Тема 4. Административно-правовой статус гражданина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Административно-правовой статус гражданина.



 

Административно-правовой статус гражданина – это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных АПН.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1. Принципы административно-правового статуса граждан.

2. Гражданство.

3. Административное правосубъектность (право и дееспособность).

4. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

5. Административная ответственность граждан (деликтоспособность).

6. Юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

1. Конституция РФ.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина (от 22.11.91г).

3. Федеральный конституционный закон «О Референдуме РФ» от 10.10.95г.

4. ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.02г.

5. Закон РФ «О вынужденных переселенцев» от 19.02.93г.

6. УК РФ, ГК РФ, Кодекс об административных нарушениях, трудовой кодекс и иные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

1. Общий административно-правовой статус граждан – это общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными актами.

2. Родовой административно-правовой статус граждан (специальный) – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (беженцы, вынужденные переселенцы, военнослужащие, сотрудники, имеющие специальные звания, ОВД и прочее).

3. Индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии и т.д.

Принципы административно-правового статуса граждан:

1. Социальное равенство

2. Гуманизм

3. Демократизм

4. Презумпция невиновности

5. Законность

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, проявляющаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении, достоинства, основных прав и свобод.

Виды гражданства:

1. Гражданство РФ.

2. Иное гражданство – это гражданство (подданство) иностранного государства.

3. Двойное гражданство – это наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

4. Лицо без гражданства – это лицо, не имеющее подтверждения гражданства РФ, и не имеющее доказательства иностранного государства.

Принципы гражданства:

1. Равенство не зависимо от основания приобретения гражданства.

2. Единство гражданства.

3. Открытый и свободный характер гражданства.

4. Добровольность решения вопроса о гражданстве.

Гражданство приобретается:

1. По рождению

2. В результате приема гражданства

3. В результате восстановления в гражданстве РФ и по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве РФ» и международными договорами РФ.

Гражданство может быть прекращено вследствие добровольного выхода из гражданства или по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве РФ» или международными договорами РФ.

Административноеправосубъектность граждан.

Составными частями административно-правового статуса граждан являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права.

Правосубъектность по традиции включает в себя 2 основных структурных элемента:

1. Правоспособность - это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права. Возникает с момента рождения, обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан - это возраст, состояние здоровья, пол, образование, гражданство и прочее.

2. Дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности, предусмотренные АПН. Административная дееспособность граждан РФ возникает позднее, чем административная правоспособность, но гораздо раньше, чем какая-либо иная дееспособность. Ее частичное проявление и последующее увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица.

Виды административной дееспособности граждан:

1. Полная дееспособность с 18 лет.

2. Частичная дееспособность: с 6 до 14 лет – дееспособность малолетних; с 14 до 18 лет – дееспособность несовершеннолетних.

3. Ограниченная дееспособность – состоит в ограничение дееспособности в силу решения суда (для лиц, страдающих психическими заболеваниями и лиц, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотическими веществами).

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

Права граждан в сфере государственного управления – это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

I. С точки зрения механизма реализации выделяют следующие права:

1. Абсолютные (безусловные) – т.е. те, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создать такие условия, чтобы не мешать их реализации, а также защищать данные права. Это права общие: право на жалобу, право на трудоустройство, право на получение общего образования и прочее. Реализация абсолютных прав зависит исключительно от воли гражданина.

2. Относительные - т.е. для реализации, которых нужен акт компетентного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на определенный деятельности и прочее).

Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти (актом применения права).

II. По основаниям их возникновения различают:

1. Общие права: а). на участии в управление государства; б).право на поступление на государственную службу; в). право на свободу передвижения; г). на неприкосновенность личности (жилища); д). право на объединение; е). право на свободу слова; право на проведение митингов, собраний, шествий и т.д. ж). право на смену фамилии и имени; з).и иные права.

2. Специальные права - чаще всего являются льготами, которые предоставляются по следующим критериям: а).социально-демографические (многодетные семьи, лица, страдающие неизлечимыми заболеваниями, вынужденные переселенцы и т.д.). б). по общественно-полезной деятельности (лица, имеющие государственные награды, участники и ветераны военных конфликтов, государственные служащие).

