Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Механизм административно-правового регулирования (АПР).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Понятие и элементы механизма АПР. 11.11.11 Механизм административно-правового регулирования – это совокупность административно-правовых средств, которые воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства. Элементы механизма АПР: 1. Принципы административного права 2. Административно-правовые нормы 3. Акты официального толкования норм административного права 4. Применение (реализация) административно-правовых норм 5. Административно-правовые отношения I. Принципы административного права – основополагающие идеи и требования, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность: 1. Демократизм нормотворчества и реализация права – проявляется в участии населения в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые ими органы власти) формирование норм административного права, а также проявляется в степени подконтрольности и открытости правоприменительных органов к гражданам. 2. Равенство граждан перед законом и правоприменителем – все граждане независимо от пола, расы, национальности, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также от иных обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. 3. Взаимная ответственность государства и личности – юридическую ответственность должна нести не только личность за нарушение норм административного права, но и государства в лице его органов и должностных лиц за нарушение, либо за ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед личностью. 4. Принцип федерализма – разграничение компетенции органов власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. 5. Гуманизм – соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан, а также юридическое признание приоритетов, ценностей личности. 6. Законность. 7. Принцип справедливости – требование соответствия поведения субъекта юридическим последствиям за его результат. В законодательстве существует 2 способа закрепления принципов административного права: 1. Текстуальный – когда принцип закреплен в конкретной статье закона. 2. Смысловой – принцип вытекает из анализа содержания нормативного акта. II. Административно-правовые нормы. Любая отрасль российского права состоит из юридических норм, представляя собой их организованную совокупность. Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений. Административно-правовые нормы (АПН) – это санкционированные субъектами публичной власти правила поведения, регулирующие отношения, возникающие в сфере деятельности публичной исполнительной власти и осуществление административного судопроизводства. По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на: 1. Регулятивные – связанные с регулированием деятельности как негос. коммерческих организаций, так и общ.объединений с разрешением возникающих коллективных споров между гражданами и государственными органами; органами местного самоуправления и предпринимателями и прочее. Регулятивные нормы предполагают использование таких правовых средств как уведомление о начале деятельности, регистрационный и лицензионный порядок, заключение административных договоров и прочее. 2. Охранительные – т.е. направленные на поддержание обороноспособности страны, общественного порядка, общественной безопасности, охрану окружающей природной среды, сбор налогов и других обязательных платежей, и прочее. Охранительные нормы устанавливают обязательные правила поведения, запреты и ограничения на те, или иные действия. По предмету регулирования АПН делятся на: 1. Материальные– юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников, регулируемых управленческих отношений. Материальные АПН предусматривают как правило запреты и ограничения на ту или иную деятельность, а также административные санкции за их нарушение; компетенцию соответствующих органов по применению санкций, содержащихся в материальных АПН. По методу воздействия на поведение субъекта материальные АПН делятся на: 1. Обязывающие нормы (предписывают совершение определенных действий). 2. Запрещающие нормы (предусматривают запреты на ту или иную деятельность в определенных условиях). 3. Разрешительные или дозволительные нормы. 4. Стимулирующие или поощрительные нормы. 5. Регистрационные или уведомительные нормы. 6. Рекомендательные нормы. 2. Процессуальные – определяют общие правила, порядок, процедуру нормотворческой правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов государственного управления, а также других субъектов административного права. Процессуальные нормы регулируют отношения по реальному исполнению положений, содержащихся в материальных АПН (в институте государственной службы к процессуальным нормам относятся: порядок поступления на службу; перемещение служащего на должность; проведение аттестации и прочее). По критерию предела действия норм они делятся на: 1. Общеобязательные нормы (федеральные нормы, субъектов РФ и муниципальных образований). 2. Внутри аппаратные (общие аппаратные, межведомственные, ведомственные локальные, т.е. нормы, действующие в органе публичной администрации). По действию во времени АПН делятся на: 1. Срочные (введенные в действия на определенный срок). 2. Бессрочные (срок действия которых заранее не установлен). Структура АПН. Это ее внутренне строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры АПН: 1. Гипотеза – характеризует условия, при наступлении которых норма начинает действовать. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения и прекращения административного правоотношения. 2. Диспозиция - содержит правило должного поведения субъектов управления. Выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения (запреты или ограничения на те, или иные действия). 3. Санкция – это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушения АПН. Чаще всего санкция предусматривает меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя норм. В АПН, предусматривающих составы административного права, нарушенная гипотеза чаще всего сливается с диспозицией. Вопрос 3 позже. III. Применение (реализация) АПН. Реализация норм административного права представляет собой сознательный процесс претворения в жизнь властной воли субъектов административных правоотношений. Это выражается в поведение субъекта в соответствии с требованиями нормы. Существуют следующие способы реализации АПН: 1. Исполнение – заключается в активных действиях субъектов права по выполнению обязанностей (предписаний), содержащихся в норме. 2. Соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий – от исполнения оно отличается пассивным поведением субъектов. 3. Использование – субъект сам принимает решение воспользоваться ему или нет предоставленным правом (право на жалобу). 4. Применение – состоит в принятии компетентным органом власти индивидуального, юридически властного решения, т.е. акта, на основе действующей нормы (федеральный закон постановление правительства инструкция министерства). Элементы административно-правового регулирования. Административно-правовое отношение – это урегулированные нормами АПобщ.отношения, складывающиеся в сфере деятельности публичной исполнительной власти и осуществление административного судопроизводства. АПО являются разновидностью правоотношений вообще, но имеют вои особенности: 1. Права и обязанности сторон в этих отношениях, связаны с деятельностью публичной администрации и с осуществлением административного судопроизводства. 2. В данных отношениях одной из сторон всегда выступает субъект административной власти. 3. Данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон, при чем согласие другой стороны, не требуется. 4. В случае нарушения АПН нарушитель несет ответственность перед государством. 5. Разрешение споров между сторонами, как правило осуществляется в административном порядке (во вне судебном). По юридическому характеру АПО делятся на: 1. Материальные – общественные отношения, возникающие в сфере управления, урегулированные материальными АПН. 2. Процессуальные – общественные отношения, складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, урегулируемыхпроцессуальными АПН. АПО имеют свою структуру и представлено следующими элементами: 1. Субъект – участник АПО, обладающий административнойправосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями. Виды субъектов: 1. Физические лица. 2. Государственные органы и их структурные подразделения. 3. Государственные служащие. 4. Общественные объединения. 5. Предприятия, учреждения, организации и прочее. 2. Объект – это то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено АПО. Виды объектов: 1. Предметы материального мира (земля,леса, водные ресурсы, деньги). 2. Продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и другое). 3. Личные неимущественные блага (жизнь, честь, достоинства). 4. Поведение участников правоотношений (действия или бездействия). 5. Результаты поведения участников правоотношений (последствия к которым привели действия или бездействия). 3. Содержание – совокупность прав и обязанностей участников АПО. Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения АПО. Юридические акты делятся на: 1. Действия – это юридические факты, являющиеся результатом активного волеизъявления людей (подача жалобы в орган исполнительной власти, осуществление надзорной проверки и прочее). Особой разновидностью действий являются юридические формы исполнительной деятельности, т.е. индивидуальные акты управления. 2. События – это явления на прямую, не зависящие от воли субъекта (стихийные бедствия, смерть, рождение). В условиях стихийных бедствий действуют иные соответствующие полномочия органов исполнительной власти, т.е. ограничения в их деятельности. 14.11.11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.011 с.) |