Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.



Вопросы к экзамену по истории государства и права России

1. Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.

2. Государственный строй Киевской Руси.

3. Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение.

4. Правовая система Древнерусского государства. Источники права. Происхождение, списки, редакции Русской Правды.

5. Формы собственности, обязательства, право наследования в Древнерусском государстве.

6. Понятие преступления, виды преступлений и наказаний вДревнерусском государстве.

7. Характеристика судебного процесса и система судебных ор­ганов в Древнерусском государстве.

8. Государственно-политическая структура Руси в период фео­дальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.

9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.

10. Понятие преступления и система наказаний, суд и процесс по Псковской судной грамоте.

11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.

12. Формы собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судеб­нику 1497 г.).

13. Уголовное право, суд и процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.

14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.

15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.

16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.

17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания поСоборному уложению 1649 г.

18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.

19. 19.Предпосылки возникновения абсолютизма в России, егоособенности.

20. Государственные реформы Петра I.

21. Сословные реформы Петра I (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).

22. Судебные и прокурорские органы России в XVIIIв. Попыткаотделения суда от администрации. Создание сословных судов (по гу­бернской реформе 1775 г.).

23. Право собственности, обязательства, право наследования в XVIIIв.

24. Изменения в общественном строе России во второй полови­не XVIII в. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.

26. Государственный строй России в первой половине XIX в.Изменения в центральных и местных органах власти и управления.

27. Кодификация русского законодательства в первой половине XIXв. Роль М. М. Сперанского.

28. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

29. Крестьянская реформа 1861 г.

30. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их рольв становлении местного самоуправления.

31. Военная реформа 1864–1874 гг.

32. Учреждение судебных установлений (новая система судоус­тройства по судебной реформе 1864 г.).

33. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам1864 г.).

34. Контрреформы 1880–1890 гг.

35. Государственная Дума и Государственный совет в начале XXв. (порядок выборов, структура, функции).

36. Изменения в государственном строе России в 1905–1907 гг.Основные государственные законы в редакции 1906 г.

37. Милитаризация государственного аппарата в годы Первоймировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленныекомитеты.

38. Февральская буржуазно-демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.

39. Высшие органы власти и управления в октябре 1917—1918 г.Установление большевистской однопартийной диктатуры.

40. Перестройка государственного аппарата в годы гражданскойвойны.

41. Конституция РСФСР 1918 г. (разработка, структура, избира­тельная система, права и обязанности).

42. Создание основ гражданского права в 1917–1920 гг.

43. Создание основ семейного права в 1917–1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опе­кунском праве РСФСР 1918 г.

44. Развитие трудового права в 1917–1920 гг.

45. Создание основ земельного права в 1917–1920 гг.

46. Развитие уголовного права в 1917–1920 гг. Руководящие на­чала по уголовному праву РСФСР 1919 г.

47. Создание судебных органов в 1917–1920 гг. Декреты о суде.

48. Перестройка государственного аппарата в 1921–1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.

49. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.

50. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения и структурные особенности.

51. Развитие гражданского права в 1921–1929 гг. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

52. Развитие трудового права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.

53. Развитие уголовного права в 1921–1929 гг. Уголовные ко­дексы РСФСР 1922 и 1926 гг.

54. Развитие семейного права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.

55. Развитие земельного права в 1921–1929 гг. Земельный кодексРСФСР 1922 г.

56. Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР 1923 г.

57. Конституция СССР 1936 г.: структура и особенности.

58. Уголовное право и процесс в 1930–1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.

59. Развитие трудового права в 1930–1941 гг.

60. Развитие гражданского права в 1930–1941 гг.

61. Развитие земельного и колхозного права в 1930–1941 гг.

62. Перестройка государственного аппарата и изменения в пра­ве в период Великой Отечественной войны.

63. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг.

64. Развитие права в 1953 – начале 60-х гг.

65. Конституция СССР 1977 г.

