Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административное управление в области культуры

Поиск

Управление в области культуры предполагает государственное регулирование в сфере сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, правовое обеспечение культурной деятельности. Соответственно правовая регламентация в том или ином объеме распространяется на книгоиздание и библиотечное дело, телевидение и радиовещание, кинематографию, различные виды искусства.

Главное при этом заключается в том, чтобы государственно-управленческая деятельность создавала условия для свободного развития культурной деятельности, для ее стимулирования и, конечно, для ее защиты от проникновения в сферу культуры чуждых общественной нравственности веяний.

Культура – многозначное социальное явление, относящееся к сфере духовной жизни. Это учитывается при построении системы государственного управления, что находит свое выражение в функционировании нескольких отраслевых систем.

Наиболее масштабна деятельность Министерства культуры РФ (Минкультуры России) – федерального органа исполнительной власти, проводящего государственную политику в порученной, ему сфере.

Данную сферу в ее собственном смысле составляют учреждения театрального и художественного искусства, библиотеки, музеи и т.п.

Минкультуры призвано создавать условия для сохранения и развития культуры всех народов Российской Федерации; обеспечивать охрану историко-культурного наследия и государственный учет его объектов; контролировать соблюдение установленного порядка использования этих объектов; осуществлять контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей.

В непосредственном ведении Минкультуры находятся объекты федерального значения, статус которых определяется Правительством РФ. Это, например. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

При Минкультуре образована Государственная комиссия по реституции культурных ценностей, участвующая в урегулировании взаимных претензий России и иных государств по возвращению культурных объектов, захваченных во время войны.

Минкультуры осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства об охране культурного наследия; приобретает произведения изобразительного, прикладного и музыкального искусства, драматургии; проводит смотры, конкурсы, фестивали, организует выставки, музейный и библиотечный обмен; руководит библиотечным делом; лицензирует музейную деятельность.

Государственный комитет РФ по печати (Роскомпечатъ) реализует государственную политику в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книго распространения.

В ведении комитета находятся государственные издательства, полиграфические предприятия и предприятия оптовой книжной торговли.

Центральной задачей Роскомпечати является защита свободы слова и независимости прессы; создание условий организации и функционирования федеральных, межрегиональных, региональных и местных издательств, газет и журналов; лицензирование издательской и полиграфической деятельности; регистрация периодических изданий; контроль за соблюдением законодательства о средствах массовой информации. Лицензирование и контроль осуществляют также территориальные органы Роскомпечати.

При нарушении действующего законодательства учредителям или редакциям изданий периодической печати вносятся письменные предупреждения. Возможно обращение в суд на предмет признания недействительными свидетельств о регистрации изданий и аннулирования лицензий на осуществление издательской и полиграфической деятельности.

Государственный комитет РФ по кинематографии (Госкино России) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию деятельности по вопросам разработки и осуществления государственной политики в области кинематографии.

Госкино разрабатывает и реализует федеральные программы в порученной ему сфере деятельности, в частности, по совершенствованию кинообслуживания населения; оказывает финансовую поддержку производству и прокату отечественных кино-, видеофильмов; координирует деятельность кинорынков; контролирует соблюдение законодательства по вопросам своей компетенции.

Им осуществляется государственная регистрация художественных, документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных кино- и видеофильмов для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации. Кино видео обслуживание осуществляется на основе лицензий.

Значительное внимание Госкино и его территориальные органы уделяют в настоящее время борьбе с видео пиратством.

Нормативные акты Госкино обязательны для всех органов и организаций кинематографии независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР) обеспечивает реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания и осуществляет контроль за техническим качеством вещания.

ФСТР осуществляет меры по развитию, эксплуатации, стандартизации технической базы телевидения и радиовещания; регистрирует и лицензирует государственные (например, РТР) и негосударственные (например, НТВ) телерадиовещательные организации; координирует деятельность общероссийских и региональных телерадиоорганизаций; руководит подведомственными организациями; контролирует соблюдение всеми организациями требований, предусмотренных лицензиями. При ФСТР действует Государственная техническая инспекция по телерадиовещанию.

Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ рассматривает возникающие в сфере телевидения, радиовещания, а также печати дела, связанные с нарушением общественной нравственности, с посягательствами на свободу слова.

54)Административное управление в области образования

Система образования – общего (начальные, средние школы, гимназии, лицеи), начального профессионального (училища и т.п.), среднего специального (техникумы, колледжи и т.п.) и высшего профессионального (университеты, академии, институты) – развивается под регулирующим воздействием Министерства общего и профессионального образования РФ (Минобразование России). Оно, однако, не является единственным органом исполнительной власти, действующим в данной сфере.

Учебные заведения различного профиля могут быть подведомственны иным федеральным органам исполнительной власти. Это особенно заметно в сфере деятельности министерств обороны, внутренних дел, здравоохранения и ряда служб (например, налоговой, таможенной и т.д.). В этих условиях возрастает координирующая роль Минобразования.

Министерство общего и профессионального образования – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в образовательной сфере и координирующий в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти. Он осуществляет государственное управление общим и профессиональным образованием во всех его формах путем регулирования, а также руководства непосредственно находящимися в его ведении наиболее крупными и имеющими общефедеральное значение образовательными учреждениями. В его функции входит также общее руководство научной деятельностью вузов.

Министерство в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «Об образовании» от 13 января 1996 г.

