Тема 1. Административное право как отрасль российского права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Административное право как отрасль российского права.



Тема 7. Негласная деятельность государственной администрации.

1. Виды негласной деятельности государственной администрации.

2. Режим секретности в России.

3. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД).

 

Тема 1. Административное право как отрасль российского права.

1. Понятие административного права.

2. Предмет и метод административного права.

3. Система административного права.

4. Источники административного права.

Вопрос 1.

Административное право России как понятие многогранно и рассматривается в 3 проявлениях:

1. Как отрасль Российского права в системе национального права, т.е. система административно-правовых норм (АПН), действующих на всей территории государства.

2. Как наука, изучающая административные отношения и формирующая на их основе знания о принципах, нормах и институтах.

3. Как учебная дисциплина, основанная на данных науки и практики.

Административное право РФ – это отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления и иных отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении разных форм государственной деятельности, а также отношения, которые возникают в сфере исполнительной власти.

АПН также как и иные правовые нормы устанавливаются только государством.

Реализация АПН обеспечивается экономической, организационной, социально-культурной и иной деятельностью, и гарантируется принудительной силой государства.

Нормы административного права:

1. Регулируют статус и порядок образования органов исполнительной власти, иных органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с иными органами государственной власти, а также общественными объединениями, иными негосударственными формированиями и гражданами.

2. Определяют правовое положение физических и юридических лиц в сфере управления.

3. Устанавливают формы и методы государственного управления.

4. Регулируют порядок прохождения государственной службы в органах управления и в других государственных органах; администрирование в учреждениях и организациях, определяют права и обязанности органов исполнительной власти, а также правовое положение органов местного самоуправления в сфере государственного управления.

5. Определяют способы обеспечения, соблюдения законности в государственном управлении.

6. Регулируют управленческие отношения в социальной, культурной, политической и в хозяйственных сферах, и прочее.

Являясь составной частью российского права, административное право тесно связано со всеми отраслями права, т.к. совместно регулируют общественные отношения, а именно:

1. С Конституционным правом – регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, вопросы организации государственной власти и ее осуществление на основе разделения властей.

2. С Финансовым правом – это общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, а также возникающие в процессе аккумуляции и распределения денежных средств, составляющих денежные фонды государства, определяет компетенцию финансовых и налоговых органов, регламентируя порядок и организацию из деятельности.

3. С Гражданским правом – общ.отношения имущественного характера в сфере полномочий исполнительной власти и ее должностных лиц.

4. С Уголовным правом – общ.отношения в сфере борьбы с правонарушениями.

Вывод: специфика и отличие административного права от иных отраслей права состоит в том, что оно регулирует, прежде всего, управленческие отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и исполнительной деятельности государства в лице его уполномоченных органов.

Вопрос 2.

Отрасли российского права отличаются друг от друга прежде всего предметом и методом правового регулирования.

Предметом любой отрасли права является круг общ.отношений, который регулируется ее нормами.

Предмет административного права – это совокупность общ.отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти, регулируемых нормами административного права.

Данная группа общ.отношений не посредственно связана с государственно управленческой деятельностью.

Однако давая определение предмету административного права необходимо обратить внимание на следующие исключения:

1. Не все управленческие отношения включаются в предмет административного права, а именно отношения, складывающиеся в связи с управлением в не государственных формированиях – в коммерческих организациях, общ.объединениях; но в то же время нормы АП все же оказывают свое воздействие на деятельность этих формирований.

2. Не все отношения с участием органов исполнительной власти включаются в предмет административного права (приобретая имущество тот или иной орган исполнительной власти совершает имущественную сделку в соответствии с нормами ГП).

Предмету исследования административного права, как к науке относится:

1. Правовое положение граждан в сфере государственного управления.

2. Правовой статус органов государственного управления.

3. Правовое положение негосударственных объединений в сфере управления, а также предприятий, учреждений и организаций.

