учреждалось и Главное казначейство. Коллегии передавались в подчинение министерствам и постепенно преобразовывались в департаменты последних. Уже в 1811 г. Министерство коммерции было ликвидировано и созданы Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и Главное управление духовных дел разных исповеданий, Государственный контроль. Вместе с изменением количества министерств регламентировался и порядок их работы. Дело в том, что по закону 1802 г. не определялись четко место министерств в системе высших государственных органов, пределы власти и ответственность министров, границы отраслей управления. Помимо устранения указанных недостатков "Общим учреждением министерств" в 1811 г. упорядочивался порядок прохождения дел в министерствах. Сохранялся установленный еще в законе 1802 г. принцип единоначалия.

Учрежденный в 1802 г. Комитет министров был реорганизован в марте 1812 г. Членами Комитета министров были не только министры, но и лица, занимавшие определенные должности, например генерал-губернатор столицы. Становились его членами и по назначению императора. Являясь законосовещательным учреждением, Комитет министров в то же время осуществлял надзор за деятельностью высших органов управления и даже мог отменить решение Сената.

Учреждение Комитета министров не привело к появлению в России независимого правительства. Председатель Комитета министров был лишен возможности выработать единую точку зрения. Ведь за министрами осталось право личного доклада дел императору. Кроме того, в ходе обсуждения проблемы в самом Комитете неизбежно возникали различные варианты решения. По закону все они фиксировались. За императором оставалось право утвердить одно из высказанных мнений. Характерно, что, создавая новые органы власти, Александр I на деле ни в чем не шел на ограничение самодержавия в России. Свидетельством тому служит не только устройство Комитета министров. В конце 1802 г. была предпринята реорганизация Сената. По закону Сенату предоставлялись очень широкие права. Однако очень скоро сенаторы убедились, что фактически их права остались прежними. Конфликт возник из-за того, что сенаторы решили воспользоваться одним из дарованных прав. Поскольку указ о двенадцатилетнем сроке службы в солдатах для дворян, не достигших обер-офицерских чинов, противоречил Жалованной грамоте, Сенат и указал государю на это противоречие. Сущность ответа императора можно выразить его же словами, правда, сказанными по иному поводу: "Я – самодержавный государь и так хочу".

Следовательно, в первые годы царствования Александра I не было создано ни одного учреждения, реально ограничивавшего власть монарха. Убедившись, что в Негласном комитете его идеи не получат должной поддержки, царь как будто вовсе охладел к преобразованиям. В его окружении даже появляется гр. А.А. Арак­чеев. Обычно этот факт служил подтверждением мысли о переходе к реакции. Однако как бы ни относиться к Аракчееву, нельзя не отметить, что он был наделен организаторским талантом. Для Александра I не менее важно было еще и то, что Аракчеев, какими бы ни были его собственные убеждения, всегда точно исполнял любые поручения.

Примерно тогда же выдвигается и Михаил Михайлович Сперанский. Выходец из среды провинциального духовенства, он не мог похвастать даже худородным дворянством. Основой его головокружительной карьеры были нечеловеческое трудолюбие, талант систематизатора, отточенный ум. Деловые качества Сперанского были замечены Александром I. По признанию самого М.М. Сперанского, в конце 1808 г. было положено начало совместной его работы с государем. Тогда он получил лестное предложение изложить на бумаге мысли императора по преобразованию России. Но Сперанский не был лишь







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.005 с.)