Минобразование в пределах своей компетенции принимает меры по реализации концепции образования; контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и таких же органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в этой области; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; реализует кадровую политику в сфере образования и научной деятельности; определяет перечень профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка; определяет порядок такой подготовки; устанавливает правила приема в государственные образовательные учреждения; разрабатывает государственные образовательные стандарты; утверждает положения о государственной аттестации выпускников образовательных учреждений; устанавливает порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации таких учреждений и т.д.

К его ведению отнесено также общее руководство в сфере подготовки научно-педагогических кадров. В настоящее время в структуре Минобразования функционирует Высшая аттестационная комиссия (ВАК), призванная обеспечивать проведение единой политики в области подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации.

Минобразование создает, реорганизует и ликвидирует подведомственные ему учреждения, устанавливает для них контрольные цифры ежегодного приема обучающихся. В отношении неподведомственных образовательных учреждений, включая негосударственные и частные, оно осуществляет общее регулирование! (например, по вопросам методического характера), а также контроль за соблюдением ими законодательства об образовании.

Нормативные правовые акты Минобразования обязательны для исполнения для всех органов, в ведении которых находятся образовательные учреждения. Ему предоставлено право инспектировать все виды таких учреждений независимо от их ведомственной подчиненности и характера (например, частные).

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют примерно такие же функции и полномочия в отношении подведомственных им образовательных учреждений.

Образовательные учреждения

Все они осуществляют образовательный процесс в его различных формах (очное, вечернее, заочное, экстернат), руководствуясь утверждаемыми Правительством РФ типовыми положениями. Так, действуют такого рода положения об образовательных учреждениях дошкольного типа, о начальных, основных (девятилетних) и средних учреждениях, о вечернем образовательном учреждении, о высшем и послевузовском образовании и т.д.

Образовательные учреждения проходят лицензирование, т.е. получают в соответствующем органе управления образованием разрешение на осуществление образовательной деятельности. Кроме того, установлен порядок государственной аккредитации учреждений, суть которой в подтверждении соответствия данного учреждения требованиям законодательства об образовании, что дает ему право на приобретение государственного статуса. В частности, учреждение после аккредитации вправе выдавать своим выпускникам официальные государственные аттестаты и дипломы. Это право закрепляется выдачей государственного свидетельства, действующего в течение пяти лет. Одновременно принимается устав учреждения.

В течение этого срока образовательное учреждение проходит аттестацию, целью которой является установление соответствия его деятельности требованиям, вытекающим из лицензии и свидетельства об аккредитации, а также образовательным стандартам. По результатам аттестации учреждение может лишиться государственной аккредитации. Например, это возможно при обнаружении несоответствия его деятельности государственному образовательному стандарту, устанавливающему качественные характеристики подготовки по той или иной специальности независимо от формы образования (образовательная программа).

Контроль за правомерностью деятельности аккредитованных образовательных учреждений осуществляется Государственной аттестационной службой Минобразования. При обнаружении несоответствия образования государственному стандарту служба направляет учреждению рекламацию. Если в течение двух лет последует повторная рекламация, образовательное учреждение лишается аккредитации.

Минобразование вправе лишить образовательное учреждение лицензии в случае нарушения им условий деятельности.

Управление внутренними делами образовательных учреждений организуется в зависимости от их типа. Так, средние учебные заведения управляются советами, педагогическими советами, советами попечителей – выборными органами, возглавляемыми руководителями – заведующими, директорами. Порядок выборов и полномочия органов определяются их уставами.

Управление высшими учебными заведениями строится на следующих основах. Ученый совет является органом общего руководства, выборы в состав которого проводятся общим собранием педагогического коллектива путем тайного голосования.

Возглавляет вуз ректор, избираемый на срок до пяти лет. Итоги выборов подлежат утверждению со стороны органа управления образованием, которому данный вуз подведомствен.

Структурные подразделения вуза – факультеты, отделения. Они возглавляются деканами, избираемыми ученым советом. Кафедра – основное научно-педагогическое подразделение вуза. Заведующие кафедрами также избираются ученым советом.

Функции Минобразования в области аттестации научных и научно-педагогических кадров распространяются на всю систему вузов и научно-исследовательских учреждений. Суть их состоит в обеспечении единства требований в сфере подготовки научных кадров высшей квалификации и в осуществлении государственного контроля в этой области.

В вузах и научно-исследовательских учреждениях образуются специализированные диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций. Их создает Высшая аттестационная комиссия. Она же утверждает персональный состав советов и предметы их деятельности (перечни научных специальностей).

ВАК присуждает ученую степень доктора наук на основании ходатайства диссертационного совета, на заседании которого в результате тайного голосования была положительно оценена публично защищенная докторская диссертация. ВАК проводит научную экспертизу докторских диссертаций, причем имеет право отказать в присуждении искомой ученой степени.

Результаты публичной защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук вступают в силу с момента принятия специализированным советом соответствующего решения и не нуждаются в их подтверждении со стороны ВАК. Но аттестационная комиссия вправе проводить выборочные проверки диссертационных дел.

ВАК также присваивает по представлению ученых советов вузов и научно-исследовательских учреждений ученое звание профессора.

Ученое звание доцента, старшего научного сотрудника и др. присваивается на основании решения ученого совета руководителем соответствующего учреждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.101 (0.008 с.)