Классификация актов органов исполнительной власти по другим основаниям. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация актов органов исполнительной власти по другим основаниям.



 

По сроку действия правовые акты управления делятся на:

 

• бессрочные (с неопределенным сроком действия);

• срочные;

• временные.

 

Бессрочные - это акты управления, в которых срок их дей­ствия не определен, и действующие до тех пор, пока не будут отменены. В срочных актах указан срок их действия, по истече­нии которого акт утрачивает силу. Временные акты издаются для регулирования отношений на неопределенное, как правило, непродолжительное время. Наименование таких актов содер­жит указание на их временность.

 

По территории действия правовых актов управления раз­личают:

 

• акты управления, действующие в масштабе всей страны;

• акты управления, действующие в масштабе административ­но-территориальной единицы.

По характеру компетенции органов, издающих акты, клас­сифицировать последние допустимо следующим образом:

 

• акты общего управления;

• акты отраслевого управления;

• акты межотраслевого управления.

 

К актам общего управления относятся акты, издаваемые органами общей компетенции (Правительством, исполнитель­ными комитетами областей, городов, районов, местными админи­страциями).

 

Акты отраслевого (специального) управления предназна­чены для регулирования отношений в конкретной отрасли го­сударственного управления (сельское хозяйство, промышленность, торговля и т.д.).

 

Акты органов межотраслевой (функциональной) компетен­ции регулируют отношения между несколькими или всеми ми­нистерствами, государственными комитетами и организациями, должностными лицами, независимо от ведомственной подчиненности,

а также гражданами. Органами межотраслевого управле­ния являются, например, Министерство экономики, Министер­ство труда и социальной защиты, Министерство статистики и анализа, отдельные государственные комитеты.

 

В юридической литературе существуют и иные основания для классификации актов государственного управления, напри­мер по порядку издания, по функциональной роли этих актов, в зависимости от объема полномочий субъекта власти и т.д. Осо­бое место среди актов государственного управления занимают акты с административной санкцией.

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АКТАМ УПРАВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ НЕСОБЛЮДЕНИЯ

 

Важнейшее условие юридической силы правового акта -его соответствие установленным требованиям, предъявляемым к его юридическому содержанию и порядку издания.

 

Можно выделить три группы требований, предъявляемых к актам органов исполнительной власти.

 

1. Общие требования законности (юридические требования), ко­торым должны удовлетворять все акты управления, незави­симо от того, кем они издаются, по какому вопросу и каковы их юридические свойства.

2. Дополнительные (специальные) требования. Они предъявля­ются к некоторым актам в зависимости от содержания и назначения этих актов.

3. Требования организационно-технического характера.

 

Общими, обязательными для всех актов управления явля­ются требования о том, чтобы акт управления был издан полно­мочным органом в пределах его компетенции, в интересах граждан и государства, в соответствии с законом и его целями, в форме и порядке, определенных законом.

 

Конкретно требование об издании акта управления полно­мочным органом в пределах его компетенции означает следую­щее. Акт управления может быть издан лишь по вопросу, кото­рый относится к ведению данного органа, иными словами, необходимо соблюдать компетенцию по предмету регулирования.

Говоря о соблюдении компетенции по предмету регулирования, надо иметь в виду не только недопустимость вторжения в сферу деятельности вышестоящих органов, но и недопустимость втор­жения в сферу деятельности нижестоящих органов.

 

Необходимым условием правомерности акта управления является и соблюдение требования об объеме правового регули­рования.

 

Акт управления не должен нарушать территориальных пре­делов деятельности органа. Действие акта управления должно распространяться только на территорию, подведомственную дан­ному органу. Например, местный исполком, принимая решение по вопросу борьбы с эпизоотией, не может распространять его действие на территорию, не входящую в этот район.

 

Требование об издании акта управления в интересах граж­дан и государства означает, что акт не только формально не может противоречить закону, но и фактически не должен нару­шать интересы государства, а также права и законные интересы граждан.

 

Требование об издании акта управления в соответствии с законом и его целями означает недопустимость каких бы то ни было отступлений от норм законов, актов вышестоящих орга­нов исполнительной власти. Акты управления не должны про­тиворечить вступившим в законную силу актам органов право­судия. Никакие ссылки на местные условия, целесообразность и другое не могут оправдать отступление от закона.

 

Требование об издании акта в установленном порядке озна­чает необходимость строгого соблюдение всех правил подготов­ки проекта акта, его рассмотрения, принятия и доведения до сведения исполнителей, а также сроков введения в действие.

 

Требование соблюдения формы акта означает издание акта в предусмотренной законом форме, с правильным, отражающим существо акта заголовком, с соответствующими подписями и указанием места и времени его принятия. При этом надо иметь в виду также рациональное построение акта (наличие преамбу­лы, разделов, статей, параграфов и т.п.).