4. Административно-правой статус государственных служащих.

5. Правовые формы и методы управления.

6. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

7. Административный процесс и его виды.

8. Административно-юрисдикционная деятельность и прочее.

Любая отрасль правовой системы подразделяется на правовые институты – это обособленные комплексы правовых норм, регулирующие общ.отношения конкретного вида.

Для административного права – это институты административной ответственности и административного принуждения.

Метод административного права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения.

Любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования 3 юридические возможности:

1. Запрет – фактически тоже предписание, но иного характера, а именно возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях предусмотренных правовой нормой.

2. Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях предусмотренных правовой нормой.

3. Дозволение – это юридическое разрешение совершать в условиях предусмотренных правовой нормой те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Вывод: данные юридические возможности в совокупности составляют содержание средств правового воздействия на общ.отношения.

Методы правового регулирования – это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

Методы правового регулирования, характерные для АП:

1. Метод власти-подчинения (метод прямого распорядительства).

2. Метод рекомендаций.

3. Метод согласования (регулирует отношения между участниками, не находящимися между собой в соподчинении).

4. Метод равенства (только между субъектами управления, субъекты, находящиеся на одном уровне гос. механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора).

Вопрос 3.

Система АП – это совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и норм.

Административно-правовой институт – это совокупность относительно обособленных АПН, регулирующих качественно однородную группу управленческих отношений.

Нормы АП подразделяются на нормы общей и особенной частей.

В общей части сгруппированы АПН по наиболее основным обобщающим проблемам, относящимся ко всей системе государственного управления и может быть представлена следующим образом:

1. Нормы и институты, закрепляющие принципы государственного управления.

2. Нормы и институты, регулирующие административно-правовой статус индивидуальных субъектов.

3. Нормы, определяющие порядок организации административно-правовой статус органов исполнительной власти, а также иных субъектов управления.

4. Нормы, регулирующие прохождение государственной службы и определяющие правовой статус государственных служащих, и прочее.

В особенную часть АП входят АПН, регулирующие общ.отношения, возникающие в отдельных отраслях государственного управления.

Особенная часть состоит из 3 блоков:

1. Управление экономикой – промышленность, сельское хозяйство, строительство, ЖКХ, транспортный комплекс, связь, использование и охрана природной окружающей среды, торговля, финансы и прочее.

2. Управление социально-культурной сферы – культура, образование, наука, здравоохранение, отношение в области труда и социального развития, и прочее.

3. Управление административно-политической сферы – оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция, и прочее.

Вопрос 4.

Под источниками АП в юридическом смысле понимаются формы выражения АПН и правил, т.е. те акты, в которых они содержатся.

Многообразие АПО (административно-правовые отношения) требует их нормативного регулирования, и именно этим обусловлено множество источников АП.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст.72 Конституции РФ).

Систему источников АП составляют нормативные правовые акты, изданные органами государственного управления федерального уровня, а также республик, краев, областей, автономных округов, автономной области и городов федерального значения.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Конституции РФ и Федеральному законодательству, а в случае, если существует противоречие между ФЗ и иными актами, то действует ФЗ (ч.5 ст. 76 Конституции РФ).

Виды источников АП:

1. Законы РФ – Конституция РФ и акты Федерального собрания РФ (федеральные конституционные законы (ФКЗ) и ФЗ – являются основными источниками АП; Декларации, постановления и иные акты).

2. Подзаконные федеральные акты – указы и распоряжения президента, постановления правительства РФ; приказы и распоряжения федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти.

3. Законы субъектов РФ – Конституции, уставы, законы.

4. Подзаконные акты субъектов Федерации – указы, распоряжения глав республик (губернаторов); постановления, распоряжения правительства (администрации); приказы, постановления органов исполнительной власти специальной компетенции субъектов РФ.

5. Акты органов местного самоуправления.

6. Локальные – приказы распоряжения руководителей предприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.50.220 (0.021 с.)