Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Административно-правовой статус коллективных субъектов (органов исполнительной власти).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место, т.к. это самая многочисленная группа субъектов права. Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства, выступает от его имении наделен государственно властными полномочиями, которые состоят в том, что это право издавать юридические акты от имени государства, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе и такие, как убеждение, стимулирование и принуждение. Исполнительная власть образована в соответствии с законодательством на основании Конституции РФ и она призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, административно-политической сферы жизнедеятельности общества и государства, а также заниматься межотраслевым управлением. Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Все субъекты органов исполнительной власти обладают административной правосубъектностью, их статус закреплен Конституцией РФ, ФЗ, Законами субъектов РФ, и определяется конкретным назначением, местом и ролью в системе государственного управления. Основные признаки органов исполнительной власти, по которым их можно отличить и отграничить от иных административных органов. 1. Любой орган исполнительной власти, являющийся одной из ветвей государственной власти в РФ, представляет собой государственную организацию, организуемую и финансируемую за счет средств федерального бюджета, либо за счет средств бюджета, соответствующего субъекта РФ. В связи с этим органы исполнительной власти следует ограничивать от исполнительно распорядительных органов местного самоуправления, которые не являются государственными организациями, образуются и финансируются муниципальными образованиями и действуют от их имени. 2. Любой орган исполнительной власти является административным органом, но в отличии отиных административных органов, обязательно входит в установленную законодательством систему: федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с указами президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9.03.04 г. и «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.08 г. (с учетом внесенных в них изменений и дополнений). 3. Любой орган исполнительной власти действует в пределах всей или определенной части территории РФ, на которую распространяется его административная компетенция и внешне властные административные полномочия (по изданию юридически властных актов). 4. Любой орган исполнительной власти в целях реализации предоставленной ему компетенции наделяется правом совершать внешне властные, юридически значимые действия. Система органов исполнительной власти РФ – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых органов исполнительной власти, образованных и действующих на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, Указами президента РФ, Конституциями (уставами) и Законами субъектов РФ. В систему органов исполнительной власти РФ входят 2 группы органов: I. Федеральные органы исполнительной власти: 1. Правительство РФ – это высший исполнительный орган государственной власти в РФ, возглавляющий всю систему органов исполнительной власти государства. Является коллегиальным органом исполнительной власти общей компетенции и осуществляет общее руководство деятельностью подведомственных ему иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ состоит из председателя правительства, заместителей председателя правительства и федеральных министров. Правовой статус правительства РФ определяется главой 6 Конституцией РФ и ФКЗ «О правительстве РФ» от 17.12.97 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Конституция не устанавливает срока функционирования федерального правительства, но предусматривает 2 формы прекращения деятельности – сложение полномочий и отставка. После избрания нового президента правительство слагает свои полномочия, но по его поручению продолжает действовать, пока не будет сформировано новое правительство (не более 2 месяцев). В отставку правительство уходит коллективно, как по своей инициативе, так и по инициативе президента РФ, но после одобрения соответствующего указа Федеральным Собранием. 2. Иные федеральные органы исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции: - Федеральные министерства – осуществляют функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в установленной актами президента РФ и правительства РФ в сфере деятельности. В целях осуществления правового регулирования в соответствующей сфере деятельности федеральные министерства в праве принимать нормативно-правовые акты по вопросам своей компетенции; осуществлять координацию и контроль деятельности, находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также может осуществлять координацию деятельности государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, государственный фонд занятости населения РФ). Федеральное министерство возглавляет федеральный министр, входящий в состав федерального правительства РФ. В зависимости от подчиненности федеральные министерства подразделяются: 1. Федеральные министерства, находящиеся в непосредственном ведении президента РФ, который осуществляет руководство их деятельностью – МВД РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел РФ, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции РФ. 2. Федеральные министерства, находящиеся в непосредственном ведении правительства РФ, которое осуществляет руководство их деятельностью – Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство экономического развития РФ и прочее. – Федеральные службы – осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью и общественной безопасности. Федеральная служба возглавляется руководителем (директором) и является едино начальным органом. Федеральные службы в зависимости от подчинения разделяются: 1. Президент РФ – ФСБ РФ, Федеральная служба охраны РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ (служба спец связи), Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. 2. Правительство РФ – Федеральная антимонопольная служба РФ, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу. 3. Федеральные службы, входящие в систему определенных федеральных министерств и находящиеся в их ведении – ВСИН РФ входит в Министерство юстиции РФ; Федеральная служба по труду и занятости входит в систему министерства здравоохранения и социального развития. И прочее. – Федеральные агентства – осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и иные правоприменительные функции за исключением по контролю и надзору. Федеральные агентства в зависимости от подчиненности делятся: 1. Президент РФ – управление специальных программ президента РФ, управление делами президента РФ. 2. Правительство РФ – федеральные агентства по рыболовству, федеральное космическое агентство, федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ, федеральное агентство по поставкам вооружения военной и специальной техники, и материальных средств и прочее. 