66. Общесоюзное и российское право в 70–80-е гг. XX в.

67. Развал СССР и образование СНГ в 1990–1991 гг.

 

Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.

Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.

Учреждение судебных установлений (новая система судоустройства по судебной реформе 1864 г.).

Система судоустройства России до середины XIX в. строилась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775 г. Судебные функции осуществляли как сложная система сословных судов, так и административные органы. В судопроизводстве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложены на полицейские органы.

Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство различных сословий, и в 1864 г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства: • отделение суда от администрации; • создание четкой системы судебных инстанций; • отделение предварительного следствия от судебного; • несменяемость судей и следователей; • создание всесословного суда; • равенство всех перед судом; • введение присяжных заседателей; • установление прокурорского надзора.

Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.

Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и военные суды.

К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входящие в него города). Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов. Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде являлись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным.

К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.

Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назначаемые императором по представлению министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд требований: имущественный и образовательный ценз, стаж работы, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.

Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела (в том числе с участием присяжных заседателей). Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели. Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.

Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и другие преступления). Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции. При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.

Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов государства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступления). Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд.

Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения.

Судебной реформой учреждались:

адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе;

нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение, и т. д.

Контрреформы 1880–1890 гг.

С середины 70-х гг. XIX в. Вновь возрастает крестьянское движение. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II. Царское правительство перешло к реакционной политике.Контрреформы 1880-1890 гг. в России - это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране при посягательствах против государственного строя или безопасности отдельных лиц состояния усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота власти передавалась генерал-губернатору, расширялись права полиции и жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные меры против правонарушителей и т. д.

В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации.Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др.Кандидаты на должность земского начальника должны были соответствовать ряду требований: иметь высшее образование, стаж работы, высокий имущественный ценз, звание потомственного дворянина. Назначение осуществлялось губернатором и подлежало утверждению министром внутренних дел.Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их численность стала сокращаться, и к 1913 г. они исчезли совсем.

В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне. Одновременно с этим во второй, городской, курии имущественный ценз был значительно повышен. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось. Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления.

В 1892 г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии.Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торговопромышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Таким образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и крупной буржуазии.Усиливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления: решения городских дум подлежали утверждению губернскими правлениями.

Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту.С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии. Определенную роль сыграло примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее случаи, при которых административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков.Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров.

В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. Собранные материалы передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или принимал меры к решению дела в административном порядке.

С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием сената с участием сословных представителей.В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати, в 1874 г из ведения общих судов - дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суды. В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.

Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.

В 1922 г. была учреждена прокуратура - как орган непосредственно обязанный стоять на страже закона. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, к-ым по должности явл-ся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчиняющихся только ему. В уезды посылались помощники губернского прокурора.

На прокуратуру возлагался надзор за законностью действий центральных и местных органов власти и управления, она возбуждала уголовные дела против должностных и частных лиц, осущ-ля надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддерживала обвинение в суде, опротестовывала приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения.

Наряду с прокуратурой возникла и адвокатура. По положению об адвокатуре, принятому в мае 1922 г., при губернских отделах юстиции предусматривалась организация коллегий защитников. На которые возлагалось обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам, представительство сторон в гражданском процессе, оказание помощи населению – дача консультаций по юр. вопросам.

В 1922 г. были внесены большие изменения в судебнуюсис-му республик. Проводилась реорганизация всех видов судов и местных органов судебного управления. Вместо общих судов и трибуналов, к-ыесущ-ли в РСФСР, создавалась стройная, единая сис-ма из трех звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный суд республики.

Основным звеном в судеб.сис-меявл-ся народный суд, учреждавшийся в уездах. Здесь рассматривалась основная масса уголовных и гражданских дел. Народный суд разбирал дела в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями.

Губернский суд имел двойную компетенцию: он явл-ся первой инстанцией по некоторым важнейшим делам и выступал как кассационная инстанция для народных судов. Губерн. Суд выполнял и функции по руководству народными судами.