III.По содержанию различают 3 группы административных прав граждан:

1. Право на социально-политическую активность (право на внесение предложений, критика).

2. На государственное участие, содействие и помощь, а также право на помощь компетентных публичных организаций (право пользоваться бесплатными благами; получать организационную, техническую, юридическую, санитарно-эпидемиологическую, медицинскую и иную помощь).

3. Право на защиту (право на защиту негосударственных организаций).

Обязанности - это предусмотренная АПН мера необходимого должного поведения граждан в сфере государственного управления.

Среди административно-правовых обязанностей выделяют:

1. Абсолютные – не зависят от каких-либо конкретных обстоятельств, они безусловны и возлагаются на каждого (это соблюдение правил дорожного движения, соблюдение правил санитарии, оплата налогов и иных обязательных платежей).

2. Относительные: а).возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими: 1. обязанности пользователя (студента ВУЗа, читателя библиотеки, пассажира транспортного средства и прочее). 2. Обязанности лица, получившего разрешение на совершение определенных действий или владение определенным имуществом (водители, лица, занимающиеся частной и охранной деятельностью, лица, получившие разрешение на приобретение огнестрельного оружия). б).обязанности возникающие из неправомерных действий, среди них различают: 1. Претерпевать меры пресечения. 2. Обязанности по исполнению наказания.

V.Административная ответственность граждан – это обязанность граждан в силу норм административного права претерпевать негативные правоограничения: личного, материального или организационного характера за совершение административного правонарушения.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо, что бы оно обладало административной деликтоспособностью.

Административныйделиктоспособность граждан – это способность граждан в силу норм права нести ответственность за совершенное административное правонарушение.

Условия деликтоспособности граждан:

1. Достижение лицом установленного возраста

2. Вменяемость (нормальное состояние психической сферы человека).

18.11.11

В особую группу следует выделить статусы лиц, совершивших уголовные преступления и административные проступки. Действующим административным законодательством установлены различные ограничения для этих лиц:

1. Гражданин, который имел или имеет судимость, не может быть принят на службу в ОВД, в органы и учреждения прокуратуры, в таможенные органы и прочее, а в связи с осуждением за преступление, он подлежит увольнению со службы.

2. Не подлежат призыву и не могут добровольно поступить на военную службу по контракту, граждане, привлекавшиеся к уголовной ответственности или имеющие судимость за тяжкие преступления.

3. Не выдаются лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью.

4. К лицам, совершим тяжкие преступления, применяется такая мера административного принуждения, как административный надзор ОВД (по решению суда), как наблюдение за ходом социальной реабилитации.

5. Ограничение на выезд за пределы РФ для лиц: 1. Задержанных по подозрению совершения преступления, либо привлеченных в качестве обвиняемых до вступления в законную силу приговора суда, или до вынесения решения по делу. 2. Если лицо осуждено за преступление, то до отбытия наказания или до освобождения от него.

6. Не выдается лицензия на приобретение оружия для лиц, имеющих судимость за совершение умышленного преступления.

7. Не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса и «лица, имеющие не снятую или не погашенную судимость, а также подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение Законодательства об выборах и референдумах».

8. И прочее.

Это далеко не полный перечень ограничений, отражающий специфику административно-правового статуса лиц, совершивших преступление и административные правонарушения.

Специфика названных и ряда других административно-правовых ограничений, статусов лиц состоит в том, что они не являются наказаниями, а лишь связаны с ними, т.к. обеспечивают и дополняют карательное воздействие иными неблагоприятными последствиями совершения противоправного деяния. Их главная задача – это не усиление кары, а предупреждение рецидива в совершение противоправного деяния.

VI.Юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Юридические гарантии – это закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления.

Виды юридических гарантий:

1. Нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления (Конституция РФ, ФЗ, Постановления правительства и прочее).

2. Ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан (подача жалобы).

3. Право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц.

4. Право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

5. Прокурорский надзор.

6. Обращение граждан.

Способы защиты прав граждан.

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ, является важнейшим, естественным и неотъемлемым правом гражданина. Государство легализует это право, т.е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации и устанавливает обязанность государственных органов и их должностных лиц принимать в определенные сроки меры по защите прав и свобод граждан, и таким образом оно становится юридическим правом.