3. Федеральные агентства входящие в систему соответствующих федеральных министерств и находящиеся в их ведении – федеральное агентство специального строительства, находящееся в ведении Министерства обороны РФ, федеральное агентство воздушного транспорта, находится в ведении Министерства транспорта. Структура федеральных органов исполнительной власти, т.е. перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию президентом РФ, правительством РФ возложенных на них задач и полномочий, предлагается правительством РФ и утверждается соответствующим указом президента РФ. II. Органы исполнительной власти субъектов РФ – система, организационно-правовые формы, наименования, функции и полномочия органов исполнительной власти в каждом отдельно-взятом субъекте РФ определяются в Конституции (уставе), а также в принимаемых на их основе законов соответствующих субъектов РФ. В то же время при определении системы и правового статуса органов исполнительной власти, все субъекты РФ обязаны исходить из общих принципов организации исполнительной власти в субъектах РФ. Определяемых Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах, организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.99г (с учетом всех внесенных изменений и дополнений). В соответствии с ч.1 ст. 17 названного ФЗ в субъектах РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим органом государственной власти (Правительство) субъекта РФ, которое возглавляет руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ определяет перечень иных исполнительных органов государственной власти субъекта РФ (министерство, комитеты, управление, департаменты и прочее). 25.11.11 Административные органы, не входящие в систему органов исполнительной власти РФ: 1. Государственные должностные лица и должностные лица местного самоуправления –это единоличные административные органы, действующие непосредственно от имени РФ или соответствующего субъекта РФ, и наделенные комплексом необходимых для реализации возложенных на них административных функций внешних, административно-властных полномочий. К числу таких должностных лиц относятся: президент РФ, уполномоченный по правам человека РФ – наделяются действующим законодательством значительным объемом административных полномочий. Особое место в числе единоличных административных органов занимает президент РФ, который согласно ст. 80 Конституции РФ является высшим должностным лицом государства и соответственно высшим должностным лицом в системе административных органов РФ. Место и роль президента РФ в административно-публичной сфере и системе административных органов РФ в целом сводится к тому, что: 1. Формирует состав высшего исполнительного органа государственной власти РФ (правительство РФ), назначает руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (губернаторов и глав республик). 2. Определяет и утверждает по представлению правительства РФ систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. 3. Определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ, реализуемые в соответствующей части федеральными органами исполнительной власти. 4. Осуществляет общее руководство деятельностью подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти. 5. Осуществляет общий контроль и надзор за деятельностью правительства РФ, а также иных федеральных органов исполнительной власти (органов исполнительной власти субъектов РФ). 6. Осуществляет общее руководство вооруженными силами РФ, иными войсками, специальными формированиями. 2. Счётная палата – являются постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым федеральным собранием РФ и подотчетным ему. В соответствии с ФЗ «О Счетной палате РФ» - данный орган организует и осуществляет государственный контроль за своевременным исполнением расходных и доходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению, а также государственный контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждений РФ. 3. Центральный банк РФ и его территориальные органы в субъектах РФ. В соответствии с положениями ФЗ «О центральном банке РФ» - центральный банк РФ осуществляет как нормативное, так и индивидуальное правовое регулирование отношений, возникающих в сфере функционирования денежной и банковской системы РФ. В целях осуществления регулирования, он издает соответствующие нормативно-правовые акты (устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и правила проведения банковских операций; осуществление разрешительных, регулирующих и надзорных функций в отношении не подчиненных ему организационно-коммерческих банков и иных кредитных организаций, и прочее). 4. Центральная избирательная комиссия РФ и нижестоящие избирательные комиссии, образуемые на территории РФ. В соответствии сположениям ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» - избирательные комиссии осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ. В пределах своей компетенции наделяются внешними административно-властными полномочиями в частности правом регистрировать кандидатов, принимать властные решения по вопросам организации и проведения выборов (референдумов), контролировать соблюдение действующего избирательного законодательства. 5. Органы прокуратуры РФ – представляют собой федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ, федерального законодательства и иных законов, действующих на территории РФ. 6. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления – осуществляют внешнюю административно-публичную деятельность на территории соответствующего муниципального образования (городских, сельских поселений, районов) и наделены соответствующими внешними административными полномочиями. Осуществляют управление и распоряжение муниципальным имуществом, организуют функционирование муниципального ЖКХ, муниципального транспорта, муниципальных учреждений культуры, образования, здравоохранения и прочее. По своему содержанию, формам и методом осуществления деятельности эти органы выполняют административно-регулятивные функции, схожие с деятельностью органов исполнительной власти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.75 (0.012 с.) |