Верховный суд имед еще более сложную компетенцию. Он выступал в качестве первой инстанции по особо важным делам и в качестве кассационной инстанции для губернских судов. В.С. осущ-л судебный контроль над всеми судами республики. В.С. давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

В ведении судов находился и следственный аппарат. В уездах действовали народные следователи. При губернских судах – старшие следователи., при Верховном суде республики – следователи по важнейшим делам.

При образовании СССР было предусмотрено создание при ЦИК Союза Верховного Суда.

Верховный суд СССР выступал как суд первой инстанции, но по очень узкой категории дел. Он давал верховным судам союзных республик разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства. Имеющие значения обязательных. На Верховный суд СССР возлагались и опред. Функции конституционного надзора, направленные на защиту интересов как Союза, так и его членов в рамках Конституции.

Семейное право (1921-29)

Первый кодекс несовершенен и вызывал различные толкования; во втором еще больше недоразумений.

19 ноября 1926 года ВЦИК принял кодекс «О браке и семье». Главное нововведение – признание фактического брака к браку зарегистрированному. Авторы этого полагали, что такой порядок уменьшит вмешательство государства в личную жизнь и расширит свободу личности. Все правовые последствия – с момента сожительства.

Доказательства наличия фактического брака:

- факт совместного проживания и наличие общего хозяйства

- проявление супружеских отношений перед знакомыми лицами

- взаимная материальная поддержка

- взаимное воспитание детей

Большинство народа – против сожительства (разврат, многоженство)Впервые: институт общей собственности супругов. Эта общность при прекращении брака – раздел имущества (ст. 10) в зависимости от степени участия супругов в создании совместного имущества. При прекращении брака определялись алименты детям, а также нетрудоспособному супругу – в течении года, безработному – в течении 6 месяцев.

Введение института фактического брака исключало категорию внебрачных детей. Сожительство не устраняло процедуру установления отцовства.

Конституция СССР 1977 г.

Конституция (К) СССР была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г.К не вносила каких-либо кардинальных измененийв существующие общественный строй, форму государственного устройства, государственный механизм. Ее принятие было вызвано скорее идеологическими и субъективными причинами, но содержались и нововведения.

Целью деятельности Советского государства, по К, являлось создание бесклассового самоуправляемого коммунистического общества. Политическую основу государства составляли Советы народных депутатов (переименованные из Советовдепутатов трудящихся).

Экономическую основу государства составляла социалистическая собственность на средства производствав форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Подчеркивался общенародный характер государственной собственности.

К закрепляла роль Коммунистической партии в качестве руководящего звена политической системы.

Изменения, касающиеся высших органов государственной власти и управления СССР касались уточнения их полномочий и более четкого определения ихкомпетенции.Были расширены полномочия Верховного СоветаСССР, согласно К, он мог решать любые вопросы, входящие в компетенцию СССР.

Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен до 5 лет, а местных Советов - до 2,5 лет, закреплялась их обязанность регулярно отчитываться перед избирателями.

К изменила порядок формирования Совета МинистровСССР, разрешив участие в нем руководителей ведомстви других органов, уточнила и детализировала его полномочия.

К расширила систему социально-экономических и политических прав граждан (К впервые закрепляла правона жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, подачу предложенийв государственные органы об улучшении их деятельности, судебное обжалование действий должностных лиц).

К устанавливала следующую систему обязанностейграждан: соблюдать К и советские законы;уважать правила социалистического общежития;с достоинством нести высокое звание гражданинаСССР;добросовестно трудиться и соблюдать трудовую дисциплину;беречь и укреплять социалистическую собственность;оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета;бороться с расточительством и содействовать охранеобщественного порядка.

На основе К СССР были приняты соответствующиеК союзных и автономных республик.

Вопросы к экзамену по истории государства и права России

1. Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.

2. Государственный строй Киевской Руси.

3. Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение.