Существуют 2 главных направления юридической защиты личности:

1. От преступлений деликтов и иных неправомерных действий других граждан и юридических лиц.

2. От неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти (административный произвол).

Основные средства защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений некомпетентности в деятельности властвующих субъектов можно обозначить так:

1. Создание организаций и независимых институтов гражданского общества, способных оказывать помощь гражданам (адвокатура, общество по защите прав потребителей и прочее), а также иные средства (средство массовой информации и добровольные общества).

2. Организация работы уполномоченных государственных органов (суды, прокуратура, государственные инспекции, комиссии и прочее), их главнейшая задача – это защита общественного порядка и общественной безопасности.

3. Активная деятельность самих граждан, использующие предоставленные им права.

4. Процессуальная защита.

Все названные средства защиты между собой тесно связаны и используются чаще всего одновременно, т.е. гражданин защищает свои права самостоятельно – необходимая оборона; отказ от выполнения незаконного распоряжения должностного лица и прочее. Но чаще всего лицо обращается за защитой к государственным или негосударственным организациям.

Право граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к их должностным лицам.

Такое право закреплено ст. 33 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Обращение граждан к субъектам власти – это главное средство реализации и защиты их прав, а также они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов публичной власти и исправить их ошибки.

Действующим законодательством РФ различают 3 основные формы обращения граждан:

1. Предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию нормативно-правовых актов, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений и улучшению социально-экономических и иных сфер деятельности государства и общества.

2. Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав, свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении нормативно-правовых актов, либо о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и их должностных лиц.

3. Жалоба – это сообщение гражданина о нарушении его прав, свобод и просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Помимо названных существуют и иные формы обращения:

1. Ходатайства – это письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическим или юридическим лицом определенного статуса прав, свобод и прочее.

2. Коллективные обращения граждан – это обращение 2-х или более лиц, в том числе принятые на митингах и собраниях.

21.11.11

Право граждан на административную жалобу.

Все жалобы граждан делятся на 2 типа:

1. Административные – направленные субъектом публичной исполнительной власти и рассматриваемые во вне судебном порядке.

2. Судебные – направляемые в суды и рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского, административного, арбитражного или конституционного судопроизводства.

Административные жалобы также могут подаваться и в суды (по вопросам несвоевременного рассмотрения дела; по возврату изъятого имущества; на грубость сотрудников аппарата суда и т.д.), но рассматриваются такие обращения не судом, а руководителем суда (председателем суда) в соответствии с нормами административного права.

Административная и судебная жалобы различаются не адресатом, а порядком рассмотрения.

Судебная жалоба:

1. Подается в суд.

2. Рассматривается в порядке осуществления правосудия.

3. Результат ее рассмотрения – это акт правосудия.

Административная жалоба:

1. Подается субъекту публичной власти.

2. Рассматривается в порядке, установленном нормами административного права.

3. По результатам её рассмотрения принимается публичный акт или дается мотивированный ответ.

Среди административных жалоб по правовым признакам различают:

1. Общие жалобы – порядок рассмотрения, которых регулируется ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан в органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления» от 2.05.06 г. Право на общую административную жалобу является абсолютным неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый может свободно, добровольно подать жалобу по любому значимому для него вопросу. Для данного решения не нужно чьего либо предварительного согласия. Право на жалобу не ограничено по содержанию и обжалованы, могут быть любые действия (бездействия) сотрудников любых организаций, расцениваемые как не правильные. По одному и тому же факту гражданин может обращаться несколько раз в один и тот же орган, либо в разные органы.

2. Специальная жалоба – порядок и основания производства, по которым регулируются специальными нормами, содержащимися в уставе связи, дисциплинарном уставе вооруженных сил, трудовом, таможенном кодексах и прочее. Специальная административная жалоба чаще всего является дополнительным способом защиты прав, но оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, оно дополняет его (например, специальная административная жалоба государственных гражданских служащих, рассматриваемая в порядке установленном ФЗ «О государственной гражданской службе»; жалоба на акты налоговых органов, подача и рассмотрение которых регулируется ст. 137-141 Налогового Кодекса РФ и прочее).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.164 (0.034 с.)