Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Органы исполнительной власти РФ как субъекты административного праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие и правовой статус органов исполнительной власти Под органами исполнительной власти как ветви государственной власти понимаются политические учреждения, созданные для участия в осуществлении функций этой власти и наделенных в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Правовое положение органов исполнительной власти во многом предопределяется тем, что они в своей основе все в большей степени становятся органами политического руководства в установленных сферах, ибо их функции государственного управления в принципе отделены от функций непосредственного управления хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Основы современного правового статуса органов исполнительной власти в целом могут быть охарактеризованы незначительным числом общих позиций. Исходным является тот факт, что, представляя собой одну из ветвей единой государственной власти, они пользуются относительной юридической самостоятельностью в осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Органы исполнительной власти самостоятельны в организационном и функциональном отношениях, осуществляя специфический вид государственной деятельности. Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией РФ. В качестве организационных гарантов являются Президент; органы, решающие вопросы образования соответствующих органов; органы прокуратуры. Защита прав органов исполнительной власти может быть предметом разбирательства судебных органов. Виды органов исполнительной власти В соответствии с федеративным государственным устройством различаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации. По организационно-правовым формам различаются: - правительства; - советы министров, имеющие статус правительства; - министерства; - государственные комитеты; - комитеты; - службы; - главные управления, управления; - инспекции; - агентства; - департаменты; - администрации; - мэрии и др. По характеру компетенции различаются: - общая; - отраслевая; - межотраслевая; - внутриотраслевая. По характеру разрешения подведомственных вопросов: - коллегиальные; - единогласные. По вопросам, отнесенным к компетенции министерств, других органов государственного управления, ими могут образовываться межведомственные комиссии и межведомственные советы. Полномочия их определяются совместными решениями указанных органов в пределах их компетенции. Президент РФ и исполнительная власть Статус Президента РФ определен Конституцией РФ. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной властью. Президент РФ является главой государства. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов исполнительной власти (ст. 80 Конституции РФ). Президент РФ обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти. В целом полномочия Президента РФ определены в главе 4 Конституции РФ. Правительство и исполнительная власть Правительство РФ - орган, осуществляющий исполнительную власть в РФ. Основы его правового положения, состав, порядок формирования определяются Конституцией РФ (гл. 5) и федеральными законами. Правительство РФ является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Председатель правительства РФ обладает особым статусом. Он предлагает Президенту РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров.
Правительство РФ осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ. Конкретные полномочия Правительства РФ определены в статье 114 Конституции РФ и Законе РФ "О Совете Министров - правительстве Российской Федерации". Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения. Особенности правового положения федеральных министерств, комитетов Правовое положение федеральных министерств и государственных комитетов характеризуется некоторыми общими принципами: - перечень устанавливается Правительством РФ; - они относятся к центральным органам исполнительной власти и действуют в пределах своей компетенции в масштабе РФ; - большинство этих органов работает под непосредственным руководством Правительства РФ; - положение о каждом федеральном министерстве, государственном комитете утверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ; - министры, председатели государственных комитетов назначаются на должность Президентом РФ; - министерства и государственные комитеты пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, правительством, между собой, однопрофильными нижестоящими органами. Федеральные министерства и государственные комитеты являются еди-ноначальными органами. Федеральные ведомства, помимо министерств и государственных комитетов, относятся к органам исполнительной власти. Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут входить в состав министерств и государственных комитетов. В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы исполнительной власти могут быть сведены условно в следующие группы: - органы, осуществляющие руководство отраслями, либо их однородными комплексами; - органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию; - органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах предоставленной им компетенции специализированные функции вневедомственного значения; - органы по определенным общегосударственным социально-экономическим функциям;
- иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции. Органы исполнительной власти субъектов федерации По отношению к единой системе исполнительной власти РФ необходимо различать две группы исполнительной власти субъектов федерации. Первую группу составляют органы, которые вместе с федеральными органами исполнительной власти образуют единую систему. Ее основу составляют пределы ведения РФ и полномочия РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации, образуемым по предметам ведения, не отнесенным к ведению РФ и ее совместному ведению с субъектами федерации (п. 2. ст. 77 Конституции РФ). Субъекты федерации формируют свои системы органов в соответствии с нормативно-правовыми актами, устанавливающими общие принципы организации их органов государственной власти. В систему государственной власти субъектов федерации входят: президенты, главы субъектов федерации, главы их администраций (губернаторы). Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют разнообразные полномочия в отношении коммуникаций - транспортное обслуживание населения, работы по развитию средств связи и т.д.; в области социально-культурной деятельности - создают органы образования, здравоохранения и т.д.; в области административно-политической деятельности - руководят подчиненными органами милиции, выполняют законодательство о воинской обязанности и т.д; в области экономики - осуществляют строительство, обеспечивают планирование и использование земель и т.д. Имеет свою особенность исполнительная власть в г. Москве, которая определена Уставом г. Москвы (принят Московской городской думой 28.06. 1995 г.). Территориальными единицами Москвы являются территориальные округа, районы, имеющие наименования и границы, закрепленные городскими правовыми актами. Исполнительную власть в г. Москве осуществляет городская администрация (мэрия г. Москвы). Высшим должностным лицом исполнительной власти является мэр. Он возглавляет правительство г. Москвы. Префекты административных округов являются должностными лицами городской администрации. Органом власти района является районная управа. Она состоит из районного собрания и главы управы. Районная управа обеспечивает решение вопросов местного значения, руководство хозяйственными и социальными службами района.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.71 (0.009 с.) |