4. Правовая система Древнерусского государства. Источники права. Происхождение, списки, редакции Русской Правды.

5. Формы собственности, обязательства, право наследования в Древнерусском государстве.

6. Понятие преступления, виды преступлений и наказаний вДревнерусском государстве.

7. Характеристика судебного процесса и система судебных ор­ганов в Древнерусском государстве.

8. Государственно-политическая структура Руси в период фео­дальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.

9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.

10. Понятие преступления и система наказаний, суд и процесс по Псковской судной грамоте.

11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.

12. Формы собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судеб­нику 1497 г.).

13. Уголовное право, суд и процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.

14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.

15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.

16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.

17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания поСоборному уложению 1649 г.

18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.

19. 19.Предпосылки возникновения абсолютизма в России, егоособенности.

20. Государственные реформы Петра I.

21. Сословные реформы Петра I (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).

22. Судебные и прокурорские органы России в XVIIIв. Попыткаотделения суда от администрации. Создание сословных судов (по гу­бернской реформе 1775 г.).

23. Право собственности, обязательства, право наследования в XVIIIв.

24. Изменения в общественном строе России во второй полови­не XVIII в. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.

26. Государственный строй России в первой половине XIX в.Изменения в центральных и местных органах власти и управления.

27. Кодификация русского законодательства в первой половине XIXв. Роль М. М. Сперанского.

28. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

29. Крестьянская реформа 1861 г.

30. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их рольв становлении местного самоуправления.

31. Военная реформа 1864–1874 гг.

32. Учреждение судебных установлений (новая система судоус­тройства по судебной реформе 1864 г.).

33. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам1864 г.).

34. Контрреформы 1880–1890 гг.

35. Государственная Дума и Государственный совет в начале XXв. (порядок выборов, структура, функции).

36. Изменения в государственном строе России в 1905–1907 гг.Основные государственные законы в редакции 1906 г.

37. Милитаризация государственного аппарата в годы Первоймировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленныекомитеты.

38. Февральская буржуазно-демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.

39. Высшие органы власти и управления в октябре 1917—1918 г.Установление большевистской однопартийной диктатуры.

40. Перестройка государственного аппарата в годы гражданскойвойны.

41. Конституция РСФСР 1918 г. (разработка, структура, избира­тельная система, права и обязанности).

42. Создание основ гражданского права в 1917–1920 гг.

43. Создание основ семейного права в 1917–1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опе­кунском праве РСФСР 1918 г.

44. Развитие трудового права в 1917–1920 гг.

45. Создание основ земельного права в 1917–1920 гг.

46. Развитие уголовного права в 1917–1920 гг. Руководящие на­чала по уголовному праву РСФСР 1919 г.

47. Создание судебных органов в 1917–1920 гг. Декреты о суде.

48. Перестройка государственного аппарата в 1921–1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.

49. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.

50. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения и структурные особенности.

51. Развитие гражданского права в 1921–1929 гг. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

52. Развитие трудового права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.

53. Развитие уголовного права в 1921–1929 гг. Уголовные ко­дексы РСФСР 1922 и 1926 гг.

54. Развитие семейного права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.

55. Развитие земельного права в 1921–1929 гг. Земельный кодексРСФСР 1922 г.

56. Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР 1923 г.

57. Конституция СССР 1936 г.: структура и особенности.

58. Уголовное право и процесс в 1930–1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.

59. Развитие трудового права в 1930–1941 гг.

60. Развитие гражданского права в 1930–1941 гг.

61. Развитие земельного и колхозного права в 1930–1941 гг.

62. Перестройка государственного аппарата и изменения в пра­ве в период Великой Отечественной войны.

63. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг.

64. Развитие права в 1953 – начале 60-х гг.

65. Конституция СССР 1977 г.

66. Общесоюзное и российское право в 70–80-е гг. XX в.

67. Развал СССР и образование СНГ в 1990–1991 гг.

 

Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.

Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.132 с.)