Специальными являются такие требования, которые выте­кают из общих критериев правомерности акта, но предъявляют­ся лишь к определенной группе актов управления.

 

Некоторые акты управления могут быть изданы только в определенный срок. Это требование может преследовать раз­личные цели- В одних случаях - оперативное решение вопроса, например при издании в определенный срок решений по жало­бам, в других - возможность более точного учета обстоятельств, связанных с причиной издания акта. Так, приказ руководителя предприятия о наложении дисциплинарного взыскания на рабо­чего или служащего должен быть издан в срок не позже одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести меся­цев со дня его совершения.

 

При издании некоторых актов требуется наличие разреше­ния вышестоящего органа. Данное требование предъявляется к актам, издание которых выходит за рамки обычной деятельнос­ти государственного органа, когда возникает необходимость ис­пользовать дополнительные полномочия, предоставленные ему вышестоящим органом в силу особых условий.

 

Многие акты управления могут издаваться лишь при усло­вии обязательного предварительного согласования с соответству­ющими государственными органами или органами обществен­ных организаций.

 

Некоторые акты издаются с последующим утверждением вышестоящими государственными органами, что гарантирует обязательный контроль с их стороны непосредственно за изда­нием акта, еще до его применения.

 

Организационно-технические требования, предъявляемые к актам государственного управления, призваны обеспечить кон­кретное оперативное и дифференцированное руководство. В со­ответствии с этим в актах управления должны быть четко оп­ределены конкретные задачи (права и обязанности), их исполни­тели, сроки, формы и методы решения задач. Акты управления должны издаваться своевременно и по тем вопросам, которые именно в данный момент требуют разрешения с помощью пра­вовых средств.

 

В целях осуществления дифференцированного руководства акты управления должны издаваться в соответствии с особенно­стями отдельных местностей, отраслей управления, спецификой задач тех или иных государственных органов и должностных лиц. При этом должны учитываться конкретные условия рабо­ты исполнителей, их реальные возможности.

 

Большое значение для эффективности актов управления имеет соблюдение требования четкого, ясного языка акта.

 

Необходимы также следующие требования: согласование проекта акта с другими заинтересованными органами, соответ­ствие положений проекта действующему законодательству, а если возникает необходимость внести изменения в последнее, то под­готовка предложения по этому вопросу и другие требования.

 

Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и порядку издания правовых актов дает основания считать их дефектными (неправомерными). Такие акты приня­то делить на оспоримые и ничтожные.

 

Оспоримыми называются правовые акты управления, кото­рые подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспо­рены заинтересованными органами или лицами. При этом в государственном управлении существует презумпция правиль­ности и действительности актов управления, в соответствии с которой акт считается законным, если в установленном зако­ном порядке официально не будет закреплено иное. Соответ­ственно он должен быть исполнен, сомнения в его законности не препятствуют его действию.

 

Акты управления оспариваются в форме жалобы или проку­рорского протеста.

 

Отменять и приостанавливать действие оспоримых актов относится, как правило, к компетенции вышестоящих органов государственного управления. Приостановление акта управле­ния означает прекращение его действия до устранения содержа­щихся в нем отклонений от существующих требований.

 

Ничтожные акты управления - это такие акты, которые в силу своей противозаконности не порождают юридических по­следствий с момента их возникновения, так как их юридичес­кая несостоятельность настолько очевидна, что они не подлежат исполнению. Например, приказ должностного лица органа внут­ренних дел на применение огнестрельного оружия не в соответ­ствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»; предписания руководи­теля подчиненному главному бухгалтеру совершать финансовые операции, противоречащие законодательству. В таких ситуаци­ях подчиненные не только не вправе их исполнять, но и несут ответственность в случае их исполнения.

 

Правовые акты признаются ничтожными, если:

 

• есть на то прямое указание закона;

• отсутствует законное основание для принятия акта;

• субъект, издавший акт, превысил свои полномочия;

• акт предписывает совершение противоправного действия;

• нарушены сроки давности.

 

ДЕЙСТВИЕ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

Вопросы о вступлении актов управления в силу, их дей­ствии во времени и пространстве имеют важное значение для обеспечения режима законности.

 

Как известно, принятие, подписание, т.е. должное оформле­ние, правового акта придают ему юридическую силу и тем са­мым включают в действие механизм, обеспечивающий примене­ние акта, процесс его исполнения. Однако при этом следует раз­личать момент придания юридической силы акту управления и начало вступления его в действие.

 

В законодательстве установлены правила вступления в силу законов, актов Президента, постановлений и распоряжений Со­вета Министров, актов других органов исполнительной власти.

 

Акты Президента, изданные в пределах его полномочий, обя­зательны для исполнения на всей территории Республики Бе­ларусь. Они публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

 

Постановления и распоряжения Совета Министров в случа­ях, когда не указан срок их введения в действие, вступают в силу с момента принятия. Решения Совета Министров Респуб­лики Беларусь являются обязательными для выполнения всеми министерствами и другими центральными органами управления Республики Беларусь, местными исполнительными и распоряди­тельными органами, предприятиями, организациями, учреждени­ями и гражданами на территории Республики Беларусь.

 

Министерства и другие республиканские органы управления Республики Беларусь в пределах своей компетенции издают акты на основании и с целью исполнения законодательных актов Республики

Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, по­становлений и распоряжений Совета Министров Республики Беларусь, обязательные для исполнения государственными предприятиями, организациями и учреждениями, осуществляют кон­троль за их исполнением.

 

Нормативные акты министерств и других республиканских органов управления Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции, касающиеся предприятий, организаций и уч­реждений другой формы собственности либо иного подчинения или граждан, являются обязательными для исполнения при ус­ловии, если эти акты зарегистрированы Министерством юсти­ции Республики Беларусь.

 

Вопрос о вступлении в силу акта решается с учетом момен­та его получения исполнителем. Такое же правило распростра­няется на акты других органов управления.

 

Оговорки о вступлении в силу акта, как правило, делаются следующим образом. Во-первых, указывается точный срок (ме­сяц, число, год), с которого акт управления вступает в силу. Во-вторых, указывается определенный промежуток времени, по ис­течении которого акт вступает в силу. В-третьих, возможно ука­зание на время вступления в силу того или иного акта в связи с определенными событиями или действиями.

 

Что касается действия актов управления во времени, то в ряде случаев в самом акте предусматривается ограничение его действия определенным отрезком времени (например, акт об утверждении квартального плана).

 

Как правило, акты управления обратной силы не имеют. Это, однако, не означает, что их действие не может быть распро­странено на отношения, которые возникли ранее и вообще не были урегулированы правом.

 

Вопрос об обратной силе актов управления, смягчающих административную или дисциплинарную ответственность, реша­ется по аналогии с обратной силой уголовно-правовых актов. Если же акт управления вновь устанавливает или усиливает ответственность, то он применяется лишь к тем отношениям, которые возникли после вступления этого акта в силу.

 

С действием актов управления во времени связывается и действие этих актов в пространстве, что обусловлено уровнем

принятия соответствующего акта и компетенцией органа, его издавшего. Наиболее простым и в то же время емким критери­ем разграничения актов управления по действию в простран­стве является их деление на акты центральных республикан­ских и местных органов исполнительной власти.

 

Акты центральных и республиканских органов как общей компетенции, так и отраслевой, распространяют свое действие либо на всю территорию республики, либо на определенную ее часть (локальное действие актов управления), либо на опреде­ленные объекты, если регулирование их деятельности входит в компетенцию данного органа.

 

Для определения пространственного действия акта управле­ния в рамках отраслевой системы характерным является при­знак подчиненности объектов, независимо от того, на какой тер­ритории они расположены.

 

Акты управления прекращают свое действие по различным основаниям.

 

Во-первых, в силу исполнения содержащегося в нем требо­вания совершить определенное действие, если содержание акта сводилось только к этому требованию (например, внесение штра­фа). Однако исполнение акта не во всех случаях означает пре­кращение его действия. Не прекращает, например, свое действие после образования органа управления постановление, в соответ­ствии с которым этот орган образован. Такие акты прекращают свое действие лишь в результате их отмены или издания новых актов, фактически аннулирующих старые.

 

Во-вторых, в силу юридического события. Например, смерть гражданина аннулирует действие таких актов, как решение о назначении ему пенсии.

 

В-третьих, в силу волеизъявления заинтересованной сторо­ны в случаях, когда акт связан с существованием субъективных прав. В большинстве случаев здесь необходимо издание нового акта.

 

В-четвертых, изданный на определенный срок, по истечении этого срока акт теряет силу. Например, приказ о зачислении на должность на определенный срок.

 

В-пятых, действие акта прекращается, если новым актом того же или вышестоящего органа аннулируется или поглощается

его содержание. Так, при издании приказа о переводе лица на новую должность прекращается действие акта о назначении этого лица на прежнюю должность, хотя в новом акте об этом и не говорится.

 

В-шестых, действие акта прекращается в силу отмены из­давшим его органом или полномочным на то вышестоящим органом.

 

Отмена незаконного акта - один из видов последствий, на­ступающих в связи с нарушением правовой нормы. Это восста­новление нарушенного права. При прекращении действия акта в силу отмены его в связи с изменившимися условиями послед­ствия, возникшие на его основании, обычно не аннулируются. Прекращение действия акта в связи с его исполнением также не означает прекращения возникших на основании этого акта отношений. Последствия прекращения действия акта в силу истечения срока его действия или поглощения его содержания актом вышестоящего органа зависят от характера акта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.183.118 (0.123 с.)